Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Возрастная психология / Общая психологическая характеристика обиды и обидчивости

Общая психологическая характеристика обиды и обидчивости

Одной из важнейших характеристик личности являются особенности ее эмоциональной сферы. По мере формирования новых качеств личности приобретает новые черты и эмоциональная сфера, а процесс изменения эмоциональных переживаний непременно связан с изменениями самой личности. Различные эмоциональные переживания занимают в структуре личности не одинаковое место. Эпизодические переживания не меняют характера психической жизни, хотя иногда испытываются с достаточно большой силой. Глубокие переживания могут изменять личностные установки, вступать в конфликт с основными устремлениями личности, фиксироваться в поведении и переходить в черту характера.

Среди эмоциональных состояний можно выделить как позитивные: радость, гордость, восторг и т.д., так и негативные переживания: страх, печаль, зависть и т.д. К последней группе часто относят переживание обиды, которое при определенных условиях может закрепляться и перерастать в обидчивость. Нас интересуют психологические особенности переживания обиды как индивидуального, внутреннего, эмоционального состояния и обидчивости как свойства личности. Под психическим состоянием мы понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности. А под психическим свойством личности - устойчивое образование, обеспечивающее определенный качественно - количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека [123]. Перейдем к непосредственному, теоретическому анализу обиды и обидчивости.

15

В первую очередь обратимся к толкованию обиды и обидчивости в словарях. Д. Ольшанский отмечает, что в «Словаре русского языка» СИ. Ожегова, в «Толковом словаре русского языка» Д.Н. Ушакова, в «Словаре современного русского литературного языка» находятся сходные трактовки: Обида - несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а так же чувство, вызванное таким огорчением. Обидчивый - легко обижающийся, склонный чувствовать обиду. Обидеть: 1. Нанести обиду, причинить неприятность кому-нибудь чем-нибудь. 2. Нанести ущерб кому-нибудь, обмануть в делах. 3. Лишить чего-нибудь, предоставить слишком мало [103].

«Толковый словарь живого великорусского языка» В. Даля дает следующую интерпретацию: Обида - чувство, вызванное всем, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток. Обидчивый - человек, склонный к обидам, нередко обижающий других.

Таким образом, обида в данных источниках трактуется через чувство, связанное с оценкой несправедливости во взаимоотношениях: огорчение, оскорбление, порицание и т.д., а обидчивость есть свойство человека, выражающееся в склонности к частому переживанию обиды.

Что касается научного подхода к пониманию обиды и обидчивости, то в основном они рассматривается в русле других психологических проблем, целостных экспериментально - теоретических работ, как в зарубежной, так и в отечественной психологии недостаточно.

В психоаналитической школе сущность проявления обиды и обидчивости затрагивается в работах К. Хорни [166] при анализе невротической личности. В связи с этим, переживание обиды определяется, как невротическая реакция: в отношениях, связанных с оценкой «Я»; в отношениях, связанных с самоутверждением; в отношениях любви, привязанности и расположения человека. Обида обозначается как проявление базальной тревожности, которое возникает вследствие вытеснения базальной агрессивности. К. Хорни отмечает, что вытеснение враждебности может происходить по нескольким при-

16

чинам: беспомощность, страх, любовь, чувство вины. Базальная тревожность определенным образом влияет на отношение человека к себе и другим. Это потенциальный конфликт между желанием полагаться на других и невозможностью сделать это вследствие вытесненного недоверия. Основными средствами защиты от базальной тревожности являются: любовь, подчинение, власть, реакция отстранения. Если условия жизни не способствуют уменьшению тревожности, то она приобретает устойчивый характер и приводит к неврозу. На «поверхности» у невротика лежит без труда обнаруживаемое чувство, что его постоянно обманывают, бранят или обижают, но это лишь их собственное искаженное восприятие, неудовлетворенная потребность в любви, привязанности и др. [158], [166].

В гештальттерапии обида рассматривается как симптом нарушенного патологического слияния. При нем гештальт не формируется, а вместо этого две части поля, которые должны были дифференцироваться на фигуру и фон, протекают совместно, слитно, неразличимо. Один человек и другой находятся в слиянии тогда, когда нет различия моментов «инакости», отличающих их друг от друга. Это такая ситуация, в которой составляющие части, ранее отделенные друг от друга, совмещены и удерживаются вместе, будучи изолируемы от дальнейшего позитивного опыта. Люди, которые живут в нездоровом слиянии друг с другом, никогда не вступают в личный контакт. Цель обиды в том, чтобы восстановить нарушенный баланс и исправить ситуацию разрушенного слияния. Но при этом человек избегает актуального контакта с другим человеком как личностью, в форме ли взрыва гнева, акта понимания и прощения, или любого другого действия, которое может оказаться уместным. Это привязывание себя к данному частному объекту в изоляции от остального опыта [90].

С позиций транзактного анализа обида является формой детского поведения, реакцией «Дитя». Чем сильнее тревога и страх, тем инфантильнее поведение. Когда человек становится беспомощным, то обижается. Все это

17

представляет не что иное, как апелляция, транзакт к более сильному, к «Родителю» [37], [39], [162]. Э. Берн говорит о формировании с детства излюбленных чувств. Это основная эмоция, которая как условный рефлекс может сохраняться всю жизнь. Свойство пользоваться излюбленной эмоцией автор называет «транзактным рэкетом», в результате которого человек получает психологические купоны. Это архаические чувства, собираемые детским состоянием «Я» для манипулирования другими и получением от этого психологического «выигрыша». Вечно обижающиеся, по Э.Берну, люди собирают голубые и коричневые купоны. У человека с коричневыми ярлыками чаще всего стойкое чувство собственной неполноценности, приводящее к частым обидам; склонность к манипулированию другими и исполнению классической роли «Жертвы». Люди, которые в детстве на пренебрежение отвечали депрессией и обидой, собирают голубые купоны. Этот тип личности стремиться обидеться, чтобы впасть в излюбленное депрессивное состояние, чтобы, манипулируя другими, получить свой «выигрыш» [10]. М. Джеймс, Д. Джонгвард указывают, что за период сбора любой коллекции ярлыков накапливается огромное количество обид, благодаря которым личность чувствует свое поведение оправданным. Этот процесс выглядит следующим образом: сбор ярлыков - нарастание обиды - оправдание поведения. Обидчивость -это «требование, чтобы другой испытал чувство вины» [39; с.242].

В отечественной психологии обида и обидчивость наиболее полно рассматриваются в русле проблем саногенного мышления Ю.М. Орловым [103], [105], [106], [107]. По его мнению, такие переживания как вина, стыд, обида человек не может устранить или ослабить, т.к. не осознает, как они вырабатываются и функционируют. Ю.М. Орлов рассматривает различные способы преодоления негативных эмоциональных состояний: утоление эмоций, сдерживание, переключение, считая их не совсем эффективными. Эмоции при этом исчезают на время, но при их повторении, приобретается способность быстрее возникать и сильнее действовать, т.е. обидчивые с каждой новой

18

обидой становятся все более обидчивыми. В связи с этим автор вводит понятие патогенного и саногенного мышления. Патогенное мышление всегда порождает эмоциональный стресс и дезадаптацию, приводящую к патологии характера. Владея саногенным мышлением, есть возможность ослабить или вовсе нейтрализовать негативные эмоции, в том числе и обиду.

В рамках своей концепции Ю.М. Орлов рассматривает обиду «как эмоциональную реакцию, вызванную несоответствием ожиданий и реальным поведением партнера по общению. Этому состоянию предшествуют: ожидания субъекта относительно поведения человека, ориентированного на взаимодействие и поведение этого другого человека, отклоняющееся от субъективных ожиданий в неблагоприятную сторону» [107;с. 170]. Несоответствие между ожидаемым и реальным поведением субъектов по взаимодействию отмечается как причина возникновения обиды в работах Г.М. Андреевой [3], Л.Я. Гозман [35], B.C. Магун [88], Р.К. Хьюсман и Дж. Д. Хэтфилд [169], Т. Шибутани [176] и др. Д. Ольшанский [103] описывает обиду как демонстративную реакцию: субъект старается показать собеседнику, что он не соответствует его ожиданиям. Можно сказать, что легкие формы демонстративной обиды - это необходимый регулятор нормальных взаимоотношений [104], [105], [108]. А.Г. Шмелев [179], Э. Берн [37], М.В. Зюзько [52] и др. относят обиду к признакам эгоцентризма личности, которые характеризуются некоторой степенью инфантильности, их источник в глубоком детстве. При жестокой запрограммированности субъекта своими ожиданиями, им отрицается право на самостоятельные действия партнера по общению, это может вызывать агрессивные реакции, к которым причисляют и обиду: А. Басе, А. Дарки [161], Д.Л. Мошер [128], А.К. Осницкий [109], А.А. Плоткин [101], И.А. Фурманов [161].

Есть другие попытки дать объяснение обиде. Обида чаще всего в литературе рассматривается как отрицательное эмоциональное состояние: О.С. Архипкина [5], Ю.В. Гранская [36], М.В. Зюзько [52], А.В. Запорожец, ЯЗ.

19

Неверович [125], А.Н. Лук [86], Т. Томашевский [128], Р. Энрайт, Р. Аль -Мабук [192], [193], [194] и др. Целый ряд авторов связывают ее появление с уязвленным самолюбием: В.К. Вилюнас [26], Б.И. Додонов [41], Л.В. Куликов [71], В.В. Столин [150], А.Я. Чебыкин [171], Р.Х. Шакуров [174] и др.

Обобщая изложенные точки зрения, следует отметить, что они не противоречат друг другу, а действуют по принципу дополнительности. Каждый автор выделяет важные, по его мнению, стороны изучаемого нами явления.

Мы будем анализировать обиду как отрицательное эмоциональное состояние, переживаемое как несправедливость и беспомощность, возникающее в результате рассогласования ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию, в ситуациях, имеющих личностную значимость.

Говоря об обиде как эмоциональном состоянии, понятно, что она может со временем закрепляться и фиксироваться в поведении. Следовательно, обидчивость - это свойство личности, характеризуемое склонностью к переживанию обид в разнообразных личностно - значимых ситуациях, даже при минимальном рассогласовании ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию.

Рассмотрим обиду как эмоциональное состояние. Эмоции, в широком смысле - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих непосредственное переживание - приятного или неприятного; отношения человека к миру и людям; к процессу и результату практической деятельности. По определению А.Н. Леонтьева, «эту функцию они выполняют, отражая тот смысл, который имеют объекты и ситуации, воздействующие на субъекта, их значения для осуществления его жизни» [123;с.168], [79], [80].

Предполагается, что возникновение любого эмоционального явления, в том числе и обиды, равнозначно появлению состояния возбуждения. Это возбуждение связано с повышением уровня активации центральной нервной системы (Д.Б. Линдсли [127], Я. Рейковский [127], А.П. Лурия [122], П.В.

20

Симонов [138]). Представленный Д.Б. Линдсли [127] континуум активации охватывает три типа изменений: изменения в электрической активности мозга, в состоянии сознания, а также в качестве деятельности. Усиление эмоционального возбуждения может привести к увеличению интенсивности внешних реакций, двигательной активности, но может этих эффектов и не вызывать. В связи с этим различают стенические и астенические эмоциональные состояния. Стенические активизируют организм, поднимают настроение, повышают жизнедеятельность и придают человеку силы. Астенические, наоборот, угнетают, подавляют жизненные процессы, снижают энергию человека.

Переживание обиды в разных случаях может выступать как мобилизующее деятельность эмоциональное состояние, так и как подавляющее ее активность. Л.В. Куликов [71] отмечает, что астенические негативные переживания более устойчивы, чем стенические. О.С. Архипкина [5] указывает, что при состоянии обиды показатели по степени активации, т.е. выраженности чувственного тона, близки к нулю, а по параметрам « активность-реактивность », т.е. степени подготовленности организма к предстоящим действиям, относятся к реактивным. Ю.Н. Карандашев под реактивным состоянием понимает реакцию на индифферентные раздражители как условные, при которых поведение носит вызванный характер, т.е. является приспособлением к условиям окружающей среды [56].

Эмоциональное возбуждение может принять форму эмоционального напряжения. Это состояние, по мнению Я. Рейковского, характеризуется повышенным уровнем активации и соответствующим ему эмоциональным возбуждением, которые блокируются в экспрессивно-исполнительной фазе. В этом случае наблюдается сильная тенденция к определенным действиям, но тенденция эта блокируется [128]. Кумулятивное развитие эмоций подробно описано Т. Томашевским, выделившим четыре фазы их развития: фазу кумуляции, взрыв, уменьшение напряжения и угасание [с.89; 128]. Согласно этим

21

представлениям, эмоциональное напряжение следует объяснять не задержкой внешней активности, а накоплением возбуждения, которое, чтобы вызвать определенные реакции, должно достигнуть необходимого уровня. Исходя из этого, можно сказать, что эмоциональное напряжение может являться опосредующим звеном при переживании обиды. Это означает, что она развивается не плавно, а скачкообразно и может носить взрывной характер. Процесс развития обиды, в этом случае, можно объяснить следующей последовательностью: напряжение - взрыв - разрешение [с.43;128].

При переживании обиды фактор, нарушающий равновесие, может привести и к уменьшению возбуждения, то есть к снижению активации. Эмоциональные состояния, для которых характерно уменьшение возбуждения, возникают тогда, когда сложившаяся ситуация исключает какую бы то ни было возможность приспособления, с точки зрения самого субъекта. Такое снижение активации может быть следствием бурной эмоциональной вспышки, или длительного пребывания в состоянии возбуждения.

Эмоциональные состояния могут иметь положительный или отрицательный знак. Гедонический тон эмоционального состояния обиды О.С. Ар-хипкина определяет, как отрицательный. Ближе всего к данному переживанию стоят досада, огорчение, раздражение, неудовольствие. Прямо противоположны переживанию обиды - радость, удовлетворение собой, уверенность [5]. Эмоциональные явления отрицательного знака содержат в себе элементы, как дезорганизации, так и организации. Так, часто наблюдается удерживание негативных эмоциональных состояний, и даже самовнушение обиды, грусти и т. д. В связи с этим, В. Витвицкий указывает, что отрицательное эмоциональное состояние, возникнув, имеет тенденцию к самоподдержанию, подобно тому, как все другие функциональные мозговые состояния после своего возникновения обнаруживают тенденцию к сохранению [128;с.152]. По этой причине избавление от состояния обиды может оказаться неприятным для субъекта, а поглощение обидой - напротив, приятным.

22

С точки зрения информационной концепции П.В. Симонова к возникновению отрицательных эмоциональных состояний ведет низкая вероятность удовлетворения потребности, или же падение вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее [138,139]. Это дает возможность поставить вопрос о том, какая из потребностей порождает эмоциональное переживание обиды, в случае своего неудовлетворения. В литературе описываются различные классификации потребностей. ( Л.А. Леонтьев [80], К. Обуховский [99], К. Хорни [166], Г. Меррей [163], А. Маслоу [176], В. Томас [88], Ф. Олпорт [163], Ю.М. Орлов [107] и др.).

Следует отметить, что переживание обиды не имеет врожденного характера. Она возникает позднее, по мере включения индивида в социальные отношения. К. Обуховский выделяет группу ориентировочных потребностей, объектом которых является деятельность индивида и внешние ситуации, связанные с ориентировкой в среде. В состав данной группы входит потребность в эмоциональном контакте. Говоря об эмоциональном контакте, предполагается существование двустороннего контакта, в котором индивид чувствует, что является предметом заинтересованности, что другие «созвучны» с его собственными чувствами. Синтония с эмоциональным состоянием другого человека позволяет произвести выбор наиболее правильной реакции, облегчающей человеку осуществление совместных действий с другими людьми. При нарушении эмоционального контакта могут возникать обида, досада, разочарование и т.д. [99].

А. Маслоу выделяет группу потребностей человека в социальных контактах [163]. Ю.М. Орлов описывает ряд потребностей в общении [106], [107]. К. Хорни предлагает перечень из десяти потребностей, рассматриваемых как следствие попыток найти решения проблемы нарушенных отношений, которые можно разделить на три группы: движение к людям, движение от людей, движение против людей. Каждая из этих групп представляет базовую ориентацию по отношению к другим и себе и является основой внутрен-

23

него конфликта [163], [166]. Переживание обиды, в этом смысле, сигнализирует о нарушении данных потребностей и искажении социального контакта.

Довольно интересна классификационная схема двадцати потребностей Г. Меррея [163]. Любая, из выделенных потребностей: в достижении, автономии, защите, уважении, доминировании, опеке и др., в случае своего неудовлетворения, может вызывать переживание обиды. Особо следует выделить потребность в самоунижении. Г. Меррей дает ей следующее краткое определение: «...готовность принять обиду, обвинения, критику, наказания. Пассивно подчиняться внешним силам. Исповедоваться и искупать вину. Обвинять себя, принижать, выставлять в худшем виде...» [163;с.204].

Таким образом, причиной появления переживания обиды является неудовлетворение потребностей психогенного типа, которые могут иметь открытый или скрытый, фокальный или диффузный, проактивный или реактивный характер.

Теоретический анализ проблемы позволил обозначить функции, виды и особенности выражения обиды.

Как эмоциональное состояние, обида по своему протеканию может оцениваться: по степени интенсивности, по степени продолжительности, по глубине, по уровню осознанности, по условиям возникновения и исчезновения, по действию на организм, по форме своего развития, по содержанию, по активности проявления, по выполняемым функциям, по направленности, по особенностям выражения [123].

К функциям обиды, на наш взгляд, можно отнести следующие:

1)      сигнальная - обида «сообщает» и самому обижающемуся человеку и тем, кто его окружает, что социальный контакт нарушен. Это выражается через вербализацию или через мимические выражения;

2)      оценочная - обижаясь, индивид оценивает, на сколько его ожидания по отношению к партнеру по общению не соответствуют реальности;

24

3)      регуляторная - обычная обида это нормальная реакция, которая может регулировать и корректировать справедливость личностных отношений;

4)      приспособительная - обижаясь, человек добивается от окружающих желаемого для него результата, или уходит от ответственности через обиду в сложных для него ситуациях, тем самым своеобразно адаптируясь в сложных для него социальных условиях;

5)      побудительная - обида побуждает человека предпринять определенные действия, сделать то, что необходимо для уменьшения обиды, устранить ее причину или изменить свое отношение к объекту, служащему ее причиной;

6)      коммуникативная - некоторые внешние проявления обиды могут выполнять невербальную коммуникативную функцию, вызывая сочувствие и помощь у окружающих.

Можно говорить о различных видах переживания обиды. А.Г. Шмелев описывает четыре «реально необоснованных» типа обид:

1)      демонстративная обида на партнера, ошибка в ожиданиях;

2)      ошибочная трактовка действий партнера как вредных, ошибка в желаниях; 2) ошибочная трактовка действий партнера как преднамеренных;

4) ошибочная трактовка неблагоприятных событий и обстоятельств как возникших в результате намеренных действий партнера [179;с.28]. Мы выделяем еще такие виды обиды как:

-        по включенности сознания: осознаваемая и неосознаваемая;

-        по продолжительности: кратковременная и длительная;

-        по особенности проявления: демонстративная и скрытая, внутренняя;

-        по типу действительности, на который направлена: реальная, воображаемая;

-        по времени возникновения: настоящая, прошлая;

-        по направленности на объект: обида на себя, на другого, на группу;

-        по характеру выражения: прямая и косвенная;

-        по влиянию на внешнюю активность: активная, заставляющая предпринимать какие - то шаги и пассивная, ведущая к бездействию;

-        по особенностям возникновения: возникающая, вследствие предрасположенности к данному типу переживаний и приобретенная, вследствие различных социальных воздействий;

-        по степени отклонения от нормы: нормативная как обычный регулятор взаимоотношений и патологичная, входящая в различные виды отклоняющегося поведения;

-        по результату коррекционного воздействия: корректируемая и некорректируемая.

Остановимся на особенностях выражения обиды. Обиженное выражение лица описать весьма затруднительно. А.Я. Чебыкин выделяет при обиде следующие объективные признаки: слезы, плач, надутые губы, сдвинутые к переносице брови, грустные, печальные глаза [171]. Опираясь на схему мимических проявлений эмоций, составленную М.В. Зюзько, определим внешние проявления обиды. При явном выражении обиды можно наблюдать следующие мимические проявления: рот плотно закрыт; уголки губ опущены; глаза сужены, тусклые; взгляд из подлобья; брови сдвинуты к переносице; внутренние уголки бровей подняты вверх; вертикальные складки на лбу и переносице; лицо застывшее [52].

В ходе эволюционного развития эмоциональные явления дифференцируются и образуют различные виды, отличающиеся по своим психологическим особенностям и закономерностям протекания. В русле нашей проблемы нас интересуют аффекты, собственно эмоции и чувства.

Рассмотрим обиду, как аффективное состояние. Аффект - эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств. Сопровождается резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. А.Н. Леонтьев указывает, что у человека аффекты связаны не только с биологическими потребностями и инстинктами, но и «...они могут возникать в складывающихся социальных отношениях, например, в результате социальных оценок и санкций» [123;с. 169]. В основе

26

аффекта обиды лежит переживаемое состояние внутреннего конфликта, порождаемого противоречиями между требованиями, предъявляемыми человеку (также самому себе), и возможностями их выполнить [125]. Как указывал Э. Клапаред, особенность аффекта состоит в том, что возникает он в ответ на уже фактически наступившую ситуацию и в этом смысле является как бы сдвинутым к концу события [123].

Как любой другой аффект, аффект обиды, обладая свойствами доминанты, тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной способ разрешения ситуации. Он обладает и регулирующей функцией, состоящей в образовании специфического опыта - аффективных следов, определяющих избирательность последующего поведения по отношению к ситуациям и их элементам, которые прежде вызывали аффект (А.Н. Леонтьев [80], А.П. Лурия [123], К.Г. Юнг [185] и др.). Для состояния аффекта характерно сужение сознания, что приводит к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды вызвавшего аффект обидного события. При сильно травмирующих условиях аффект может полностью вытесниться из сознания (3. Фрейд [158], Дж. Доллард, Н.Э. Миллер [163] и др.). При повторении ситуаций, вызывающих отрицательное аффективное состояние обиды, может происходить аккумуляция аффекта, которая может привести к «аффективному взрыву».

Как любая эмоция, эмоция обиды связана с отношениями субъекта к объектам, которые его окружают и входят в контекст основных жизненных событий, и следует за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Она может вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями, имеет ситуационный характер и выражает оценочное личностное отношение к происходящим событиям, к своим проявлениям в них, к своей деятельности [23], [54], [80], [96], [111], [177], [188].

К какому типу относится эмоция обиды? Ряд исследователей выделяет некоторое число базовых эмоций, и далее прослеживают развитие тех или

иных их сочетаний и разновидностей. Так, Д. Уотсон считает, что имеются три типа эмоциональных первичных реакций - страх, гнев, любовь [159]. А.Е. Олыианникова вычленяет четыре первичные эмоции: страх, гнев, печаль, радость [101]. А.Т. Злобин выделяет шесть системообразующих эмоций: гнев, стыд, грусть, радость, страх, бесстрашие [50]. На основе комплексного критерия К. Изард предлагает различать десять «фундаментальных» эмоций [54]. В.К. Вилюнас делит эмоциональные явления на ведущие и производные (ситуативные). Именно к ситуативным, производным эмоциям он относит переживание обиды. Эти переживания возникают при наличии ведущего побуждения. Специфическую черту производных эмоций составляет их универсальность, т.е. независимость от специфики потребности, соответствие деятельности вообще [26]. Если эмоция обиды является производной, то базовой будет эмоция гнева. По классификации Я. Рейковского, можно выделить предвосхищающие сигналы возможного неудовлетворения потребности, слабой воли, вызывающие гнев [128]. Именно с ними связывают переживание обиды. Кроме того, Т. Томашевский, рассматривая развитие эмоции гнева, выделяет в нем плато-фазу обиды [128]. Следует отметить, что М.В. Зюзько включает обиду в «цепочку» следующих эмоциональных явлений: гнев, ярость, возмущение, злость, раздражение, враждебность, досада, отвращение, обида, презрение, негодование. Это всё различные формы проявления агрессивности. Причем гнев, ярость, злость могут быть отнесены к активным, внешним, открытым формам проявления агрессии, а обида - к пассивным, внутренним, часто скрытым ее видам [52]. А. Басе, А. Дарки определяют обиду, через агрессивную реакцию, трактуя ее как зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые личные страдания [161;с.90].

С другой стороны, К. Изард, анализируя причины возникновения гнева, выделяет при этом следующие переживания «обманутый, преданный, разочарованный, обиженный другими», надо отметить, что данные переживания

28

получили наибольший процент среди всех ответов испытуемых (40, 8 %), и соответствующие мысли « об обмане, предательстве, унижении, обиде со стороны других» [54;с. 295-296]. Из этого следует, что обида, в этом случае не является производной эмоцией, а выступает в роли первичного аффекта, за которым развивается собственно эмоция гнева. Ю.М. Орлов отмечает, что именно обида вызывает гнев и в гневе человек перестает переживать обиду, т.к. гнев «отнимает» психическую энергию от первоначального переживания в силу большего проявления агрессии [107]. Б. Спиноза говорил в этом отношении о порождении одних эмоций другими, т.е. речь идет о способности эмоций порождать и обуславливать друг друга [136].

Человеку свойственны высшие эмоции, их называют чувствами, возникающие в результате действия психологических образований более высокого порядка. Границу между эмоцией и чувством провести не всегда легко. В терминах ВНД различие между ними определяется степенью участия корковых и особенно второсигнальных процессов. Переживание чувства выступает, как особое испытываемое субъектом психическое состояние, где восприятие и понимание чего-либо, знание о чем-либо выступает в единстве с личностным отношением к воспринимаемому [31], [41], [58], [125], [130]. А.Н. Леонтьев под чувством понимает устойчивое эмоциональное отношение, носящее «отчетливо выраженный предметный характер», и «возникающее в результате специфического обобщения эмоций, связывающихся с представлением о некотором объекте - конкретном или обобщенном» [123;с.170].

Ю.В. Гранская относит чувство обиды к высшим, определяя их как социальные, обусловленные общественными отношениями [36]. А.Н. Лук разделяет чувства на положительные: блаженство, симпатия, нежность и т.д., отрицательные: огорчение, отвращение, обида и нейтральные. Причем, приятные чувства сопровождаются возбуждением парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, а неприятные - симпатического [86]. А.В. Запорожец, Я.З.Неверович, выделяя два класса эмоциональных явлений: те,

29

которые возникают при формировании отношений к миру вещей, и те, которые возникают при формировании отношений к миру людей, причисляют чувство обиды ко второй группе эмоциональных состояний [125].

Т. Шибутани называет чувства «аналитической единицей для изучения межличностных отношений» [176;с.271], описывает типические чувства, разделяя их на конъюнктивные, приносящие удовлетворение от социального взаимодействия и дизъюнктивные, ведущие к конфликту, соперничеству. Возникновение чувства обиды, как дизъюнктивного, Р.К. Хьюсман, Дж.Д. Хэтфилд рассматривают через нарушение «фактора справедливости», т.е. это внутреннее чувство, которое возникает при оценивании своих взаимоотношений, с точки зрения того, что вкладывается в эти взаимоотношения, и что получается взамен. Неэквивалентность «вклада» и «отдачи» приводит к переживанию двух чувств: «вины, когда «отдача» превышает «вклад» и обиды, когда уровень «отдачи» низок и человек страдает от «недооценки» [169;с.12-20]. Обиду можно рассматривать как некую аттракцию, т.е. чувство, имеющую своим предметом другого человека, некий антиттюд на единичный объект, на индивида, на межличностное отношение (Г.М. Андреева [3], Л.Я. Газман [34], B.C. Магун [88]). Чувство обиды - некоторая экспектация того, что поведение другого человека должно соответствовать взглядам и намерениям самого субъекта, причем, чем сильнее ожидания по отношению к партнеру, тем сильнее чувство обиды, при их несоответствии. В связи с этим, появление обиды логично может быть объяснено через теорию когнитивного диссонанса Л. Фестингера. Отрицательные эмоциональные состояния, а к ним и относится и чувство обиды, возникают и усиливаются, когда между ожидаемым и действительным результатом имеются значительные расхождения [94]. Следовательно, чувство обиды - это плод сравнения ожидаемого и реального поведения партнера по общению.

Безусловно, развитие многих чувств, и чувства обиды в том числе, связано с отношениями между людьми. Мы попытаемся рассмотреть эту связь в

зо

более узком контексте, в частности с точки зрения оценочных отношений. Оценочные воздействия представляют для индивида источник многообразных переживаний. Б.Г. Ананьев, П.Р. Чамата, Л.И. Божович [17] считают, что самооценка личности развивается в результате отражения в психике оценок окружающих людей. Наиболее тесно с оценочными отношениями связаны чувства, являющиеся различными проявлениями человеческого самолюбия. Л.В. Куликов выделяет группу самооценочных чувств, выстраивая следующий ряд: вина, стыд, обида, растерянность, гордость, честь и т.д. [71].

Б.И. Додонов рассматривает эмоциональные переживания, связанные с самоутверждением и самолюбием, и соответствующую им личностную направленность [40], [41]. Р.Х. Шакуров описывает чувства самолюбия: честь, гордость, стыд, самоуважение. Чувство обиды - это эмоциональный показатель уязвленного самолюбия [174]. А.Я. Чебыкин в своем исследовании анализирует субъективные признаки эмоциональных переживаний, понимая под ними мотивационные, смысловые и энергетические характеристики переживаний. Субъективными признаками обиды оказались: «недовольство, отвращение к себе и обидчику, огорчение, вопрос «за что со мной так?» [171;с.75]. Можно выделить у всех самооценочных чувств общие особенности. Во - первых, все они являются переживаниями своего «Я». Во-вторых - имеют общественное происхождение, т.е. связаны с оценочными отношениями. В - третьих, характеризуя чувства самолюбия по степени их развития, можно выделять чувства как процессы и как свойства личности. Рассмотрим последнее положение подробнее. Известно, что устойчивые свойства личности генетически связаны с эмоциональными переживаниями (Л.С. Рубинштейн [122], А.Г. Ковалев [59], Н.Д. Левитов [76], Р.Х. Шакуров [174]). «Процессуальными» чувствами самолюбия являются эмоциональные реакции личности на оценку ее со стороны других людей, например переживание обиды под влиянием насмешек. Устойчивые же чувства самолюбия могут переживаться и при отсутствии оценочных воздействий, т.е. человек может испытывать

обиду лишь от осознания того, как несправедливо с ним поступили. Иными словами, «процессуальными» следует считать только такие чувства самолюбия, которые переживаются под влиянием общественной оценки данного индивида. Их можно назвать ситуативными. К числу устойчивых чувств, перешедших в свойства личности, нужно отнести переживания, возникающие только под влиянием собственной самооценки [174]. Чувство обиды, как отмечалось выше, может быть и ситуативным переживанием под влиянием внешних оценок и устойчивым свойством личности, т.е. чертой характера.

Таким образом, мы рассмотрели особенности обиды в форме аффекта, собственно эмоции и чувства. Причиной их возникновения является несоответствие между ожиданиями субъекта и реальным поведением партнера по общению. Обида может выступать в роли первичного аффекта, за которым развивается собственно эмоция гнева, а может быть самостоятельной эмоцией - ситуативной, производной от базовой эмоции гнева. Чувство обиды можно отнести к социальным, дизъюнктивным, самооценочным, т.е. связанным с оценочными отношениями и переживаниями своего «Я».

Говоря о возможности перехода эмоциональных состояний в свойства личности, необходимо далее рассмотреть теоретические положения выдвинутые В.К. Вилюнасом [26], А.Н. Леонтьевым [81], В.В. Сталиным [150]. По мнению А.Н. Леонтьева, эмоциональные явления могут быть поняты только в связи с мотивационной сферой личности. В связи с этим он вводит понятие «личностного смысла», как одну из «единиц» человеческого сознания. Функция эмоций как раз и состоит « в наведении субъекта на их действительный источник, в том, что они (эмоции) сигнализируют о личностном смысле событий, разыгрывающихся в жизни» [150;с.103]. Личностный смысл возникает в реальной жизнедеятельности, отражая отношение целей и обстоятельств совершения действий к мотивам деятельности. В структуре сознания личностный смысл вступает в новые связи с другими составляющими сознания и выражает себя в значениях эмоциональных переживаний [81].

Роль мотивационной обусловленности в эмоциональном развитии человека была исследована В.К. Вилюнасом. Он связывал мотивационную обусловленность с процессом смыслообразования, говоря о том, что смыслы, являясь единицами человеческой психики, представляют собой единство аффективного и интеллектуального. Говоря о механизмах воздействия среды на эмоциональное развитие субъекта, он фактически переходит к проблеме взаимосвязи эмоций и личности [26].

В.В. Столин разработал проблему взаимосвязи личностного смысла и самосознания личности. Смысл «Я» - это единица самосознания. Как единица самосознания он содержит когнитивный, эмоциональный, поведенческий компонент и связан с его социальной деятельностью. Рассмотрим схему:

 

         Когнитивные конструкции  ^"^^^/ Смысл у^      Эмоциональные переживания

                  V <<я>> / 

                  Мотив или цель

Черты, свойства,

сттппп^нпгти rvfit,-              

 

         екта         

        

Смысл «Я» порождается как отношение к мотиву или цели релевантных их достижению качеств субъекта и оформляется в самосознании в значениях (когнитивный аспект) и эмоциональных переживаниях (эмоциональный аспект). Выделяют два типа отношений, в которых могут оказаться особенности субъекта с его целью или мотивом:

-        особенности субъекта служат условием, благоприятствующим в достижении его цели или мотива. «Я» приобретает позитивный личностный смысл;

-        особенности субъекта могут служить условием, препятствующим ему в достижении цели или мотива. «Я» приобретает негативный личностный смысл.

33

Человек в любой период жизни реализует некоторую совокупность жизненных отношений. Разные деятельности, могут иметь различный личностный смысл: позитивный смысл в отношении к одному мотиву и иной, негативный смысл в отношении к другому. Этот противоречивый смысл был назван Столиным В.В. конфликтным смыслом действия. Им было проведено исследование по выявлению личностных образований, определяющих конфликтность личностных смыслов. Выделен фактор самолюбие-обидчивость: «подавить незаслуженную обиду, смириться с отказом в просьбе, смолчать, когда с Вами поступают несправедливо» [150].

Автор выделяет 11 внутренних преград. Каждой личностной черте, выступающей в виде внутренней преграды, соответствует другая черта, которая в тех же самых условиях не препятствует, а способствует совершению действия. Гордости соответствует смирение, робости — смелость, обидчивости — неуязвимость самолюбия и т.д.

Каждая внутренняя преграда ограничивает свободу выбора действия, создает в соответствующих ситуациях внутреннюю конфликтность, превращающую действие в поступок. Поступок, таким образом, это либо преодоление преграды, либо отказ от действия. Внутренние преграды, их столкновение в поступке - реальном или только воображаемом - являются основой отношения к себе - главной составляющей смысла «Я».

В сознании это отношение претерпевает двоякую трансформацию. Когнитивная трансформация отношения к себе выражается в субъективном наделении себя чертами (черствый, обидчивый и т.д.), эмоциональная трансформация - в возникновении эмоций, чувств, направленных на себя самого и других [149], [150].

Опираясь на все выше сказанное, можно сделать следующее заключение: обидчивость, а противоположное ей по значению - независимость самолюбия, как одна из внутренних преград, как конфликтный смысл отношения к себе и черта личности, запускает самопознание, в результате которого че-

34

ловек осознает несоответствие между ожидаемым и действительным поведением партнера по общению, по отношению к себе. В итоге чего возникает эмоциональное переживание обиды, которое может протекать в форме аффекта, собственно эмоции или чувства. Это, на наш взгляд, является основным механизмом возникновения обиды и обидчивости как черты личности.

Говоря об обидчивости как черте личности, необходимо рассмотреть факторную теорию Р. Кеттелла, где личность понимается как сложная структура черт. Черта есть «ментальная структура», нечто, что подразумевается за наблюдаемым поведением и отвечающее за регулярность и согласованность этого поведения» [163;с.505].

Р. Кеттелл различает исходные черты, которые более стабильны, подразделяя их на конституциональные исходные черты, отражающие наследственные факторы, и черты, формируемые средой. И поверхностные черты, которые менее стабильны и являются продуктом взаимодействия исходных черт. Черты разделяют с точки зрения модальности выражения на динамические черты, если они приводят действие в направлении некоторой цели, и на черты - способности, если они связаны с эффективностью достижения индивидом цели. Причем, к динамическим чертам Р. Кеттелл относит и чувства. Поэтому, обидчивость - это динамическая черта, формируемая средой. Это результат действия факторов опыта или социокультурных факторов, а не конституциональных детерминант. Обидчивость « заставляет своих обладателей уделять внимание определенным объектам или классам объектов, чувствовать их определенным образом и реагировать на них определенным образом » [163;с.514].

Л.И. Рувинский, СИ. Хохлов объединяют черты характера в три группы: волевые - решительность, смелость, целеустремленность и т.д.; моральные - честность, чуткость, ответственность и т.д.; эмоциональные - вспыльчивость, страстность, обидчивость и т.д. [131 ;с 20].

35

Необходимо отметить то, что черта личности будет являться чертой характера тогда, когда она достаточно выражена, тесно взаимосвязана с другими чертами и систематически проявляется в различных видах деятельности (А.В. Алексеева [2], А.И. Аржанова [4], А.Г. Ковалев [59], Н.Д. Левитов [76], К.К. Платонов [116]). Под чертой характера М. Ю. Орлов понимает устойчивую форму поведения в связи с конкретными, типичными для данного вида поведения ситуациями. В понятие черты, обидчивости в частности, включен не только вид поведения, характерный для ситуации, в которой оно возникает, но и вероятность того, что это поведение возникнет в данной ситуации. Кроме того, каждая черта имеет свой извлекающий образ - стимул, при появлении которого она всегда «срабатывает». Источниками образов могут быть потребности человека, слова, ситуации и обстоятельства. [107].

Анализируя различные типологии характеров: Э. Шострома, Б.С. Братуся, Э. Кречмера, К. Юнга, У. Шелдона, К. Леонгарда, П.Б. Ганнушкина, А.Е. Личко и др., мы обнаружили, что для некоторых типов характерно присутствие обидчивости в сочетании личностных черт, которые входят в характер человека. Так, в типологической модели социального характера Э. Шострома выделен тип манипулятора. Он никогда не берет на себя ответственность за свои поступки и ошибки, поэтому бесконечно обвиняет и обижается на всех. Манипуляторы часто не только обижаются сами, но и обидно обходится со своим близким окружением, хотя излюбленная фраза манипулятора: «Я не хотел бы обидеть... Всех!» Э. Шостром выделяет три типа манипулятора - ориентированного на прошлое, будущее, настоящее. Манипулятор, ориентированный на прошлое, характеризуется чувством вины, сожаления, раскаяния и обидчивости сверх всякой меры. Данный тип, как правило, с трудом выражает основные эмоции контакта - гнев, страх, обиду, доверие и т.д., поэтому он прибегает часто к блокированным или неполным эмоциям. Э. Шостром считает, что «заслуженно» обижая, мы помогаем тому, кого обижаем; стремясь же не обидеть, зачастую жестоко наказываем человека.

36

Главная причина не в том, что человек боится обидеть других, а в том, что он боится, что обидят его. Таким образом, большинство, осознанно или подсознательно, боятся быть обиженными [180].

В типологической модели индивидуальных характеров К. Юнга выделяется две основные группы характеров, в основе которых лежит или экс-тровертная или интровертная установка. Самая частая форма невроза у экст-равертного типа - истерия. Истерик очень восприимчив к влияниям, идущим от других. Все его потребности, желания центрируются на себе. Часто это демонстративная обидчивость. Когда экстравертный чувствующий тип захлестывают чувства, тогда чувство теряет свое личностное качество и делается чувством ради самого чувства. Мышление, как другая рациональная функция, неизменно подавляется. Люди этого типа часто обижаются на тех, кого более всего любят. К. Юнг относит к признакам интроверсии: рефлективную, задумчивую манеру поведения, отмеченную застенчивостью, повышенной чувствительностью и страхом перед незнакомым объектом. В силу этого, интроверт склонен больше переживать внутренние, скрытые формы обиды. Такие люди редко высказываются по поводу того, что они чувствуют, т.к. их мотивы в большинстве своем остаются, скрыты от окружающих [185].

К. Леонгард выделяет в типологической модели акцентуации характера и психопатий тип застревающей личности, в основе которого лежит патологическая стойкость аффекта. После прореагирования чувства идут на убыль: гнев у разгневанного человека гаснет, обида идет на убыль. У застревающей личности действие аффекта прекращается гораздо медленнее, и стоит вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают эмоции. Люди застревающего типа признаются, что их легко задеть и обидеть. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленное самолюбие и на различные формы подавления. Оскорбление личных интересов, как правило, никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как

37

злопамятных, обидчивых, мстительных людей. Обиды в таких случаях, в первую очередь, касаются сферы задетой гордости и чести [78].

А. Е. Личко отмечает, что акцентуации характера в подростковом возрасте проявляются особенно ярко. Обидчивость наиболее характерна для следующих типов акцентуаций: истероидныи тип - доминирующей чертой является демонстративность, учет только собственных желаний, повышенная обидчивость, когда задевают его лично, явно завышенная самооценка.

Сензитивный тип - доминирующие черты: повышенная чувствительность, впечатлительность, мнительность, чувство собственной неполноценности, замкнутость, растерянность в трудных ситуациях, повышенная обидчивость и конфликтность на этой почве.

Гипотимный тип - практически всегда плохое самочувствие, ранимость, обидчивость, постоянное уныние, низкая энергитичность, часто и подолгу обижается на окружающих, т.к. видит в любом человеке возможную причину ухудшения своего настроения.

Циклоидный тип - доминирующей чертой является смена двух состояний гипертимного и гипотимного, именно в периоды сниженного эмоционального фона проявляются все черты гипотимного типа и обидчивость в том числе.

Лабильный тип - крайняя изменчивость настроения, может вспыхнуть, вспылить, сказать что-то дерзкое, обидное и обидится сам. Эпилептоидный тип - отмечается повышенная агрессивность, гневливость, чрезмерная требовательность к порядку, обидчивость, т.к. он легкораним и сверхсамолюбив [83], [84].

Итак, обидчивость может быть отнесена к эмоциональным, динамическим чертам личности, формируемых средой, которая проявляется в склонности к переживанию обид в разнообразных личностно - значимых ситуациях, даже при минимальном рассогласовании ожиданий и реального поведения субъектов по взаимодействию.

38

Таким образом, в данном параграфе мы проанализировали различные подходы в трактовке возникновения обиды и обидчивости. Рассмотрели обиду как эмоциональное состояние, определили функции, виды, особенности проявления, описали специфику протекания в форме аффекта, собственно эмоции и чувства. Обозначили основной механизм возникновения обиды и обидчивости. Охарактеризовали обидчивость как свойство личности и черту характера.

 

Апуневич Оксана Александровна. Психологические особенности преодоления обиды и обидчивости в подростковом возрасте : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Череповец, 2001 210 c.

 

 

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!