Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Курсовая на тему тревожности: материал для дипломной и магистерской работы по психологии
Тревожность – одно из ключевых понятий психологии, что связано с важной ролью этого феномена в жизни людей. Наши страхи, переживания по поводу будущего – все это проявления тревожности, которая выступает как склонность реагировать на события, которые еще не произошли эмоциональным напряжением.
Исследователи выделяют тревожность, возникающую периодически в связи с конкретными событиями – ситуативная тревожность. Но если склонность к эмоционально напряженной реакции проявляется в значительном числе ситуаций, то говорят о тревожности как черте личности – личностной тревожности.
Упрощенный взгляд на тревожность трактует ее как негативную черту. Однако, тревожность перед важным делом (например, экзаменом) – это признак заинтересованности человека, не равнодушия к делу. Важно, чтобы тревожность не была чрезмерной, при этом грань, отделяющая умеренную тревожность от чрезмерной может быть у каждого человека своя.
Именно поэтому исследователи подчеркивают, что умеренная тревожность выступает позитивным фактором во многих видах деятельности. В то же время низкая тревожность (равнодушие) и слишком высокая (сильное переживание) как правило мешают делу.
Очень часто при написании курсовых и дипломных работ по психологии, а также магистерских диссертаций студенты обращаются к теме тревожности. Содержание эмпирического исследования могут составить анализ взаимосвязей тревожности с другими психологическими феноменами (агрессивностью, самооценкой и пр.), а также различия уровня тревожности у испытуемых различных возрастных, профессиональных и иных групп.
В предлагаемой ниже статье рассматриваются научные подходы к трактовке феномена «тревожность». Этот материла может быть полезен при написании теоретической главы курсовой, дипломной или магистерской работы по психологии.
Подходы к пониманию тревожности в психологии
Понятие тревожности занимает важное место в психологических теориях и исследованиях с тех пор, как 3. Фрейд впервые подчеркнул ее роль при неврозах. В 90-е гг. XIX века высказано предположение, что тревога является следствием нереализованной энергии либидо. «Возбуждение, не разрядившееся разрядкой, преобразуется и проявляется в неврозах страха», - так рассуждал молодой З.Фрейд (Фрейд. 3., 1927).
За последние годы значительно увеличилось количество работ, в которых разрабатывается такое психологическое понятие, как тревожность.
В исследованиях тревожности выделяются физиологическое, клинико-психологическое, философско-психологическое, собственно психологическое направления. Различные аспекты тревожности подробно рассмотрены в исследованиях отечественных (Мясищев В.Н., 1960; Имедадзе Н.В., 1966; Левитов Н.Д., 1969; Лазарус Р., 1970; Кисловская В.Р., 1972; Наенко Н.И., 1973; Ханин Ю.М., 1976, 1981, 1991; Немчин Т.А., 1983; Прихожан A.M., 1984; Вяткин Б.А., 1987; Березин Ф.Б., 1988; Братусь Б.С., Спиваковская А.С, 1988; Соколова Е.Т., 1989; Габдреева Г.Ш., 1990; Залученова Е.А., 1995; Сизикова Т.Э., 1996; Гормин А.С, Пищева И.С.,1997 и др.) и зарубежных (Тейлор Ж.1956; Спилбергер Ч., 1972; Франкл В., 1990; Кьеркегор С, Сартр Ж.-П., 1993; Хорни К., 1993; и др.) психологов и философов.
Несмотря на достаточную представленность в научной литературе описаний тревожности, сохраняется много неясностей в понимании этого явления.
"Anxiety" в переводе с английского означает сильное желание, тоску, озабоченность. Исследователи тревожности взяли это слово для обозначения беспокойства, тревоги (БТ). Ряд авторов: Д, Льюис, Б. Босселмен, дон Байрн связывают появление БТ с возникновением страха, как невротическую реакцию, связанную с внешними обстоятельствами и внутренними стимулами. Американские психологи подчеркивают антиципацию возможной неприятности, определяя состояние БТ. Общим для этих авторов является то, что речь идет не просто об эмоциональной реакции, а именно о психическом состоянии, которое выражается в своеобразии как реакции, так и мотивации, но полностью к ним не сводится. Часто в состояниях БТ значительное место занимает страх в форме опасения, но это не синоним БТ (цит. по: В.М. Астапову, 1992). В термине «тревога» авторами выделяется компонент страха, и потому тревогу можно отнести к своеобразной форме страха. Но в тревоге заметны переживания беспокойства как нарушения покоя в виде волнения, смятения. И.П. Павлов отмечает, что «при ломке динамического стереотипа возникают отрицательные эмоции, к которым, несомненно, мы можем отнести и беспокойство, тревогу» (цит. по: Е.М.Крепсу,1967). Тревожное состояние связывается с показателем слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов.
В этом состоянии проявляется на первом плане работа второй сигнальной системы, разобщенной с первой, и в результате этого «словесного буйства» возникает «дурацкое думание» (терминология И.П.Павлова).
Ряд авторов указывают на необходимость строго различать БТ как психическое состояние и как более или менее устойчивую черту характера. Так, Г. Айзенк эмоциональную неустойчивость называет одним из проявлений «anxiety»; Д.Филлипс и Б.Мартин утверждают, что тревога вызывается той или иной формой стресса; Д.Филлипс с соавторами высказывают концептуальное различие между тревогой как преходящим эмоциональным состоянием и как устойчивой чертой личности; Майерс выражает меньше согласия в определении стресса, при описании характера реакции тревоги и природы механизма, опосредствующих тревогу и вызывающих ее стрессовые стимулы. Р.Кэттелл, (1961), позднее Ч.Спилбергер, С.Сэразон (1966) четко вводят различение тревоги как состояния и как свойства (цит..по: Anxiety and seiffocused attention, 1991),
По замечанию Ч. Спилбергера, «при всем смысловом различении термина «тревога» исследователи используют его чаще всего в двух основных значениях: как состояние и как свойство личности (тревожность), но относятся они к совершенно разным понятиям» (цит. по Ч. Спилбергер, 1983).
В первом случае термин «тревога» используется для описания неприятного эмоционального состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, ожидания неблагополучного развития событий. Возникает это состояние в ситуации неопределенной опасности, угрозы (ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие отрицательного к себе отношения или угрозы своему самоуважению, престижу) и часто обусловлено неосознаваемым источником опасности.
Во втором случае тревожность как черта, свойство личности характеризуется относительно устойчивой склонностью человека воспринимать угрозу своему «Я» в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги. Ее проявления под действием различных стрессоров всегда индивидуальны: личность с выраженной тревожностью склонна воспринимать окружающий мир как несущий в себе потенциальную угрозу или опасность в значительно большей степени, чем личность с низким уровнем тревожности.
Многогранность и семантическая неопределенность термина «тревога» в психологических исследованиях является следствием использования его в различных значениях. Это и гипотетическая «промежуточная переменная», и временное психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов (Лазарус Р., 1970; Ханин Ю., 1991 и др.), фрустрация социальных потребностей (Имедадзе Н. И., 1966 др.), свойство личности (Суворова В., 1975; Белоус В., Мерлин В.,1986 и др.), которое дается через описание внешних (Мерлин В,, Ханин Ю.) и внутренних характеристик при помощи родственных понятий (Левитов Н., 1970, Ханин Ю., 1978, Мерлин В., 1986).
Отечественные исследования тревожности представлены работами В. Астапова, Л.И. Божович, В.В. Белоуса, В.Ф. Березина, П.Г. Вельского, О.В. Дорониной, И.В. Дубровиной, А.И. Захарова, Б.И. Кочубей, В.Р. Кисловской, A.M. Прихожан, Л.С. Славиной, Ю.Л. Ханина и др.
Исходная функциональная характеристика тревоги выделяется в большом количестве направлений интерпретации этого состояния. В данных работах тревожность рассматривается как разновидность «аффективного переживания». В этой связи Л.С. Выготский, Л.И. Божович под аффективным переживанием имеют в виду не просто интенсивную эмоцию, которая сопровождается ослаблением воли, потерей контроля над своими действиями, а рассматривают его как длительное, глубокое эмоциональное переживание, связанное с активно действующими потребностями и стремлениями, которые имеют для субъекта жизненно важное значение. Л.И. Божович подчеркивает, что в этом смысле все люди обладают аффективными переживаниями, иначе они превратились бы в существа пассивные и равнодушные. Автор определяет аффективные переживания как психические формы, в основе которых лежат осознанные потребности. Чем более значимы для субъекта потребности, тем более сильными и глубокими будут его аффективные переживания (Божович Л.И., 1968).
Л.С. Выготский, рассматривая аффективные переживания в плане их влияния на развитие личности на разных стадиях онтогенеза, указывал на особенно важное значение их для развития ребенка, разделяя их на продуктивные и непродуктивные. Он считал, что характер аффективного переживания определяется тем, как-ребенок понимает воздействующее на него обстоятельство (Выготский Л.С, 1956).
Аффективные переживания различают по знаку (отрицательные - положительные), по интенсивности (фрустрация, тревожность, стресс, невроз), по устойчивости (ситуативная тревожность как состояние и личностная тревожность как личностная черта). Кроме того, они проявляются в познавательной, двигательной, эмоциональной, волевой сферах, оказывают существенное влияние на формирование личности, в том числе неустойчивых личностных особенностей.
По мнению В. Астапова (1992) речь идет об утверждении, что состояние тревоги предвосхищает тот или иной вид опасности, предсказывает нечто неприятное, угрожающее и сигнализирует об этом индивиду. Описывая состояние одного из героев, М. Булгаков подтверждает вышесказанное: «... сердце его вдруг стукнуло и на мгновение куда-то провалилось, потом вернулось ... Берлиоза охватил необоснованный,- но очень сильный страх, что ему захотелось бежать с Патриарших без оглядки. Берлиоз тоскливо оглянулся, не понимая, что его напугало, он побледнел, вытер платком лоб, подумал: «Что со мной?» (Булгаков М,, 1989).
Не столь широко разделяемая, но тем не менее достаточно устойчивая традиция толкования тревоги идет от Фрейда. В этом толковании отмечается предвосхищаемая опасность, в которой усматривается признак для дифференциации страха, вызываемого конкретной угрозой, и тревога как реакция на представленную угрозу (Мерлин В., 1973, Ханин Ю.,1978). Поэтому тревогу иногда определяют как генерализованный, неопределенный и беспредметный страх или как состояние, вызываемое не наличием опасности, а отсутствием возможности ее избежать в том случае, если она появится.
Анализируя и обобщая исследования Л.С. Славиной, П.Г. Вельского, Г.Г. Бочкаревой, Л.И. Божович указывает, что аффективные переживания являются ни чем иным, как отражением динамических процессов, составляющих сущность актуально действующих потребностей. Для того, чтобы помочь человеку избавиться от тревожности, повышенной нервозности, необходимо разобраться в системе имеющихся у него потребностей и мотивов (Божович Л.И., 1968). Практика психологического консультирования показывает, что если ребенок обладает повышенной тревожностью, то в подавляющем большинстве случаев он оказывается неудовлетворенным в каких-то очень существенных для него потребностях, оказывается ущемленным в значимых для него притязаниях.
В большинстве понятийных определений тревожность рассматривается как унитарное состояние, не позволяющее уловить всей его сложности. Продолжая рассматривать различные точки зрения на проблему тревожности, необходимо отметить мнения авторов., которые представляют тревожность как комплекс феноменов, включающих страх, один или несколько дополнительных аффектов, различные аффективно-когнитивные структуры (Изард К, 1980). В это понятие включается враждебность, страдание, стыд, вина, психофизиологическое возбуждение и т.д. (Салливан Б., 1953;.Сарасон С.Б, 1966 и др.).
Д.Боулби (1973) считает тревогу связанной со страхом в такой же мере, в какой они связываются в традиционном психоанализе и психиатрии, но отождествляет их. Он считает, что эти два явления имеют общие причины и проявления. Различие между тревогой и страхом он рассматривает на отношениях младенца и матери (вопрос о привязанности и разлуке), называя, его «тревожной привязанностью». В дальнейшем обсуждении реакции ребенка на разлуку Д.Боулби связывает эмоцию страха с комплексом тревожной привязанности. К.Изард считает, что это взаимодействие между страхом и гневом не дает четкого понятия тревожности (К. Изард, 1980).
В сформулированной теории дифференциальных эмоций (К.Изард, 1980) содержится предположение, что тревожность состоит из доминирующей эмоции страха и взаимодействий страха с одной или несколькими другими фундаментальными эмоциями, особенно со страданием, гневом, виной, стыдом и интересом. Сочетание «страх-стыд» позволяет развиться социальной тревожности, а «страх-вина» является причиной моральной тревожности. Относительное доминирование вышеописанных эмоций в синдроме тревожности зависит от индивида и от конкретных особенностей его жизненной ситуации. Индивидуальные вариации тревожности являются функцией как врожденных, так и приобретенных детерминант. Значительное место в формировании тревожности ОТВОДИТСЯ межличностным отношениям и представляет интерес в связи с анализом особенностей формирования личности (Морянова Н.П.,1999).
В этой теории признается, что тревожность может также включать потребностные состояния и биохимические факторы. Поэтому возможно говорить о формах тревожности, если для каждой такой формы точно выделяется комбинация входящих в нее аффектов (например, страх - страдание - гнев).
В контексте теории дифференциальных эмоций тревожность используется как термин, который относится к любой комбинации воздействия страха и определенных аффективно-когнитивных ориентации. Но это удобно, когда комбинация аффектов известна наверняка. Работы Гельгорна, в частности, по нейрофизиологическим и биохимическим факторам страха и тревоги подтверждают эту теорию.
По современным представлениям психологов свойства темперамента не тождественны ни свойствам нервной системы, ни свойствам других образований личности. Многозначность связей свойств темперамента и нервной системы проявляется в том, что одно свойство темперамента, например, тревожность, коррелирует с типом нервной, системы в целом и, с другой стороны, с личностными факторами С (сила - слабость Эго) и Н (тректия -пармия), - в отдельности и с симптомокомплексом факторов Е (покорность - доминирование) + Н (тректия - пармия) + Q3 (низкое самомнение - высокое самомнение) + Q4 (низкая напряженность - высокая напряженность) - в целом (Мерлин B.C., 1986, с.102).
В работах B.C. Мерлина и его сотрудников показано, что показатели тревожности коррелируют с показателями силы возбудительного процесса, уравновешенности по силе, динамичности возбуждения и торможения и где выявляется такая связь, есть основания полагать, что данное свойство темперамента зависит от типа нервной системы в целом (Мерлин B.C., 1986).
Б.А. Вяткин (1981) установил, что состояние психического стресса, возникающее у спортсмена во время соревнования, изменяет характер связи между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности (Вяткин Б.А., 1981).
В исследованиях Я. Стреляу по сопоставлению реакций (действий) и свойств темперамента выделяются низкореактивные и высокореактивные индивиды. Низкореактивные индивиды характеризуются экстраверсией, стабильной самооценкой, более высокой выносливостью в стрессе, низкой тревожностью, низкой сенсорной чувствительностью и др. Высокореактивные индивиды, напротив, имеют доминирующую интроверсию. Уровень притязаний необоснованно ниже (или, реже, выше) уровня сложности выполнения задачи (неадекватность притязаний); имеют "плавающую" самооценку, менее высокую выносливость в стрессе, высокую тревожность, повышенную утомляемость и др (Стреляу Я., 1982).
Устанавливаемые в многочисленных исследованиях связи между свойствами нервной системы и темперамента (связи натурального ряда, по Л.С. Выготскому) и между свойствами последнего и отношениями личности (связи культурного ряда) не являются абсолютными и постоянными. При изменении активности личности, проявляющейся в стилях внешней и внутренней деятельности, указанные связи также изменяются. Кроме того, эти связи могут вообще исчезать и вновь появляться даже в пределах одной выборки или одного и того же конкретного испытуемого. Изменения связей первого ряда опосредованы моторной активностью, а второго - активностью личности, включающей и нравственные компоненты (Мерлин B.C., 1986, с.68-102). Это означает, что изменения связей психодинамических свойств, входящих в структуру реактивности и, в частности, в структуру темперамента, не могут быть объяснены в пределах параметра реактивности.
Учитывая результаты исследований Я. Стреляу, можно вполне определенно сделать вывод о взаимообратных связях изменений активности и реактивности личности. Ближайшие следствия из этого вывода состоят в том, что, если типы темперамента и типы характера в статике их сопоставления имеют вполне определенные соответствия своих многозначных связей, то в динамике такого сопоставления эти связи скорее становятся неопределенными, а именно такими, которые «то проявляются, то исчезают». В самом деле, наметив тенденцию количественных изменений, например, реактивной (ситуативной) тревожности в сторону уменьшения интенсивности ее проявления у конкретного человека, мы надеемся, что и коррелирующая с ней личностная тревожность (как ожидание угрозы в коммуникации) будет также иметь сходную тенденцию к снижению. Но практически корреляция этих, казалось бы, самых близких по их значениям свойств сохраняется непостоянно и даже приобретает отрицательные значения. То есть личностная тревожность может, например, нарастать одновременно со снижением реактивной тревожности. Это не означает, что последняя, как и темперамент в целом, совершенно не принадлежат личности (лишая человека его динамики). Реактивная и личностная тревожность изменяются в данном примере действительно в различных направлениях -согласно противоположности векторов активности и реактивности. Так, перед лицом серьезной опасности активность и тревожность личности нарастают, в результате чего снижается ситуативная, суетная, реактивная тревожность. В "жизни" это выражается в том, что человек внешне становится более спокойным, выдержанным. Это свидетельствует, что реальное единство личности базируется не только на сходных, но и на противоречивых тенденциях функционирования ее свойств, в частности, - реактивности и активности, равно необходимых на рубежах внешнего и внутреннего миров человека.
Среди насущных и наиболее актуальных проблем, есть комплекс проблем, связанных с психическими состояниями. Отмечалось, что «в конкретных исследованиях различных состояний стресса, эмоциональной напряженности преобладает изучение их физиологических составляющих и очень мало внимания уделяется собственно психологическим аспектам» (Ломов Б.Ф., 1971). На недостаточность учета только физиологических коррелятов состояния человека и неправомерность их абсолютизации указывал А.А. Ухтомский (Ухтомский А.А., 1927).
Говоря о перспективах изучения рассматриваемого вопроса, современные исследователи Б.Ф. Ломов, А.И. Пуни, Ю.Л. Ханин отмечают, что особого внимания в изучении условий возникновения психических состояний заслуживают социально-психологические факторы.
Значительный вклад в разработку проблемы тревожности в психологии внесен A.M. Прихожан (1977, 1988, 1990, 1991, 1994). Тревожность рассматривается как характерная черта депривационного синдрома, спектр проявления которого очень широк - от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень глубоких нарушений интеллекта и личности.
Состояние тревоги является первой эмоциональной ситуативной реакцией на различные стрессоры и потому является неотъемлемой частью эмоциональных переживаний участников любой значимой деятельности, особенно в естественных условиях.
Большое количество работ, связанных с изучением тревоги, имеется в области спортивной деятельности. Отмечается, что человек на фоне значительных физических и нервно - психических нагрузок (на тренировках и в соревнованиях) постоянно подвергается воздействию самых разнообразных межличностных и микросредовых влияний (Вяткин Б.А., Ханин Ю.Л., 1976, 1986 и др.)
В не меньшей мере эмоциональная напряженность содержится и в педагогической деятельности, так как эмоциональность заложена в самой природе учительского труда. Испытание на эмоциональную прочность у человека происходит как при переживании положительных, так и отрицательных моментов. Одним из состояний, деструктивно влияющих на работу учителя, является тревожность.
Студенты чаще всего приходят в вуз в период отрочества, когда выражена потребность индивида в максимальной персонализации. В этот момент главным процессом является интеграция - процесс, когда складываются черты и свойства личности, отвечающие необходимости группового и личностного развития» (Петровский А.В., 1982). Поэтому актуальным является вопрос подготовки психически устойчивой личности, педагога в том числе.
Ч.Спилбергер дает следующее определение тревожности: под тревогой понимается эмоциональное состояние или реакция, характеризующиеся: а) различной интенсивностью; б) изменчивостью во времени; в) наличием осознаваемых неприятных переживаний напряженности, озабоченности, беспокойства, опасения; г) сопровождающееся одновременно выраженной активацией вегетативной нервной системы (Спилбергер Ч., 1983).
Эндлер, Мангуссон (1976), Ю.Л. Ханин (1976) определяют "ситуации, в которых возникает тревожность, следующим образом: а) ситуации межличностного общения и группового взаимодействия; о) ситуации, в которых имеется возможность и опасность получить физическую травму; в) новые и незнакомые условия, неожиданные обстоятельства; г) выполнение монотонной рутинной работы (Ханин Ю.Л., 1976; Spielberger CD.,1975).
В психологическом словаре понятие «тревожность» определяется как «индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям эмоционального дискомфорта, неблагополучия, предчувствие грозящей опасности» (Петровский А.В., Ярошевский М.Г., 1990). Несколько другой угол рассмотрения тревожности предлагается с медицинской точки зрения.
В медицинском словаре (1986) определение следующее: «Тревожность - болезненное состояние сознания, обычно связанное с надвигающейся или предполагаемой опасностью. Это полная страха- озабоченность или проявление чрезмерного интереса, отмеченные рядом физиологических признаков (потливость, учащение пульса, изменение температуры тела и т.д.), а также неадекватным отношением к действительности (характеру и природе угрозы), неуверенностью в собственных силах».
Майк Кордуэлл предлагает такое определение: «Тревожность - чувство страха и мрачные предчувствия, которые сопровождаются усиленной и продолжительной физиологической активацией». Автор отмечает, что симптомы тревожности могут присутствовать во многих психологических расстройствах, вводит такие понятия, как тревожные расстройства (фобии, посттравматические стрессы, одержимо –навязчивые расстройства), тревожные реакции (общий адаптационный синдром, предложенный Г. Селье), объективная тревожность. Последняя понимается как состояние тревожности, возникающая каждый раз, когда мы считаем, что подвергаемся реальной опасности и это побуждает к немедленным действиям для спасения жизни (Кордуэлл М, 1999). Этот подход созвучен мнению А.И. Захарова.
А.И. Захаров дает следующее определение тревоге - «это предчувствие опасности, состояние беспокойства. Наиболее часто проявляется в ожидании какого-то события, которое трудно прогнозировать и которое может угрожать своими неприятными последствиями. Таким образом, тревога возникает, как отклик на состояние неопределенности в результате предвосхищения неприятности» (Захаров А.И., 1986). Определение, данное А.И.Захаровым, наиболее точно подходит под определение тревожности как состояния.
Существует мнение, что тревога может выступать как форма адаптации организма в условиях острого и хронического стресса (Панин Л.Е., Соколов В.П., 1981), с точки зрения других авторов (Hilgard E.R., Atkinson R.S., 1967, Зейгарник Б.В., 1971, 1980, Березин Ф.Б., 1988) тревога представляет не столько форму психологической адаптации, сколько сигнал, свидетельствующий о ее нарушении. Длительная, интенсивная, неадекватная ситуация тревоги препятствует формированию адаптивного поведения. К. Ясперс разделяет тревогу и страх (Jaspers К., 1948). Эпизодические реакции тревоги и страха имеют свои аналоги в виде более устойчивых психологических состояний: страх в виде боязни, а тревога - в виде тревожности (Захаров А.И., 1982, 1986, 1988, 1993, 1995).
Тревога является фактором возникновения психологической защиты в целом (Фрейд 3., 1894; Адлер А., 1927; Хорни К., 1945; Салливан Г., 1947; Эриксон Э., 1950 и др.).
Г.Ш. Габдреева определяет тревожность как личностное свойство, которое является значимым риск - фактором, ведущим к нервно-психическим заболеваниям у студентов. Кроме того, в своем исследовании автор показывает, что высокая тревожность, повышенная чувствительность к стрессу, затрудняет интеллектуальную деятельность в психически напряженных ситуациях, в частности, во время экзаменов; снижает уровень умственной работоспособности учащихся, вызывает неуверенность в своих способностях; является одной из причин низкого социального статуса личности. Высокий уровень тревожности обнаружен у каждого 5-го студента (Габдреева Г.Ш., 1990).
Анализ проблемы тревожности в психологии позволяет заключить следующее:
- в современной психологии проблема тревожности является одной из наиболее сложных и активно изучаемых, что связывается с постоянно усиливающимся дискомфортом личности в обществе;
- в зарубежной психологии по проблеме тревожности выполнено большое количество исследований, направленных на выявление механизмов проявления тревожности и поиск путей ее преодоления, особенно в тех видах человеческой деятельности, которые связаны с высокой степенью риска или оценкой способностей индивида;
- в отечественной психологии фундаментальные исследования тревожности связаны с определением ее причин и определением связи уровня тревожности и качества деятельности;
- существенное влияние тревожности на результативность деятельности признается почти всеми психологами. Такое влияние ставит проблему современной коррекции тревожности до того, как она станет устойчивым свойством личности, т.к. прочное закрепление тревожности как свойства личности может стать фактором нервно-психического заболевания.
Источник: Артюхова Т.Ю. Психологические механизмы коррекции состояния тревожности личности : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01 : Новосибирск, 2000 197 c.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.