Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Жизнестойкость личности в контексте философских подходов

Жизнестойкость личности в контексте философских подходов

В данном параграфе нами было рассмотрено понятие «жизнестойкость», состоящее из двух слов «жизнь» и «стойкость»; определены критерии и показатели жизнестойкости через анализ философских трудов гуманистического и экзистенционального направлений, начиная с античных времен до нашего времени, т.е. опираясь на методологическую основу исследования жизнестойкости.

Анализ философской литературы по данной теме показал, что жизнь в терминологическом значении рассматривается по сравнению с физической и химической как высшая форма существования материи, закономерно возникшая в процессе ее развития. Причем для живых объектов в отличие от неживых присущ обмен веществ – непременное условием жизни, способности к размножению и росту, к активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде [348; 186].

Жизнь на Земле, обозначившая себя не менее 1,5-2 млрд. лет назад, – это громадное число организмов, каждый из которых может существовать только при постоянной тесной связи с окружающей средой, т.е. с другими организмами и неживой природой (причем связь эта носит двусторонний характер). Жизнь и все ее проявления произвели разительные изменения в развитии нашей планеты (по меньшей мере, наружных ее оболочек). Эволюционно меняясь в направлении совершенствования, живые организмы распространялись по планете, все активнее участвуя в изменении характера энергии и веществ как в земной коре, так и в воздушной и водной оболочках Земли.

Бурное избирательное усвоение веществ живыми организмами вызвало перераспределение веществ в верхних слоях земной коры. Все это свидетельствует о наличии на Земле особой оболочки, названной В.И. Вернадским биосферой, в которой развертывались и продолжают существовать и поныне жизненные явления.

51

 

В ходе эволюции процессы регуляции и приспособления живых организмов к внешним условиям все более совершенствовались, что содействовало развитию центральной нервной системы у свободно передвигавшихся животных. Развитие же под влиянием коллективного труда наиболее совершенной формы высшей нервной деятельности у предков человека создало предпосылку перехода жизни на новый, социальный, уровень. Он определяется новой формой движения, свойственной человеку и сугубо отличающейся от формы биологической, присущей остальным существам. Переход на этот (высший) уровень и возникновение общественного сознания сделали возможным прогнозирование развития и появление новых форм регуляции и видов приспособления к существованию (человека), которые невозможны в процессе чисто биологического развития.

Все вышеизложенное является попыткой раскрыть термин «жизнь» с точки зрения филогенеза.

Другой термин, составляющий понятие «жизнестойкость» – «стойкость».

В русском языке иноязычное слово «стоик» прочно и в общем-то оправданно ассоциируется с глаголом «стоять». Ассоциация случайная, но если бывает полное совпадение необходимости и случайности, то оно перед нами. «Стоик» – это тот, кто «стоит», хотя бы и рушилось все вокруг, «стоик» – это тот, кто выполняет свой долг до конца, хотя бы и не было никого, кто бы спросил с него [348; 654].

Родиной стоицизма является Греция. Основатель школы стоицизма Зенон (336-264 г.г. до н.э.) из Китиона, что нa Кипре, потомок выходцев из Финикии, приплыл в Афины. Существует версия, согласно которой Зенон попал в Афины из-за того, что корабль, на котором он плыл, потерпел крушение. Может быть, это не самая правдоподобная версия, но зато символическая: обращение к философии и превращение в стоика как результат кораблекрушения. Действительно, люди часто начинают философствовать, лишь претерпев какую-нибудь крупную неудачу в жизни.

52

 

Быть стоиком – это, прежде всего, быть носителем стоической морали. Зенон первым разделил философию на три части: физику, этику, логику.

Что касается ранних греческих стоиков, то их учение, имея задачей ответить на вопрос о смысле и цели жизни, складывалось именно как целостная философская система.

Судьба у стоиков складывается по «воле» Логоса. Судьба же является Логосом космоса. Потому стоика судьба ведет, а не тащит. Стоик понимает и любит свою судьбу, какой бы она ни была. Любовь к судьбе – одно из самых значимых понятий стоицизма.

Проблема жизнестойкости в философии столь же вечна, как и бытие человека: он обретает смысл своего существования, постигая его через осмысление собственного, личностного бытия, постоянно совершенствуя собственную личность, развивая свой интеллект и совершенствуясь в нравственном отношении. В данном параграфе исследуются разные подходы к интерпретации идеи жизнестойкости в философии и поставлена цель найти теоретические предпосылки, сориентированные на осмысление данного понятия в психологическом наследии. Осмысление понятия жизнестойкости становится возможным, как нам представляется, при рассмотрение проблемы человека в мире, его свободы, в процессе его творчества, развития и саморазвития, мотивов его действий и поступков, ценностных установок и самооценки.

Философская мысль замыкается на категории, именуемой феноменом человека, на проблемах его выживания в мире, где «царствуют» добро и зло. Жизнестойкость в философии представляется нам как гармоничное и универсальное развитие целого комплекса человеческих способностей как основа постоянного напряжения и поиска личности в самосовершенствовании с целью, чтобы достойно жить и выстоять в периоды кризисных и критических ситуаций в мире.

Руководствуясь этим утверждением, мы рассматриваем аспекты

проблемы человека, соответствующие идее направления нашего поиска, –

увидеть источники жизнестойкости в существовании личности, адекватно

53

 

относящейся к себе, умеющей объективно оценивать собственные возможности. Значимыми в этом плане представляются философские воззрения иррационалистов (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше) и философские взгляды сторонников экзистенциализма (А. Камю, Ж.-П. Сартр, Э. Фромм, М. Хайдеггер, К. Ясперс, В.С. Соловьев, С.Л. Франк); а также идеи представителей герменевтики (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер); идеи представителей современной русской философии (М.М. Бахтин, В.В. Налимов, немецкой философии (К. Маркс), представителей философской антропологии (О.Н. Дериси, Г.Э. Хенгстенберг, М. Шелер, А.С. Эспиноза), а также идеи представителей позитивизма (Б. Рассел).

Рядом с датами жизни (1942-1945 гг.) В. Франкла стоит короткая строчка, сообщающая о пребывании автора работ в нацистских концлагерях. Он прошел через них, сохранив свою личность, свое «упрямство духа», как он называет способность человека не поддаваться ударам, не ломаться под гнетом страшных испытаний, калечащих тело и душу. В концлагерях Франкл проверил и подтвердил собственные взгляды на человека, и вряд ли будет возможным отыскать в истории еще хоть одну философскую или психологическую теорию личности – теорию, которая была бы в такой мере и степени выстрадана и оплачена столь дорогой ценой.

Франкл издает много книг, в том числе «...И все же сказать жизни «Да» (1946). Франкл – оптимист, потому что верит в возможности человека, в лучшее в нем. Он говорит о трагическом оптимизме, поскольку довольно часто зло в человеке оказывается сильнее или даже выигрышней для него. «Когда мы подавляем в себе ангела, – писал Франкл, – он превращается в дьявола». Смысл надо не только просто искать, за него надо бороться, и борьба эта тяжела [354].

Основанная Франклом теория логотерапии и экзистенциального

анализа являет собою сложную систему философских и психологических

взглядов на природу человека, механизмы развития личности, как в норме,

так и при значительных отклонениях этой нормы в область патологии. Это,

кроме того, и точка зрения психолога на способы и пути коррекции аномалий

54

 

в развитии личности. В своей теории Франкл выделяет три главные части: учение о стремлении к смыслу, учение о смысле жизни и учение о свободе. Например, отсутствие смысла рождает у человека состояние, названное Франклом экзистенциальным вакуумом. Именно такой вакуум, по наблюдению Франкла, является часто причиной неврозов.

Изложенное позволяет сформулировать основное положение учения о стремлении человека к смыслу: он (человек) стремится найти смысл собственного существования и ощущает фрустрацию или вакуум в случае, когда это стремление нереализуемо. Формула смысла жизни предельно лаконична: смысл этот «в принципе доступен любому человеку, независимо от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений». Смысл не субъективен, то есть человек не изобретает его, а находит в мире в процессе объективной деятельности. Смысловая же реальность, по сути своей, через психологические и тем более биологические механизмы объяснению не поддается и потому изучаться традиционными психологическими методами не может.

Утверждение уникальности смысла, о коем ведется речь, не мешает Франклу дать довольно исчерпывающую характеристику возможных позитивных смыслов. Для чего он формулирует представление о смысловых универсальных ценностях, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человеку приходилось сталкиваться.

Таким образом, это позволяет обобщить возможные пути, ступив на которые, человек способен сделать свою жизнь осмысленной: во-первых, посредством того, что мы жизни отдаем (в виде нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем для себя извне (в форме переживания ценностей); в-третьих, занимая позицию, которую мы выбираем для себя по отношению к неподвластной нам судьбе. В соответствии с этим выделяют три группы ценностей: ценности творчества, ценности переживания и ценности отношения.

55

 

Новизна подхода Франкла к рассмотренным им проблемам связана в то же время с третьей группой ценностей, которым он уделяет наибольшее внимание. Речь – о ценностях отношения. К этим ценностям человек вынужден обращаться в случаях, когда он попадает во власть обстоятельств, которые не в состоянии изменить. Однако в любых условиях человек способен занять сознательно выбранную позицию в отношении к негативным обстоятельствам и придать своему страданию глубокий жизненный смысл. Как только мы добавляем ценности отношения к перечню возможных категорий ценностей, пишет Франкл, становится очевидным, что человеческое существование никогда не может стать бессмысленным по своей внутренней сути. Жизнь сохраняет свой смысл до конца, до последнего дыхания человека [354].

Вполне оправданно можно утверждать, что значимые практические достижения логотерапии связаны именно с ценностями отношения, с обретением людьми смысла своего существования в обстоятельствах, которые производят удручающее впечатление своей безысходностью и бессмысленностью. Франкл ставит ценности отношения выше их приоритета, который по своей природе и по логике, безусловно, низок. Однако обращение к названным ценностям оправдано. И происходит этого лишь тогда, когда все остальные возможности воздействия на собственную судьбу исчерпаны. Заканчивая рассмотрение учения о смысле жизни «по Франклу», повторим его основополагающий тезис: человеческая жизнь в принципе не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах; смысл этот всегда может быть найден.

Таким образом, проблема ценностей отношения человека и смысла жизни является взаимообусловленной; о смысле жизни человек часто задумывается в экстремальных ситуациях, когда требуется принимать оптимальное решение.

Жизнестойкость в философии А. Шопенгауэра и Ф. Ницше трактуется

как стремление человека к самоутверждению в мире. С точки зрения

А. Шопенгауэра, мир, существующий объективно,                          есть воля,

56

 

представляющая для человека некий жизненный импульс, являющаяся

«корнем» всякого явления, проникающего в «сущность мира в себе» и

выступает в роли «закона основания». По мнению философа, формами этого

закона определяется познание этого мира и существует возможность путем

«тщательного анализа самосознания познать то, что в нем себя являет, а тогда

с помощью этого ключа к сущности мира можно распознать все явление в его

связи» [388; 62З]. Не что иное, как указание на корень индивидуальности,

дает основание понять сущность и возможность самоутверждения, а отсюда

и стойкости человека в мире сущем, что может быть соединено с

оптимизмом, который по существу своему и есть «воля к жизни». В доктрине

Ф. Ницше «воля» есть основа всего существенного в мире. «Воля к власти»

расценивается как критерий жизнестойкости, предопределяющий любое

поведение во всяком общественном явлении. Фундаментом бытия личности

жизнестойкой и должна стать «воля к власти» как право сильного, как «воля,

творящая образы, пластическая воля», помогающая постижению лишь того

мира, который «мы сами создали» [239; 228]. Мера оценки жизнестойкости у

Ф. Ницше – способность «мыслить» («самое существенное в нашем

мышлении – это включение нового материала в старые схемы, уравнивание

нового» [239; 230]), что происходит благодаря силе, данной человеку, и

позволяет овладевать средствами для достижения целей, а на основе этого – и

всем процессом. Философская мысль Фридриха Ницше, как и Артура

Шопенгауэра, позволяет расценивать процесс жизнестойкости как условие

«нашего сохранения», придающее стойкость нашей вере – вере, для и ради

преуспеяния в жизни. В соответствии с выдвинутой нами концепцией

личность будет жизнестойкой, если обладает силой духа, придающей ей

(личности) способность подниматься над тяготами и лишениями бытия.

Философию экзистенциализма в отношении идеи жизнестойкости

питают с иррационализмом общие корни, что позволяет понять: человеку

свойственно самому создавать и проектировать себя и свое будущее, т.е.

теория самости в восприятии мира, внешнего и внутреннего мира человека,

раскрывает в нем исключительно сильные стороны, что дает человеку

57

 

способность изменить мир в лучшую сторону, одновременно получив

возможность установить оптимистичную, положительную связь «Я» с

бытием в форме жизнестойкости. Рассматривается индивидуальное

существование человека, смысл его деятельности, его свобода, которая

является основанием ценностей, ведущих к ощущениям своей значимости в

этом мире. Эти ощущения и будут являться подтверждением жизнестойкости

личности [152; 362; 401; 359; 358; 366; 367; 406; 407]. Нахождение себя через

постижение смысла личностного бытия с использованием собственных

возможностей, представляющих смысл не только для себя, но и для общества,

составляют проблему жизнестойкости человека в философских воззрениях.

«Возможность осуществить смысл всегда уникальна, и человек, который

может ее реализовать, всегда неповторим… В безнадежной ситуации, перед

которой он беспомощен, он при известных условиях способен видеть смысл.

Дело в позиции и установке, с которой он встречает свою судьбу, которой он

не в состоянии избежать или изменить. Лишь позиции и установки дают ему

возможность продемонстрировать то, на что способен один лишь человек:

превращение, преображение страдания в достижение на человеческом

уровне» [354; 41].

Осмысление жизнестойкости у Ж.-П. Сартра постигается через

осмысление человеческого бытия как свободной и преобразующей

деятельности, которая позволит создать из человека не только то, «каким мы

хотели бы быть», но и тот «образ человека, каким он должен быть» [304; 455].

И если, принять жизнестойкость как «свободу», тогда фраза философа

«Человек – это свобода», означает приобретение способности к развитию и

преобразованию действительности в соответствии со своими планами. Мы

намерены утверждать, что такая способность, являющаяся одним из

признаков жизнестойкости личности, позволяет ей не раствориться в

окружающей среде, а внести в нее свое, новое, творческое, реализовать свои

планы и, более того, накладывает на человека «полную ответственность за

существование» [304]. Очевидно, что овладение своим собственным

внутренним миром, обнаруживающим, что человек обладает качествами

58

 

жизнестойкости, поможет ему преодолеть свое актуальное состояние и

перейти к новому, лишенному недостаточности, осознав себя одновременно

субъектом и объектом свободного бытия, неизменно сопряженного с

ответственностью. Осознание упомянутой возможности приведет человека к

стремлению занимать активную жизненную позицию, и коль скоро ему это

удается, «человек станет таким, каков его проект бытия». В представлении

Ж.-П. Сартра человек, выбирая себя, стремится к благу не только для себя, но

и для всех; по нашей мысли, это и будет проявлением свободы жизнестойкой

личности, устремленной к успешной жизнедеятельности.

Если говорить об особенностях выражения идеи жизнестойкости у

К. Ясперса, то их следует характеризовать как поиски человеком смысла

бытия (что есть трансценденция) с акцентом на смысл экзистенции

(сознанием души), через что человек может «прийти к самому себе» и

адекватно понимать современность, если, становясь перед выбором, «он сам

опирается на себя в принятии направлений» [407; 387]. Смыслом экзистенции

является свобода, которая есть «преодоление того внешнего, которое

подчиняет» [407; 167]. Поэтому призывы К. Ясперса «напомнить человеку о

нем самом», о его существовании в мире, призывают взглянуть как на

независимого, определяющего свою собственную судьбу человека, когда он

способен обрести «ясное понимание своего беспокойства и грозящей ему

опасности» [407; 417]. Именно указание на свободу позволяет нам усмотреть

современную жизнестойкую личность с присущими ей возможностями и

осознанием себя как «самости», способной верить в свои силы, обладать

силой воли в принятии решений и определении своей собственной судьбы.

Свобода принимается нами как носитель и выразитель жизнестойкости.

Основанием для жизнестойкости у К. Ясперса выступает «знание о вещах и о

себе как существование» (которое необходимо для его деятельности в любой

ситуации во всех профессиях) и «мышление», «посредством которого человек

хочет стать самим собой» [407; 386-389]. Превалирует мысль, что знания,

«наполняющиеся содержательной деятельностью» бытия человека, могут

стать основой стойкости в мире и истоком удовлетворенности самой жизнью

59

 

жизнестойкого человека. Полноценную жизнь человеку может обеспечить

только трансцендирующее мышление, создающее «пространство» для

безусловной деятельности, когда человек в процессе выбора направления

собственного движения и при сохранении возвышенных моментов своей

жизни может опираться только на себя. Таковым нам представляется

сущность жизнестойкости у К. Ясперса, которая строится на гармонии знания

и мышления, когда духовным источником при возможности человека быть

независимой, жизнестойкой личностью становится сам принцип свободы в

существовании человека, тем самым, экзистируя, человек видит себя в

качестве жизнестойкой личности через трасценденцию.

Познание себя в мире бытия является главной темой экзистенции

М. Хайдеггера. Познание бытия может предстать как основа жизнестойкости,

если, по мнению философа, каждый человек сможет раскрыться в своем

бытии, чтобы «не потерять себя в людях» для сохранения «своей самости

способности быть» [366; 252-255]. Философ видит основу человеческого

существования в модусе будущего, если человек активно выбирает себя,

выходит за собственные пределы, что означает, постоянное нахождение

человека в пограничных ситуациях, отчего он должен обладать способностью

выбирать ту или иную форму поведения, чтобы творить самого себя. По

философии М. Хайдеггера, в этом и состоит свобода человека, которая

останется таковой в любой ситуации, находясь в непосредственной

зависимости от внутреннего побуждения человека. И только таким образом

человек сможет обрести стойкость в жизни по отношению к бытию. Тот

человек, который может ответить на вопрос «Что есть сущее?», способен к

обретению свободы, а значит, и силы. По мысли философа, человек, понимая

сущность своего существования в мире, сможет выбрать подлинную жизнь

для будущего, не поддаваясь никаким внешним обстоятельствам, потому что

экзистенция, по М. Хайдеггеру, есть то, в чем существо человека хранит

источник своего определения. Познание своего существования в мире бытия

и будет определением того, что называется качеством жизнестойкости

личности, которое приобретается человеком как взгляд на действительность

60

 

сквозь призму своего существования, интеллекта, чувств и воли вместе с постижением бытия. Философ тем самым утверждает ответственность и заинтересованность человека в мире, в котором живет [366; 472-481]. Таким образом, взгляды философа об обращенности не только к своему существованию, но и к осознанию своих возможностей для существования дальнейшего, приводят нас к мысли о том, что владение таким сильным и устойчивым качеством личности как жизнестойкость направит молодого человека к осознанию своей успешной деятельности и самостоятельному строительству дальнейшей жизни при условии, если человек этот в критических ситуациях будет оказывать противодействие миру всеми своими возможными силами.

Подтверждением мысли о свободе как выражении жизнестойкости в философии Альбера Камю является положение о том, что «свобода есть свобода ума и действия», играющая огромную роль в судьбе человека. Критерием оценки жизнестойкости у А. Камю считается активность человека и его свобода в этой активности, подтверждающаяся следующим: «...пока я проявляю беспокойство о том, как мне жить и творить, ...признаю, что у нее [жизни] есть смысл, я создаю препятствующие моей жизни барьеры» [333; 263]. Если знания рассматриваются нами как основа жизнестойкости, тогда у А. Камю знание – это составная часть свободы, оно заставляет мыслить по-новому, а творчество – некая сила, помогающая жить вдвойне, мобилизующая человека на «дисциплину, упорство и ясность» и способная «предавать форму судьбе». Камю обращается к теме судьбы человека и утверждает, что «если и есть личная судьба, то это отнюдь не предопределение свыше, ибо предопределение сводится к тому, как о нем судит сам человек» [333; 304-307]. Тем самым он развивает мысль, что человеку свойственно самому создавать свою жизнь, быть в ней активным, целеустремленным, стойким борцом. Бунт рассматривается как основа стойкости человека, как принцип существования в борьбе против зла. Показателем жизнестойкости Камю считает информированность человека,

полагая, что, «если не хочешь бежать от действительности, нужно найти в

61

 

ней человеческие ценности» [156; 133]. Камю, утверждая, что бунт играет в

жизни ту же роль, что «cogito» в сфере мысли «я бунтую, значит, мы

существуем», пытается привести нас к мысли о поиске исходной точки

принципа жизнестойкости, когда бунт разрывает человеческое существо и

позволяет ему превзойти самого себя, освобождая потоки избыточной

энергии и «превращая их из застойных в яростные» [156; 132]. Принимая

бунт за одно из существенных измерений жизнестойкости человека, мы

отыскиваем смысл ценности этой борьбы и видим ее в отстаивании

целостности своей личности. Все это позволяет выработать свою

собственную жизненную позицию и смыслообразующие принципы жизни,

которых человек придерживается, несмотря на грозящие ему опасности. Эта

мысль созвучна с темой нашего исследования: для создания образа человека

сильного, мужественного, умеющего противостоять обстоятельствам жизни,

создавать свою жизнь самому и иметь силы и возможности творить ее в своем

понимании, необходимы знания и «яростная» энергия. Важно научить

молодого человека заново видеть жизнь, стать внимательными и придавать

«привилегированное положение каждой идее и каждому образу» [333; 240] в

осмыслении своей судьбы.

В философии Э. Фромма обретение стойкости в жизни у человека

начинается с самореализации через свободу, которая «является необходимым

условием любого развития» [358; 48-54] и с которой приходит осознание

«человеком самого себя как независимого и отдельного существа». «Свобода

есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри; ...есть моя

творческая сила; ...есть путь к раскрытию во мне универсума» [358; 30-40].

Э. Фромм видит осуществление свободы через творчество, поскольку для

жизнестойкой личности это источник выхода из себя, когда преодолевается

подавленность, раздвоенность и порабощенность современным миром.

Философ признает человека целью в себе, а не средством для достижения

целей другого человека. Поэтому жизнестойким, по Э. Фромму, в условиях

современного рыночного мира является скорее не «приспособленный»

человек, а тот, «который достиг внутренней силы и цельности», имеющий

62

 

«уверенность в себе, способность суждения и объективной оценки» [333; 192]. Это делает человека менее уязвимым для меняющихся условий жизни и мнения других людей. Различные противоречия, возникающие на пути человека, их преодоление путем поиска новых решений и достижение конечной цели «стать совершенно единым с миром» [359; 84] будут являться одним из критериев способности человека к жизнестойкости. Другим критерием становится осознание ситуации: способ действия для достижения желаемой цели; реальные возможности; просчет последствий; учет сил, стоящих за желанием [359; 95]. Основа жизнестойкости состоит в формировании социального характера посредством социальной функции образования таким образом, чтобы «желания индивида совпадали с требованиями его социальной роли» [362; 48, 54]. Это согласуется с позицией настоящего исследования в том, что система психологической поддержки должна способствовать формированию таких личностных качеств человека, которые требуются в условиях развития данного общества. То есть человека свободного, независимого, уверенного в себе, обладающего творческим складом натуры, ситуативно - универсального, а значит, человека жизнестойкого.

Изучив взгляды философов-экзистенциалистов, мы пришли к выводу, что жизнестойкость человека будет проявляться через его самореализацию, постижение себя в мире, созидание себя в смысле самотворения, в критических и кризисных ситуациях, заставляющих человека разобраться со своим внутренним миром, оценить свои возможности и способности.

Жизнестойкой может называться та личность, существование которой

имеет характер свободного, самодеятельного и ответственного бытия, а

знания составляют основу будущего существования. Главные идеи

философии, помогающие человеку выжить в современном мире – идеи

субъектности личности, способности ее уживаться в социальном обществе и

повышать свой статус. Свобода как качество жизнестойкости приобретает

значимый смысл. Она способствует тому, что человек строит свое поведение

по собственной программе, что позволяет ему выйти за границы того, что

63

 

предписывает ему наличная ситуация, расширить горизонт своего видения мира (и, естественно, изменить отношение к миру), вписаться в более широкий контекст бытия, позволяя творить самого себя. Духовный рост человека будет способствовать стойкости духа и достойному существованию с использованием всех человеческих возможностей.

Философия позитивизма Б. Рассела подходит к теме жизнестойкости с позиций знаний и поиска путей подтверждения человека в сущем мире. Его философия дает беспристрастное и широкое понимание целей человеческой жизни. Человеку, чтобы выжить в изменяющемся мире, «не страшась империи случайностей, сохранить разум свободным от бессмысленной тирании, управляющей его внешней жизнью», необходимо «вызвать в своем окружении добрые чувства, …рассудительность, … счастье» [279;318- 323].

Рассел полагает, что недостаток нравственности мешает «ясному мышлению». Поэтому уже в юные годы у человека возникает необходимость актуализировать «созидательные импульсы» «вживания», которые со временем позволят ему «вписаться» в сообщество. Следовательно, личность будет жизнестойкой при условии определенной развитости ее мышления.

Для понимания сущности термина «жизнестойкость» и того как с этим

сочетаются назначения современной личности, ее существования и свобода,

важна концепция русских философов рубежа XIX-XX веков (Н.А. Бердяев,

И.А. Ильин, Н.О. Лосский, В.С. Соловьев, С.Л. Франк). Для осмысления

категории «жизнестойкая личность» в современном понятии, следует

обратиться к гуманистическим трудам философов. Именно в их работах

содержится мысль о том, что личность - это цельность и целостность,

неповторимость, ценностное в своем существовании, постоянно находящееся

в поиске [38, 40, 152, 208, 322, 351]. В трудах Н.А. Бердяева звучит

следующее определение личности как целого: «личность есть, прежде всего,

смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования»;

«личность всегда есть целое, а не часть, и это целое дано внутри

существования» [40; 252-253]; «личность есть целостность и единство,

обладающее безусловной и вечной ценностью» [38; 62]. По мнению

64

 

И.А. Ильина, личность слагается из того, что «человек должен овладеть своей

душой и ее слабостями, освобождать себя из состояния слепоты и творчески

слагать свою новую судьбу» [152; 290]. С.Л. Франк рассматривает личность

как первичную категорию в социальном обществе, «обладающую духовной

ценностью в качестве богатства и личного достояния» [351; 311].

Соответственно, жизнестойкая личность будет являть собою цельную

личность, имеющую целостность и единство внутреннего мира, умеющую

творить и созидать в социальном обществе.

У русских философов идея жизнестойкости рассматривается в плане

непрерывного и поступательного саморазвитие активно действующего

человека творческого склада. Жизнестойкая личность постоянно испытывает

ответственность и «осмысленность» своего самосозидания [342]; за

текучестью жизненных дел постоянно видит цель «осуществлять самих себя»

(С.Л. Франк) [351]. У Н.А. Бердяева жизнестойкость заключается в

отношении к самому себе, поскольку человек «есть существо, недовольное

самим собою и способное себя перерастать» [38; 55], – такой акт спасет

человека от подавленности и зависимости от других. Признавая, что

творческий акт это взлет и победа над тяжестью объективированного мира,

философ утверждает, что в «творческом познании сущее лишь развивается к

высшим формам, лишь возрастает» [40; 254-275]. Творчество и духовность у

Н.А. Бердяева – понятия почти адекватные, придающие человеку

внутреннюю силу и сопротивляемость власти мира и общества, позволяющие

личности «выживать» за счет своей духовно-нравственной деятельности.

Оптимальная жизнестойкость личности у Н.А. Бердяева заключается в

необходимости развития человека («...познавательно ориентироваться в

мировой данности»). Она также «в мышлении» (оттого, что в нем есть лишь

его «...самосохранение в приспособлении к необходимости мира» и «к

данному состоянию бытия») [40; 264-267], поскольку жизнь личности «не

есть самосохранение, а самовозрастание и самоопределение» [38; 63]. Мы

считаем, что это наилучшие человеческие качества, составляющие основу

жизнестойкости.

65

 

Утверждая тем самым высшую ценность в мире – человека как самоценность в себе, основанную на «существовании сверхличных ценностей», позволяющую человеку созидать, философ приводит одно из условий жизнестойкости – отказ от эгоцентризма. «…Не быть поглощенным самим собой, быть обращенным к «ты» и «мы» есть основное условие существования личности» [38; 189]. Позиция философа нам наиболее близка, поскольку позволяет понять идею жизнестойкости: творчество освободит человека от зависимости и предоставит право реализоваться; освобождение от эгоцентризма приведет к пониманию сущности человека; отношения с людьми помогут личности осознать свою ценность, раскрыться, преодолеть свою «самость», утвердиться, привести к расцвету и определить свое место в этом мире.

Основной идеей жизнестойкости в философских воззрениях Н.О. Лосского являются абсолютные ценности, данные через интуицию как целостное знание, которое «включает в себя реальную жизнь» (само же «содержание знания складывается из самой мировой действительности») [208; 326-328]. Основными показателями жизнестойкости у Н.О. Лосского служат духовность и нравственность, заключенные в добре, через которое личность осуществляет процесс движения к «Абсолюту». Н.О. Лосский приближает человека к пониманию разум, чувства, волю, умея усмотреть «сходства и различия, тождества и противоречия» [208; 447]. Философия оптимизма Н.О. Лосского утверждает становление жизнестойкой личности через осознание ею абсолютных ценностей, которые явятся надежной жизненной опорой и помогут познать мир. Жизнестойкость формируется, по Н.О. Лосскому, и через уровень и сложность познавательной деятельности, основанной на интуиции, помогающей самосовершенствованию человека.

В философии В.С. Соловьева идея жизнестойкости есть вопрос о цели

существования: поскольку частные и ближайшие цели сопричастны и служат

средством одной общей и последней цели, отсутствие которой может

привести к утрате цены и значимости ближайшей цели, то человек должен

постоянно задумываться над тем, «для чего все это, какая цель этой жизни»,

66

 

если она не является «блаженным существованием». Чтобы прийти к своей цели, человек должен осознать «понятие развития». С этой мыслью В.С. Соловьев логически связывает два условия, утверждая, что, хотя «материал развития и побуждающее начало его реализации даются извне», «способ и содержание развития определяются изнутри самим развивающимся организмом»: «развитие есть такой ряд имманентных изменений человеческого существа, который идет от известного начала и направляется к известной определенной цели». Эти слова есть суть жизнестойкости в философском наследии В.С. Соловьева. Философ раскрывает оптимальную жизнестойкую силу собственного развития через «изменения состояния или расположения уже существующих элементов», где «каждый элемент уравновешивает все остальные не как одна единица против другой, ей равных, а сообразно своему внутреннему характеру и значению» [322; 140-145]. Средствами жизнестойкого развития В.С. Соловьев рассматривает идею двойного мышления: «производительное или цельное» и «рефлективное или отвлеченное, свойственное нашему уму в его самоутверждении», что, в общем, составляет способность «рефлектировать на самого себя» [322; 264]. Содержание идеи жизнестойкости можно изложить так: человек осмысливает собственные действия и направляет их на свое развитие, если имеет внутренний корень своего развития, помогающий ему достичь последней цели через самоутверждение. Человек является жизнестойкой личностью, если соблюдает закон развития, ведущий к самопознанию. Идея жизнестойкости у С.Л. Франка (в его понимании смысла жизни) – это идея духовности человека, подтвержденная в его «самости». С.Л. Франк дает понять, что «мы родились недаром», что «мы призваны осуществить в мире что-то великое и решающее и тем самым осуществить и самих себя, дать творческий исход ... духовным силам, образующим как бы истинное существо нашего «я», в свою очередь, утверждая необходимость осознания, что «живем для чего-то» [351; 74]. Обретением жизнестойкости для человека будет понимание «жизни как вечного покоя блаженства, как самосознающей и

самопреживающей полноты удовлетворенности в себе» [351; 66].

67

 

Инструментальными ценностями достижения философ считает «разумность» и «целесообразность» поведения, «которое согласовано с поставленной целью и ведет к ее осуществлению» [там же, 163]. Позиция философа раскрывается в том плане, что человеку можно понять свой смысл жизни, который нельзя подменить какими-либо суррогатами, «заморить» сомнения какими-либо иллюзорными делами и мыслями, если он является сильным духовно и душевно, вмещая в себя одновременно идеи и материальные блага, овладевая истиной смысла жизни через формирование в себе сильных и стойких качеств характера, которые неизменно приведут личность к «утверждению и обогащению самой себя», к удовлетворению. «Смысл блаженства» будет достигнут, если человек сможет жить для других. Жизнь молодого человека станет «осмысленной, объективно-полной, самодовлеюще-ценной», если человек будет способен что-то давать другим при наличии своей «самости» и свободы. Эта мысль перекликается с темой нашего исследования.

Обзор взглядов русских философов конца XIX - начала ХХ века позволил понять, что человек, обладая способностью познавать, неизбежно придет к саморазвитию, а уяснив для себя смысл жизни, придет к постановке своей жизненной цели, постоянно стремясь проявлять себя как личность жизнестойкая, концентрируясь на достижении поставленной цели. Целостность внутреннего мира человека свидетельствует о том, что ее обладатель – личность духовно развитая, творческая, имеющая свои ценности, максимально жизнестойкая в условиях существования и умеющая самоутвердиться в них ради достижения своих целей.

Целесообразным, в связи с этим, является рассмотрение проблемы

жизнестойкости через призму герменевтики (Х.-Г. Гадамер, П. Рикер),

согласно которой человек, по-своему постигая истину смысла жизни, учится

обретать смысл бытия через свой внутренний мир, и постижение «чуда

понимания» становится для него способом освоения мира. По Х.-Г. Гадамеру,

для «вживаемости» человека в социальную среду необходимо «понимание

самого явления в его однократной и исторической конкретности» [89; 46].

68

 

Поскольку «феномен понимания пронизывает все связи человека с миром», то вырабатываются определенные представления и постигаются определенные истины [89; 38], а знания лишь дополняют представления. Для обретения жизнестойкости следует научить будущих специалистов не только искусству понимания, но и умению применять нужные знания в определенных условиях для объяснения любой ситуации бытия. П. Рикер призывает через абстрактную рефлексию прийти к конкретной рефлексии [284; 3], а «самопонимание намеревается достичь через понимание другого» [284; 25]. С исследуемой теорией жизнестойкости это согласуется так: человек может проживать в противоречивом социуме, руководствуясь своими духовно-нравственными взглядами. Проблема обучения искусству понимания вытекает из умения использовать объем знаний, накопленных от «инакомыслящих», для ответов на волнующие вопросы современности, через которые понимается жизнестойкая основа личностной сущности.

Позиции самоутверждения личности в творчестве М.М. Бахтина и В.В. Налимова рассматриваются как основные положения идеи жизнестойкости личности в современной русской философии. М.М. Бахтин определяет наличие «Я» и «другого», их взаимодействие, которое помогает постичь действительность и ценностно установиться, где происходит «научение знающим и обладающим истиной незнающего» [33; 134]. Посредством воли и сознания происходит индивидуализация личности, отвечающая за позицию жизнестойкости. В.В. Налимов дает собственную модель внутреннего мира жизнестойкой личности, утверждая ее суть не в самозамкнутости, а в открытости изменениям. Философ воспринимает личность в способности «к самообогащению - к тому, чтобы стать... многогранной..., самоизменить себя» [232; 204]. Такая точка зрения нам особенно близка: в современном мире, где личность, обладая такими умениями, способна изменить себя до степени сильной личности, дабы в своей «спонтанности» уметь справляться с самыми сложными жизненными ситуациями и потому может называться жизнестойкой. Жизнестойкость

69

 

воспринимается как самоутверждение через свое сознание в каждом моменте жизни и понимания себя как личности в сфере бытия.

Особую важность и значимость идеи жизнестойкости содержат концепции современных антропологов в предметных исследованиях человеческого существования. Так, М. Шелер рассматривает человека как личность, которая способна «сделать предметом своего познания все, в том числе и себя самого» и не раствориться в существующей реальности, а внести свое, новое, творческое, реализовать свои планы и, более того, способна нести «полную ответственность за существование» [304]. Очевидно, что овладение своим собственным внутренним миром поможет современному человеку преодолеть свое актуальное состояние и перейти к новому, лишенному недостатков, к осознанию себя и субъектом, и одновременно объектом свободного и ответственного бытия. Осознание упомянутой возможности приведет человека к стремлению занимать активную жизненную позицию, когда «человек станет таким, каков его проект бытия». В представлении Ж.-П. Сартра человек, выбирая себя, стремится к благу не только для себя, но и для всех; по нашей мысли, это и будет проявлением свободы жизнестойкой личности, стремящейся к успешной жизнедеятельности. Сила энергии, на которую указывает философ, движет человеком, давая ему способность «прорвать пределы своего здесь-и-теперь-так-бытия и «окружающего мира», включая в это и наличную действительность собственного «Я» с тем чтобы «сублимировать энергию своих влечений в духовную деятельность», тем самым изменить «себя и мир» [76]. Это данное качество подтверждает жизнестойкость личности через волевое начало. У А. Сервера Эспинозы «творческие силы, чтобы завершить свое создание самому» и свобода как «часть его сущности» [396; 91-92] будут отвечать за жизнестойкость, помогая стремиться к более полному существованию. Мысль философа относительно того, что «индивид становится личностью в силу своей свободы и коммуникабельности» [396; 101], указывает на интегрированное качество человека как жизнестойкой

личности. У О.Н. Дериси через определение подлинной личности, которой

70

 

«присуща целеустремленная жизнь и преданность одной из ценностей»,

путем «воспитания и подчинения характера целям и ценностям» [там же, 156]

подтверждается личностная состоятельность жизнестойкости, когда личность

может утверждать положительные и отвергать отрицательные качества

характера. Г.Э. Хенгстенберг рассматривает идею жизнестойкости через

ступенчатое развитие человека: «ступенчато-целевой порядок и порядок

актуализации суть нормы бытия и образа действия человека, они

конституируют человеческую природу» [там же, 238]. Взгляды

представителей философской антропологии позволяют уточнить сущность

современной жизнестойкой личности: это активный, ответственный за свое

существование и деятельность, коммуникабельный, свободный, волевой

человек. Это личность, способная к созидательной деятельности, к

проектированию собственных действий на будущее через осознания смысла

жизни и собственного существования, обладающая свободой для

существования в социальном обществе, способная к саморазвитию, имеющая

в основании целеустремленность, энергию и волю.

Таким образом, основанием принципа жизнестойкости в воззрениях

философов становится способность личности к самосозиданию себя и

проектированию своего будущего; к самодостаточности через овладение

своим собственным внутренним миром; к самостоятельному,

самодеятельному и ответственному бытию. Это стремление к успешной

деятельности, к свободной личности, верящей в свои силы при любых

внешних обстоятельствах; к обладанию силой воли в принятии решений и в

определении своей судьбы; к творческой составляющей своей будущей

судьбы и к освобождению от подавленности и зависимости от других с

правом самореализации. Это умение владеть внутренней силой и цельностью

натуры; быть уверенным в себе, способным к суждению и объективной

оценке. Это тяга к знаниям в качестве самосозидания, к мышлению в качестве

самосохранения в приспособлении к данному состоянию бытия. Это

субъектирование себя в качестве повышения своего статуса в социальном

обществе, самоутверждение через самосознание и понимание себя как

71

 

личности в сфере бытия. Это открытость изменениям, наличие воли в совершении поступков и умение сублимировать энергию своих влечений в духовную деятельность, познание себя и всего. Это коммуникабельность, умение подчинять характер целям и ценностям. В конечном итоге это стремление к акме (вершине развития).

Следовательно, показатели жизнестойкой личности у философов – это рефлексия, самоанализ, направленность на ценность жизни, развитие воли, стрессоустойчивости, направленность на выбор собственного пути. Все это можно представить в виде таких критериев, как самоанализ, саморегуляция, самоопределение.

 

Ванакова Галина Васильевна. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Ванакова Галина Васильевна;[Место защиты: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема].- Биробиджан, 2014.- 462 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!