Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.
Общение с автором напрямую!
Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!
В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:
- тема;
- схема эмпирического исследования;
- выбор тестов и методов статистического анализа.
Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.
Основные направления исследования социального интеллекта
Термин «социальный интеллект» был введен в психологию Э. Торндайком в 1920 году для обозначения дальновидности в межличностных отношениях. В 1937 году Г. Оллпорт связывал социальный интеллект со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать наиболее вероятные реакции человека. Социальный интеллект, по мнению Г. Оллпорта, - особый «социальный дар», обеспечивающий гладкость в отношениях с людьми, продуктом которого является социальное приспособление, а не глубина понимания [74].
Г. Оллпорт выделил несколько личностных качеств, необходимых для того, чтобы разбираться в людях:
1. Опыт. Чтобы хорошо разбираться в людях, прежде всего, нужна зрелость. Юность видит людей иногда в узкой перспективе своего ограниченного опыта, и когда юньтх заставляют судить о тех, чья жизнь значительно отличается от их собственной, они часто обращаются к незрелым и несообразным клише как то: "старик отстал от жизни", "нормальньlй парень" или "чудак".
2. Сходство. Экспериментальные исследования показали, что те, кто точнее оценивают какую-то черту в другом человеке, сами в высокой степени обладают этой чертой, однако корреляция здесь не абсолютная.
3. Интеллект. Понимание людей - это в значительной степени - задача уяснения связей между прошлым и нынешними поступками, между экспрессивным поведением и внутренними свойствами, между причиной и
следствием, а интеллект и есть способность устанавливать такого рода соотношения.
4. Глубокое понимание себя. Слепота и ошибочность в понимании
нашеи собственной природы будет автоматически перенесена на наши суждения о других (проекция).
5. Сложность. Как правило, люди не могут глубоко понять тех, кто сложнее и тоньше их самих.
6. Отстраненность. Лучшие оценщики бывают загадочными, для них характерна интроверсия, отстраненность от эмоциональных отношений для обретения непредвзятости взгляда.
7. Эстетические склонности. Эстетический ум всегда пытается проникнуть во внутренне присущую объекту гармонию [20, 21, 74].
Г. Айзенк [2, 67] понимает социальный интеллект как результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных
GПОВИИ.
Г.Ю. Айзенк полагает, uтo социальный интеллект шире академического интеллекта (IQ) и включает его в себя; IQ, в свою очередь, шире биологического интеллекта и включает его в себя. Это можно представить в виде схемы (Схема 1)
Еще со времен Ф. Гальтона было предположено, что высоким интеллектом отличаются люди, имеющие какое-либо природное, физиологическое превосходство над другими, например, быстрейшую проводимость раздражителя от рецепторов к мозгу, либо скорость обработки информации, либо низкий или высокии порог чувствительности к уровню раздражения.
В современных психофизиологических исследованиях обнаружено наличие корреляционных связей между психометрическим интеллектом, определяемым стандартными тестами интеллекта, и такими физиологическими показателями, как уроDень сенсорного различегіия. Г. Айзенк полагает, что именно измерение уровня биологического интеллекта отвечает современной научнои парадигме, так как, по его мнению, все остальные виды интеллекта, социальный и психометрический, являіотся лишь следствием, внешним проявлением биологического интеллекта, который и является его основной детерминантой [28].
В 60-e годы Дж. Гилфорд [50] рассматривал социальный интеллект как систему интеллектуальных способностей, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческои информации. Социальный интеллект — способность, определяющая успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей.
Эти способности могут быть описаны в пространстве трех переменных: содержание, операции, результаты. Модель интеллекта по Дж. Гилфорду можно представить в виде схемы, где заштрихованная область — социальный интеллект (Схема 2).
5. Сознание преобразований поведения — способность понимать изменение значения сходного поведения (вербального или невербального) в разных ситуационных контекстах.
6. Сознание результатов поведения — способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющеися информации.
Понимание поведения других людей и самого себя имеет в значительной степени несловесный характер. В этой области теорией предсказывается не менее 30 способностей, некоторые из них относятся к пониманию поведения, некоторые — к продуктивному мышлениіо в области поведения, а некоторые — к его оценке. Теоретически предполагается также, что информация о поведении существует в виде шести типов конечного мыслительного продукта, а эти типы относятся и к другим сторонам интеллекта, в них входят элементьт, отношения, системы и т.д. (по Гилфорду) [19, 34, 50, 51].
Широкое распространение информационного подхода, новые критерии анализа переработки информации о различных объектах, а также сложность в определении самого понятия социального интеллекта и трудности при подборе адекватных методов исследования, привели к тому, что с середины 70-x годов вся совокупность познавательных процессов, обеспечивающих ориентировку в сфере человеческих отношений, опосредующих поведение в межличностных ситуациях, стали обозначать термином «социальное познание» [87].
Одной из наиболее интересных моделеи социального познания является модель Р. Селмана, который разработал теорию принятия социальнои роли. Под принятием социальной роли автор понимал развитие способности относиться и к себе и к другим людям, как к субъектам, реагировать на деиствия окружающих также как на свои собственные, и рассматривать свое поведение с точки зрения других людей. Р. Селман выделял пять основных стадии развития социального интеллекта.
Социальный интеллект в его понимании тот "инструмент" психики, который обеспечивает человеку ориентацию в социальной действительности.
Стадии развития социального интеллекта:
1) нулевая, досоциальная стадия, на которой ребенок не различает внутренние, психические и внешние, физические принципы поведения.
Заканчивается тогда, когда мысли и чувства других людеи и свои собственные выделяются в самостоятельную реальность.
2) первая стадия развития социального интеллекта- стадия дифференцировки внешнего и внутреннего мира - сменяется стадией согласования разных точек зрения, намерений, деиствий.
3) вторая стадия социального развития. Ребенок пробует занять позицию другого человека и предлагает партнеру примерить свою позицию.
4) третья стадия развития социального интеллекта достигается обычно в 10- 12 лет. Начинается понимание взаимозависимости, DзаимоОбусловленности разных, подчас противоположных целей поведения отдельных людей; представление о человеческом взаимодействии структурируется, выстраивается в систему.
5) четвертая стадия социального развития предполагает осознание разных уровнеи человеческой близости.
По мнению Р. Селмана, для достижения этого высшего уровня развития социального интеллекта желательно, чтобы ребенок достиг высшей стадии интеллектуального развития [45].
Таким образом, благодаря модели Р. Селмана можно проследить развитие социального интеллекта в онтогенезе.
Н. Кэнтор и Дж. Кильстром в свой работе «Personality and social intelligence» рассмотрели различные составляющие того, что они назвали
«социальным интеллектом» [45].
Они полагали, что социальный интеллект способствует лучшему пониманию содержания и формы социального знания, социальных жизненных задач и целей, а все это вместе ведет к решению жизненных
проблем. Ученые обращают внимание на то, что исследователи интеллекта и персоналисты выделяют три аспекта:
1. Социальные знания и опыт, направленные на решение задач социальной жизни. Н. Кэнтор и Дж. Кильстром отмечают, что индивиды имеют представления о людях, о социальных ситуациях и самих себе, которые относятся к декларативному знанию. Эти представления помогают индивидуумам выносить собственные суждения о социальных событиях.
Также у людей есть знания, касающиеся событий собственной жизни, или автобиографические знания. Декларативное знание и опыт дополняются оперативным знанием, которое позволяет прогнозировать вероятные события социальной жизни, находить их причины, чтобы спланировать будущие действия. Кроме того, существует много видов метазнания, в основе которого умение индивида выработать стратегию для достижения. цели, для решения социальных задач.
2. Социальная обстановка и жизненные задачи. Авторы пишут о том, что существует точка зрения на развитие интеллекта через решение задач, которые превалируют в жизненных ситуациях индивидуума. Эта точка зрения критикуется. Если рассмотреть этот вопрос в другом ракурсе, как пишут авторы, то приспособлению личности с тем, чтобы стать компетентным членом социальной, возрастной, культурной группы, необходимо учитывать какое знание и опыт - декларативное или процессуальное - является подходящим для этого.
3. Прагматические и социальные цели. Н. Кэнтор и Дж. Кильстром полагают, что это универсальная черта интеллектуального поведения.
4. Интеллект в социальном окружении. Авторы считают, что интеллектуальной личностью можно назвать такую личность, которая знает, как употребить знания и опыт, чтобы приспособиться к требованиям ситуации. Такои человек видит, когда наступает подходящий момент для использования нового знания для достижения новых целей. Он в состоянии выбрать то окружение, в котором он чувствовал бы себя комфортно.
Н. Кэнтор и Дня. Кильстром полагают, что индивидуумы используют социальный интеллект для решения проблем социальной н‹изни. Сознание оке ситуаций формирует существенную часть репертуара социального интеллекта. Они считают, что социальный интеллект содержит не только знания о социальном мире, о людях, о себе, но и предполагает умение трансформировать эту информацию, запускать ее в работу, конструировать события и планировать действия [40].
Таким образом, Кэlзтор и Кильстром понимают социальный интеллект как когнитивную способность, позволяющую воспринимать события социальной жизни с минимумом неон‹иданностей и с личной пользой.
Р. Стернберг [74] проводил опросы среди людей различных социальньгх слоев общества с целью выяснения того, что они вкладывают в понятие социального интеллекта. Исследование показало, что люди вкладывают в него следующее:
1. Способность к решению практических задач. Это означает, что человек рассуждает логически и здраво, видит все аспекты проблемы; принимает хорошие решения; обращается к оригинальным источникам важной информации; слушает все аргументы и т.п.
2. Вербальная способность. Это означает, что человек говорит ясно и с четкой артикуляцией; хорошо понимает прочитанное; имеет хороший словарный запас; не испытьlвает трудностей в письменной речи; эффективно общается с людьми и т.д.
3. Социальная компетентность, то есть человек принимает других такими, какие они есть; не опаздывает на встречи; выносит справедливые суждения; чуток к нуждам и желаниям других людей; любознателен, имеет широкие интересы и т.д.
По мнению Г. Алдера [3], социальный интеллект подразумевает социальную сторону личности. Он включает в себя:
- понимание других;
- социальные навыки;
- знание секретов общения.
1. Понимание других. Умение распознавать и правильно понимать чувства других ліодей — это ядро эмоционального интеллекта. Иногда это называют эмпатией. Люди, обладающие эмпатией, более чувствительны к слабым социальным сигналам, выражающим потребности и желания окружающих.
Социальный интеллект универсален, он не связан с какой-то одной сферой жизни или определенным типом поведения. Однако чаще всего эта характеристика ума используется, когда речь идет о семье, друзьях, коллегах по работе, то есть о близких.
2. Социальные навыки. Этот аспект социального интеллекта распространяется на друзей, семью и коллег по работе. Он включает также более широкие социальные группы и общество в целом. «Социально умные» люди обладают тем, что называют «социальным сознанием», «социальнои грамотностью», и основами общения с окружающими людьми.
Эти навыки распространяются на меіккультурную коммуникацию, толерантность по отношению к людям, в чем бы то ни было отличных от нас самих. Это требует знаний (таких как национальная или организационная культура, обычаи и нравы) и навыков (как вести себя социально приемлемым образом).
3. Знание секретов общения. Один из аспектов социального интеллекта — это способность создавать взаимовыгодные отношения и получать от этого удовольствие. Межличностные навыки, такие как «чтение чувств окрун‹ающих», являются важным фактором нашего повседневного существования и любых дел, совместных с другими людьми. Именно от наличия и степени развития этих навыков зависят добрые отношения с
ОК]Э Ж£tЮЩИМИ.
Социальный интеллект имеет дело с тем, что иногда называіот
«человеческими навыками» или «навыками общения». Это касается
меікличностного общения, формирования отношений и понимания других людей. Многие из этих свойств врожденные, но вместе с тем межличностные навыки могут приобретаться человеком в любом возрасте. Эмпатия, чувствительность, чувство юмора, открытость и готовность понять партнера, как правило, вызывают ответную реакцию. Подобные проявления описываются термином «межличностное общение». Оно включает и невербальные формы общения, которые играют значительную роль в развитии отношений между людьми и таісже связаны с уровнем межличностного интеллекта.
Важнеишим принципом в межличностных навыках является так называемое соответствие, или создание образа «похожести». Как правило, принцип соответствия становится определяющим фактором во многих аспектах межличностного общения. Это может быть соответствие:
- поз и языка тела;
- голоса (тон, высота звука, скорость речи);
- целей (общие устремления);
- ценностей (согласие в том, что является важным);
- интересов и опыта (обладание сходным опытом, похожие занятия).
Социальныи интеллект — интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения и социальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулирует познавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человека как партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятся социальная сенситивность, социальная перцепция, социальная память и социальное мышление.
Социальныи интеллект обеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукции человека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он является когнитивной составляющей коммуникативных способностеи личности и профессионально важным качеством в профессиях типа «человек — человек», а также в
некоторых профессиях «человек — художественный образ». В онтогенезе социальный интеллект развивается позднее, чем эмоциональная составляіощая коммуникативных способностеи — эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьного обучения. В этот период увеличивается круг общения ребенка, развиваются его сенситивность, социально— перцептивные способности, способность переживать за другого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации (умение вставать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения от других возмоікных), что и составляет основу социального интеллекта [3, 5, 6].
Я.И. Михайлова [52, 53] считает, что к шести годам ребенок накапливает определенный опыт общения, на основе которого он способен оценить эмоциональное состояние другого человека. Как правило, в этом возрасте ребенок может не только выделить наиболее яркие признаки настроения другого человека — улыбку, слезы, хлопанье в ладоши и т.д. — но и заметить нахмуренные брови, сморщенный нос, округленный в удивлении рот, что позволяет ему понять, какие чувства испытывает другой ребенок или взрослый: грустно ему или весело, удивлен он или чем-то расстроен. Ребенок, хорошо ощущающий состояние другого человека и чувствующий, каким может быть его поведение, сразу перестраивается сам. Я.М. Михайлова отмечает, что хорошо раЗвитый социальный интеллект является необходимым условием адаптации личности в обществе.
В отечественной психологии проблема социального интеллекта рассматривалась под углом зрения понимания человека человеком (А.А. Бодалев), социального мышления (К.А. Абульханова-Славская), межличностного взаимодействия (Н.Н. Обозов), коммуникативной компетентности (Ю.Н. Емельянов). В настоящее же время социальный интеллект рассматривается как самостоятельный психологический феномен (М.И. Бобнева, Н.А. Кудрявцева, В.Н. Куницына и др.).
В отечествGННой психологии понятие «социальный интеллект» было введено Ю.Н. Емельяновым [30]: «Сферу возможностей субъект-субъектного познания индивида можно назвать его социальным интеллектом, понимал под этим устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события».
По мнению Ю.Н. Емельянова, формированию социального интеллекта способствует наличие сенситивности — особой, имеющей
ЭМ ОЦИОННЛЬН Ю П]ЭИ]ЭОД , Ч BCTBИTeП ЬHOGTИ К ПCИXИЧeCKИM COGTOЯ НИ Я Nt
других, их стремлениям, ценностям и целям. Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатию — способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь символическими средствами респонсивности (вербальным выражением чувств и т.п.).
Исследователь выделяет следующие факторы развития социального интеллекта:
1) жизненныи опыт - ему принадлежит ведущая роль в развитии коммуникативной компетенции. Важен опыт межличностного общения, так как он социален (включает интериоризированные нормы и ценности конкретной общественной среды) и он индивидуален (основывается на игlдивидуальных особенностях и психологических событиях личнои жизни);
2) искусство — эстетическая деятельность двусторонне обогащает человека: и в роли творца, и в роли воспринимаіощего произведения искусства. Оно способствует развитию коммуникативных умений;
3) общая эрудиция - это запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид;
4) научные методы - предполагают интеграцию всех источников коммуникативной компетенции, открывают возможность описания, концептуализации, объяснения и прогноза межличностного взаимодействия с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества.
Коммуникативная компетенция по форме и содержанию непосредственно соотносится с особенностями выполняемых социальных ролей индивида. Целесообразно выделять также профессиональную коммуникативную компетенцию и общую коммуникативную компетенцию.
Ю.Н. Емельянов так же, как и другие исследователи, связывает социальный интеллект и социальную адаптацию. Социальный интеллект предполагает свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, — всеми видами семиотических систем. Ученый дополняет коммуникативную компетенцию элементами, относящимися к осознанию деятельностной среды (социальной и физической), окружающей человека, и способностью воздействовать на нее для достижения своих целей, а в условиях совместной работы - делать свои действия понятными длл других. Этот аспект коммуникативной компетенции требует осознания:
а) собственных потребностей и ценностных ориентации, техники личной работы;
6) своих перцептивных умений, т.е. способности воспринимать окружающее без субъективных искажений и «систематизированных слепых пятен» (стойких предубеждений в отношении тех или иных проблем);
в) готовности воспринимать новое во внешней среде;
г) своих возможностей в понимании норм и ценностей других социальных групп и культур (реальный интернационализм);
д) своих чувств и психических состоянии в связи с воздеиствием факторов внешней среды (экологическая психокультура);
е) способов персонализации окру›‹ающей среды (материальное воплощение «чувства хозяина»);
ж) уровня своей экономической культуры (отношение к среде обитания - жилищу, земле как источнику продуктов питания, родному краю, архитектуре и т.п.).
Говоря о путях повышения коммуникативной компетенции, Ю.Н. Емельянов замечает, что коммуникативные умения и интеллект межличностных отношений при их несомненной важности, тем не менее, являются вторичными (как в филогенетической, так и онтогенетической перспективе) по отношению к фактору совместной деятельности людей. Поэтому клточевые способы повышения коммуникативной компетенции нужно искать не в шлифовке поведенческих умений и не в рискованных попытках личностной реконструкции, а на путях активного осознания индивидом естественных межличностных ситуаций и самого себя как участника этих деятельностных ситуаций, на путях развития социально- психологического воображения, позволяющего видеть мир с точки зрения других людей.
По мнению Е.С. Михайловой [51], социальный интеллект это интегральная интеллектуальная способность, обеспечивающая успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях, в разных житейских ситуациях, распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по невербальной и вербальнои экспрессии.
Е.С. Михайлова пишет, что формированию социального интеллекта способствуют не только социальная перцепция, социальная память, социальное мышление, но и социальная сенситивность. Под ней понимается особая, имеющая эмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям [30].
«Сенситивность, в свою очередь, предполагает эмпатиіо - способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживания
другого. Онтогенетически эмпатия лежит в основе социального интеллекта, но с годами эта способность тускнеет, вытесняясь символическими средствами (вербальным выражением чувств)» (30, с. 8).
Существует по крайней мере два подхода к определению понятия
«сенситивность». Многие авторы рассматривают ее как целостное, общее свойство, как способность предсказывать (прогнозировать) чувства, мысли и поведение другого человека. Другие авторы отдают предпочтение многокомпонентной теории. Американский психолог Г. Смит считает, что ответ на вопрос, какую точку зрения стоит принять, зависит от того, что мы хотим: отбирать сенситивных людей или же тренировать их. При выборе должно быть отдано предпочтение взгляду на сенситивность как на общую способность [45].
Г. Смит выделил четыре компонента сенситивности:
- наблюдательская сенситивность - способность наблюдать (видеть и слышать) другого человека и одновременно запоминать, как он выглядел
- теоретическая сенситивность - рассматривается как способность выбирать и применять теории для более точных интерпретаций и предсказания чувств, мыслей и действий других людей; другими словами, изучение различных теорий личности может улучшить наше понимание поведения окружающих и самих себя;
- номотетическая сенситивность определяется как способность понимать типичного представителя той или иной социальной группы и использовать это понимание для предсказания поведения других людей, принадлежащих к данной группе. Такая способность улавливать закономерности и идти от общего к частному определяется объемом знаний человека о группе и его опытом в общении с ней;
идеографическая сенситивность - способность понимать своеобразие каждого человека. Комментируя этот вид сенситивности, Г. Смит обращает внимание на то, что его существенным отличием от
наблюдательской и теоретической сенситивности является зависимость от времени наблюдения, степени знакомства людей. Поэтому он определяет идеографическую сенситивность как способность использовать продолжающееся знакомство и увеличивающийся объем информации о человеке для более точных предсказаний его поведения.
Таким образом, социальныи интеллект рассматривается здесь с позиций базовых характеристик, способствуіощих его формированию. К числу основополагающих факторов социального интеллекта ряд авторов относят сензитивность, рефлексию и эмпатию.
Социальный интеллект, имея общую структурную базу и с когнитивным развитием и с эмоциональными основами нравственности, в то же время представляет собой относительно независимое праксеологическое образование - то, что нестрого можно определить как «дальновидность в межличностных отношениях» (Э.Торндайк) или «практически- психологический ум» (Л.И. Уманский) [30].
Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с практическим мышлением. Л.И.Уманский определял социальный интеллект как относительно независимое праксеологичекое образование — то, что нестрого можно определить как «практически-психологический ум». Б.Ф.Теплов также использует понятие «практический ум», как направляющий свое действие от абстрактного мышления к практике, от общих принципов - к конкретным обстоятельствам; в отличие от теоретического ума, направленного от «живого созерцания к абстрактному мышлению» [30, 51].
А.Л. Южанинова [90] выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальной структуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последние отражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект - субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особую социальную способность в
трех измерениях: социально-перцептивных способностей, социального воображения и социальной техники общения.
Социально-перцептивные способности - это такое целоетно-лич- ностное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими. С другой стороны, учитывая связь рефлексивных процессов с социально-перцептивными, следует дополнить психологическое содержание данного феномена способностью самопознания (осознание своих индивидуально-личностных свойств, мотивов поведения и характера восприятия себя другими).
Социальное воображение - это способность к адекватному моделированию индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность к прогнозированию характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точному предвидению особенностей дальнейшего взаимодействия.
Социальная техника общения - это деиственный компонент, проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, в богатстве техники и средств общения. И высшим критерием проявления социально- интеллектуального потенциала личности является способность воздействовать на психические состояния и проявления других людей, а также оказывать влияние на формирование психических свойств окружающих.
В работах Н.А. Аминова и М.В. Молоканова [4] социальный интеллект рассматривается как условие выбора профиля деятельности у будущих практических психологов. В результате исследований выявлена связь социального интеллекта с предрасположенностью к исследовательской деятельности. Те испытуемые, у которых был выявлен высокий уровень
развития социального интеллекта, обнаружили более высокие склонности к практической психологической деятельности и конструктивному воздействию на аудиторию в процессе осуществления межличностных деловых форм коммуникации.
В 1994 г. в рамках проекта «Интеллектуальный потенциал», Н.А.Кудрявцева предложила свою концептуальную разработку этой проблемы. Существенным в этом проекте было стремление соотнести общий и социальный интеллект.
Автором на основе представлений о структуре интеллектуального потенциала разработан комплекс исследовательских подходов и конкретных методик, которые привели к выделению интегративного показателя интеллектуального потенциала человека. Он обозначен как «единство интеллекта» и отражает существенные компоненты механизма интеллектуального роста, повышение совпадения по уровням личности: общего интеллекта (способность решать задачи на субъект объектном уровне) и социального интеллекта (способность решать задачи на субъект субъектном уровне). Ван‹ным компонентов в структуре социального интеллекта является самооценка человека.
Социальный интеллект понимается Н.А. Кудрявцевой как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. Была установлена неоднозначная картина взаимосвязи общего и социального интеллекта: социальный интеллект относительно независим от общего интеллекта [21].
В исследовании М.Л. Кубышкиной была выявлена связь социального интеллекта с деятельностью, направленной на достижение высоких результатов в социально-значимой деятельности. Исследование М.Л. Кубышкиной показало, что ведущими особенностями людей с выраженным мотивом социального ycпexa являются большая активность и уверенность в себе, высокая самооценка с твердой уверенностью в своем обаянии, высоко развитыи социальный интеллект [21, 63].
М.И. Бобнева определяет социальный интеллект в системе социального развития личности. Механизмом формирования личности выступает процесс социализации. Она понимает социализацию как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или иную социальную группу или общность. Формирование человека как представителя данной группы, т.е. носителя ее ценностей, норм, установок, ориентации и т.п., предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей [5, 72].
Принимая во внимание наличие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что сама по себе социализация не обеспечивает целостного формирования человека. И, далее, определяет важнейшей закономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двух противоположных тенденций - типизации и индивидуализации, которые опосредуют становление и развитие социального интеллекта.
Примерами первой являются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой и общих для ее членов социально- психологических свойств. Примеры второй - накопление человеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработка своего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личrIocтrIыx норм и убеждений, систем смыслов и значений и т.д.
Таким образом, формирование человека является результатом сложного сочетания процессов социализации и индивидуального социального развития личности, что связано с социальным научением.
В этой связи, М.И. Бобнева выделила особую потребность личности - потребность в социальном опыте. Она утверждает, что для полноценного развития личности необходимы две формы приобретения социального опыта
— и организованное социальное научение, и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности, что также обеспечивается уровнем сформированности социального интеллекта.
Более того, она полагает, что социальныи интеллект предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих социальную адекватность личности в условиях макро- и микросоциума.
В качестве важнейшей способности выступает и социальное воображение. Под ним понимается способность человека помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения. Тогда социальный интеллект - есть способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере общества.
М.И. Бобнева считает, что социальный интеллект следует расценивать как особую способность человека, формирующуюся в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социальных взаимодействий. Она доказывает положение о том, что уровень «общего» интеллектуального развития не связан однозначно с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием развития социального интеллекта личности. Он может благоприятствовать или тормозить его развитие, но не замещать и не обусловливать его. Более того, высокии интеллект может полностью обесцениваться социальной неадекватностью поведения человека, его установок, ценностей и др. [5, 6, 27, 72, 81]
Исследования Е.С. Михайловой [50, 51] показали, что представители профессий типа «человек - человек» (квалифицированные фотографы, психологи-тренеры, психотерапевты, педагоги, игроки профессионального бриджа, имиджмейкеры, менеджеры) имеют более высокие оценки по тесту, чем представители профессий типа «человек - техника».
Давая интерпретацию композитнои оценки социального интеллекта, Е.С. Михайлова характеризует индивида с высоким социальным интеллектом: «Лица с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять
дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.
Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность. Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается ’с развитыми организаторскими способностями.
Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии... обычно они легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе» [50, с. 39].
Д.В. Ушаков [78] рассматривает социальный интеллект с точки зрения структурно-динамической теории интеллекта. Основная идея структурно-динамической теории заключается в том, что структура интеллекта человека не представляет собои инварианта, а является результатом сил, действующих на формирование интеллекта на протяжении всего жизненного пути человека. По мнениіо Д.В. Ушакова уровень социального интеллекта зависит от следующего:
1) от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта;
2) от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию;
3) от того, как сложится жизненный путь человека, пришлось ли ему направлять свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную работу.
Д.В. Ушаков выделяет ряд структурных особенностеи социального интеллекта:
- континуальный характер;
- использование невербальной репрезентации;
- потеря точности социального оценивания при вербализации;
- формирование в процессе имплицитного научения;
- использование «внутреннего» опыта.
Значительный вклад в разработку представлений о социальном интеллекте внесен В.Н.Куницыной [40], предложившеи свою концепцию социального интеллекта. Автор предлагает следующее определение социального интеллекта.
Социальный интеллект - глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникатиDных и поведениеских черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействиіо и принятию решений.
По мнению В.Н. Куницыной, в социальный интеллект входят следующие аспекты:
1. Коммуникативно-личностный потенциал. Это комплекс свойств, облегчающих или затрудняющих общение, на основе которого формируются такие интегральные коммуникативные свойства как психологическая контактность и коммуникативная совместимость. Это — основной стержень социального интеллекта.
2. Характеристики самосознания — чувство самоуважения, свобода от комплексов, предрассудков, подавленных импульсов, открытость новым идеям.
3. Социальная перцепция, социальное мышление, социальное воображение, социальное представление, способность к пониманию и моделированию социальных явлений, пониманию людей и движущих ими
МОТИВОВ.
4. Энергетические характеристики — психическая и физическая выносливость, активность, слабая истощаемость.
В.Н. Куницына [40] выделяет следующие функции социального интеллекта:
1) обеспечение адекватности, адаптивности в меняющихся условиях;
2) формирование программы и планов успешного взаимодействия в тактическом и стратегическом направлениях, решение текущих задач;
3) планирование межличностных событий и прогнозирование их развития;
4) мотивационная функция;
5) расширение социальной компетентности;
6) саморазвитие, самопознание, самообучение.
В более общем виде ряд авторов (В.Н. Куницына, Н.И. Чуприкова, К.А. Абульханова-Славская) выделяют следуіощие функции социального интеллекта: познавательно-оценочную, коммуникативно-ценностную, рефлексивно-коррекционную [6, 40].
1. Познавательно-оценочная функция выражается в определении индивидуальных возможностей для достижения результатов деятельности, реальной помощи окружающих, в определении содержания межличностных взаимодействий, обусловленных процессом социализации.
Социальный интеллект обеспечивает переработку информации, необходимой для прогнозирования результатов деятельности. С одной стороны, человек, получая информацию о характере деятельности других людей, осознает ее и происходит подчинение ей выполняемых умственных операций. А с другой стороны, в процессе переработки информации происходит формирование суждений о значении происходящего.
Полученная информация находит отражение в проявлении оценочных суждений о возможности ее использования, о реальных уровнях достижения результатов. В целом включается в процесс самопознания, позволяющий человеку понять самого себя, свою сущность. Таким образом, реализация
этой функции позволяет отобрать зиачимуіо информацию, адекватную сложившимся условиям для реализации себя как субъекта (познавательный аспект), сформировать оценочные суждения о происходящем.
2. Коммуникативно-ценностная функция социального интеллекта связана с потребностью понимать окружающих, и в свою очередь, быть понятым ими. Познавая себя в постоянном общении с другими людьми, начинается процесс, при котором человек активно выделяет и усваивает нормы и эталоны взаимоотношений. Н.И. Чуприкова отмечает, что общение реализуется в способности передавать смысл содержания о чем-либо, выражать собственное состояние, отношение к сообщаемому и слушателю; наконец, проявлять намерения и целевые установки сообщения.
1(роме того, коммуникация, с одной стороны, является способом установления связи между человеком и социальной средой, с другой стороны
- процесс поиска смыслов среди ценностей жизни. Соответственно, можно выделить следующие два основных проявления коммуникативно-ценностной функции:
1) создание идеально-содержательного плана, связанного с определением ситуации социального действия (мыслекоммуникация), способствует пониманию данного человека. Человек не просто контактирует и воспринимает информацию, но и преобразует ее, выдвигая задачи, проблемы, касаіощиеся социальных отношений;
2) акт обнаружения себя в другом человеке (экзистенциональная коммуникация) реализуется в способности понимать, воспринимать личностные и социально-психологические позиции лlодей, в анализе особенностей поведения, представить другого человека на своем месте.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, эта внутренняя деятельность находит свое выражение в ожидании определенного отношения, мнений, оценок со стороны конкретных людей или группы в целом. Это приводит к формированию своего имиджа, содержание которого зависит от реалистичности ума данного человека, от его способности
объективно воспринимать и обобщать многочисленные и порой разнообразные оценки его персоны другими людьми, что позволяет действительно сформировать свой образ на основе предъявляемых ценностей.
3. Рефлексивно-коррекционная функция социального интеллекта находит свое отражение в самопознании и в осознании достоинств и недостатков процесса взаимодействия, а также обеспечивает внесение изменений в процесс взаимодействия, направленного на уменьшение внутреннего конфликта, позволяющего контролировать эмоции, потребности.
Структура указанных выше функций проявляется в их соподчинении. Проявление социального интеллекта зависит от содержания деятельности, определяющей доминирование той или иной функции. В процессе целеполагания ведущеи становится познавательно-оценочная функция, а остальные две функции создаіот условия. Определение направленности целей опосредуется реализацией коммуникативно-ценностнои функции. Установление индивидуальных темпов реализации своих возможностеи приводит к доминированию рефлексивно-коррекционной функции над остальными. В целом взаимообусловленность функций отраікает роль составляющих социального интеллекта по отношению к рассматриваемому нами свойству как целостной системы.
Проведенный нами анализ основных положений теории социального интеллекта показал, что существует несколько вариантов объяснения природы социального интеллекта как способности понимать людей и социальные ситуации:
1) социальный интеллект представляет собой способность, отличную от других видов интеллекта, но имеющии с ними корреляционную связь. В данном подходе социальный интеллект определяется как способность, следовательно, он находится в ряду других видов интеллектуального
познания, однако не объясняются причины коррелЯцИи с личностныМИ
чертами;
2) социальный интеллект представляет собой не столько способность, сколько знания, умения или навыки, приобретенные в течение жизни. Тесты социального интеллекта подобны не столько тестам способностей, сколько тестам достижений (дocтикeния в плане познания людей и социальных ситуаций), поскольку очень трудно построить задания таким образом, чтобы не прибегать к знаниям людей и умениям разрешать социальные ситуации. Отсюда следует, что социальныи интеллект — это скорее компетентность с сфере социального познания, чем специальная способность. С этой точки зрения также остаются непонятными два аспекта — невыеокая корреляция социального интеллекта с общим и его связь с личностными чертами;
3) социальный интеллект как личностная черта. Такой подход возник как реакция на довольно низкие корреляции социального интеллекта с общим и высокие — с личностными свойствами и сводится к тому, что наше мнение о других людях — это результат скорее наших собственных эмоциональных особенностей, а не познавательного процесса, ориентированного на объект суждения. Однако тесты социального интеллекта операционализируют его как познавательную способность;
4) структурно-динамическая теория (Д.В. Ушаков): уровень социального интеллекта зависит от потенциала формирования, который проявляется также в уровне общего интеллекта, от личностных, в первую очередь эмоциональных, особенностей, в большей или меньшей степени привлекающих силы человека к общению с другими людьми и их познанию; от того, как сложится жизненный путь человека, пришлось ли ему направлять свои силы на взаимодействие с другими людьми или на предметную деятельность.
Существует проблема измерения социального интеллекта, единственнои методикой в нашей стране является методика исследования социального интеллекта М. О'Салливена и Дж. Гилфорда, адаптированная
Е.С. Михайловой. Анализ исследовании психометрических свойств российской версии теста показал, что они не удовлетворительны: внутренняя согласованность Gубтестов и композитной оценки низка, факторная структура теста не соответствует выделяемым субтестам (Д.В. Люсин, Н.Д. Михеева) [48].
В результате теоретического обзора исследовании социального интеллекта в качестве «рабочего» определения нами было принято толкование данного феномена Дж. Гилфордом, который понимает под социальным интеллектом систему интеллектуальных способностей, не зависимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации.
Белоконь О. В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Белоконь Ольга Владимировна; [Место защиты: Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ)].- Москва, 2008.- 163 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.