Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология личности / Проблема преодоления обиды и обидчивости в психологии

Проблема преодоления обиды и обидчивости в психологии

Проблему преодоления различных негативных эмоциональных состояний и черт личности можно отнести к актуальным научным направлениям современной психологии. Анализ теоретической литературы позволил выделить ряд конкретных способов и технологий преодоления обиды и обидчивости в контексте разных психологических школ и концепций (К. Хорни [166], Э. Берн [10], М. Джеймс, Д. Джонгвард [39], Т.А. Харрис [162], Ф. Перлз, X. Джекинс [163], Р. Энрайт [192], М. Сантос [195], Э.А. Гассин [32], В.Г. Маралов, В.А. Ситаров [140], Ю.М. Орлов [108]).

Психоаналитический подход по преодолению обиды и обидчивости можно проанализировать с позиции К. Хорни. Самоанализ как метод преодоления неврозов, в силу свой сложности работы с бессознательным, освещаться нами не будет. Мы отмечали в параграфе 1.1, что переживание обиды определяется, как невротическая реакция, которую можно обозначить как проявление базальной тревожности, которая возникает вследствие вытеснения базальной агрессивности. Основными средствами защиты от нее являются: любовь, подчинение, власть, реакция отстранения [166].

Невротик не способен любить, но ему необходима любовь других. Наиболее частой платой за любовь у невротика является позиция покорности и эмоциональной зависимости. «В отношениях, в которых один человек становится зависимым от другого, обязательно присутствует чувство обиды» [166;с.96]. Такой человек болезненно чувствителен к любому отвержению или отказу. К. Хорни выделяет различные невротические способы получения любви: подкуп, взывание к жалости, призыв к справедливости, угрозы [166].

Автор отмечает, что невротизированный человек имеет тенденцию по малейшему поводу чувствовать себя виноватым. В культуре ребенку обычно внушают вину, если он либо выражает, либо чувствует негодование и обиду

57

на своих родителей или нарушает установленные ими правила. Такой человек даже виновников своих обид оправдывает, обвиняя во всем случившемся только себя. Невротик будет предъявлять огромные претензии на внимание и обнаружит явное нежелание соглашаться с критикой в свой адрес, внутренне обижаясь постоянно. За этим скрывается чувство собственной неполноценности и страх неодобрения. Причиной этого является огромное несоответствие между внешним поведением и вытесненными тенденциями, которые защищают его от скрытой тревожности. Таким образом, чувство вины и самообвинения редко затрагивают реальную причину недовольства человека собой. Самообвинения служат для устранения опасности обвинять других, т.к. принятие вины на себя представляется более безопасным. Внутренние запреты имеют свою историю: ребенок растет в атмосфере страха, что лишает его естественного самоуважения, «он приобретает глубоко укоренившееся чувство обиды и обвинения в адрес своего окружения» [166;с.189]. Однако он не способен их выразить. Поэтому ребенок принимает вину на себя, вместо осознания того, что с ним обходятся несправедливо. Трансформация обиды в вину со временем становится сильнее. «С накоплением чувства обиды растет страх выразить ее, вследствие растущего страха разоблачения, поэтому невротик полон сдерживаемого негодования и обиды» [166;с. 191-193].

Еще одним средством защиты от базальной тревожности, описываемой К. Хорни, является стремление к власти, престижу и обладанию. Формула такой защиты: если я обладаю властью, никто не сможет меня обидеть. Это канал, по которому может выходить вытесненная враждебность и защита от опасности чувствовать себя ничтожным. В поведении это выражается в стремлении настаивать на своем, никогда не уступать, не сдаваться. Развивается потребность производить впечатления, быть объектом восхищения и уважения. Истерические личности часто используют обвинения как средство запугивания или с целью заставить другого почувствовать свою вину и таким образом поставить себя в положение обиженного [166].

58

Итак, коррекция обиды и обидчивости может рассматриваться через преодоление психологических защит, связанных с вытеснением базальной агрессивности. За ними, с одной стороны, скрывается чувство собственной неполноценности, страх неодобрения и острое чувство вины. С другой стороны - это истероидность с культивированием вины у партнера по взаимодействию.

В гешталытерапии преодоление обиды и обидчивости может быть рассмотрено через технику сознавания. Ф. Перлз отмечает, что эмоции - непрерывный процесс: каждое мгновение жизни обладает чувственным тоном приятности или неприятности. В обществе человек вынужден подавлять созна-вание собственных эмоций, из - за чего они не получают возможности пройти естественное развитие и дифференциацию. Детей рано заставляют учиться владеть собой. Но нежелательные эмоции не исключить из личности, они всегда будут вызывать процесс образования фигуры и фона в такой степени, чтобы этого было достаточно для сознавания. Кроме того, необходимо научиться видеть другого человека, а не собственные проекции на него. Нежелательные эмоции должны быть сознаваемы и разряжены, для того, чтобы человек научился владеть ситуациями, в которых они возникают. Ф. Перлз говорит о «патологическом слиянии», при котором гештальт не формируется, а вместо этого две части поля, которые должны были дифференцироваться на фигуру и фон, протекают совместно, слитно, неразличимо. Люди с нездоровым слиянием друг с другом, никогда не вступают в личный контакт [90].

Вина и обида это симптомы нарушенного патологического слияния. Их цель в том, чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить ситуацию разрушенного слияния. «Если слияние между А и Б нарушается, А будет думать, что нарушил его либо он сам, либо Б, следовательно, один из них виноват в этом. Если А полагает, что виновен он, то он должен исправить положение и принести свои извинения Б, чтобы восстановить слияние. Если же он считает виноватым Б, то он чувствует обиду и считает, что Б должен запла-

59

тить ему чем-то, от извинения до готовности понести наказание» [90;с.684]. Виноватый и обиженный переплетены друг с другом, они зависят друг от друга: вина - это стремление наказать себя, когда человек принимает на себя ответственность за прерываемое слияние; обида - это требование, чтобы другой чувствовал себя виноватым за эту попытку. И то, и другое является сопротивлением по отношению к контакту, сознаванию и дифференциации. «И то, и другое пронизывает собой всякий невроз» [90;с.690].

Ф. Перлз предлагает следующий эксперимент по преодолению патологического слияния при переживании вины или обиды: « Вспомните, по отношению к кому Вы чувствуете вину или обиду. Вызвали ли подобные действия то же чувство, если бы они принадлежали кому - нибудь другому? Вспомните свои отношения с этим человеком в целом. В какой степени Вы принимаете как само собой разумеющееся то, что, может быть, этим человеком вовсе не принимается как само собой разумеющееся? Хотите ли Вы изменить статус кво? Тогда, вместо того, чтобы мучить себя чувствами вины или обиды, поищите путей расширения области контакта!» [90;с.684].

Значит, чтобы преодолеть данные негативные переживания, необходимо разрушить патологическое слияние, научившись видеть другого человека, а не собственные проекции на него, через спонтанное выражение этих чувств и расширение области контакта.

С позиции транзактного анализа (Э. Берн [10], М. Джеймс, Д. Джон-гвард [39], Т.А. Харрис [162]) обида-это форма детского поведения, реакция «Дитя». Переживая обиду, человек реализует сценарий «Проигрывающего», занимая одну или другую жизненную позицию, определяющую отношение к себе и к другим: «Я - плохой, ты - хороший»; «Я - хороший, ты - плохой»; «Я - плохой, ты - плохой». Т.А. Харрис [162] полагает, что позиция «я -плохой, ты - хороший» - это изначально пробное решение, это позиция раннего детства, которая возникает у ребенка, не получающего достаточно эмоционального тепла. Чувство неблагополучия так переполняет маленького че-

60

ловека, что он делает вывод о собственной плохости, которое к концу второго года либо окончательно утверждается, либо заменяется на одну из следующих двух. «Я - плохой, ты - плохой» возникает при полном отсутствии эмоциональных контактов с взрослым. Эта позиция приводит к остановке развития «Взрослого». «Я - хороший, ты - плохой» - возникает, если родители, которые воспринимались сначала, как благополучные, затем отстраняются от ребенка. Такой ребенок не осознает ответственность за то, что с ним случается, вина перекладывается автоматически на окружающих. Он страдает от невнимания и его «хорошесть» - результат «самопоглаживаний» [162].

Конечной целью транзактного анализа является достижение автономии личности, что означает владение собой, принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от старых типов поведения. Это предполагает восстановление трех способностей: осознания, спонтанности и искренности. В связи с этим преодолеть обиду и обидчивость М. Джеймс, Д. Джонгвард предлагают следующим образом:

«- когда Вы начнете осознавать, что у Вас появляется чувство обиды, отнеситесь к каждой ситуации так, будто она уже произошла. Сделать это нужно для того, чтобы не собирать и не хранить негативные чувства;

-        если Вы неадекватно реагировали на ситуацию, попытайтесь проследить чувства до самой первоначальной сцены;

-        по мере возникновения ситуации отследите, какое чувство Вы испытываете в действительности;

-        проанализируйте когда и в связи, с чем Вы испытывали его ранее;

-        попытайтесь обсудить проблему с тем, кто вызвал у Вас чувство обиды;

-        когда Вы будете это делать, избегайте обвинений в его адрес;

-        расскажите этому человеку, как на Вас действует ситуация. Используйте чаще местоимение «Я», вместо обвиняющего «Вы» [39;с.242-244].

Очень эффективны, с точки зрения авторов, регулярные семейные заседания, на которых можно было бы обсудить накопившиеся обиды и постарать-

61

ся их понять. Чтобы сделать это эффективно, необходимо применять следующие правила:

1.      Каждый высказывает вслух обиды, которые он держит на других. Важно, чтобы другие слушали, но не оправдывали себя. Разрешается высказывать обиды, но не разрешается отвечать на них.

2.      После того как обиды высказаны, каждый человек рассказывает другим, что он принял во внимание.

3.      Проводить такие обсуждения необходимо ежедневно. Позже, когда появится опыт - еженедельно [39].

Таким образом, преодоление обиды и обидчивости в транзактном анализе рассматривается через достижение автономии личности, т.е. владение собой, принятие ответственности за свои действия и чувства, отказ от старых типов поведения благодаря осознанию, спонтанности и искренности.

Наиболее полно технология преодоления обиды и обидчивости рассматривается в «Психологии прощения», разработанной Р. Энрайтом, М. Санто-сом, Р. Аль—Мабуком. Проявления прощения в межличностных отношениях, могут быть определены как решение: 1) отказаться от негативных мыслей, эмоций и поведенческих проявлений в отношении человека, который нанес незаслуженную обиду; 2) поощрять положительные мысли, эмоции и поведенческие проявления в отношении того же обидчика [32], [192], [194], [195]. Прощение изначально есть не обусловленное ничем внутреннее действие: обиженный превозмогает гнев и желание отомстить и начинает смотреть на обидчика с сочувствием. Подлинное прощение - это нравственный акт, и поэтому не может основываться на безнравственных мотивах. [32]. Для описания процесса прощения предлагается множество моделей. Наиболее разработанная из них - это гипотеза Р. Энрайта, которую можно описать схемой:

•Фаза открытия:

1. Осмысление психологической защиты, признание факта, что обида имела место.

62

2.      Признание наличия гнева с целью избавиться от него, а не поддерживать его в себе.

3.      Признание стыда, если это отвечает обстоятельствам.

4.      Осознание затраты эмоциональной энергии на нанесение обиды.

5.      Осознание личной вовлеченности в когнитивную «репетицию» обиды (или постоянные мысли о ней).

6.      Понимание того, что обиженный сравнивает себя с обидчиком.

7.      Понимание того, что обиженный может оказаться жертвой постоянного негативного изменения.

8.      Понимание изменившихся взглядов на справедливость в мире.

•Фаза принятия решения:

9.      Изменение восприятия и новое понимание того, что прежние стратегии избавления от чувства обиды не работают.

10.    Готовность рассматривать прощение как предпочтительный выбор.

11.    Готовность простить обидчика.

•Фаза действия:

12.    Пересмотр собственных взглядов на обидчика и ситуацию в целом с помощью примеривания на себя различных ролей.

13.    Эмпатия по отношению к обидчику.

14.    Осознание собственного сочувствия обидчику.

15.    «Поглощение» неизбежной боли.

•Фаза результата:

16.    Нахождение личностного смысла для себя и других в страдании и прощении.

17.    Понимание собственной потребности в прощении со стороны других в прошлом.

18.    Понимание того факта, что человек не изолирован от других.

19.    Понимание того, что пережитая обида может изменить цель жизни.

63

20. Осознание уменьшения негативных и возможного роста позитивных чувств в отношении обидчика и понимание внутреннего разрешения ситуации.

Важно, что перечисленные стадии не являются жесткими. В процесс прощения можно включиться на разных стадиях и не обязательно проходить их все; можно повторять некоторые стадии неоднократно [192], [193].

Основная задача человека на первой фазе быть честным перед собой в размышлениях об обиде и ее влиянии. Некоторые прибегают к механизмам психологической защиты, чтобы избежать последствий признания обиды. Гнев и стыд возникают тогда, когда индивид признается в том, что был обижен другим. Некоторые осознают, что сравнивают свое неприятное положение с положением обидчика. Прощающий начинает понимать, что из-за обиды его жизнь может измениться в отрицательную сторону. Это приводит к экзистенциональному кризису, сомнению в наличии справедливости в жизни.

На второй фазе большинство обиженных осознает, что стратегии излечения, на которые они полагались, неэффективны, что для избавления от боли нужно предпринять что-то еще. Человек начинает рассматривать прощение как возможный выбор и принимает трудное решение — простить обидчика.

Фаза действия заключается в пересмотре своих взглядов к пониманию личной ситуации обидчика и действующих на него стрессоров, вызвавших такое поведение. Важно не находить оправданий обидчику, каждый человек ответственен за свои поступки. Эмпатия и сострадание, - эмоциональные компоненты пересмотра взглядов: по мере понимания того, что пережил обидчик, в какой - то мере дает возможность прочувствовать его / ее боль и смягчиться. Человек «поглощает» боль благодаря решению, что не будет причинять боль другим своими действиями.

Рефлексия на фазе результата может привести к пониманию того, что обида и прощение имеют позитивное значение для самой личности и для других. В смирении человек понимает, что не совершенен, и сам наносил

64

обиды другим. Прощающий может осознать, какую социальную поддержку он получил во время продвижения к прощению. К этому присоединяется ощущение «нормальности» в связи с тем, что и другие страдали тоже. Человек иногда находит новую цель в жизни из-за перенесенной обиды и испытывает ослабление отрицательных чувств по отношению к причинившему зло. Многие приходят к позитивным чувствам и действиям в адрес обидчика. «Психология прощения» дает нам непосредственно четырехфазный алгоритм работы по преодолению переживания обиды.

Обида рассматривается, как одна из форм агрессивного поведения, поэтому ее преодоление может происходить через принятие позиции ненасилия. В.Г. Маралов, В.А. Ситаров под ненасильственным взаимодействием понимают взаимное воздействие людей друг на друга без использования открытых и скрытых форм принуждения, когда каждая сторона сохраняет независимость, способность к согласованию действий и достижению положительного результата [140]. Авторы выделяют психологические условия приобретения личностью, позиции ненасилия: принятие собственной личности; преодоление психологических защит; осознание уровня собственного эгоцентризма и приобретение ассертивности; формирование терпимости.

Развертывание любого ненасильственного действия включает в себя следующие этапы: 1) наличие позиции ненасилия, преодоление эгоцентризма за счет социальной децентрации; 2) понимание позиции другого, эмпатия к другой стороне взаимодействия; 3) перерастание эмпатии в терпимость, в тоже время на уровне сознания идет выбор ненасильственной стратегии поведения; 4) осуществление ненасильственного действия.

Авторы отмечают, что ненасильственное действие может выступать в качестве конкретных форм просоциального поведения. Во - первых, это ненасильственное действие как отказ от принуждения. Цель - обеспечить благоприятные условия для взаимодействия, дать личности проявиться в полной мере. В качестве способов выступают: просьба вместо приказа, компромисс

65

вместо конфронтации и т.д. Результат - сохранение позитивных отношений. Во - вторых, ненасильственное действие как сотрудничество. Цель - переход партнера в позицию «на равных», отказ от игр и манипуляций. Способы данного действия: согласованность, отказ от манипулирования, обмен инициативами и др. Результат - достижение сотрудничества, продуктивное решение поставленных задач. В - третьих, ненасильственное действие как помощь. Цель - возвращение личности, испытывающей затруднение, в «исходное» состояние или состояние лучше исходного. К способам относятся: снятие напряженного состояния, защита в ситуации нападок со стороны других и др. Результат для обеих сторон позитивен, для оказавшего помощь - удовлетворенность собственной личностью, повышение самоуважения. В - четвертых, ненасильственное действие как любовь. Цель - усиление личности другого человека, что выражается в ориентации на положительное в другом. Конкретными способами являются - возможность свободно выражать и строить свою личность, согласовывая это с желаниями и потребностями другого человека и др. Результат выражается в переживании совместных, позитивных

изменений. В - пятых, ненасильственное действие как снижение агрессивного потенциала противоположной стороны. Цель - приведение собеседника в спокойное состояние. В качестве способов могут выступать: а) оценка собственного состояния после или во время нанесения психологического «удара»; б) понимание мотивов нанесения «удара»; в) действия, чтобы справиться с собственным состоянием, сохранить доброжелательное отношение к противоположной стороне; г) поиск рационального зерна в обвинениях, оценка их как справедливых или несправедливых; д) взять инициативу в свои руки путем прохождения позиций: партнера, нейтральной, своей; е) поиск ответного действия, снижающего агрессию противоположной стороны. Результат -снижение неприязни, переход к сотрудничеству [140], [147].

Таким образом, преодоление обиды и обидчивости может проходить через принятие ^ формирование позиции ненасилия.

66

Ю.М. Орлов рассматривает способы коррекции негативных эмоций через преодоление патогенного мышления, которое порождает эмоциональный стресс, дезадШггацию, приводящую к патологии характера, и развитие сано-генного мышления. Основными чертами саногенного мышления являются:

-        отделением «Я» от образов, насыщенных отрицательным эмоциями. При обиде, сознание направлено не на обстоятельства, которые ее вызвали, а на то, как она «устроена»;

-        интроспекция или размышление, осуществляется на фоне глубокого внутреннего покоя, релаксации, что создает угасающий эффект. Образы насыщенные обидой освобождаются от эмоционального содержания и воспроизведение их в сознании не вызывает стрессовой реакции;

-        представление в сознании «строения» тех психических состояний, которые контролируются. Размышление об обиде предусматривает знание того, какова ее структура и причины появления;

-        приобретение навыков аутотренинга. Состояние покоя способствует более легкому отделению «Я» от ситуации [105], [106], [107].

Обида с позиций саногенного мышления выступает как средство бессознательного и вдобавок насильственного управления поведением другого в соответствии с требованиями социальных стереотипов. Рассматривая обиду как рассогласование ожиданий и реальности, действия и результата, можно выделить ряд положений, предотвращающих появление обиды: а) строить реальные ожидания к ближнему; б) не придавать значения своим ожиданиям; в) отказаться оценивать поведение другого, не сравнивать его со своими ожиданиями; г) принимать человека таким, какой он есть. Саногенное мышление обиды основывается не на осуждении обидчика, а на его оправдании.

Для контроля обиды необходимо понять себя и другого. Понимание себя означает осознание своих ожиданий по отношению к поведению другого человека, а понимание другого предполагает объяснение причин его поведения в данной ситуации. Ю.М. Орлов отмечает, что, чем жестче ожидания, тем

67

большее значение они имеют для человека, тем сильнее он обижается [104], [105]. Инфантильность, эгоцентризм - причина неспособности принять точку зрения собеседника на ситуацию. Обижаясь, человек наказывает обидчика чувством вины. Сама обида выступает как возмездие за ошибку в ожиданиях. В процессе выполнения тестовых заданий записываются ответы, для того, чтобы в дальнейшем была возможность их осмыслить. Аутопсихоанализ составляют основу саногенного мышления. Вопросы должны быть типа:

-        как должен был бы вести себя обидчик, чтобы я на него не обижался?

-        насколько мои ожидания относительно поведения другого реалистичны?

-        как часто поведение этого человека соответствовало моим ожиданиям?

-        может ли этот человек поступать так, чтобы его поведение соответствовало моим ожиданиям?

-        как образовались мои в высшей степени не реалистические ожидания, которые я не всегда осознаю? От кого я им научился?

-        у кого я приобрел наклонность таким образом «программировать» другого человека?[108]

Ю.М. Орлов подчеркивает, что для преодоления обид не надо стараться их забыть. Для саногенного гашения достаточно в состоянии полного покоя вспомнить и обдумать ситуацию прошлой обиды. При позитивном настрое повторение образов неприятных чувств ведет к отнятию психической энергии от этих психических структур, что приводит к общей релаксации. Важен акт отстранения обиды, который заключается в сосредоточении внимания на самой обиде, а не на обидчике. Это дает возможность не программировать свое поведение. Поэтому «искусство» отстранения, делая эмоцию объектом умозаключения, является искусством регуляции эмоций [106], [107], [108].

Итак, каждое занятие требует выполнения двух действий: воспоминание и воспроизведение в деталях ситуации, в которой произошла обида и разложение переживания на его исходные элементы согласно данной теории.

68

Интересен подход к преодолению негативных эмоциональных состояний, в том числе и обиды, в теории переоцоночного консультирования X. Джекинса [90]. Человеческое поведение качественно отличается от поведения других форм жизни. Это способность гибко реагировать на соответствующие жизненные обстоятельства, т.е. речь идет об интеллекте. Во время травмирования - физического или эмоционального - работа интеллекта тормозится, т.е. во время дистресса индивид не может мыслить разумно. Информация, полученная в это время, запоминается искаженно. Первым негативным следствием дистрессового опыта является снижение способности адекватно реагировать на окружающую среду. Второе - заключается в том, что, встречаясь с новой ситуацией, которая достаточно сходна с дистрессо-вым опытом, человек реагирует на нее по старому, нерационально. Это делает индивида предрасположенным к потере эмоционального равновесия. Наиболее распространенным источником травм являются дисстрессовые стереотипы взрослых. Нерациональное поведение родителей будет травмой для ребенка, а если это сопровождается раздражительностью, насмешками, незаслуженными обидами, то травма наиболее тяжела. «Следы» раннего дистрессового опыта накапливаются, становясь хроническими. Следовательно, обидчивость представляет собой уникальное следствие дистрессового опыта, который пережил человек. Но эти нарушения являются обратимыми [90].

Как отмечает X. Джекинс, восстановительный процесс заключается в том, что при наличии аффективного состояния подавлять или переключать на что - то иное эмоциональную разрядку неправильно. Полностью отреагиро-ваный аффект не сохраняется в негативном опыте. Причем, для полного осуществления восстановительного процесса требуется заинтересованное присутствие другого человека. Это естественное снятие напряжения после эмоциональной травмы. В культуре существуют жесткие стереотипы препят-ствования разрядке дистрессов другими людьми. Каждый раз, когда ребенок обращается к кому-нибудь и начинает разряжаться, чтобы избавиться от сво-

69

ей травмы, взрослый говорит ему, что этого делать нельзя. Это приводит к тому, что эмоциональные переживания подавляются и загоняются внутрь. Внешние проявления разрядки могут быть различны: плач, дрожь, ярость, безудержный смех, крик и т.д. Если не препятствовать их действию, то результат одинаково эффективен как для взрослых, так и для детей - эмоциональное равновесие, продуктивные отношения с окружающими людьми. «Про обиду не молчи, про обиду расскажи и полностью эмоционально отреагируй» - только так, по мнению X. Джекинса, может человек избавиться от хронической привычки обижаться [90].

Рассмотрев подходы к преодолению обиды и обидчивости в различных психологических школах и направлениях, необходимо остановиться на одном важном, на наш взгляд, моменте. Теоретический анализ показал, что обида и обидчивость наиболее часто сочетается с такими особенностями личности как направленность на себя и переживание чувства вины. На это указывают в своих работах Э. Берн [10], М. Джеймс, Д. Джонгвард [39], М.В. Зюзько [52], Д. Ольшанский [103], Ю.М. Орлов [107], Ф. Перлз [90], К. Хор-ни [166]. Данный факт позволяет нам выдвинуть предположение, что эмоционально - личностные характеристики обидчивых подростков будут значительно различаться при наличии или отсутствии у личности данных параметров. Учет этого имеет большое значение для организации и планирования работы по преодолению обиды и обидчивости.

Под направленностью на себя, вслед за Б. Бассом, мы понимаем ориентацию на прямое вознаграждение и удовлетворение собственных амбиций безотносительно выполняемой работы, игнорирование всех, эгоцентричность и поглощенность собой. О.П. Елисеев отмечает, что можно сделать дополнения к изложенной выше интерпретации, основанные на статистически значимых корреляциях между этим типом направленности с результатами личностных опросников Р.Кэттелла, Г.Айзенка. Люди с направленностью на себя характеризуются как раздражительные, агрессивные, соперничающие, сензитивно-

70

женственные, мнительные, тревожные, с недостаточным самоконтролем, незрелые и лабильные [45;с.145]. Чувство вины рассматривается как отношения и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающее из возможного убеждения самого человека в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо. Вина связана с осуждением своего поступка индивидом, независимо от того, как к этому поступку отнеслись, или могут отнестись окружающие. Она включает такие реакции, как раскаяние, осуждение самого себя и понижение самооценки [54], [161].

Наше предположение дает возможность гипотетически выделить четыре типа подростков: обидчивые, с чувством вины и направленные на себя; обидчивые, с чувством вины; обидчивые и направленные на себя; обидчивые не направленные на себя и без чувства вины. Сама типология выстроена по принципу «наслоения», т.е. имеется в виду, что негативные переживания, связанные с обидой, могут усугубляться и усиливаться, если есть чувство вины и направленность на себя в различных сочетаниях. Формируя эмоциональную децентрацию, мы нейтрализуем переживания, связанные с направленностью на себя; повышая чувство собственного достоинства, уменьшаем чувство вины; обучая адекватному взаимодействию, без использования агрессивных форм поведения, добиваемся в целом снижения обидчивости.

Индивидуально - типологические особенности и характеристики данных типов описаны и представлены подробно в параграфе 2.3.

В завершении необходимо отметить конкретные формы организации психологической помощи при данной проблеме. Они могут носить как индивидуальный, так и групповой характер. Планироваться в виде психологической консультации, коррекционного занятия, различного типа тренинга. Ю.М. Орлов разработал и апробировал систему заочного обучения саногенному мышлению, которая, для определенной части клиентов, оказалась более эффективной, чем занятия в группе [108].

71

Мы разработали комплексную программу по преодолению обиды и обидчивости, которая включает в себя: консультационную программу для родителей, испытывающих затруднения в воспитании подростков с выраженным переживанием обиды и обидчивости; консультационную программу для педагогов, работающих с обидчивыми подростками; программу социально -психологического тренинга, в котором в качестве условий преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте являются: формирование эмоциональной децентрации, снижение агрессивности, развитие чувства собственного достоинства, обеспечение адекватного межличностного взаимодействия с окружающими. Особенности организации, проведения и оценка эффективности тренинга подробно изложены в параграфе 2.4. данной работы.

Таким образом, в данном параграфе мы рассмотрели различные подходы к проблеме преодоления обиды и обидчивости, гипотетически определили индивидуально - типологические особенности их проявления, выделили формы организации психологической помощи.

 

Апуневич Оксана Александровна. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Череповец, 2001 210 c.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!