Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Психологические особенности младшего подросткового возраста (материалы для магистерской или дипломной по психологии)
Индивидуально-личностные особенности развития в младшем подростковом возрасте
Младший подростковый возраст является частью так называемого единого подросткового этапа, но вместе с этим имеет ряд специфических возрастных особенностей [1,4,13,14,37,49,55]. Данный возрастной период занимает в формировании личности человека особое место. Этот этап является началом подросткового этапа развития, когда происходит глубокая перестройка и мощный подъем жизнедеятельности организма, бурное развитие самосознания и энергичный рост физических, моральных и интеллектуальных сил, закладываются основы мировоззрения, начинают формироваться идеалы и убеждения [15,17,24,37,49].
Из всех периодов этот возраст привлекает к себе наибольшее внимание педагогов и психологов, так как психологическое содержание данного периода обуславливает кризисный характер. Именно поэтому изучение психологии подросткового возраста является одним из ведущих направлений в исследованиях психологии развития (Л.С. Выготский, И.С. Кон, А.Е. Личко, Д.Б. Элько-нин, Э. Эриксон и др.).
В этом возрасте начинают происходить важные процессы развития, связанные с переходом от одной эпохи жизни к другой. Переход от детства к взрослости составляет основное содержание всех сторон развития в этот период - физического, умственного, нравственного, социального [47,50,63,67]. По всем направлениям происходит становление качественно новых образований.
31
На данном этапе появляются элементы взрослости в результате перестройки организма, самосознания, типа отношений с взрослыми и товарищами, способов социального взаимодействия с ними, интересов, познавательной и учебной деятельности.
Л. С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте [29]. Он писал, что все психологические функции человека на каждой ступени развития, в том числе и в подростковом возрасте, действуют не бессистемно, не автоматически и не случайно, а в определенной системе, направляемые конкретными, отложившимися в личности стремлениями, влечениями и интересами. В подростковом возрасте, подчеркивал Л.С. Выготский, происходит разрушение старых интересов, и наступает период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы.
Особое внимание автор обращал на развитие мышления в подростковом возрасте. Главное в развитии мышления - овладение подростком процессом образования понятий, который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности, новым способам поведения. Л.С. Выготский считал, что функция образования понятий лежит в основе всех интеллектуальных изменений в этом возрасте. «Понимание действительности, понимание других и понимание себя - вот что приносит с собой мышление в понятия», - писан он.
Л.С. Выготский выделял новообразования подросткового возраста - это развитие рефлексии, и на ее основе - самосознания. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным более глубокое и широкое понимание других людей. Развитие самосознания, считал Л.С. Выготский, зависит от культурного содержания среды.
В концепции Д.Б. Эльконина подростковый возраст, как всякий новый период, связан с новообразованиями, которые возникают из ведущей деятельности предшествующего периода [119,120,121,122]. Учебная деятельность производит «поворот» от направленности на мир к направленности на самого себя. К концу младшего школьного возраста у ребенка возникают новые воз-
32
можности, но он еще не знает, что он собой представляет. Решение вопроса «Что я такое?» может быть найдено только путем столкновения с действительностью.
Характерной особенностью этого возраста является формирование компаний (поиски друга, поиски того, кто может тебя понять).
В подростковом возрасте возникают трудности в отношениях со взрослыми: упрямство, негативизм, безразличие к оценке успехов, уход из школы, т.к. главное для ребенка теперь происходит вне школы.
Известно, что одна из существенных особенностей подросткового периода - бурное физическое и половое развитие, которое осознается и переживается подростками. Но у разных подростков эти изменения протекают по-разному, что во многом определяется тем, как взрослые учитывают влияние изменений, происходящих в организме подростка, на его психику и поведение. В этом возрасте нередко наблюдается повышенная раздражительность, чрезмерная обидчивость, вспыльчивость, резкость и т.п. [57,67]
Физическое и половое развитие порождает интерес подростка к другому полу и одновременно усиливает внимание к своей внешности. При этом подростки еще не готовы правильно решать эти проблемы ни социально, ни психологически (что создает для них большие трудности). И поведение подростка определяется тем, как взрослые помогают ему разрешить возникающие внутренние противоречия.
На данном этапе развития у ребенка наблюдается ухудшение в поведении: упрямство, своеволие, негативизм, критицизм, бравирование недостатками и их маскировка, «смысловой барьер», недостаточно мотивированные поступки, противопоставление себя взрослому, аффективные вспышки, грубость и т.п. [55]
Младшие подростки недостаточно организованы, легко поддаются чужому влиянию, часто ведут себя вопреки усвоенным требованиям и правилам поведения.
Нельзя не считаться с такой особенностью младших подростков, как переоценивание своих возможностей [55]. Будущее представляется дорогой
33
сплошных побед, возможности кажутся неисчерпаемыми и многообещающими.
Представления о себе начинают переживаться ребенком как нечто лично значимое. К этому возрасту происходит стабилизация самооценки.
Пятиклассники охотно предаются мечтаниям, при этом их мечты носят большей частью романтический характер. Наиболее характерна для младшего подростка мечта о подвиге.
Игровая деятельность занимает в этот жизненный период значимое место. При этом в игре для ребенка характерно стремление держаться поближе к сюжету. Более значимым для подростка является не сама игра, а ее результат. Стремление удовлетворить потребность в достойном положении одерживает вверх над стремлением к игровой деятельности.
В этом возрасте отношение к игре меняется. Если в младшем школьном возрасте ребенок охотно играет в игры, в которых ведущее место отведено воображаемой ситуации (игра в магазин, в школу), то пятиклассники предпочитают реальные ситуации в играх. Огромен интерес к спортивным и компьютерным играм.
Самооценка подростка во многом не совершенна. «Пытаясь самостоятельно разобраться в своем поведении, в своих мыслях и чувствах, оценить себя с этой точки зрения, младшие подростки нередко допускают ошибки, делают противоречивые заключения, колеблются в самооценке» [57, с.56].
Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в психическом развитии появляются новые интересы, личные увлечения и стремление занять самостоятельную, «взрослую» позицию в жизни [17]. Однако в переходном возрасте еще нет возможностей (ни внутренних, ни внешних), чтобы занять эту позицию. Л.И. Божович считала, что расхождение между возникшими потребностями и обстоятельствами жизни, ограничивающей возможность их реализации, характерно для каждого возрастного кризиса [17].
С расширением кругозора подростка, расширяется и область его интересов, появляются новые, развиваются и углубляются познавательные, общественные интересы и устремления [55].
34
Интересы подростка отличаются большой устойчивостью по сравнению с интересами детей младшего школьного возраста.
Некоторые интересы сохраняются у школьника в течение всего подросткового возраста, углубляясь и обогащаясь содержанием, и впоследствии сохраняются на всю жизнь.
Интересы в этом возрасте часто приобретают форму увлечений, причем таких, которые буквально захватывают подростков в ущерб всем прочим занятиям. Если шахматы - то десятки партий в день, если чтение - то бессонные ночи, если увлечение техникой -то до самозабвения [15,17].
В младшем подростковом возрасте интересы становятся более осознанными. Подросток часто сознательно направляет и поддерживает их. Интересы подростка отличаются большой активностью и действенностью. Подросток не просто чем-то интересуется, к чему-то неравнодушен, он стремится удовлетворить свои интересы в деятельности. Не просто интересоваться техникой, а самому конструировать приборы, не просто быть футбольным «болельщиком», а самому играть в футбол, не просто выслушивать о результатах компьютерной игры, а самому играть в эту игру и самому достигать результаты.
Итак, младший подростковый возраст - это трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости - возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идёт на конфликты с ними. Возникают сменяющие друг друга увлечения. «В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного» [55].
Младший подростковый возраст отличается интенсивной перестройкой на биологическом, психологическом и социальном уровнях, что характеризует возрастной период как крайне не стабильный. Основными новообразованиями младшего подросткового возраста является чувство взрослости, новый уровень самосознания, формирование самоопределения и рефлексии.
35
Особый интерес вызывает то, что личностное развитие в младшем подростковом возрасте характеризуется наличием двух разнонаправленных тенденций: стремлением к независимости, обусловленным возрастными задачами развития, с одной стороны, и стремлением к сохранению детской зависимости, обеспечивающей ощущение безопасности, защищенности и уверенности, - с другой.
Происходит расширение области интересов, появляются новые, развиваются и углубляются познавательные, общественные интересы и устремления.
Процесс выбора, создание намерения и его исполнение у младших подростков имеет специфические трудности. У детей в данном возрасте ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу эмоционально более привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Другими словами у ребенка сильные эмоции часто подавляют разумное решение.
Социальные особенности развития
К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной. Это отношение мы и назовем социальной ситуацией развития, которое представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным [3,32,35].
Своеобразие социальной ситуации развития подростка состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения с взрослыми и товарищами, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
36
Л. С. Выготский пытался понять влияние воздействий окружающей среды на формирование психики. Решая эту проблему, он исходил из положения, что условия жизни непосредственно не способны определить психическое развитие ребенка. Ее развитие, прежде всего, зависит от того, в каких взаимоотношениях со средой находится сам ребенок. Среда, говорил Л.С. Выготский, по-разному воздействует на ребенка [29].
Согласно его теории развития высших психических функций, "всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сначала - социальном (между людьми), потом - психологическом (внутри ребенка).
Становление человека как индивида и личности, по Выготскому, предполагает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития, - натурального и социального.
Главное новообразование переходного возраста, по Выготскому, - то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор - личность самого подростка. В связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей. Социальное развитие, которое приводит к образованию личности, приобретает в самосознании опору для своего дальнейшего развития» [29].
В подростковом возрасте складывается новая социальная ситуация развития. Ребенок должен освоить в этом возрасте область моральных норм, на основе которых строятся социальные взаимоотношения. Ведущим типом деятельности подростка является общение со своими сверстниками [41,44]. Именно здесь осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Если подросток в школе не может найти системы удовлетворяющего его общения, он часто «уходит» из школы (психологически или буквально).
Отношения между подростками строятся на кодексе товарищества, полного доверия и стремления к абсолютному взаимопониманию. В этот период
37
учебная деятельность отступает на задний план, центральное положение занимает деятельность общения [55].
В общении осуществляется усвоение моральных норм, осваивается система моральных ценностей. Здесь идет мыслимое и воображаемое проигрывание всех сложных сторон будущей жизни. Эта возможность имеет важное значение для развития внутренней жизни. И это единственная деятельность, в которой внутренняя жизнь может быть мысленно прожита.
Деятельность общения важна для формирования личности. В этой деятельности формируется самосознание. Основное новообразование этого возраста - социальное сознание, перенесенное внутрь. По Л.С. Выготскому, это и есть самосознание. Сознание - это знание в системе отношений. А самосознание - это общественное знание, перенесенное во внутреннюю систему мышления [29].
Хотя учение остается для него главным видом деятельности [55], но основные новообразования в психике подростка связаны с социальным взаимодействием. Это обуславливается тем, что деятельность подростка, связанная с взаимодействием с социальной средой, в наибольшей степени удовлетворяет доминирующим потребностям возраста — потребности в общении со сверстниками и потребности в самоутверждении.
Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения.
Подростков привлекает не только содержание, но и форма деятельности. Их привлекают романтика, им нравятся походы, путешествия, исследовательская деятельность. Для подростков вообще свойственно стремление к «дали» [29].
На поведение и деятельность подростков существенное влияние оказывает мнение товарищей. Во всех своих действиях и поступках они ориентируются, прежде всего, на их мнение.
Учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности учителя. Они постоянно оценивают
38
учителя, и свое отношение к нему строят на основе оценочных суждений. Очень важно, чтобы мнение товарищей, коллектива, мнение самого подростка совпадало или было сходно с мнением воспитателей и родителей. Только в этом случае можно разрешить возникающие противоречия и тем самым создать благоприятные условия для нормального развития подростка [55].
Постоянное взаимодействие подростка с товарищами порождает у него стремление занять достойное место в коллективе. Это один из доминирующих мотивов поведения и деятельности подростка. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться даже своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками.
Другой особенностью младшего подросткового возраста является «поиск верного друга». Подросток активно ищет верных друзей, но не всегда их находит. В этом тоже трудность возраста [32,35].
Интерес к вопросам дружбы отмечается и в I - IV классах. Но младшие школьники зачастую удовлетворяются «другом вообще», в то время как для младших подростков характерен уже поиск «верного друга», на которого бы можно положиться во всем. Измена другу рассматривается каждым пятиклассником как, поступок, не подлежащий прощению. У младших подростков есть потребность поделиться с кем-нибудь самыми сокровенными желаниями. Неудача в поиске верного друга является источником тяжелых переживаний для ребенка.
При выборе друга младший подросток руководствуется разными мотивами: единство интересов и взглядов, уважение своего друга и его образа жизни, желание демонстрировать свое превосходство и др. Играет роль при выборе друга совместное местожительства, игры, посещение факультативов, спортивных секций, кружков и т.д.
В своих поступках младший подросток руководствуется не только тем, что значимо лично для него, но и тем, что обладает значимостью в глазах друга.
39
В пятых классах формируются малые коллективы, в которых ребята делятся своими впечатлениями, помогают друг другу [41,44]. Мотивами младших подростков попасть в коллектив является: желание обеспечить себе поддержку других детей; удовлетворить потребность в игровой деятельности, что является значимым для подростка; общность интересов и запросов; избежание одиночества.
Младшие подростки проявляют постоянную заботу о том, чтобы не оказаться изолированными от друзей по группировке и от класса в целом. Если над ними нависает угроза лишиться поддержки класса или ближайших друзей они тотчас же перестраивают свое поведение.
К компонентам социального взаимодействия относятся [55]:
Родительская семья — важнейший институт социализации раннего детства. Это та сфера, в которой изначально происходит наиболее активное социальное взаимодействие, постепенно ослабляющееся к подростковому возрасту.
Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания (детские сады, школы), так и изменение самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовая занятость женщины и т.д.
Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношения родителей и детей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. Имеется в виду не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Его поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупкими, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.
Школа - является следующим компонентом социального взаимодействия, оказывающим влияние на развитие подростка. В настоящее время и ее положение существенно изменилось. В начале Нового времени учитель "присвоил" себе часть родительских функций. Ныне некоторые его функции стали
40
проблематичными. Школа остается важнейшим общественным институтом, дающим детям систематическое образование и подготовку к трудовой и общественно-политической жизни. Однако средства массовой коммуникации и внешкольные учреждения, расширяя кругозор и диапазон учащихся и в этом смысле дополняя школу, одновременно составляют ей своего рода конкуренцию. Городская школа сейчас редко является средоточием всей культурной жизни подростков, имеющих в своем распоряжении клубы, спортобщества и т.д. Авторитет учителя сегодня больше зависит от его личных качеств, чем от его положения. Раньше, когда учитель был самым образованным, а то и единственным грамотным в деревне, ему было гораздо легче.
Весьма сложна и проблема индивидуализации воспитания, обучения и развития мышления у подростков в рамках массовой школы. Еще немецкий просветитель XVIII в. Георг Кристоф Лихтенберг иронически заметил, что "школьный учитель и профессор выращивают исключительно виды, а не индивиды".
Общество сверстников определяет еще одну сферу социального взаимодействия, оказывающую влияние на развитие мышления подростков. По мере того как увеличивается время, проводимое детьми и подростками вне семьи и школы, возрастает общество сверстников, которое во многих случаях перевешивает влияние учителей и родителей. Однако и оно неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослые учебные, производственные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные стихийные неформальные сообщества, большей частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении. Чем больше насыщение официальных молодежных организаций старшими, тем притягательнее и важнее становится неформальное общение.
Средства массовой коммуникации (кино, радио, телевидение, печать и т.д.) - это чрезвычайно важный институт, оказывающий влияние на развитие мышления подростка и на формирование его будущей личности.
Во-первых, существует проблема индивидуального и группового отбора, оценки и интерпретации сообщаемой информации. Люди, сидя у голубых
41
экранов, смотрят не все подряд, и их реакция на увиденное и услышанное сильно зависит от установок, господствующих в их первичных группах (семья, сверстники и т.д.). Это существенно усложняет задачи социального контроля. Если ТВ объективно отражает все стороны действительности, оно невольно способствует приобщению детей и подросткам и к тем сторонам жизни, от которых старшие хотели бы их до поры до времени уберечь. Если же содержание телепередач слишком тщательно "процежено", они выглядят лживыми и недостоверными, теряют притягательность и даже вызывают эффект бумеранга, оказывая не вполне благоприятное влияние на подростка.
Во-вторых, сама массовость прессы и ТВ делает их в чем-то ограниченными, вызывая быструю стандартизацию и, как следствие этого, эмоциональную инфляцию форм, в которые обличена сообщаемая информация, и даже самих идеологических символов.
В-третьих, существует угроза избыточного «потребления» телевизионной и прочей массовой культуры, отрицательно сказывающегося на развитии творческих позиций, индивидуальности и социальной активности личности.
Итак, констатируя множественность каналов и институтов социализации для младших подростков, вопрос какой из них - семья, школа, сверстники или телевидение является наиболее важным и влиятельным остается открытым. Тем более что данный список можно продолжить, указав также искусство, разновозрастные трудовые коллективы, соседские отношения и т.д. Однако, дать оценку степени эффективности каждого из этих каналов в каком-то определенном отношении вполне возможно. Необходимо отметить, что ни один из перечисленных компонентов социального взаимодействия нельзя считать полностью ответственным за конечный результат процесса развития и воспитания личности, тем более в подростковом возрасте.
Множественность и некоторая рассогласованность социальных воздействий объективно повышает степень автономии формирующейся личности, следствием чего в одном случае будут не укладывающиеся в заранее очерченные рамки творческая инициатива и самостоятельность, а в других — антисоциальное, отклоняющееся поведение.
Источник: Гришина, Анна Викторовна. Психологические факторы возникновения и преодоления игровой компьютерной зависимости в младшем подростковом возрасте : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Гришина Анна Викторовна; [Место защиты: Нижегор. гос. пед. ун-т].- Нижний Новгород, 2011.- 196 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.