Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.
Особенности развития Я-концепции в подростковом возрасте
Я-концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте должны быть не противоречивы, согласованы. Я-концепция включает в себя наши представления о том, каковы мы на самом деле, и о том, какими бы нам следовало быть. Человек, воспринимающий эти два «Я» как не слишком отстоящие друг от друга является зрелым и приспособленным к жизни [Юнг К.Г., 1994, с 278].
Как социальное окружение содействует формированию Я-концепции
-38-
индивидуума, так и Я-концепция, в свою очередь, влияет на социализацию. Человек склонен изучать свое поведение и свои установки и следить за тем, что бы они соответствовали нашим представлениям о самих себе. Когда мы отфильтровываем навязываемые культурой модели поведения, несовместимые с нашей Я-концепцией, происходит процесс интеграции, т.е. когда Я-концепция укореняется настолько, что начинает определять наше поведение, тогда он становится фактором социализации в той же мере, что и ее продуктом.
Я-концепция развивается, приобретая в период взросления по мере формирования ценностей, целей, идеалов и т.д. решающее значение для всей дальнейшей жизни.
Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере Я-концепции, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления подростка как личности. Именно в этот период, согласно мнению одного из крупнейших отечественных психологов Б.Г.Ананьева, сознание, пройдя через многие объекты отношений, само становится объектом самосознания и, завершая структуру характера, обеспечивает его целостность, способствует образованию и стабилизации личности [Ананьев Б. Г., 1980, с.89].
В подростковом возрасте у молодых людей активно формируется Я-концепция, вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания и самоотношения, все более развиваются способности проникновения в свой собственный мир.
В этом возрасте подросток начинает осознавать свою особенность и неповторимость, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок (преимущественно родительских) на внутренние. Таким образом, постепенно у подростка формируется своя Я-концепция, которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
При переходе в пятую стадию своего развития (12-18 лет) [Эриксон Э.,
-39-
2006, с. 214] ребенок сталкивается с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Успешное решение этой проблемы зависит от того, найдет ли он предмет любви в собственном поколении.
Э.Эриксон не отрицает возникновения этой проблемы у подростков, но указывает, что существуют и другие. Подросток созревает физиологически и психически, и в добавление к новым ощущениям и желаниям, которые появляются в результате этого созревания, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Так, важное место в новых особенностях психики подростка занимает его интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.
Подростки могут создавать себе мысленный идеал семьи, религии, общества, по сравнению с которым проигрывают далеко несовершенные, но реально существующие семьи, религии и общества. Подросток способен вырабатывать или перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоническое целое. Подросток -это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить его в теории.
Э.Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о самом себе как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить, связать с прошлым и спроецировать будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей - психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.
В отличие от предыдущих стадий возрастного развития, где родители более или менее могли воздействовать на течение и исход кризисов развития ребенка, теперь же влияние их оказывается гораздо более косвенным. Если
-40-
благодаря родителям подросток уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость и умелость, его шансы на идентификацию, то есть на опознание собственной индивидуальности, значительно увеличиваются [Реан А.А.,2001,с.358].
Психологические исследования становления Я-концепции человека в процессе его жизнедеятельности идут по нескольким направлениям. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании Я-концепции и ее компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам. Далее исследуется степень его достоверности и объективности, прослеживается изменение структуры Я-концепции в целом -степень ее дифференцированности (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости, имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей.
Возрастные сдвиги в восприятии человека включают увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц». Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный и психологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.
-41 -
Представление подростка о себе всегда соотносится с групповым образом «мы» - типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного Я оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы». Подростки-мальчики считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, но зато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники. Девочки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность, справедливость и верность.
Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находит он различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда - напряженная потребность в психологической интимности, которая была бы одновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого. Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествует пониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
В теоретическом исследовании И.И.Чесноковой указывается на наличие двух уровней самопознания: низшего — «Я и другой человек» - и высшего -«Я и Я». Специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «с той мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует» [ЧесноковаИ. И., 1984, с.162].
-42-
Составляющие Я-концепции, поддаются лишь условному концептуальному разграничению, поскольку в психологическом плане они неразрывно взаимосвязаны. Потому когнитивный компонент самосознания, образ Я, его формирование в подростковом возрасте напрямую связан как с эмоционально-оценочной составляющей, самооценкой, так и с поведенческой, регуляторной стороной Я-концепции.
В подростковом возрасте в рамках становления нового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе. Одним из центральных моментов здесь является смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я - они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создает условия для формирования собственного отношения к себе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехов и неудач, всякого рода ситуативных влияний и т. п. Важно отметить, что оценка отдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себе подчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятие себя», «самоуважение». Именно сейчас на основе выработки собственной системы ценностей формируется эмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка» начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов и убеждений, результатов деятельности.
Особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я и идеального Я. По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное, естественное следствие когнитивного развития [Кон И.С., 1969, с. 248-261]. При переходе от детства к отрочеству и далее самокритичность растет.
Расхождение Я-реального и Я-идеального образов - функция не только возраста, но и интеллекта. У интеллектуально развитых подростков расхождение между реальным Я и идеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, и теми, которыми он хотел бы обладать,
-43-
значительно больше, чем у их сверстников со средними интеллектуальными способностями.
Ранее, мы, вслед за Р.Бернсом [Берне Р., 1986, с. 113] рассмотрели Я-концепцию как совокупность установок, направленных на самого себя. Как уже упоминалось выше, применительно к Я-концепции три главных элемента установки конкретизируются следующим образом: когнитивная составляющая установки — образ Я, омоі{ионально-оі}еночная составляющая — самооценка, потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
При этом одним из центральных моментов в развитии Я-концепции в подростковом возрасте является развитие самооценки, а именно - смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я - они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей.
Самооценка подразумевает под собой «известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам». Самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду [Берне Р., 1986, с. 104]. Таким образом, самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его "Я". Самооценка представляет собой центральное образование личности. Она в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором ее поведения и деятельности. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе отношений человека к миру. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в
-44-
структуре отношений личности самооценке принадлежит особое место [Реан А.А,2001,с.359].
Несмотря на имеющиеся многочисленные исследования самооценки в детском возрасте, некоторые исследователи склонны считать ее новообразованием подросткового периода. Они утверждают, что самооценка является довольно поздним образованием и начало ее реального действия нередко датируется лишь подростковым возрастом. Исследователи единодушны в описаниях особенностей самооценки детей этого возраста, отмечая ее ситуативность, неустойчивость, подверженность внешним воздействиям в младшем подростковом возрасте и большую устойчивость, многосторонность охвата различных сфер жизнедеятельности в старшем подростковом возрасте.
С.Л.Рубинштейн, характеризуя процесс развития самосознания у подростков, проводит его через ряд ступеней - от наивного неведения в отношении себя к все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценке. В процессе развития самосознания центр внимания подростков все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт - к характеру в целом. С этим связаны осознание — иногда преувеличенное - своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне [Рубинштейн С.Л.,1989,с.Ю5].
Рассмотрим особенности развития самооценки в подростковом возрасте. Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р.Бернс объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств [Берне Р., 1986, с. 120].
В.Кваде, В.П.Трусов представили данные об индикаторах различных
-45-
типов самооценки подростков. Так, адекватную самооценку, по их мнению, предсказывает достоверно сильная ориентация подростка на будущую профессию и высокая учительская оценка выполнения норм морального поведения. Завышенную самооценку вызывает у подростка низкая оценка его поведения сверстниками, заниженную же самооценку — низкая психологическая устойчивость [Кваде В., Трусов В.П., 1980, с.11].
Наиболее очевидны изменения в содержательной стороне самооценки подростков. Это объясняется тем, что именно в этот период, достаточно краткий по своей продолжительности, наблюдается резкий переход от фрагментарного и недостаточно четкого видения себя к относительно полной, всеобъемлющей Я-концепции. Так, количество качеств, которые осознает в себе старший подросток, в два раза больше, чем у младших школьников. Старшеклассники при оценке себя уже способны охватить почти все стороны собственной личности - их самооценка становится все более обобщенной. Кроме того, совершенствуются и их суждения относительно своих недостатков.
Суждения подростков о себе передают светлый фон их настроения, ощущение радости бытия. Подростки раскрывают себя в категориях, отражающих их учебную деятельность, любимые занятия, интересы, увлечения. Они ориентированы на идеальную самооценку, но разрыв между их реальной и идеальной самооценкой для многих из них не является травмирующим.
В различных исследованиях подмечено, что в содержании самооценки подростков превалируют основные моральные черты - доброта, честность, справедливость. Довольно высокий уровень самокритичности подростков позволяет им признавать в себе много отрицательных качеств и осознавать необходимость от них избавиться. Так, наиболее значимыми и хорошо осознаваемыми качествами своего «Я» для юноши-старшеклассника выступают коммуникативные, волевые и интеллектуальные качества, что позволяет рассматривать их как основания ценностного отношения
-46-
подростка к себе. В таком случае познание себя, формирование самооценки, самоуважения осуществляется у него, прежде всего, под влиянием тех людей из круга ближайшего общения, которые понимаются им как носители именно этих качеств, развитых на эталонном уровне. Содержание самооценки девочек касается в большей степени осознания и оценки их взаимоотношений с другими людьми.
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, направлены в первую очередь на нахождение ответа на вопрос, каков он среди других, насколько он похож на них.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, направлены на нахождение ответа на вопрос, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя [Реан А.А.,2001,с.361].
В этот возрастной период другой человек начинает занимать в жизни подростка совершенно особое место. С этим связана специфика восприятия подростками физического облика других людей. И уже посредством восприятия и понимания другого подросток приходит к пониманию себя. При этом сохраняется та же последовательность, что и в познании качеств другого, т.е. вначале выделяются чисто внешние, физические характеристики, затем качества, связанные с выполнением каких-либо видов деятельности и, наконец, личностные качества, более скрытые свойства внутреннего мира.
Экспериментально доказано, что восприятие физического облика другого человека в сознании подростка затем переносится и на восприятие подростком самого себя. Так, именно в этот возрастной период, когда
-47-
происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик подростка и его физические черты начинают сильно волновать подростка, тогда соответствие физического развития ребенка стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в его социальном признании, положении в группе. Осознание особенностей своей внешности также влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма) [Реан А.А., 2001,с.362].
Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности. Например, адекватный ее уровень способствует формированию у подростка уверенности в себе, самокритичности, настойчивости или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости, и наблюдается более высокий общественный и личный статус.
Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а также на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.
Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.
Агрессивные подростки характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.
Данные многочисленных исследований показывают, что подростки с низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни
-48-
исследования выявили, что низкая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект проявляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку.
Известно, что, начиная примерно с 8 лет, дети активно проявляют способность к оценке своей успешности в разных областях. Наиболее значимыми из них оказываются пять критериев: школьная успеваемость, внешность, физические способности, поведение и социальное принятие. Однако в подростковом возрасте школьная успеваемость и поведение становятся важны для оценки родителей, а три другие - для сверстников [РеанА.А.,2001,с.363].
Судя по имеющимся данным, когнитивная сложность и
дифференцированностъ элементов Я-концепции последовательно
возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов [Кон И.СД975, с.89]. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши, юноши - больше, чем подростки, подростки - больше, чем дети. По данным исследований Р. Бернса [Берне Р., 1986, с. 104] способность подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности -абстрагирования.
Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность Я-концепции, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая фразу "я в своем представлении...", многие подростки подчеркивают именно свою противоречивость: " я в своем представлении -гений + ничтожество".
-49-
Данные об устойчивости образа Я не совсем однозначны. В принципе он, как и устойчивость прочих установок и ценностных ориентации, с возрастом увеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативных обстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценки иногда меняются очень резко.
Что касается контрастности, степени отчетливости Я-концепции, то здесь также происходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что Я-концепция становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако с изменением содержания Я-концепции существенно меняется степень значимости отдельных ее компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметно укрупняется: "внутренние" качества осознаются позже "внешних", зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.
Исследования содержания Я-концепции, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, что в подростковом возрасте в развитии когнитивного компонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующие переход самосознания на новый более высокий уровень [Формирование.../ под ред. И.В.Дубровиной, 1983, с. 64]
Свойственное многим подросткам преувеличение собственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблением индивидуального начала.
Подростковый возраст - промежуточный период между формированием личности младшего школьника и личности взрослого человека. Во многих от¬ношениях он отличается от других переходных периодов. Прежде всего, этот период гораздо более длителен и сложен по своему психологическому содер¬жанию. Подростковый возраст является затяжным переходным периодом, на
-50-
протяжении которого завершается детство и рождается осознавшая себя личность человека [Кон И.С, 1969, с. 248-261].
Центральным личностным новообразованием, которое возникает к концу младшего школьного возраста и обозначает вступление в подростковый возраст, является рождение у подростка рефлексии, то есть осознание себя как личности, обладающей определенными, именно ему присущими чертами. Это новообразование порождает у подростка и специфические для него потребности: в самоутверждении и самовыражении. Подростки стремятся обладать теми качествами личности, которые они считают ценными, и проявлять их в своем поведении. Процесс осознания своей личности (черт характера, способностей, переживаний, мотивации поступков) сопровождается самооценкой, сравнением себя с другими [Божович Л.И., Славина Л.С., 1979, с. 45]. Трудность в осуществлении указанных потребностей и стремлений и порождает кризисный характер подросткового возраста. Кризисный характер усугубляется тем, что затруднения в реализации своих потребностей подросток испытывает не только за счет внешней среды (например, подчиняться требованием взрослых), но и за счет препятствий, которые-лежат в нем самом.
Возникновение рефлексии побуждает подростка обратиться к анализу самого себя. Этому способствуют и обстоятельства жизни, которые проявляются в повышении требований к поведению подростка, к его сознательности; изменении социальной ситуации развития; повышения значимости мнения группы и т.д.
У подростка постепенно формируются представление о себе и свое собственное мнение об окружающей жизни («ценностные ориентации») [Кулагина И.Л., 1996, с. 49]. Постепенно складываются относительно устойчивые образцы поведения, трансформируются идеалы из идеалов в форме образа в идеал в форме требований, которые предъявляются человеку. Если для детей младших возрастов непосредственная эмоциональная
-51 -
привлекательность человека делает его образцом и ребенок принимает его целиком, даже вместе с отрицательными качествами, то для подростка эмоциональная привлекательность образца определяется тем, что этот образец воплощает в себе значимые для подростка черты [Никитинская М.И., 1976, с. 54]. Наличие такого образца очень важно, так как он является важнейшим фактором дальнейшего психического развития школьника и условием эффективности воспитательных воздействий.
Возникновение собственных требований к себе создает «вторую среду» в соответствии с которой действует подросток. Именно она становится регулятором его поведения, критерием, по которому он судит самого себя.
Становление Я-концепции и самооценки - сложный и длительный процесс, который сопровождается у подростка целой гаммой эмоциональных переживаний, которые выражаются в неуравновешенности, вспыльчивости, раздражительности подростков. Нередко противоречивые самооценки сосуществуют у подростка, т.е. сознательно он воспринимает себя как личность значительную, исключительную, верит в себя в свои способности, ставит себя выше других людей, но вместе с тем его гложут сомнения, которые он старается не допустить в свое сознание.
Найти себя, собрать из мозаики знаний о себе собственную идентичность становится для подростков первостепенной задачей. Подросток углубленно изучает самого себя и особенно его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь». Именно в этот период его интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет ему задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть. С обнаружением в себе этих новых познава¬тельных способностей подростки развивают эго-идентичность, т.е. целостное, связное представление о себе.
Притязания на признание в отрочестве направлены на реализацию себя в сфере физического, умственного и личностного развития. В этом возрасте обострена потребность в признании «самости» (уникальности) при
-52-
психологической зависимости от сверстников, поэтому подросток эффективно соединяет эгопозицию «не путайте меня с другими» и конформную позицию «Мы - группа сверстников» - ведь общение со сверстниками выступает как потребность и значимая деятельность.
Отрочество - возраст противоречивых состояний, мотивов, ценностных ориентации и поступков. Максимализм и лабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявлениях подростков: от глубинной идентификации с другим, к резкому отчуждению от других, от альтруизма к жестокости и т.д. Все эти позиции могут преломляться в сознании подростка и как условия реализации его притязаний на признание.
В отрочестве в условиях родительской семьи представление о фамильном «Мы» претерпевает изменение и деформацию. Подросток может занять негативную позицию, может потерять уверенность в своей значимости для членов своей семьи и другие изменения, связанные с особенностями возраста.
У подростка формируется стремление быть и считаться взрослыми. Чувство взрослости у подростка - специфическое новообразование, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.
Взрослые в своем отношении к подростку конкретизируют свойства его «Я»; через эту конкретизацию подросток получает переживания, необходимые ему для определения своего места в жизни среди других людей; границы этого места задаются степенью осуществимости идеала «Я», который может конкретизировать подросток в выборе, например, профессии. В отношениях подростков со взрослым миром постоянно
-53-
актуальной оказывается важнейшая экзистенциальная проблема - проблема свободы и ответственности «Я» за свое собственное воплощение в жизненных проявлениях, где чувство реальности собственного «Я» дает человеку то достоинство, за которыми другими людьми читается его уверенность в наличии у него своего места среди людей [Абрамова Г.С.,
2001, с. 528].
Социальная ситуация (состав семьи) и духовная позиция в большей мере определяют самооценку и Я-концепцию подростка, что ведет к формированию- детерминированного этими обстоятельствами типа поведения. Хотя обычно подросток стремится быть социально ориентированным и быть «как все» в отношении к нормативному поведению. В то же время он стремится утвердить свою уникальность, что утверждает его в собственных глазах и приводит, нередко, к асоциальному поведению.
Вхождение в социальное пространство при развитой рефлексии позволяет подростку проникнуть в глубины своей индивидуальности. Одни подростки начинают тяготеть к существованию внутри защищающего группового «Мы», другие - к автономности не только во внешнем/но и во внутреннем мире.
«Мы» и «Я» - социальное общее и социальное индивидуальное - две ипостаси человеческой сущности, которые в развитой личности представлены достаточно полно и уникально. Подросток стремится познать и пережить обе ипостаси и обрести себя между этими двуедиными полюсами. «Мы» - это способность к идентификации с другими. «Я» - это способность к обособлению от других; это умение остаться наедине с собой, выйти из ситуации групповой соединенности; это умение отрефлексировать себя как уникальную, ни на кого не похожую личность; это способность обрести радость от пребывания в сообществе с самим собой [Мухина B.C.,
2002, с. 304].
По мнению Демиденко М.В., воспитанию принадлежит главенствующая
-54-
роль в формировании человека, т.к. «подлинно человеческие нормы и ценности никогда не вырастут изнутри, им необходимо задать извне и помочь их присво¬ить» [Демиденко М.В. 2001, с. 63-74]. При этом очень важно, чтобы присвоение культурно - нравственных образцов не было пассивным и шаблонным, формирование «Я» индивида это не работа с «бесчувственным материалом», оно с необходимостью предполагает проявление субъективности человека.
Таким образом, подросток осознает себя с разных сторон, открывает свой внутренний мир. Все это предпосылки и составные части важнейшего процесса -становления у подростков образа собственного «Я». Знание себя и самооценки входят в Я-концепцию, но не определяют его полностью.
Я-концепция - это не нечто объективно данное или сложившееся у человека, а его отношение к себе самому. Это отношение возникает в результате взаимо¬переплетения, взаимовлияния, взаимодополнения, взаимосвязи многих компо¬нентов. Кон И.С. выделяет их три. Первый - представление о своих качествах и свойствах, т.е. определенный уровень знаний себя. Второй - оценка самим чело¬веком того, что он знает о себе, т.е. система самооценок. Третий компонент-проявление в поведении человека, его эмоциях знаний о себе и самооценок, ко¬торые позволяют убедить себя в их правильности, оправданности, соответствия желаниям человека и т.д.
Но у подростка может быть много знаний о себе, самооценок, соответст¬венно тоже, поведение вполне его удовлетворяет, а целостного представления о себе, целостного Я-образа может не быть. Самонаблюдение и самоанализ приводят к трудно усваиваемому выводу: «Мое поведение в противоположных, по сути, ситуациях было естественным».
Познание себя у подростков объективно идет в процессе общения с окружающими их различными людьми, как бы примеривая к себе различных стилей поведения, «масок», проигрывания различных ролей. И все это, вместе взятое, ведет к обогащению личности, не приводя в то же время к ее болезненному расщеплению на обособленные «Я». Расщеплению мешает механизм «Я»-идентичности.
-55-
Независимо от степени сформированности Я-концепции у подростков есть нечто, что фокусирует их отношение к себе. Это - самоуважение, которое может быть высоким и низким, завышенным или заниженным [Мудрик А.В., 1990, с. 51]. Сопоставление данных о самоуважении подростков с условиями их семейной жизни показывает, что у тех ребят, которым родители не уделяли внимания и которыми пренебрегали, уровень самоуважения ниже, чем у других. Удовлетворяющий человека образ «Я», уровень самоуважения - важнейшие факторы самовоспитания. Программа самовоспитания обычно вырабатывается человеком в соответствии с его идеальным образом «Я». Идеальный образ «Я» у подростков обычно складывается из ценимых ими достоинств других людей.
Специфика подросткового возраста состоит в том, что внимание фиксируется, прежде всего, на «отрицательном» аспекте свободы - подросток жаждет освободиться от прежних «детских» ограничений, добиться статуса, прав и положения взрослого.
Моральное сознание развивается по линии постепенной переориентации с внешних стимулов поведения на внутренние, связанные с образом собственного «Я». Причем процесс этот диалектический: с одной стороны, происходит обобщение идеалов и норм поведения, которые освобождаются от связи с конкретными ситуациями и лицами, а с другой стороны, общие идеалы и формальные принципы индивидуализируются, складываясь в единый образ своего «Я» [Кон И.С, 1975, с. 59].
Таким образом, рождение рефлексии - центральное личностное образование подросткового периода, у подростка формируются представления о себе и собственное мнение об окружающей жизни. Чем лучше образование и воспитание получил подросток, тем богаче его рефлексия. Важнейшим психологическим процессом подросткового возраста является становление самосознания и устойчивого Я-образа. Я-образ играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Уровень самосознания и степень сложности, интегрированности и устойчивости Я-
-56-
образа тесно связаны с развитием интеллекта.
Развитие в подростковом возрасте отличается следующими особенностями: происходит пересмотр ценностных представлений, либерализация ценностных представлений, перенос функции образца с родителей на референтную группу, ассимиляция ценностных представлений соответствующей культурной традиции, принцип взаимности моральных обязательств. В период взросления идентификационное поведение и идентичность достигают определенной консолидации. Поиск личной идентичности - главная задача периода взросления. Чувство взрослости -специфическое новообразование, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Самосознание подростка обладает определенными особенностями, отличающими его от самосознания, например, младшего школьника или юноши. К таким особенностям в первую очередь относятся: способность рассуждать абстрактно, логически, по аналогии, изменение содержания самоописаний и т.п. В отличие от подростка, в ранней юности происходит постепенная смена «предметных» компонентов Я-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологических компонентов своего Я. Юноша привыкает к своей внешности, формирует относительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно на первый план выступают теперь другие свойства Я - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.
Социальная ситуация (семья) и духовная позиция в большей мере определяют самооценку и Я-концепцию подростка, что ведет к формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения.
Воспитанию принадлежит главенствующая роль в формировании Я-концепции. Позитивная Я-концепция - целостная, относительно динамичная система положительных когнитивных, эмоционально - оценочных
-57-
представлений подростка о себе и адекватных им способов построения поведения.
Сформулируем основные выводы:
Рождение рефлексии - центральное личностное образование подросткового периода, благодаря которому у подростка формируются представления о себе и собственное мнение об окружающей жизни. Результатом этого формирования является своя «Я-концепция», которая способствует дальнейшему, осознанному или неосознанному, построению поведения молодого человека.
Когнитивная сложность и дифференцированность элементов Я-концепции последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметных перерывов и кризисов. Способность подростков реконструировать личностные качества основывается на развитии в этом возрасте более фундаментальной когнитивной способности -абстрагирования [Берне Р., 1986, с.84].
Интегративная тенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность Я-концепции, усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий самосознания, которые служат источником дальнейшего развития.
Происходит рост в отношении контрастности, отчетливости Я-концепции: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснее осознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им больше значения, так что Я-концепция становится одной из центральных установок личности, с которой она соотносит свое поведение. Однако с изменением содержания Я-концепции существенно меняется степень
-58-
значимости отдельных ее компонентов, на которых личность сосредоточивает внимание.
Одним из центральных моментов в развитии Я-концепции в подростковом возрасте является развитие самооценки, а именно - смена оснований для критериев оценки самого себя, своего Я - они сменяются «извне вовнутрь», приобретая качественно иные формы, сравнительно с критериями оценки человеком других людей. Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом.
К факторам, которые в той или иной степени влияют на развитие позитивной или негативной «Я-концепции» подростков относятся поведение родителей (стиль семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой.
Воспитанию принадлежит главенствующая роль в формировании Я-концепции. Социальная ситуация (семья) и духовная позиция в большей мере определяют самооценку и Я-концепцию подростка, что ведет к формированию детерминированного этими обстоятельствами типа поведения.
Койшибаева Ирина Анатольевна. Стиль семейного воспитания как фактор развития Я-концепции подростка в городской семье : на примере российских, украинских и казахских семей : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Койшибаева Ирина Анатольевна; [Место защиты: Моск. психол.-пед. ин-т].- Москва, 2010.- 225 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.