Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология личности / Самоактуализация личности как показатель ее развития и психологического благополучия

Самоактуализация личности как показатель ее развития и психологического благополучия

В условиях современных экономических и социальных преобразований к личности человека предъявляются высокие требования и, в первую очередь, к способности человека самостоятельно определять свой жизненный выбор и добиваться поставленных целей. Проблема саморазвития, самореализации и самоактуализации личности имеет важное общественное значение, так как проявляющиеся при этом творческая и  продуктивная направленность личности, способствуют развитию общества в целом [А.Г. Асмолов, Л.И. Антропова, А.А. Бодалев, Л.Г. Брылева, И.А. Витин, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина, Н.Л. Кулик, К.Ч. Мухам етжанов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Л.М. Фридман

В    научной   литературе    проблема   самоактуализации    в    основном изучалась в рамках гуманистического направления психологии личности.

Термин «самоактуализация» был введен в науку немецким психологом К. Гольдштейном в 1939 г. Значительный вклад в изучение этого процесса внесли представители гуманистической психологии. В частности, К. Роджерс [1994]    актуализацию   рассматривает   в   качестве   центрального   мотива человеческой  деятельности.  По  его  мнению,  это  врожденное  свойство, присущее  организму  и  являющееся  сутью  жизни.  Поэтому  в  процессе актуализации    участвует    «организмический»    опыт    оценивания.    При определенных условиях актуализация может быть связана с увеличением напряжений   в  жизни  человека  и     приводить   к  борьбе   (внешней  или внутренней)    и    преодолению    препятствий.    В    этой    борьбе    человек самоактуализируется. Процесс самоактуализации К. Рождерс понимал как фундаментальную тенденцию организма вырастать из простого существа в сложное,   продвигаться   от   зависимого   существования   к   независимому, переходить от фиксации и ригидности к возможности изменения и свободе выражения,   росту   социализированное™   и   одновременно   усилению   и расширению    автономии.    Самоактуализация    предполагает    постоянную открытость опыту, а также способность интегрировать субъективный опыт в более     широкое     и     более     дифференцированное     ощущение     себя.

Самоактуализацию   К.   Роджерс   представляет   как   наивысший   уровень психического   здоровья   личности   и   полного   раскрытия   личности.   В обобщенном виде ее наиболее характерные черты представлены следующим образом:     открытость  по  отношению  к  опыту  любого  типа;   отказ  от механизмов психологической защиты; намерение жить полной жизнью в любой момент времени; способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнению окружающих; возрастание доверия к своему организму; принятие себя и других такими, какие они есть; доверие человеческой природе, доброжелательность; чувство свободы в мыслях и поступках; чувство ответственности, внутренний источник (локус) выбора решений или оценочных суждений; высокий уровень творчества. Также К. Роджерс подчеркивал важность для полноценного функционирования и развития личности наличия у нее состояния конгруэнтности со своей «Я-концепцией». Переживание состояния неконгруэнтности, характеризующееся наличием несоответствия между воспринимаемым «Я» и актуальным субъективным опытом, переживается как напряжение и внутреннее замешательство.

Ф. Перлз [1993] указывал, что процесс развития человека - это процесс расширения его самосознания. Главным препятствием в достижении личностного роста и самореализации он считал наличие у человека тенденции избегания осознания своих потребностей и сущности своего «Я». Поэтому основой развития истинной, подлинной сущности человека является достижение им состояния «просветления», осознания себя самого и своих подлинных желаний. При этом в качестве непременного условия личностного развития и реализации Ф.Перлз выдвигал требование принятия ответственности за свои действия и их последствия на самого себя, без ссылок на события прошлого и обстоятельства.

В работах В. Франкла [1990] прослеживается идея о невозможности достижения самоактуализации без нахождения и осуществления смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, стремление к поиску смысла жизни и актуализация ценностей - это важнейшая мотивационная тенденция, являющаяся основной движущей силой развития личности. При этом речь идет не о поиске смысла жизни вообще, а о «специфическом смысле жизни данной личности в данный момент времени. В. Франкл особо подчеркивает необходимость быть ответственным перед жизнью, так как от выбора из массы существующих в каждый момент времени возможностей зависит то, какая из них будет обречена на несуществование, а какая будет актуализирована. В этой ответственности перед жизнью за актуализацию своего потенциала В. Франкл видит сущность человеческого существования.

Г. Олпорт [2002] указывал на наличие у человека врожденной тенденции к реализации потенциальных возможностей личности, врожденном стремлении к индивидуализации и формированию индивидуального стиля жизни, т. е. самосознания и саморазвития. При этом он подчеркивает, что основными побуждающими мотивами зрелого человека являются те, которые способствуют реализации его «предпочтительных моделей» самоутверждения и заставляют его неограниченно усложнять и напрягать свою жизнь. Проблема самоактуализации личности также рассматривалась в трудах М. Бубер, Р. Мея, Э. Шострома, которые подчеркивали идею неповторимости каждого человека и обладания им потенциала к непрерывному развитию и самореализации.

Приоритет в разработке теории самоактуализации принадлежит А. Маслоу. Один из ее аспектов - рассмотрение самоактуализации как процесса развития личности [Маслоу, 1999], который имеет место на протяжении всей жизни человека и обусловлен специфической «мотивацией развития». Рассматривая мотивацию как процесс, связанный с мотивацией развития, А. Маслоу утверждал, что человек одновременно является тем, что он есть, и тем, чем он должен стать. В своих работах А. Маслоу подчеркивал, что самоактуализация - это постепенный процесс, который происходит как накопление самих по себе незаметных приобретений [Маслоу, 1999]. Начиная с конца 80-х годов прошлого века многие аспекты теории самоактуализации получили свое развитие в таких теориях, как теория самоэффективности А. Бандура, теория временной перспективы X. Ньюттена, теория волевой регуляции X. Хекхаузена и др. Большим авторитетом на Западе пользуется теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана [Deci, Ryan, 2008].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что

взгляды зарубежных исследователей, обращавшихся к проблеме

самоактуализации, во многом сходны. Самоактуализация, по их мнению, -

это присущая человеку тенденция к максимальному развитию своих

потенциальных возможностей, стремление наиболее полно выразить себя

самого и «стать тем, кто ты есть». В качестве наиболее характерных черт

самоактуализирующейся личности называются: принятие себя и других;

объективное восприятие реальности, свободное от стереотипов;

независимость  суждений, нонконформизм;         ответственность;

доброжелательность к людям; наличие позитивных жизненных ценностей; увлеченность и преданность какому-либо делу; устойчивость к фрустрациям; творческий подход ко всему.

Важный вклад в развитие теории самоактуализации внесли и отечественные ученые [Антропова, 2002; Брылева, 2002; Витин, 2002 и др.].

Самоактуализация рассматривается И.А. Витиным как процесс, предполагающий постоянное осознание личностью перспективы собственного и общественного развития, умение видеть альтернативы, осознание ответственности за свой выбор, овладение индивидуальным стилем деятельности благодаря своему делу. При этом автор особо подчеркивает этические, психологические и педагогические аспекты самоактуализации.

Л.Г. Брылева рассматривает с культурологических позиций методологические проблемы самореализационной парадигмы в гуманистическом движении второй половины XX века. По ее мнению, самореализация личности - это оптимальный и целостный способ ее самоосуществления в совокупном континууме Культура — Социум. Самоактуализация - это путь самораскрытия, ведущий в экзистенциальные глубины к Сущности человека, к его Сокровенному Ядру, где происходит его Встреча с Абсолютом.

Л.И. Антропова рассматривает в философском аспекте самореализацию личности человека как источник, побуждающий к поиску Смысла Жизни и как фактор духовного роста.

В работах отечественных психологов проблема самоактуализации личности рассматривается с точки зрения реализации человеком своих потенциальных возможностей (самореализация, самоосуществление, саморазвитие, самосозидание, развитие индивидуальности, достижение вершины развития). Так, большой вклад в понимание данной проблемы внес Б.Г. Ананьев, работы которого посвящены изучению процесса становления целостности личности как многоуровневой системы и процесса превращения ее из объекта социальных воздействий в субъект индивидуального и общественного развития на протяжении всего жизненного пути. «Согласно Ананьеву, в становлении и развитии личности решающую роль играют общественные отношения: экономические, политические, правовые, национальные, расовые, классовые, профессиональные и др. Совокупность этих отношений выступает для личности как система социальных ожиданий, требований, предписаний, ограничений, но также как поле возможностей и альтернатив» [Цит. по: Анцыферова, 2006, с. 81]. Включаясь в различные виды деятельности, человек реализует свой природный и накопленный в процессе жизни потенциал. В результате формируется его индивидуальность, которую Б.Г.Ананьев относил к высшему типу новообразований. Через развитие индивидуальности осуществляется развитие человека как индивида, личности, субъекта деятельности. В развитии индивидуальности посредством активной творческой деятельности и использования всех ресурсов индивидной организации реализуются социальные задачи и установки личности. Таким образом, развитие индивидуальности является итогом жизненного пути человека [Ананьев, 2001].

В психологии и педагогике теорию самоактуализации развивают А.Г. Асмолов, П.И. Пидкасистый, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Л.М.Фридман, М.Г. Гарунов и др. П.И. Пидкасистый пишет, что в современной педагогике развитие человека рассматривается как процесс, детерминированный внутренними противоречиями, психофизическими особенностями индивида, социальными ситуациями, представляющими собой особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении [Пидкасистый, 2005].

В процессе обучения ребенок усваивает культуру тремя основными путями: 1) путем «стихийного воспитания» - через подражание в референтной группе, 2) планомерно, в соответствии с планами и целями, которые задает воспитатель, 3) путем саморазвития и самовоспитания. Этот путь осваивается в подростковом возрасте в ходе социализации, по мере того, как ученик прекращает исполнять роль учащегося, полностью ведомого учителем.

П.И. Пидкасистый, Л.М. Фридман и М.Г. Гарунов сущность процесса самоактуализации в образовательном пространстве видят в передаче, трансляции от воспитателей к воспитуемым способов, методов и путей, посредством которых человек может стать тем, кем он может стать.

В акмеологии [Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьмина и др.] под самоактуализацией понимается процесс перехода потенциальных характеристик человека как специалиста в актуальные как в самом процессе профессиональной деятельности, так и в период подготовки к ней, в процессе обучения, в том числе и школьного. В этом аспекте самоактуализация рассматривается в качестве необходимой формы движения человека к личностной зрелости и вершинам профессионализма.

Исследования Т.И. Пашуковой [2001] показывают, что существуют люди, демонстрирующие краткосрочную целеустремленность и мобилизованность на предельном для них уровне своих физических и духовных резервов, что позволяет им выходить на вершину своего развития и совершать максимальные по их меркам деяния, и чувствующие после их свершения пустоту и потерю смысла жизни. Причины этого заключаются в том, что у таких людей не сформирована стратегия жизни, предполагающая постоянное движение к осуществлению все новых и более трудных, чем прежде, замыслов, результаты которых нужны были бы не только самому человеку, но и всем людям. Стержнем личности таких людей часто является эгоцентрическая направленность. Эти исследования экспериментально подтверждают утверждения представителей гуманистической психологии о необходимости для процесса полноценной самоактуализации наличия позитивной социальной направленности на дело, находящееся вне самой личности.

Проблема развития полноценной личности и достижения ею высот в своем развитии через нахождение смысла жизни нашла отражение в работах С.Л. Рубинштейна, который писал, что процесс переосмысления бытия, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его внутреннего существа, определяющее мотивы его действий и внутренний смысл тех задач, которые человек разрешает в жизни [Рубинштейн, 1973]. По убеждению автора, познание того, что в жизни подлинно значимо, умение определять задачи и цель жизни так, чтобы знать, куда и зачем идти - это одно из необходимых условий развития и самореализации личности. Человека как личность характеризует не только то, что он есть, но и то, чем он хочет стать. При этом С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что условием развития полноценной личности является осуществляемый человеком непрерывный выход за пределы самого себя, который и является основным способом становления и реализации его индивидуальности. Продолжая эти идеи Н.Л. Логинова отмечает, что «события среды» происходят не по воле человека, но их значение и роль определяется тем, будет ли человек жертвой внешних сил или борцом, утверждающим свою индивидуальность [Логинова, 1978].

А.В. Петровский в своих работах пишет о том, что самоосуществление личности происходит через ее деяния, понимая под деяниями наличие у личности  активности,  посредством  которой  она  осуществляет  реальные вклады в других людей. Продолжение себя в другом, определяемое как персонализация, осуществляется, по мнению А.В. Петровского, как идеальная представленность индивида в других людях, сущность которой заключается в тех реальных изменениях интеллектуальной и аффективно-потребностной сферы другого человека, которые производит деятельность субъекта или его участие в совместной деятельности [Петровский, 1982].

А.Г. Асмолов утверждает, что поведение человека может быть понято только как история поведения, а психология личности - только как история развития изменяющейся личности в изменяющемся мире. Развитие личности сопровождается переходом от формально-ролевого типа взаимоотношений с окружающими к личностно-смысловому типу взаимоотношений в контексте социально-исторического образа жизни. Этот переход осуществляется в проблемно-конфликтных ситуациях, позитивное разрешение которых крайне затруднительно или даже невозможно на основании ранее усвоенных шаблонов поведения. Такие ситуации неопределенности возникают не только при наличии внутренних и появлении внешних преград в жизнедеятельности человека, но и в результате постановки человеком перед самим собой сверхзадач. По каким бы причинам такая ситуация не возникла, она ставит человека перед проблемой выбора в неопределенной ситуации, что требует ориентировки личности в сложной системе смыслообразующих мотивов и личностных смыслов. Самоактуализация личности, в формулировке автора, - это самоосуществление «иных культур», имеющее своим источником преобразование норм данной культуры и творение в ходе контакта с миром новых норм, то есть нормотворчество [Асмолов, 1996].

Артемьева Т.И., рассматривая вопрос о движущих силах развития личности, указывает, что личность не всегда осознает свои потенциальные возможности, пути и способы их реализации. При возникновении" настоятельной жизненной необходимости реализовать поставленную цель, имеющую личностную значимость, могут включаться скрытые внутренние резервы, неизвестные до этого момента самой личности и ее окружению.

Таким образом, жизненная необходимость может выступать той движущей силой, которая, заставляя личность совершать определенные действия, становится толчком для ее дальнейшего развития. Итогом этого становится дальнейшее «расширение» возможностей личности. Поэтому при изменении условий жизнедеятельности, когда возникает вопрос о направлении дальнейшего развития, о выработке нового смысла жизни, важную роль играет степень подготовленности личности к адекватному восприятию новых условий, к выработке новых устремлений и ценностных ориентации. Если такое умение не выработано, личность может оказаться в состоянии ценностной дезориентировки, характеризующейся отсутствием ценностных установок, идеалов и направления своего дальнейшего развития [Артемьева, 1977].

К.А. Абульханова-Славская рассматривает процесс развития личности и ее самореализации в процессе ее жизнедеятельности. При этом жизнедеятельность понимается ею как «время», в котором осуществляются изменения личности, происходит деление на «настоящее», «прошлое» и «будущее». В процессе своего жизненного пути личность опосредствует свое прошлое и будущее своим настоящим. Таким образом, каждый шаг жизни находится в ином соотношении с предшествующим, чем предшествующий с предыдущим, поскольку их связь опосредуется личностью, определяющей способ связи будущего, настоящего и прошлого. Внешние события оказывают воздействие на личность, приводящее к изменению ее сущности и способа самореализации, только если они проникают в сферу личностно значимого времени [Абульханова-Славская, 1991].

В работах ряда отечественных авторов прослеживается идея о необходимости наличия умения совершать ответственный выбор. Так, Е.А. Климов [1996; 1998], рассматривая проблему развития человека как индивида, личности, субъекта деятельности, подчеркивает, что в различных временных точках жизненного пути человека, к моменту достижения которых он уже накопил определенный опыт познания, труда, общения возникают объективные ситуации, ставящие этого человека перед выбором: как ему жить и что делать дальше. В зависимости от решения, которое принимает человек как ответ на этот вопрос, в большой степени зависит, поднимется ли он на вершину своего развития в последующих отрезках своего жизненного пути. Эта идея прослеживается и в работах А.А. Бодалева, который указывает, что выход человека на высший уровень развития в своем гражданском и нравственном поведении, достижение им высот профессионализма в трудовой области - все это во многом зависит от его способности «делать себя самого», а также от умения прогнозировать последствия своих поступков и своих деяний в труде. Рассматривая феноменологию развития человека, автор отмечает, что человек, который как личность и как субъект деятельности стремится через свои поступки к достижению действительно значимых для общества целей, отвыкает существовать на уровне своего буднично-житейского «Я» и во все большей степени начинает руководствоваться устремлениями своего высшего «Я» [Бодалев,1998].

В работах Д.А. Леонтьева, Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской, Е.Е. Вахромова, Н.Р. Битяновой представлен аналитический обзор работ по проблеме самоактуализации и уточнены основные характеристики этого феномена.

Предметом исследования современных учёных являются возрастные и социальные особенности протекания процесса самоактуализации. Так, проблема самоактуализации в период ранней и средней взрослости исследуется И.А. Акиндиновой [2000], Е.Е. Вахромовым [2002], И.Н. Вербицкой [2003], О.А. Юшиной [2005]; в период поздней взрослости - Е.М. Бетиной [2007]. Разрабатываются рекомендации работникам средней общеобразовательной школы, а также самим учащимся по саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации и самоактуализации личности [Цукерман, 1995]. Исследуются различные аспекты самоактуализации студентов [Андриенко, 2002; Ларина, 2001; Петрова, 2003; Ященко, 2007; Телегин, 2002; Лопатин, 2009; Калмыкова, 2008; Гудименко, 2007; Узденов, 2006; Туркова, 2005].

Е.В.Андриенко, рассматривая самоактуализацию студентов педагогических вузов, выделяет три необходимых этапа формирования ее психологических предпосылок: информационный, актуализирующий и моделирующий. На информационном этапе формируется система знаний о психологических предпосылках, возможностях и препятствиях на пути самоактуализации студента, учителя. На актуализирующем этапе студенты в индивидуальном опыте и деятельности формируют систему компетентностей, обеспечивающих возможность реализации своих индивидуальных способностей в профессиональной деятельности. Моделирующий этап связан с освоением и закреплением на практике новых способов действий на основе творческого профессионального самоопределения и самореализации.

Ященко Е.Ф., исследуя ценностно-смысловой аспект самоактуализации

студентов, приходит к выводу, что такие факторы самоактуализации, как

высокий уровень интеллектуального развития, деловая направленность,

профессиональная креативность, отсутствие психологических барьеров при

главенствующей роли сформированных ценностно-смысловых ориентации

являются внешними детерминантами самоактуализации, формирующимися

при определенных условиях воспитания. Также автор выделяет общие для

студентов разной      профессиональной         подготовки         критерии

самоактуализации: «осознанное самопринятие», «осмысленность жизни», «жизнь как ценность», «доверчивая смелость», «эмоциональная мудрость», являющиеся внутренними детерминантами самоактуализации.

В исследовании Е.Н. Городиловой [2002] показана связь самоактуализации с интегральной индивидуальностью. Автор доказывает, что параметры самоактуализации связаны не только с личностными, но и с психодинамическими свойствами интегральной индивидуальности.

Роль профессиональной деятельности, тендерные особенности самоактуализации личности в профессии показаны в работах Ожиговой Л.Н. [2000], Л.В. Осиповой [2004], Э.И. Фазлиахметовой [2010].

СВ. Карпенко [2007] исследовал влияние информационной среды на самоактуализацию личности в условиях современного общества. Автором показано, что возрастающее количество информации, динамика информационных потоков в условиях информационного общества существенно влияют на процессы и уровень самоактуализации личности, оказывая как положительное, так и отрицательное воздействие на развитие личности и её самоактуализацию.

Таким образом, в отечественной психологии понятие самоактуализации обогащается и дополняется пониманием того, что развитие личности осуществляется не только «изнутри», за счет реализации внутренней «природы» человека. Данный феномен предлагается рассматривать через призму отношений личности с социальной действительностью, через включенность человека в процесс совместной деятельности с другими людьми. Самоактуализация личности рассматривается как результат встречного процесса, в котором находят свою реализацию как требования социальной действительности, идущие от общества, так и активность личности в осуществлении своего развития. Подчеркивается, что самоосуществление личности происходит посредством ее активности, обеспечивающей ей выход за «пределы самой себя» и «продолжение себя в других людях». Вводится понятие «персонализация» как фундаментальная потребность индивида, реализуемая в стремлении быть идеально представленным в другом человеке. В качестве основных факторов, ведущих к достижению состояния зрелости личности, свойственного самоактуализирующимся людям, называются самосозидание и саморазвитие. В то же время взгляды отечественных исследователей во многом совпадают со взглядами представителей гуманистической психологии. В их работах также подчеркивается значимость для процесса самоактуализации умения самостоятельно делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность за них.

Но какими именно механизмами детерминируется развитие личности, ее выбор в различных аспектах жизнедеятельности, при решении возрастных задач развития; какие психологические и социальные условия способствуют или     препятствуют     процессу     развития     и     самосозидания?         Как самоактуализация личности связана с другими характеристиками психологического благополучия? Эти и многие другие вопросы остаются еще во многом не исследованными.

 

Идобаева, Ольга Афанасьевна. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности : диссертация ... доктора психологических наук : 19.00.07 / Идобаева Ольга Афанасьевна; [Место защиты: Моск. гос. лингвист. ун-т].- Москва, 2013.- 389 с.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!