Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Социальная психология / Подходы к проблеме профессиональных представлений в психологии (материал для дипломной, магистерской)

Подходы к проблеме профессиональных представлений в психологии

В отечественной психологической литературе имеется немало высказываний о значении профессиональных представлений. В качестве регуляторов профессионального самоопределения их рассматривали наряду с другими личностными образованиями (интересами, намерениями, идеалами и т.д.) следующие авторы: В.Н. Гоголев [32], А.И. Донцов [42], Т.В. Кудрявцев [69], Р.П. Мильруд [84].

В ряде работ (В.Д. Брагина [26], В.В. Овсянникова [99], Л.А. Сергеева [121]) обращалось внимание на то, что имеющиеся у субъекта профессиональные представления оказывают существенное влияние на его профессиональное развитие. В частности, отмечается, что адекватные представления о профессии являются необходимым условием сознательного выбора трудовой деятельностис учетом интересов, желаний, возможностей и способностей (Э.Ф. Зеер [50], Е.А. Климов [56], Н.И. Крылов [68], Н.С. Пряжников [112] и другие).

Рассмотрим некоторые подходы к определению понятия «профессиональное представление». В.Д. Брагина пишет: «.. .под представлениями о профессии мы понимаем совокупность знаний субъекта об аспектах, отражающих социально-экономическую (общественная значимость профессии, экономико-географические условия работы, перспективы профессионального и социального роста, заработная плата), производственно-техническую (продолжительность рабочего дня и отпуска, условия работы, характер нервно-психической напряженности в работе), производственно-педагогическую (тип учебного заведения, срок обучения, служебные обязанности) и социально-психологическую (система требований к узкоспециальным, нравственным и организационным качествам) стороны профессий» [26, с. 9]. Как видно из данного определения, в представлении о профессии, помимо содержания работы и требований, предъявляемых профессией к человеку, выделяется еще целый ряд свойств, характеризующих такие ее стороны, как социально-экономическая, производственно-педагогическая, производственно-техническая и социально-психологическая.

О.А. Конопкин утверждает, что профессиональные представления это не простая совокупность сведений о профессиональной области. Это «представление о деятельности, куда входят: принятая субъектом цель деятельности; критерии успешности деятельности; программа исполнительских действий; субъективная модель значимых условий деятельности; информация о реально достигнутых результатах; решения о коррекциях системы деятельности»[60, с.205].

Если в вышеназванных определениях авторы акцентируют внимание на представлении человека о профессиональной деятельности, то В.Н. Обносов считает, что профессиональное представление следует рассматривать как индивидуально-своеобразную систему знаний, убеждений, переживаний человека, связываемых им с данной профессией. Автор дает такое определение: «Профессиональное представление - это совокупность имеющейся у субъекта информации о той или иной специальности, его осведомленность о мире профессий, их оценка по шкале престижности и привлекательности; это динамическое информационное образование, структура и содержание которого зависит от его целевого назначения; это отражение человеческого «Я» через профессию»[98, с.25]. При этом В.Н. Обносов подчеркивает, что представление как когнитивно-аффективное психическое образование обладает не только информационным, но и мотивационным потенциалом дальнейшего профессионального развития.

По мнению Н.Л. Кирт, каждый этап профессионального самоопределения, создает предпосылки для развития профессиональных представлений и определяет их переход на более сложный уровень. Психологическое содержание представлений о профессии, структура и динамика их развития детерминирована процессом профессионального самоопределения. Автор пишет: «В сознании разных людей формируется собственный образ тех социальных институтов, в которые человек включается в разные периоды жизни; складывается определенное отношение к ним, решается вопрос о соответствии своих знаний, способностей, личностных особенностей социальным требованиям, условиям, структурам. Этот субъективный образ и является представлением» [55, с.50].

Понятие «профессиональное представление» связано с понятием «профессиональная картина мира». По мнению Ю.Н. Кулюткина, «профессиональная картина мира» является более широким понятием, так как оно отражает специфику мировосприятия, основанную на принадлежности человека к профессии. «Ее структура включает в себя: 1) систему профессиональных смыслов и ценностей; 2) совокупность научного знания и способов его интерпретации применительно к ситуациям, возникающим в практической деятельности; 3) совокупность практического опыта, включая опыт учения» [85, с.78]. Главным компонентом этой системы является смысл как «след» взаимодействия с объектом в виде отношения к нему, как звено, которое способно осуществлять связь между слоями профессиональной картины мира. Эта категория носит общий характер и соотносится с такими понятиями как ценности, мотивы и т.д.

Как считает К.К. Платонов [109], проявления активности человека определяются его представлениями, знаниями, интересами, мотивами, идеалами, ценностями. Ценностные ориентации являются компонентом сложной структуры отношений личности к условиям ее существования и деятельности. Такая ориентация определяется как «атрибут сознания, наряду с переживанием, определяющим различные проявления его активности» и имеющая свою структуру.

Структура профессионального представления рассматривалась в ряде работ В.Д. Брагиной [26], А.И. Донцова [42], Ю.М. Забродина [47], В.Н. Обносова [98], Л.А. Сергеевой [121], Е.В. Улыбиной [137] и других. Психологи считают, что профессиональные представления имеют «иерархическую метаструктуру» [122], состоящую из ряда уровней. По мнению Л.А. Сергеевой, профессиональный образ формируется по линии восхождения от житейски-практического к научно-теоретическому познанию природы, человека и общества. Она пишет: «Основным критерием уровня сформированности профессионального образа является полнота представлений субъекта о личности профессионала в отношении к норме; дополнительным - эмоциональная окрашенность (убежденность, аргументированность) образа-представления» [121, с.31].

Ряд психологов [26], [55], [98], [120] предполагают, что уровни сформированности профессионального представления могут быть выражены в следующих градациях: 1) поверхностное фрагментарное представление; 2) поверхностное, полное представление; 3) конкретное разностороннее представление; 4) обобщенное, включающее слитное знание общего и конкретного; 5) полное дифференцированное представление-знание (единство понятийного и конкретного содержания). Как подчеркивает Н.Л. Кирт, «...каждый из перечисленных уровней включает в себя определенную иерархию мотивов, целей, их временную перспективу и зависит от особенностей самосознания, таких как уровень притязаний, самооценка» [55, с.56].

По мнению В.Д. Брагиной, «представление о профессии является интегра-тивной моделью социального будущего, которое включает в себя профессиональный, личностный и социальный аспекты профессионального самоопределения. В профессиональном плане речь идет о знании субъектом содержания работы, условий труда, требований, предъявляемых профессией к человеку.  В личностном - речь идет об ориентации на собственные возможности, способности и их совершенствование. В социальном - об осведомленности субъекта о таких аспектах профессии как заработная плата, общественная значимость, перспективы профессионального и социального роста, возможности выбора социально-экономических условий работы» [26, с.З].

В свою очередь, подход В.Н. Обносова позволяет выделить в структуре профессионального представления три взаимосвязанных, взаимообусловленных, взаимодополняющих и переходящих друг в друга компонента «...образ профессии - определенный социальный эталон профессионала, стереотип той или иной специальности, доминирующий в обыденном сознании и своеобразно отображенный каждым человеком, дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии; образ себя («образ Я»), «соединенный», соотнесенный с данной специальностью, трансформированный на ее основе (оценка своей профессиональной пригодности и пригодности профессии для себя); образ вероятного будущего - социальное положение, возможности личностного роста, самореализации и т.д.» [98, с.25]. Автор подчеркивает, что выделение этих подструктур имеет условный характер, но при анализе профессионального представления нельзя упускать из виду ни один из указанных компонентов.

Вслед за В.Н. Обносовым трехкомпонентную структуру профессиональных представлений выделяет Н.Л. Кирт. Она пишет: «Данная структура включает в себя: профессиональные представления (представления о профессии и личности профессионала); представления о себе как будущем профессионале (профессиональные мотивы, особенности самосознания, уровень притязаний, самооценка); представления о профессиональном будущем (жизненные планы, временные перспективы и карьерные ориентации» [55, с.58]. По мнению Н.Л. Кирт, эти составляющие претерпевают качественные изменения в процессе учебной и профессиональной деятельности субъекта.

Исследователями А.И. Донцовым и Г.М. Белокрыловой установлено, что структура профессиональных представлений как минимум двухкомпонентна и включает в себя: представления о субъекте профессиональной деятельности (в том числе, представление о мотивации, профессионально важных качествах и способностях специалиста, его внешнем облике); представления о содержании профессиональной деятельности (в частности, об объекте, цели, средствах и предметном содержании). Учитывая опыт исследований профессионального менталитета, авторы рассматривают систему профессиональных представлений будущих психологов как состоящую из двух основных взаимосвязанных подсистем: субъектной и предметной. Первая из них образована совокупностью представлений специалистов о психологе как субъекте профессиональной деятельности, вторая задана совокупностью представлений о содержании профессиональной деятельности. Анализ представлений о психологе как субъекте профессиональной деятельности позволил авторам сделать заключение, что, «во-первых, эти представления подвержены стереотипизации, о чем свидетельствует высокая степень сходства ответов о мотивации деятельности психолога и его профессионально важных качествах, во-вторых, содержание этих стереотипов отражает, по-видимому, образ психолога, сложившийся в массовом, обыденном сознании, где он предстает как специалист, способствующий решению индивидуальных психологических проблем» [40, с.48].

Вслед за представителями французской социальной психологии авторы утверждают, что профессиональное представление двухуровневое и содержит как относительно вариативные («поверхностные») представления, так и более устойчивое репрезентативное «ядро». К «ядерным» относятся собственно предметные представления - прообраз результатов деятельности и способов их достижения: именно они задают конфигурацию используемых специалистами категориальных схем оценки психической реальности [40]. По мнению Е.В. Улы-биной, структура профессиональных представлений включает в себя: «...когнитивно-информационный, мотивационно-смысловой компоненты и являющееся результатом их взаимодействия, семантическое пространство восприятия» [137, с.36], которые определяют регуляцию поведения человека, цели и способы достижения профессиональной деятельности.

Ключевыми элементами, определяющими структуру и конкретное содержание представлений, являются, по мнению Ю.М. Забродина, представления о целях профессиональной деятельности, которые могут по-разному пониматься и в разной мере приниматься во внимание, и личностными особенностями субъекта. Как отмечает автор, «...для субъекта, решающего задачу, цель выглядит по-своему именно потому, что индивидуальные потребности и потребности общества не всегда совпадают. Задача при первой встрече с субъектом деятельности оказывается расщепленной на ту, которую субъект понял - первый этап, и второй этап - ту, которую принял» [46,с.7]. Структура и содержание системы профессиональных представлений определяется личностными особенностями субъекта - содержанием его индивидуального опыта, развитием уровня рефлексии, мышления, другими характеристиками. Ю.М. Забродин утверждает: «Известно, что есть специфика отражения, то есть каждый человек по-своему отражает одни и те же внешние, представленные ему ситуации» [46, с. 13].

Вместе с тем, в силу общности опыта, социальной ситуации, культурного единства, отдельные группы людей могут обладать сходными по определенным параметрам представлениями: представления учителей о психологической службе в школе [115], представления студентов-психологов о будущей работе [41], представления студентов психологического факультета о будущей карьере [55], представления медицинских работников о профессиональной деятельности [86] и другие. Поэтому С. Московичи и другие представители концепции социальных представлений рассматривают представления «... не как отрывочные мнения отдельного индивида, но именно как представления члена социальной группы, класса» [89, с.З]. По определению Д. Жоделе, «категория социального представления обозначает специфическую форму познания, а именно знания здравого смысла, содержание, функции и воспроизводство которых социально обусловлены. Социальная детерминированность содержания и самого процесса представления предопределены контекстом и условиями их возникновения, каналами циркуляции, наконец, функциями, которым они служат во взаимодействии с миром и другими людьми» [цит. по 43, с.З5-36].

Профессиональные представления носят двойственный характер: они социальны, поскольку исторически обусловлены, и индивидуальны, так как являются опытом конкретного субъекта. Социальные или коллективные представления характерны для членов какой-то социальной группы и соотносимы с объектом деятельности. Индивидуальные представления являются важнейшим компонентом самосознания человека, они выполняют функции регуляторов поведения и проявляются во всех областях деятельности. Профессиональные представления связывают воедино общественное, групповое и индивидуальное в сознании личности, и в совокупности выполняют определенные функции.

Некоторые предпосылки, позволяющие подойти к определению функций профессиональных представлений, имеются в работах Г.М. Белокрыловой [40], О.А. Конопкина [61], В.Н. Обносова [98], Е.В. Романовой [116] и других. Результаты исследования В.Д. Брагиной [26] показали, что регуляторная функция представлений о профессии в процессе профессионального самоопределения выступает в трех аспектах: когнитивном («знаю и соответственно оцениваю»), эмоциональном («нравится - не нравится») и поведенческом («намерен выбрать - выбрал», «в дальнейшем предполагаю работать по избранной профессии»). Представления о профессиях могут также выполнять мотивационную функцию, побуждая субъекта к ограничению выбора до одной профессии. В.Д. Брагина пишет: «Представления о каждой из отдельных сторон профессии (уровень заработной платы, перспективы карьерного роста, социальный престиж, условия для творчества и т.д.) служат «основой оценивания», жизненного значения их для субъекта, придают им личностный смысл» [26, с.ЗО].

Эту мысль продолжает В.Н. Обносов: «Профессиональные представления можно рассматривать как информационную и мотивационную основу профессионального самоопределения, а также как необходимое условие для активной субъектной включенности учащегося в учебно-профессиональную деятельность» [98, с.36]. Соотнесение представлений о профессии и о себе способствует формированию образа «Я» как субъекта профессиональной деятельности, развитию профессиональной мотивации. Как неоднократно подчеркивали психологи [12], [22], [58], [88], [176], профессиональные и личностные мотивы интегрируют в себе параметры желательности, необходимости, возможности реализации действий, которые обеспечивают непреодолимость стремлений, положительное отношение к деятельности и успешность ее выполнения. Это подтверждают исследования Т.В. Кудрявцева: «...освоение операциональной системы профессиональной деятельности формирует мотивы профессионального становления: содержательные (интерес к профессии, потребность в самореализации); адаптивные (престиж профессии, высокая зарплата и т.д.). Эти мотивы должны находиться в оптимальном сочетании» [69, с.53].

Наряду с мотивационной функцией, профессиональные представления выполняют и прогностическую функцию. Как считает В.Н. Обносов, прогностическая функция предполагает «...представление себя в данной профессии, своих способностей, перспектив и трудностей, связанных с этой работой, конкретных профессиональных планов» [98, с.41]. Представления о профессии включаются в жизненные планы, на их основе человек строит свою жизненную перспективу, определяя, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым обществом к нему как личности и профессионалу. В сознании человека формируется представление о профессии и возможности самоопределения в ней, на основании которого он определяет перспективы своего профессионального движения, тип идентификации (самовыражения) в профессии. Эти представления изменяются под влиянием социальных факторов (политических, экономических изменений в обществе) и психологических (самооценки, уровня притязаний, мотивации и др.). На разных этапах профессиональной подготовки, в зависимости от личностных особенностей и объективных факторов, представления о профессии по своему содержанию меняются.

Исследование А.И. Донцова и Г.М. Белокрыловой [40] выявило, что профессиональные представления психологов выполняют несколько функций. Первая - функция инструмента познания, то есть описания, классификации и объяснения феноменов психического. Близкой к названной является вторая -адаптационная функция представлений, проявляющаяся в сглаживании неожиданных явлений путем введения их в привычную систему значений, соединением его с привычными образами путем аналогий и ассоциаций. Третья функция - функция самовыражения, позволяющая специалисту ощутить себя обладателем «тайного знания», что способствует укреплению «Я-концепции» и защите от критики со стороны неспециалистов. Четвертая функция - оценки является основанием для самооценки психологических качеств, так как «знание требований, предъявляемых профессией, дает возможность субъекту оценить свои возможности и соотнести их с профессиональными требованиями» [40, с.31].

Таким образом, анализ различных психологических подходов к определению, содержанию, структуре профессионального представления позволяет рассматривать профессиональное представление как совокупность образов, обладающих мотивирующей, регулирующей и прогностической функцией деятельности. Такой подход строится на выделении в профессиональном представлении (см. рис. 1) трех взаимообусловленных структурных компонентов: представлений о профессии и личности профессионала (обобщенный образ той или иной специальности, доминирующий в обыденном сознании и своеобразно отображенный субъектом, дополненный его собственными впечатлениями о данной профессии); представлении о себе как будущем профессионале («образ Я», «идентифицированный» с данной специальностью); представлении о возможном профессиональном будущем (образ вероятного будущего, связанный с прогнозируемым социальным положением, карьерным ростом, возможностью профессионального и личностного роста). В профессиональном представлении педагога важным является и его представление о субъекте обучения - личности ученика. Однако мы не выделяем его в качестве самостоятельного компонента, поскольку это представление органичной частью включается в каждый из трех названных компонентов. Конечно, выделение указанных компонентов достаточно условно, но оно осуществляется в целях более внимательного изучения возможностей развития профессионального представления как психологического регулятора становления будущего профессионала.

Анализ структуры и содержания профессионального представления как динамического когнитивно-аффективного психологического образования дает также основание выделить пять уровней его сформированности: 1) поверхностное, фрагментарное, расплывчатое, неадекватное представление, отражающее уровень житейских знаний о профессии; 2) поверхностное, относительно полное, достаточно нечеткое, неадекватное представление, отражающее уровень житейски-практического знания о профессии; 3) поверхностное, полное, достаточно четкое, неадекватное представление, отражающее переход от житейски-практического знания к научно-теоретическому; 4) обобщенное, полное, четкое представление о профессии, основанное на научно-теоретическом знании, но неадекватное способностям субъекта профессиональной деятельности; 5) обобщенное, полное, четкое представление, соответствующее научно-теоретическому знанию о профессии, адекватное возможностям и способностям субъекта профессиональной деятельности.

Степень сформированности профессионального представления выступает предпосылкой становления жизненной позиции личности, ее успешности в профессиональной деятельности. Следовательно, изучение особенностей содержания и динамики представлений о профессии позволит более успешно решать проблему их формирования. Это приобретает особую значимость в связи с тем обстоятельством, что структурные составляющие профессионального представления, уровни его сформированности проявляются специфично на каждом этапе профессионального самоопределения будущих педагогов.

 

Семенова Елена Александровна. Особенности и формирование профессиональных представлений у студентов в образовательном пространстве педагогического колледжа : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Иркутск, 2003 200 c.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!