Команда психологов поможет Вам с написанием работ по психологии - магистерских, дипломных, курсовых и других.

Общение с автором напрямую!

Пишем только по психологии, и в этой сфере у нас огромный опыт!

В разговоре с нашим менеджером Вы в этом убедитесь. Вам станут более понятны в Вашей работе:

  • тема;
  • схема эмпирического исследования;
  • выбор тестов и методов статистического анализа.

Сомневаетесь? Тогда звоните, пишите, оставляйте заявку.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Категория взаимодействия в психологии

Для определения понятия межличностного взаимодействия как категории психологии необходимо рассмотреть ряд общих понятий. Категория отношения в аспекте отношения человека к человеку может быть взята в качестве исходной точки анализа. Раскрывая сущность понятия «отношение» в психологии, В.Н. Мясищев указывает, что психологический смысл отношения состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности [84]. Формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества, в котором он живет. Сама по себе любая деятельность для формирования основных психических качеств личности может оказаться процессом нейтральным, если между ее участниками не организованы отношения, требующие сотворчества, сотрудничества, взаимопомощи и пр. В неразрывной связи с отношениями В.Н. Мясищев рассматривает и проблему общения между людьми. В ряде своих работ он раскрывает взаимозависимости, которые связывают познание людьми друг друга, отношения, которые возникают между ними, и обращение их друг с другом, когда им приходится совместно трудиться, учиться, отдыхать, жить.

В социальной психологии категория отношения чаще используется при определении общения, характеризуя его как процесс субъект-субъектной взаимосвязи, содержанием которой являются общественные, психологические и социально-психологические отношения, интегрирующиеся в межличностных отношениях [НО]. В общении как процессе взаимодействия индивидов проявляется их характерологическая, личностная сущность. Рассматривая социальные отношения между людьми, их взаимоотношения, имеют в виду общение людей через предметную деятельность, через всю совокупность их действий в окружающем мире. При этом все действия могут рассматриваться не только по отношению к материальным предметам, но и по отношению к людям [102]. Возникающие в результате взаимодействия отношения между людьми не остаются постоянно неизменными. Отношение одного субъекта взаимодействия всегда обусловлено отношением к нему другого субъекта и может изменяться при его изменении. Так, для формирования личности необходимо вступление ее в межличностное взаимодействие с

53

другими людьми, в ходе которого и формируются межличностные отношения. Рассматривая межличностные отношения, их развитие и механизмы воспроизводства, можно сделать вывод о том, что именно человеческие отношения, в которые вступают индивиды, создают почву для развития этих отношений и являются важным условием для развития самой личности и ее характерологических особенностей.

В тесном единстве с межличностными отношениями выступает взаимопознание [97]. Межличностные отношения не только интериоризуются в образе другого человека, но и экстериоризуются на основе образа в актах взаимодействия как реакции, действия, поступки, поведение, направленные на партнера, вызывая его ответные реакции, действия, поступки, которые превращаются в черты, качества, свойства личности. Происходит вторичная интериори-зация отношений окружающих, т.е. возникают взаимоотношения в виде групповых эффектов, образуя субъективную реальность психологической атмосферы, которая воздействует на личность, формируя ее особенности.

Следовательно, можно сказать, что взаимодействие становится межличностным только через опосредование его межличностными отношениями, появляющимися, формирующимися и развивающимися в ходе совместной деятельности людей. Межличностное взаимодействие должно рассматриваться как гносеологическая составляющая понятия общения [96]. Многогранность понятия общение превращает его в настоящее время в объект комплексного изучения, где каждая наука определяет свой предмет исследования. Во всем множестве определений общения и, следовательно, межличностного взаимодействия как его части достаточно четко выделяется стремление раскрыть сущность общения через три наиболее общие категории: деятельность, отношение и отражение. Относительно каждой из них общение выступает как видовое понятие и представляет собой одну из форм их онтологического единства.

Так, К.А. Абульханова-Славская считает, что психология общения вычленяет свой предмет тогда, когда рассматривает, как двое, вступая в кон-

54

такт, создают нечто третье, что и представляет собой отношения между ними [3]. Отношения между людьми могут быть результатом уступок со стороны одного, равноправным конвенциальным соглашением или взаимным согласием, но в любом из этих случаев есть некий «идеальный продукт» взаимных усилий, который обнаруживает свой характер через позиции участников. Возникнув, отношение начинает детерминировать конкретные акты общения, стратегии, тактики и субъективные отношения участников друг к другу.

В механизм психологической регуляции межличностных отношений включается образ другого человека, т.е. взаимодействие рассматривается как субъект-субъектное, и именно межличностные отношения выступают целевой инстанцией общения, хотя сам механизм регуляции межличностных отношений не исчерпывается взаимопониманием. Полная структура межличностного взаимодействия включает множество компонентов и структурно-функциональных характеристик общения. Такой подход возможен только при учете конкретных экспериментальных исследований процесса общения как формы человеческой деятельности [97].

Так, в определении общения через категорию деятельности подчеркивается его информационно-коммуникативная сторона, обращается внимание на материальные характеристики процесса (его средства и способы передачи-приема сообщений), а также на цели и мотивы партнеров по общению. Через категории отражения подчеркивается идеальная сторона общения.

Процесс отражения и совместной жизнедеятельности людей распадается на два: в одном совершается познание вещественной ситуации взаимодействия, в другом - познание личностной сути партеров по взаимодействию (их субъективных свойств в виде психологических качеств). Во втором случае налицо специфика процесса общения: отражение человека человеком выступает в единстве с отношением партнеров друг к другу, на этой основе возникает симпатия или антипатия и т.п., все возникающие виды отношений между партерами интегрируются в различные групповые эффекты взаимодействия, приобретая характер взаимоотношений. Именно в этих процессах и за-

55

ключается психологическая сторона общения [97].

Следовательно, межличностное взаимодействие может быть рассмотрено как субъект-субъект-объектное взаимодействие, т.е. взаимодействие между людьми, осуществляемое при выполнении совместной деятельности, в ходе которой не только достигается определенный практический результат, но и формируются отношения людей друг к другу, а также происходит развитие психики и сознания [108; 110].

Представленный выше анализ категории межличностного взаимодействия позволяет выделить, с одной стороны, разные взгляды на природу межличностного взаимодействия и, с другой, его основные структурные компоненты. В своей диссертационной работе А.С. Петрулевич рассматривает межличностное взаимодействие как «реально функционирующую связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью» [98, с. 18].

Выделяются постоянные факторы, определяющие характер межличностного взаимодействия, и ситуационные. К постоянным факторам можно отнести понятие «черты личности», которое было введено вследствие наблюдаемой повторяемости определенных действий в общей картине поведения отдельных лиц. Его использование предполагает, по мнению ряда авторов, что «поведение индивида носит трансситуационный характер и не зависит от изменений, происходящих во внешнем окружении» [21, с. 111; 101, с. 333]. Факты ситуативной неустойчивости поведения можно объяснять тем, что формирование диагностируемого свойства еще не завершилось. Как правило, наблюдения вариативности черт относились именно к социально-психологическим свойствам, проявляющимся и формирующимся в ситуациях межличностных отношений. Проявит личность агрессивность или доброжелательность, зависит от свойств другого участника взаимодействия.

Первоначально сформировавшееся качество личности проявляется лишь в отношениях с теми, кем оно порождено [21, с. 111-112], и лишь впоследствии, как замечает Л.Б. Филонов, может принять обобщенную форму

56

[143, с. 360]. Однако этот автор изучал преимущественно формирование особенностей личности, отклоняющихся от групповых норм поведения, причем условием их образования был резкий переход ребенка или подростка от одной групповой среды к другой. Видимо, более общей схемой становления личностного свойства выступает перенос одинакового типа поведения на любые другие ситуации с последующей дифференцировкой, когда ребенок начинает осознавать отличия ситуаций [21].

В то же время множество житейских наблюдений свидетельствует о существенной вариативности поведения и взрослых людей. Убедившись в низком прогностическом эффекте подхода, ориентированного исключительно на фиксацию регулярно воспроизводимого поведения, психологи стали уделять большее внимание влиянию психологического значения ситуации для субъекта на его поведение.

Согласно одной точке зрения, регулярный, удерживаемый во времени характер носит форма поведения, которая сознательно строится самой личностью. Повседневное же поведение больше зависит от ситуации [3, с. 30, 36]. Другие авторы стремятся доказать, что ситуативные факторы, напротив, превалируют в сложных и стрессовых ситуациях [46, с. 49]. Стабильные же внутриличностные характеристики играют большую роль в повседневных простых ситуациях. Выход за рамки обыденного поведения- поступок или отклонение от индивидуальной нормы - рождается на пересечении различных видов деятельности с противоречивыми требованиями или при резкой смене условий деятельности, приводящей к особому аффективному напряжению. При этом стабильные факторы поведения взаимодействуют с изменчивыми, восстанавливая психическое равновесие [21, с. 112].

Люди избегают незнакомых ситуаций, а оказавшись в них, перестраивают свое восприятие так, чтобы образ ситуации приобрел известные характеристики [141, с. 107]. Но тогда трудно объяснить нормативное поведение группы лиц, отличающихся своим ситуативным опытом. Можно, видимо, говорить о субъективной вероятности такого «прочтения» ситуации, которое

57

наиболее адекватно социальной норме.

В сознании индивида требования различных сфер деятельности, различных социальных ролей разводятся легко, что позволяет совмещать в самооценке наличие логически противоречивых черт личности (я осторожен и я смел, я умел и я беспомощен) [129, с. 108]. Индивид может повести себя необычным для большинства наблюдающих его лиц образом, чтобы подтвердить ожидания ближайшего партнера и т.п. [21, с. 113].

Наконец, вариативность поведения можно объяснить взаимодействием разносистемных факторов, например, отсутствием баланса между психологическими свойствами личности и социальными требованиями к ее поведению. Вариативность поведения обусловливают противоречия между требованиями ситуации и состоянием личности. Но вариативность поведения может быть вызвана и противоречиями между требованиями ситуации и наличной структурой личностных свойств, а также особенностями становления последней [21, с. 113].

Содержание межличностного восприятия зависит также от характеристик субъекта и объекта восприятия, так как они включены во взаимодействие. В нем происходят оценивание партнерами друг друга и изменение отдельных характеристик друг друга только благодаря самому факту взаимодействия. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение обратной связи с целью корректировки образа, что способствует более точному прогнозу поведения партнера. Так, для того чтобы понять, как личность включена во взаимодействие, что она вносит в него, необходимо проследить, как раскрываются процессы общения и взаимодействия в условиях разной по содержанию деятельности, в которой возможно проявление субъектной позиции личности.

Исследование проблемы межличностного восприятия в рамках анализа межличностного познания и взаимодействия является традиционным для социальной психологии (Л.Я. Гозман [34], Б.А. Еремеев [49], Я.Л. Коломинский [62; 63], Н.Н. Обозов [85; 88], В.Н. Панферов [96; 97], А.С. Петрулевич [98],

58

Н.И. Сарджвеладзе [105], Т.В. Сенько [108; 109], В.П. Трусов [141] и др.). В последние годы все более актуальной становится идея изучения открытой системы отношений, базирующихся на межличностном взаимодействии. В этом случае предметом исследований являются процессы межличностного познания в разных диадах, в том числе и в диаде «супруг-супруга» (Ю.Е. Алешина [5], Т.В. Андреева [9], И.К. Киямов [60], А.И. Тащёва [133] и др.).

Супружеское взаимодействие представляет собой частный случай межличностного взаимодействия в малой группе. Говоря об отношениях супругов, мы также одновременно обращаемся к двум классам явлений:

1)      системе взаимодействия, контактов, связей (в социально-психологической литературе этот круг явлений обычно охватывают понятием межличностные отношения);

2)      оценке субъектом самих этих взаимодействий и контактов, причем эта оценка носит ярко выраженный эмоциональный характер [45].

В настоящем диссертационном исследовании, говоря о супружеском взаимодействии, мы будем рассматривать феномены личностного поведения супругов. Под личностным поведением, согласно Т.В. Сенько [109], мы понимаем такое поведение супругов в супружеском взаимодействии, в основе которого лежат, с одной стороны, обращения одного из партнеров к другому, являющиеся прямыми или опосредованными притязаниями, и, с другой - ответы, являющиеся их прямым или опосредованным признанием (или непризнанием). При этом мы основываемся на базисной структуре межличностного взаимодействия Т.В. Сенько, которая представлена механизмом соотнесения притязаний личности и их признаний со стороны партнера [108; ПО; 109]. В отличие от коммуникативного поведения, целью которого является обмен информацией, в личностном поведении задача сужается до согласования между супругами взаимных прав и обязанностей. В отличие от интерактивного поведения, задачей которого является регуляция, организация и координация взаимных действий партнеров, в личностном поведении супругов в качестве социально-психологического регулятора межличностного взаимо-

59

действия выступает надстройка в виде прав и обязанностей супругов. Так, являясь результатом данного процесса, права и обязанности формируются в результате соотнесения притязаний и признаний/непризнаний [108].

Центральными позициями, по которым заявляются притязания, выступают «доминирование-подчинение» и «положительность-отрицательность». Они и составляют содержание притязаний в супружеском взаимодействии и проявляются в определенных формах поведения, отнесенных к тому или иному модусу отношений. В исследованиях Т.В. Сенько [108; 109] предлагается выделенный в результате эмпирического анализа перечень характеристик из 16 форм поведения, являющихся выражением таких отношений, как «доминирование-подчинение» и «положительность-отрицательность». Правда автор модели особо отмечает, что данный список отнюдь не является полным. В реальном взаимодействии при использовании партнерами операции отрицания из каждого отношения можно получить его негативную форму, выражающуюся в отказе от данной формы поведения, ожидаемой со стороны партнера (при этом данная классификация уже разрастается до 32 форм поведения). Все выделенные формы (16 или 32) личностного поведения могут существовать как в реальном, так и в игровом варианте (при введении в межличностное взаимодействие операции условности) [109]. Были сделаны предположения о возможности получения данных о личностном поведении партнеров по взаимодействию, представленном в условном плане. Однако такая возможность автором была лишь задекларирована, но практически не реализована.

Рассмотрим более подробно, как это реализуется в супружеском взаимодействии. Заявляя притязания, партнер определяет границы своих прав и обязанностей, из соотношения которых формируется статус. Признавая притязания, второй партнер по взаимодействию подтверждает и принимает или не принимает такое распределение прав и обязанностей первого партнера (так как права и обязанности обоих партнеров находятся во взаимной зависимости друг от друга), если находится в пределах своих прав и обязанностей. Притязание суть не что иное, как требование одного человека к друго-

60

му. Поэтому есть лицо притязающее и лицо притязаемое. А само требование суть не что иное, как знаковая команда притязающего, предполагающая определенные действия со стороны притязаемого. Все это можно записать так: притязающее лицо требует от притязаемого лица, чтобы оно выполнило определенное действие с заданным объектом.

Опираясь на пороговую модель межличностных притязаний Ю.Н. Ка-рандашева [55], можно говорить, что признание (или ответ) зависит от притязания (или требования), т.е. чем больше притязание, тем больше его признание, однако это условие сохраняется только до тех пор, пока притязание не достигнет своей пороговой величины. Пороговое значение является предельным, при котором требование еще продолжает выполняться. За этим значением, т.е. выше его, требование перестает выполняться, становясь запредельным, надпороговым. В случае если притязание превышает пороговую величину, оно просто не признается партнером по взаимодействию, что ведет к конфликту (внутреннему или внешнему). Величина порога сугубо индивидуальна, устанавливается в конкретном взаимодействии и зависит от разных условий: характера деятельности человека, его возраста и функционального состояния и пр.

При взаимодействии партнеров на уровне реальных форм поведения ими заявляются действительные притязания, которые в адекватной форме выражают все определенное содержание притязаний. Действительные притязания/признания личностной окраски не имеют, это просто запрос на признание, исходящий из сформированных у человека представлений о себе, своих правах и обязанностях. В результате создания условной ситуации и введения игровых форм поведения во взаимодействии на месте действительных притязаний возникают кажущиеся притязания (т.е. их содержание остается прежним, изменяется только форма их предъявления).

Так, за счет введения операции условности происходит видоизменение форм поведения, что в результате приводит к возникновению форм личностного поведения, носящих игровой характер. И притязания предъявляются с использованием игровых форм личностного поведения, которые также (как и

61

реальные формы личностного поведения) выражают разные модусы отношений (доминирование, подчинение, положительность, отрицательность). С введением условности игровая форма поведения «заявляет» объявленную ранее форму поведения как «ненастоящую», «несоответствующую себе самой», при этом изменяет степень выраженности любого притязания, что повышает порог выполнимости требования и расширяет диапазон признания притязаний, т.е. приводит к тому, что притязание, предъявленное в данном виде, может признаваться партнером [55].

Таким образом, по отношению к анализу супружеского взаимодействия в социальной психологии выделяются те же характеристики, которые обеспечивают процесс межличностного взаимодействия. При этом теоретический анализ супружеского взаимодействия предполагает рассмотрение системы межличностных отношений и эмоциональной оценки супругами этих отношений. Анализ супружеского взаимодействия заключается в дифференциации личностного поведения супругов на реальное и игровое, которое проявляется в доминировании-подчинении и положительности-отрицательности. При этом с переходом взаимодействия в условный план и проявлении игровых форм поведения соотнесение притязаний и признаний регулируется пороговой моделью межличностного взаимодействия.

 

Смирнова Наталья Викторовна. Модели взаимодействия супругов и их удовлетворенность браком : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 : СПб., 2005 204 c.

 

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!