Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология личности / Концепции, объясняющие природу и сущность альтруизма

Концепции, объясняющие природу и сущность альтруизма

Изучение альтруизма в русле этико-философских направлений

Проблема происхождения доброго начала в человеке испокон веков

волнует мыслителей. В не столь уж далекие времена для большинства людей убедительным представлялось то объяснение, которое давала этой проблеме религия. В качестве морального принципа альтруизм фактически провозглашался буддизмом и христианством. Но теологическая идеология придала альтруизму несколько иное обоснование и содержание. Идеи взаимопомощи были трансформированы в идею о Всеобщей Любви, всепрощения и терпения. Христианский альтруизм сливался с аскетизмом и даже где-то имел эгоистическую направленность: уход от общества и общественных интересов, самопожертвование не ради других, а для спасения своей души (53).

Целью альтруистических действий философы древности объявляли нравственное усовершенствование личности. Первые философские учения не могли избежать идеализма в объяснении норм и принципов взаимоотношений в обществе. Большинство философов, утверждая в качестве цели жизни стремление к счастью, пытались придать этим стремлениям высокую социальную направленность. Но стремление к личному счастью не может быть единственным побудителем гуманистических взаимоотношений между людьми.

Голландский философ Б.Спиноза, являвшийся противником церковной проповеди аскетизма, защищал жизнь полноценной личности, живущей на благо общества и пользу людей, что, в общем, перекликается с идеей альтруистического поведения (27).

Альтруистическая направленность морального поведения проходит красной нитью через идеи английской этики 18 века (А.Шефтсбери, Ф.Хатчинсон, Д.Юмм, А.Смит). В частности, представитель субъективно-идеалистической философии Д.Юмм способность человека к альтруизму объяснял склонностью к всеобщему чувству человеколюбия. Человеческий

37

 

эгоизм Д.Юмм предлагает преодолеть путем воздействия на чувства и разум людей (31).

Термин «альтруизм» был введен французским философом, родоначальником позитивизма Огюстом Контом как противоположный понятию эгоизм. О.Конт сформулировал принцип "vivre pour autrai" - "жить для других". В позитивистской философии Огюста Конта альтруизм наполняется духом полного самоотречения ради ближнего, самоотречения ради любви к человечеству. О.Конт считает, что во все времена и у всех народов без исключения имели место условия, которые способствовали развитию социальных чувств (35). Так как люди ведут существование сначала индивидуальное, затем семейное, и, наконец, общественное, то основными условиями общественного существования оказываются язык, собственность, общие верования и правительство (светская власть). О.Конт делает ставку на чувство альтруизма, которое должно руководить представителями "светской власти" в их политической деятельности. Он был убежден, что чувство это будет присуще каждому, кто проникнется идеями и принципами учения позитивизма. Ученый "различал присущий животным инстинктивный альтруизм, объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией, и альтруизм, возникающий и развивающийся уже в ее (цивилизации) рамках и превращающийся в конечном итоге в спонтанное врожденное свойство, объединяющее людей" (17).

Английский философ Герберт Спенсер рассматривал альтруизм с позиции биологического эволюционизма как адаптивное качество, возникающее в процессе эволюции. Он проповедовал путь медленного эволюционного изменения, в результате которого люди будут инстинктивно совершать альтруистические поступки, необходимые для развития рода (27).

Интересна точка зрения французского мыслителя М. Гюйо, который трактовал альтруизм как сознание человеком своей силы: избыток энергии, избыток сил, стремящийся выразиться в действии. "Мы вынуждены, - гово-

38

 

рил он, - делиться мыслями, силой воли, энергией, так как у нас ее больше чем нам нужно для личной жизни. Нами руководит, главным образом, сознание своей силы и потребность дать приложение этой силе" (8, стр. 112).

Особенность психологического рассмотрения этого вопроса состоит в том, что исследователь обращается к внутренним процессам, происходящим в личности человека, которые детерминируют тот или иной его поступок. Представители разных психологических теорий и направлений рассматривают данный феномен по-разному. Поэтому альтруизм (или альтруистическое поведение) имеет разные дефиниции: он определяется как «любовь и забота о других» (Д.Майрс); «стремление к благополучию других при отсутствии выгоды для себя» (Р.Чалдини и др.); «склонность безвозмездно жертвовать собой ради группы»; «систему ценностных ориентации личности, при которой центральным мотивом являются интересы другого» (Е.Е.Насиновская) и т.п. "Я всегда отстаивал и буду отстаивать, что мы все эгоисты" - приводит П.Кропоткин цитату английского философа Ч.Фрайда (41, стр.241). Доказывая свою точку зрения, Ч.Фрайд отмечал, что поскольку человеку свойственно стремление к самосохранению, он (человек) может служить обществу лишь из-за награды или из-за страха перед наказанием.

В работе Р.Докинса "Эгоистический ген" свойством всего живого объявляется одна функция - "быть эгоистичным" "Все, что эволюционировало, -пишет Р.Докинс, - должно быть эгоистичным. Следовательно, надо предположить, что когда мы исследуем поведение приматов, людей и всех других живых существ, мы будем находить его эгоистичным. Если мы обнаруживаем, что наше предположение неправильно, если мы видим, что человеческое поведение истинно альтруистично, тогда мы сталкиваемся с какой-то загадкой, с тем, что требует объяснения" (114). Эту "загадку" альтруистического поведения автор видит в ее неизменной подчиненности достижению эгоистических целей.

39

 

В этом смысле представляет интерес еще одна концепция, называемая просвещенным или разумным эгоизмом (102). Стремясь к собственному благу, человек способствует благу других людей и общества в целом. Эта точка зрения в той или иной форме давала себя знать уже в античности (у софистов и Аристотеля), но как концепция она проявляется в эпоху Просвещения. Согласно ей, каждый человек как природное и разумное существо обладает известными потребностями и интересами и стремится их удовлетворить. Под влиянием неправильного воспитания, дурного окружения или необузданных страстей люди утрачивают понимание того, что им нужно. Поэтому стремление каждого к удовлетворению своих потребностей и интересов приходит в противоречие с аналогичными стремлениями любого другого. Если очистить свой разум, обрести подлинное понимание самого себя, то склонности всех индивидов придут в соответствие с природой и, следовательно, в гармонию друг с другом. Отсюда понятно, почему эта концепция получила название "просвещенного" и "разумного" эгоизма. "В исходной посылке разумного эгоизма содержится два тезиса: а) "стремясь к собственной пользе, я способствую пользе других людей, пользе общества"; б) "поскольку добро есть польза, то, стремясь к собственной пользе, я способствую развитию нравственности". Практически же индивид выбирает в качестве цели собственное благо в твердой уверенности, что это как раз то, что отвечает требованиям морали (9).

Р.Г.Апресян пишет: "Оказавшись не более как любопытным эпизодом в истории философско-этической мысли, эта доктрина обнаруживает удивительную живучесть в обыденном сознании как определенный тип нравственной аргументации, оправдания намерений и оценки поступков" (8, стр. 114). Данная теория получила распространение не только на Западе, но и в нашей стране. В частности классик отечественной литературы Н.Г.Чернышевский изложил свои философские взгляды, близкие к данной теории в статье «Антропологический принцип в философии» (1860 г.) Но, сколько бы ни были

40

 

утонченными объяснения пропагандистов разумного эгоизма, это учение представляет собой лишь оправдание абсолютности частного интереса. И разумному эгоисту остается лишь верить в то, что его интерес и есть тот замечательный общий интерес.

Основные подходы к проблеме альтруизма в зарубежной психологии

В истории зарубежной психологии сложилось несколько точек зрения, объясняющих природу альтруизма. Все они включены в общую структуру основных течений психологии XX века: 1. Биогенетическая теория

Данная теория выросла на основе одного из философских направлений - социально-биологической этики. Эта точка зрения высказывалась в основном видными представителями биологической науки и первым в этом ряду стоит Чарльз Дарвин. Его единомышленниками и последователями были О.Конт, Г.Спенсер. Также эта теория ассоциируется с социобиологической теорией английского эволюциониста Р. Докинза (114).

В нашей стране эту теорию поддерживали академик П.В.Симонов (П.В.Симонов, 1989), чей круг интересов связан с изучением психофизиологии потребностей и эмоций и ученый-генетик В.П.Эфроимсон (В.П.Эфроимсон, 1971). Согласно взглядам этих ученых, неэгоистическое начало в человеке наследуется, а не формируется каждый раз заново путем размышления какого-нибудь индивида. Члены рода трудятся для общего блага. Такое поведение в процессе борьбы за существование передавалось из поколения в поколение и закрепилось как неотъемлемое качество индивида. Люди получили это качество как потомки стадных животных. Доказывая, что альтруизм имеет филогенетические корни, ученые приводят многочисленные примеры альтруистического поведения животных, таких как дельфины, обезьяны и другие. Таким образом, изучая поведение животных, они в ряде случаев пытаются наделить антропологическими характеристиками их дей-

41

 

ствия, механически распространить моральные черты человеческого общения на стадное поведение (71).

Ученые, не поддерживающие точку зрения о биологическом происхождении альтруизма (Л.М.Чайлахян, В.Франки) говорят, что, хотя "факт существования альтруистического поведения у животных и не вызывает сомнения, можно говорить и об эгоистическом поведении животных. Но вправе ли мы трактовать его с этических позиций? Если это поведение жестко детерминировано на уровне инстинктов или рефлексов, не сопровождается осознанным выбором того или иного решения, соотнесением своего "я" с окружающим миром, то к такому поведению не применимы этические оценки. Правомерно ли называть нравственным поведение робота, в которого заложена альтруистическая программа поведения?"

Философ Л.М.Чайлахян, развивая дискуссию об истоках альтруизма на страницах журнала "Человек", утверждает, что практически все стороны человеческой деятельности: хозяйственно-производственная, познавательная, бытовая и другие возникли в какой-то степени на уровне биологических популяций в процессе естественного отбора и борьбы за существование. И "только один институт человеческого социума никак не вытекает из основного принципа развития живого, а именно из естественного отбора - это морально-нравственные принципы поведения людей. Этические нормы поведения в человеческом обществе основаны на осознанном поведении с позиции свободы воли или свободы выбора" (113, стр. 40).

Биологической точке зрения также противостоит позиция, изложенная И.П.Павловым, который считал «настоящий альтруизм приобретением культуры» и видел его связь со второй сигнальной системой. Если же она оказывалась слабой, то «непременно на первом плане будет забота о собственной шкуре» (69). По утверждению В.Я.Семке: «Генетическая основа альтруизма при этом присутствует в качестве биологической предпосылки, потенциальной возможности воспитания» (89, стр. 50).

42

 

Итак, эволюционная психология пытается объяснить просоциальное поведение генетическими характеристиками, которые развиваются в течение длительного времени согласно принципам естественного отбора. Как утверждают сторонники подхода, просоциальное поведение имеет генетические корни, поскольку оно является предпочтительным с точки зрения естественного отбора по трем причинам: помогая генетически близким особям, люди способствуют сохранению собственных генов — так называемый родственный отбор.

2. Бихевиоризм и теория социального научения

В рамках бихевиористского направления альтруизм предстает как позитивная, социально значимая форма поведения. Она создается по культурным образцам с опорой на механизм обусловливания путем подкрепления (Дж. Уотсон, Ф.Скиннер) или механизм следования эталонной модели поведения (А.Бандура). А именно ведется рассмотрение альтруизма как поведения, обусловленного негативным или позитивным эмпатическим подкреплением (т.е. исчезновением неприятного чувства, возникающего при виде страданий другого человека, или появлением приятного чувства при виде освобождения человека от этих страданий). Здесь альтруизм отождествляется с эгоистическим поведением. Ряд других авторов (Вейсс и др.) считают, что альтруистический поступок имеет самостоятельное подкрепляющее значение (98).

Центральное место в теории, естественно, занимает научение. «Научение» альтруизму происходит по принципу обычного обусловливания и не отличается от других видов научения.

Американский психолог Н.Эйзенберг (Н.Эйзенберг, 1983) отмечает, что в современной науке данная теория продолжает культивироваться, так как механизмы подкрепления и наказания все еще играют важную роль в формировании альтруистического поведения. В этой связи можно привести

43

 

пример исследований Гевиртца и Пэлаз-Ногуэрас (Пэлаз-Ногуэрас, 1991), в котором они заявляют: «...многое из того, что выражает нравственное поведение, включает ответные реакции, сформированные и поддержанные позитивными последствиями (например, одобрение, принятие, похвала), или ответные реакции, избегающие последствия (например, неодобрение, отклонение, наказание)» (135, стр. 112-113). 3. Психоаналитическая теория

В психоаналитическом направлении альтруизм рассматривается как стремление ослабить присущее человеку чувство вины перед другим путем бескорыстного поступка. Согласно З.Фрейду, детьми управляют две силы: сексуальность (либидо) и агрессия, а родители и другие обстоятельства социализации обязаны «навязать» им (детям) ограничения. Дети «интернали-зуют» своих родителей и формируют суперэго, или совесть. На основе совести развивается чувство вины, а альтруистический поступок выступает в качестве защитной реакции для ее ослабления.

Основываясь на этой гипотезе, ряд авторов предположили, что испытуемые, нарушившие определенное правило, будут более склонны к альтруистическому поведению (например, больше соглашались на участие в эксперименте, в котором их подвергали ударам электротока). Аналогичные результаты были получены в исследовании Харрис и др. Так, католики, идущие на исповедь, жертвуют гораздо большую сумму на благотворительные цели, чем верующие выходящие после исповеди. Авторы объясняют этот феномен уменьшением чувства вины после исповеди (135).

В рамках обсуждаемой теории также анализируются защитные формы альтруизма при невротическом развитии личности (К. Хорни). В психоанализе описаны защитные механизмы, связанные с мнимым альтруизмом: реактивное образование (инверсия), проективная идентификация, рационализация (декларируемые формы человеколюбия). Защитные, искаженные формы гуманности маскируют враждебность и аномалии развития лично-

44

 

сти. Вместе с тем альтруистическая мотивация в психоанализе не рассматривается в качестве базового самостоятельного вида мотивации, то есть человек остается эгоистом по своей природе. 4. Когнитивная теория развития

Когнитивный подход следует принципу рациональности в построении строгих моделей помогающего поведения. Согласно ему, субъекты играют очень активную роль в своем нравственном развитии. По мнению Л.Колберга, самого влиятельного сторонника когнитивного развивающего взгляда на нравственность, дети активно интерпретируют свое окружение и формируют свое собственное понимание нравственности (7).

В качестве психотехнического приема теория делает акцент на рациональном освоении проблемных ситуаций и разумном эгоизме, «альтруистическом эгоизме», по выражению Г. Селье. Очень явно прагматический взгляд на помогающее поведение просматривается «в модели затрат и пользы» (35), согласно которой человек тем менее готов оказать помощь, чем дороже она ему обходится. Е.Е.Насиновская по этому поводу справедливо замечает: «Не отрицая важности механизма взвешивания потерь и пользы, отметим, что поведение, детерминируемое лишь таким образом, перестает быть альтруистическим по определению» (64, стр. 55).

Современным продолжением когнитивного направления является теория нравственной интернализации Гоффмана. Ученый пытается ответить на вопрос, как социетальные нормы и правила, которые были изначально экстер-нальными (например, основанные на страхе наказания), приобретают интер-нальную форму (то есть становятся свойствами личности). Гоффман указывает на ведущую роль родительского воспитания в этом процессе. В качестве психотехнических приемов предлагается использовать «индуктивные техники» (вербальные объяснения действий людей), исключение силового воздействия на ребенка и «технику лишения любви» (выражения негативного отношения к поступкам, временное игнорирование и отказ от общения) (135).

45

 

5. Гуманистическая психология

В гуманистическом направлении альтруизм трактуется в качестве особого вида мотивации, имеющего фундаментальный и универсальный характер. В этой связи необходимо прежде всего упомянуть основателя гуманистической психологии К.Роджерса, который считает доброе начало укорененным в природе человека, его коллегу А.Маслоу, который писал о бытийной любви, противопоставляя ее дефицитарной, а также «социальное чувство» А. Адлера, и «альтруистическую ориентацию» и понятие продуктивной любви Э.Фромма. В.Франкл (В.Франкл, 1990) говорит о трансценденции за пределы отдельной личности, о поиске смысла жизни в том, что находится за пределами личности, например, в любви к другому человеку.

Американский ученый П.А.Сорокин, взгляды которого также можно отнести к данному направлению, создал так называемую «доктрину созидательного альтруизма». Бескорыстную, созидательную любовь ученый рассматривал как важнейшее средство преодоления бездуховности современной цивилизации. П.Сорокин проводил исследования при Гарвардском центре по созидающему альтруизму (США). Цикл работ, проведенных в 1950-е годы под руководством П.А. Сорокина, интересен своей масштабностью и исследованием разнообразных аспектов альтруизма. Особую ценность представляют практические приемы, либо собранные, либо заново разработанные в этом центре.

В своей книге «Пути и власть любви» П.А. Сорокин предлагает 26 специальных методов альтруизации отдельных людей и общества в целом. Он с самого начала предупреждает, что альтруистическое воспитание и перевоспитание личности — это чрезвычайно тонкий, сложный и многоплановый процесс. Способы перевоплощения не дают результата сразу, как по мановению волшебной палочки, и не представляют собой стандартного набора техник, равно применимых к любому человеку или любой группе. К

46

 

тому же эти приемы должны поддерживаться соответствующими изменениями в культуре и социальных системах, включающих людей или группы людей, которые подвергаются альтруизации. Альтруистические изменения должны сопровождаться соответствующей перестройкой представлений о себе, изменением ценностей, стандартов, групповой принадлежности и характеристик окружения (64).

Ученый отмечал, что ни демократические преобразования, ни создание международных инструментов типа ООН сами по себе не могут привести к предотвращению войн и конфликтов. Демократия может быть так же агрессивна, как и автократия. Только значительное увеличение степени альтруизма отдельных личностей, институтов или культур способно установить прочный мир и гармонию между людьми. Альтруизм, альтруистическая любовь, как отмечает П.А. Сорокин, является огромной силой, но при условии, что мы знаем, как её производить, аккумулировать и использовать (97).

П.А. Сорокин утверждает, что каждый из 26 предложенных им методов можно использовать как для достижения эгоцентрической альтруизации, так и для выхода за рамки «эго». Последнее, правда, требует более «сурового» применения основных техник, а также использования дополнительных. Он добавляет, что эгоцентрические методы, известные уже давно, в последнее время были вновь открыты в экспериментах на животных и перенесены на людей. К сожалению, эти способы едва ли помогут достичь тончайших проявлений творящей бескорыстной любви, они порождают альтруизм «второго сорта», но, тем не менее, ценный. Каждый из методов можно рассматривать отдельно, но гораздо чаще они используются в разнообразных комбинациях друг с другом.

В результате экспериментальных исследований и наблюдений П.А. Сорокин выделил и описал три типа альтруистических личностей:

47

 

•        «удачливые» альтруисты, проявляющие с детства незначительные эгоистические наклонности и удачно интегрирующие в себе ряд моральных ценностей;

•        «катастрофические» или «поздние» альтруисты, ставшие таковыми в зрелом возрасте в результате дезинтеграции эгоистических ценностей, чему способствуют пережитые ими социальные катастрофы;

•        «промежуточные» альтруисты, находящиеся в постоянном поиске морального совершенства.

П.А.Сорокин исследовал личности Будды, Махатмы Ганди, христианских святых, проводил полевые исследования в университетах, больницах, тюрьмах, и на их основании сформулировал так называемый закон поляризации. Суть его в том, что люди реагируют на социальные и личные катастрофы в полярно противоположных направлениях (позитивная и негативная моральная поляризация). В случае позитивной моральной поляризации имеет место альтруистическое перевоплощение, в случае негативной — поиск гедонистического, ориентированного на себя удовольствия, ожесточение, агрессия, тупая покорность судьбе или самоубийство. Часть современного человечества движется к позитивной поляризации и противостоит деструктивному процессу деморализации другой части человечества, движущегося к негативной поляризации. Задачи выживания человечества, считает П.А. Сорокин, требуют альтруистического перевоспитания, как правителей, так и масс.

Американский исследователь Д.Майерс попытался объединить существующие в социальной психологии теории и течения и выделил 3 группы взглядов на природу альтруистического поведения: Социальные (или альтруистические) нормы.

Человек существует в обществе, которое транслирует ему, когда и как себя необходимо вести, чтобы жить в гармонии с другими людьми. Нормы -это общественные ожидания. Они предписывают нам определенное поведение, определенные жизненные обязанности. Исследователи, занимающиеся

48

 

изучением поведения людей, оказывающих помощь, выделили две социальные нормы, которые мотивируют альтруизм:

-        норма взаимности;

-        норма социальной ответственности.

Норма взаимности касается взаимоотношений равных с равными и определяется как «ожидание того, что люди, скорее всего, окажут помощь, а не навредят тем, кто им помог» (54).

Согласно второй, если другой человек зависит от тебя в достижении своей цели, то ты должен ему помогать. Мера, в которой человек следует этой норме, зависит от степени ее актуализации в сознании индивида. Последняя же определяется прошлым опытом человека. Развитие нормы социальной ответственности является следствием нормативного воспитания личности. Альтруизм проявляется, без какого бы на то ни было давления со стороны и базируется на нравственных нормах общества. Он формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм, которые становятся внутренними императивами, регулирующими деятельность.

Один из представителей этого направления американский ученый С.Шварц разработал процессуальную модель альтруистического действия. Она включает в себя четыре стадии, девять этапов. (111, стр. 356-359)

1.      Стадия актуализации - восприятие нужды и ответственности:

-        осознание того, что человек находится в состоянии нужды;

-        понимание того, что существуют действия, способные облегчить его положение;

-        признание своей способности содействовать такому облегчению;

-        восприятие себя в определенной мере ответственным за изменение ситуации.

2.      Стадия обязанности - конструирование норм и зарождение переживания

моральной обязанности:

49

 

-        активация существовавших ранее или заданных ситуацией личностных

норм.

3.      Стадия защиты - рассмотрение потенциальных реакций, их оценка и пе

реоценка:

-        определение затрат и возможных исходов;

-        переопределение ситуации и ее переоценка посредством отрицания: состояния нужды (его реальности или серьезности), ответственности за свое действие, уместности актуализированных перед этим норм;

-        повторение предшествующих этапов с учетом произведенных переоценок.

4.      Стадия реакции:

-        действие или бездействие.

Как показали эксперименты американских психологов, альтруистическая «норма социальной ответственности» (стремление помогать всем людям) актуализируется в том случае, если предыдущая помощь индивиду носит позитивный характер или вообще отсутствовала. Отечественный ученый Е.В.Субботский, отмечает, что «знание норм и их вербальная актуализация не приводят к усилению альтруистического поведения. Поэтому понятие «актуализация норм» нуждается в дальнейшем раскрытии» (102, стр. 165). Социальный обмен.

Теория, согласно которой человеческие взаимодействия представляют собой своеобразные сделки, ставящие своей целью увеличить «вознаграждение» и уменьшить «затраты» (54). Таким образом, можно сказать, что данная теория рассматривает просоциальное поведение как процесс взвешивания вероятных вознаграждений и издержек. Люди помогают из эгоистического интереса, то есть в тех случаях, когда вознаграждение за помощь превышает ее издержки. Вознаграждения включают признание, одобрение со стороны других и уменьшение собственных неприятных ощущений.

50

 

Ни та, ни другая теория не считают просоциальное поведение чисто альтруистическим, собственная выгода для помогающего всегда имеет место (54).

Эволюционная психология.

Положения данной группы взглядов были описаны нами в рамках биогенетического подхода.

Традиции отечественной психологии в изучении альтруизма

Если зарубежные работы в основном сосредотачиваются на изучении реальностей так называемой прагматической морали как не связанной однозначно с гуманистическими ценностными ориентациями, то отечественная психология рассматривала альтруизм в рамках достаточно жесткого определения морального поведения. Также необходимо отметить, что изучение альтруизма традиционно велось в русле проблем коллективизма, коллективистической направленности личности. При этом преимущественно разрабатывались аспекты альтруизма, отражающие направленность субъекта на защиту интересов общества в целом или его отдельных групп, при условии, что субъект является членом того или иного социального объединения, по отношению к которому он ведет себя коллективистически. С.ГЛкобсон считает, что истинно моральным является поступок, требующий отказа от своих интересов. Подобно этому, А.М.Прихожан отмечает, что «действия, поступки, направленные на внешнее соблюдение норм, но побуждаемые не интересами общества, других людей, а какими-либо другими мотивами...по самой логике морали не могут быть расценены как нравственные» (76, стр. 143).

Прежде всего, необходимо упомянуть концепцию отношений в понимании природы личности А.Ф.Лазурского (47). Созданная им классификация личностей стала важным шагом вперед по сравнению с традиционным пониманием личности как совокупности психических функций. В.Н.Мясищев,

51

 

В.А.Журавель пишут: "Нет сомнений в том, что попытки А.Ф.Лазурского построить классификации личностей, исходя из выдвинутых им положений о трех разрядах людей по их психическому уровню (по активности личности), а также о существенных различиях между людьми по их "психическому содержанию", представляют значительный интерес, не утерянный в настоящее время" (60, стр. 234).

В основу классификации положен принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом понятие СРЕДА берется в самом широком смысле этого слова, включая, не только вещи, природу, людей и человеческие взаимоотношения, но также идеи, духовные блага, эстетические, моральные и религиозные ценности и т.п. Последовательное применение упомянутого основного принципа к психологии отдельных человеческих индивидуумов приводит к установлению двух важнейших подразделений: по психическому уровню - на три последовательно повышающихся уровня и по психическому содержанию - на целый ряд различных типов и их разновидностей. Такое двойственное деление прямо и всецело вытекает из упомянутого выше основного принципа, вполне соответствуя способам роста и духовного развития каждой отдельной человеческой личности. Приспособление человека к окружающей среде может быть более или менее полным, глубоким и всесторонним, причем степень и объем этого приспособления определяются с одной стороны, благоприятными или неблагоприятными внешними условиями, а с другой и это самое важное - тем прирожденным запасом физических и духовных сил, который в общей совокупности носит название "степени одаренности". В то время как бедно одаренные индивидуумы обычно всецело подчиняются влияниям СРЕДЫ, ограничиваясь, в лучшем случае, чисто пассивным приспособлением к ее условиям и требованиям, натуры богато одаренные стремятся, наоборот, активно воздействовать на окружающую их жизнь, приспособляя и переделывая ее сообразно своим запросам и стремлениям; начиная, подобно более примитивным натурам, с подражания

52

 

и пассивного приспособления, они затем, по мере своего духовного роста, превращаются постепенно в творцов и преобразователей жизни.

Таким образом, в общей классификации А.Ф.Лазурского зафиксирован такой тип личности как человеколюбцы. Данный тип занимает положение на среднем и высшем уровнях и характеризуется как альтруист. Ему присуще значительно развитое чувство симпатии (способность сочувствия), обусловленное повышенной аффективной возбудимостью, а также силой, глубиной и устойчивостью отдельных чувствований (47), При последующем осмыслении созданной типологии А.Ф.Лазурский отмечает, что альтруизм можно трактовать через понятие направленности личности. Тем не менее, дальнейшего раскрытия содержательной стороны этого понятия в концепции этого ученого не представлено.

Отметим еще одну характерную особенность исследований отечественной психологии по обсуждаемой проблеме. Большинство эмпирического материала получено на выборках детей дошкольного, младшего школьного и подросткового периодов. Так на упомянутых выборках А.В.Запорожец проводил изучение развития эмпатии под влиянием художественного произведения. Теоретической основой исследований, проведенных А.В.Запорожцем и др., стали следующие положения:

1.      для морального развития ребенка необходимо не просто усвоение норм и требований, но и включение ребенка в содержательную совместную с другими детьми и взрослыми деятельность;

2.      особенности эмоционального отношения ребенка к окружающему зависят от характера его деятельности. Однако существенную роль здесь играет не столько исполнительская часть детской деятельности, сколько ее ориентировочная часть. Во время эмоционального процесса происходит решение определенных задач. Эмоция возникает тогда, когда перед субъектом стоит проблема, которую он не может решить привычным путем. Восприятие рассказа, сказки и других ярких описательных взаимоотношений персонажей, их

53

 

действий и т.п. вызывают у детей непосредственный отклик: сочувствие, неприязнь и т.п. В этом процессе объединяются оценка персонажей с соответствующим эмоциональным и нравственным отношением к ним (14).

В исследовании А.В.Запорожца изучалась динамика мотивационно-эмоциональных сдвигов при восприятии произведений художественной литературы. Эти сдвиги становятся возможными при условии слияния адекватной когнитивной оценки детьми персонажей с их эмоциональной оценкой. Однако для того, чтобы это слияние не только произошло, но и оказало влияние на отношение ребенка к окружающим, необходим процесс «сближения» детей с литературными персонажами. Существуют разные формы этого сближения: от восприятия спектакля до игры-драматизации. Исследования проводились по следующей схеме: детям предъявлялась сказка, после которой проводилась беседа с предложением альтернативного (альтруистического) поведения, за которой следовала ролевая игра, заканчивавшаяся переносом эмоций, пережитых во время восприятия сказки, в реальные жизненные условия. Повторно инициируемое взрослыми сопереживание на основе возникшего сочувствия может вызвать не только появление импульса к содействию, но и его реализацию. Таким образом, динамика эмпатического процесса имеет здесь одностороннюю направленность и развивается по следующему сценарию: сопереживание - сочувствие - импульс к действию - реальное содействие. Как показали эти исследования, при систематической работе по этой схеме дети из экспериментальной группы, по сравнению с детьми из контрольной группы, реализовывали альтруистическое поведение гораздо чаще и более осознанно (14).

В концепции Л.И.Божович альтруистическое поведение рассматривается в общем контексте мотивационной сферы, то есть внутренних побудителях поведения человека (13).

Вместе с ослаблением влияния политики государства на психологическую науку отечественные ученые отошли от соотнесения альтруизма и кол-

54

 

лективизма. Современный отечественный психолог С.Нартова-Бочавер придерживается мнения, что оказание помощи - одна из форм нравственного поведения. Альтруистическим действием она считает такое, при котором, оказывая кому-либо поддержку, субъект руководствуется отношением к нему как к ценности. В связи с этим была предпринята попытка выделения двух типов альтруистического поведения. Первый - направлен на разведение, противопоставление нравственной и практической сфер, ценностей альтруизма и личных достижений. Второй тип - это ориентация на сочетание, взаимоусиление рассматриваемых ценностей, на возможность успешной реализации человека и в области практической деятельности, и в нравственной сфере. Велось изучение ценностных ориентации методом личностного семантического дифференциала. На основании полученных данных были выделены группы по частоте оказания реальной помощи - «отзывчивые», «индифферентные», «уклоняющиеся»; но одновременно с этим доминировала ориентация на несочетаемость, взаимоисключаемость ценностей морали и практических успехов (61).

Согласно представлениям, развиваемым одним из психологов нашего времени Е.Е.Насиновской, альтруистическая мотивация - это всегда внутренняя личностно-смысловая мотивация, описываемая понятием смыслооб-разующего мотива в понимании А.Н.Леонтьева. По мнению Е.Е.Насиновской, следует различать два мотива, являющихся смысловыми детерминантами альтруизма - мотив морального долга и мотив сочувствия. Первый из них является следствием нормативного воспитания личности и формируется на основе интериоризации альтруистических социальных норм. Ведущее чувство - чувство ответственности за свои поступки перед собой и другими людьми. Мотив сочувствия основан на идентификационных и эмпатических способностях человека. Реализация этого мотива невозможна без осуществления мысленной постановки себя на место нуждающегося в помощи чело-

55

 

века. Диагностику данных мотивов Е.Е.Насиновская предлагает проводить с использованием методики косвенных постгипнотических внушений (67).

Ответить на "загадку" существования альтруизма пытались и ученые, специализирующиеся в области психиатрии. Сошлемся на работу известного врача-психиатра М.Ю.Лахтина "Патологический альтруизм в литературе и жизни". В ней автор последовательно отстаивает эгоистическую природу человека, хотя и считал, что альтруизм - достаточно ценное человеческое приобретение. Альтруизм он рассматривает просто как патологию, а именно как особый вид психического заболевания человека. Подвергая психиатрическому анализу поступки литературных героев А.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Г.Флобера и других выдающихся личностей, а также истории болезней людей с психическими расстройствами, М.Ю.Лахтин приходит к выводу, что "чистый" альтруизм - это патология. Поэтому он заявляет: "... но мы думаем, что патологическое происхождение какого-либо явления не может ни умалить его значения, ни возвысить его. Ценность жемчуга не уменьшается оттого, что он представляет собой болезненный нарост на раковине" (48).

Необходимо отметить, что каждая из описанных выше концепций обладает как достоинствами, так и некоторыми недостатками. Для более полного понимания описываемого феномена необходимо объединение отдельных черт различных теорий.

 

Моисеева Анна Аркадьевна. Альтруистическая направленность личности и ее формирование в семье : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.05 Санкт-Петербург, 2007 186 с.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!