Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Типологический и параметрический подходы к исследованию личности и личностной патологии
Типологический (категориальный) подход
Типология - это разновидность классификации. Понятие «класс» в логике удовлетворяет очень строгим критериям: 1) идеальные классы гомогенны по составу; 2) характеристики разных классов взаимно исключают друг друга, они не пересекаются и не совпадают, даже частично; 3) все члены класса удовлетворяют критериям членства; 4) каждый критерий (определяющее свойство члена класса) или полностью присутствует или полностью отсутствует, никогда не бывает представленным частично; 5) каждый член должен удовлетворять критериям членства одного, и только одного, класса.
В повседневных задачах на классификацию эти требования удовлетворяются редко, как, например, при сортировке геометрических фигур. В большинстве жизненных ситуаций мы нуждаемся в более вероятностном понимании классов и используем более гибкие варианты классификаций - типологии. Под типологией понимается «метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью идеализированной модели или типа» (Философский энциклопедический словарь, 1983, с.685). Типы лишь в очень редких случаях полностью гомогенны и не имеют пограничных случаев.
Исторически сложилось так, что стандартным методом классификации общемедицинских и психических заболеваний была именно типология. Медицинская систематика включает множество состояний, которые рассматриваются как более или менее дискретные и отдельные друг от друга. Процесс дифференциальной диагностики заключает в себе попытку отнести пациента к той или иной типологической категории. Атипичные случаи остаются недиагносцированными или относятся к категории, которой соответствуют в большей мере.
В психологии личности типовой подход предполагает, что «личность относится к одной из ограниченного количества определенных категорий, представляющих людей со схожими характеристиками» (S.Cloninger, 2003, с. 23). Широкую известность приобрели типологии личностей C.Jung, E.Kretchmer, K.Leonhard.
В современной психиатрии диагностика личностных расстройств опирается на классификацию личностных типов, лежащую в основе второй оси DSM-IV или кластера F.6 МКБ-10. Создатели инновационных диагностических систем старались преодолеть ригидность обычных типологий.
Современные психиатрические диагнозы (в том числе и категория «личностное расстройство») являются политетическими (в противоположность монотетическому принципу обычных классификаций), т.е. они обычно не определяются присутствием или отсутствием единственного и необходимого патогномоничного свойства. Это означает, что пациент должен проявлять некоторые или большую часть из набора свойств (симптомов, признаков, особенностей течения), каждый из которых сам по себе не является достаточным. Членство в одном диагностическом классе не ограничивает возможность членства в других классах; проблемы пациента могут (что случается очень часто) одновременно удовлетворять критериям нескольких личностных расстройств.
Вводные разделы DSM-IV и МКБ-10 признают, что не существует отчетливых естественных границ, отделяющих личностные психические расстройства от нормального функционирования и друг от друга. Типы личностных расстройств, таким образом, рассматриваются скорее как номинальные, чем реальные.
Современные диагностические системы поощряют специалистов к постановке многоосевого, сложного диагноза.
Когда соотношения депрессии и личностных дисфункций описываются в рамках типологического подхода, исследователи стремятся установить принадлежность депрессивного пациента к определенному личностному типу (обсессивному, шизоидному, гистрионному, зависимому, избегающему и т.д.) или диагносцировать у него коморбидное личностное расстройство. Доказано, что депрессия может быть спутником практически любого личностного расстройства (K.Phillips, J.Gunderson, 1990; W.Sanderson, A.Beck, L.Keswani, 1994; Г.С.Банников, 1998).
Однако, как полагают эксперты, этот подход имеет ряд ограничений (A.Frances, 1982). Использование типологических классификаций адекватно, когда классифицируемые феномены имеют отчетливые границы и не могут быть подвергнуты числовому измерению. Однако не существует границ, четко отделяющих личностные расстройства от нормально распределенных личностных черт и друг от друга. В случае континуально распределенных качеств решение о границах между группами будет приниматься специалистом произвольно, что будет снижать валидность и надежность диагностических суждений при работе с «пограничными» случаями.
DSM-IV и МКБ-10 определяют уровень «личностных расстройств», выдвигая критерий «значительного ухудшения функционирования», причем это критически важное понятие остается не определенным. Различные личностные расстройства также образуют частичный континуум между собой и не являются взаимно исключающими. Например, критерии гистрионного и нарциссического личностного расстройства отчасти эквивалентны, и далеко не редки случаи, когда данный пациент удовлетворяет критериям обоих расстройств.
Дифференциация эмоциональных и личностных расстройств является трудной задачей. Текущее аффективное состояние и актуальные стрессогенные обстоятельства сильно затрудняют оценку стабильности проблемного поведения пациента в разных сферах жизнедеятельности и не позволяют сделать вывод о длительно существующих тенденциях характера. Целый ряд личностных характеристик пациентов с эмоциональными нарушениями не предусмотрен существующими клиническими типологиями (например, рефлексивность, экстернальность, перфекционизм, способность к саморегуляции аффекта и т.д.).
Указанные ограничения типологического подхода могут быть компенсированы возможностями параметрического подхода. Эта система личностной диагностики дает много оценок по разным параметрам для каждого пациента, обладающих большой предиктивной ценностью.
Параметрический (дименсиональный) подход
Ситуации, в которых параметрические классификации приходят на место типологических, связаны с необходимостью провести точные измерительные процедуры (например, измерить рост, вес, интеллект). Здесь речь идет о непрерывно распределенных характеристиках, поддающихся числовому выражению. Как отмечает A.Frances (1982), параметрический и типологический подходы комплементарны и не исключают друг друга. Многие явления могут быть одновременно рассмотрены с обеих позиций; параметрические измерения могут быть с легкостью конвертированы в типологии (например, все мужчины ростом выше шести футов относятся к типу «высокие»).
В контексте личностной диагностики параметрический подход означает измерение отдельных личностных черт, присущих индивиду или группе индивидов. Под личностной чертой понимается «общая предрасположенность реагировать определенным образом» (L.Pervin, О John, 2000, с. 257).
Параметрические системы личностной диагностики разработаны психологами-исследователями; к наиболее известным из них относят системы R.Cattel, H.Eysenck и R.Goldberg, детальный анализ которых не входит в задачи нашего исследования.
В рамках параметрического подхода исследуется взаимосвязь разных личностных черт с депрессивными и тревожными расстройствами. Этот подход позволяет с большой точностью измерять различные черты (нейротизм, экстраверсию, зависимость, обсессивность, склонностью к самокритицизму и т.д.) и сопоставлять их с рядом параметров - в частности, эффектом лечения, предпочитаемым типом лечения и т.д (M.Enns, В.Сох, 1997). Например, исследования показали, что депрессия, сочетающая с такой личностной чертой как «зависимость» требует более продолжительного психотерапевтического лечения (S.Blatt, D.Quinlan, Е. Shevron, 1990).
Описываются следующие преимущества параметрического подхода:
- Параметрический подход опережает типологический в способности точно и надежно оценивать феномены, имеющие непрерывное распределение.
- Параметрические системы позволяет точно квалифицировать пограничные случаи.
- Параметрические системы сводят к минимуму тенденцию игнорировать атипичные случаи и рассматривать явления в стереотипном ключе, который согласуется с предвзятыми типологическими определениями.
- Используя параметрическую систему, можно совершать математические операции с большими массивами переменных.
- Наряду с достоинствами, существуют определенные ограничения параметрической системы:
- Параметрические описания зачастую слишком сложны и громоздки для рутинных задач повседневной диагностики.
- Параметрический подход может порождать избыточную неконвенкционально обозначенную информацию; картина отражаемых свойств будет при этом более точной, но менее живой и выразительной.
Преимущества и ограничения каждой системы личностной диагностики должны приниматься в расчет практиками и исследователями.
С целью оптимизировать работу врачей-практиков, некоторые американские эксперты по личностным расстройствам предлагали конвертировать данный раздел DSM из типологического формата в параметрический (R.Millon, 1981 цит. по A.Frances, 1982). Современная версия DSM представляет набор критериев для каждого из 11 личностных расстройств и дает четкие инструкции по постановке диагноза по оси П. Параметрическая система инструктировала бы клинициста - как оценивать пациента по 10-балльной шкале по каждому из 11 параметров. Однако эти предложения не были приняты - типологический подход глубоко внедрен во врачебную практику и также имеет свои достоинства.
Как полагают не столь радикально настроенные авторы, в перспективе типологическая оценка личностных дисфункций будет дополняться параметрической, чему будут способствовать широкое внедрение компьютеров, а также лучшая научная подготовка врачей и клинических психологов.
В научных проектах выбор системы личностной диагностики должен определяться исследовательскими целями. Типологическая диагностика наиболее адекватна проектам, где устанавливается паттерн характеристик, специфичных для определенного личностного расстройства и позволяющих отграничить его от других. В исследованиях, фиксирующих взаимосвязь между тяжестью общего личностного неблагополучия и ответом на медикаментозную терапию у пациентов с различными аффективными расстройствами отчетливы преимущества параметрического подхода.
Личностные факторы «высокого порядка» (H.Eysenck, C.Cloninger, R.Goldberg) способны просто и экономно объяснять большую дисперсию личностных характеристик. Так, нейротизм, по H.Eysenck, наиболее часто применяется для оценки тяжести личностного неблагополучия респондеров и нонреспондеров (M.Enns, В.Сох, 2001). Преимущество личностных факторов низшего порядка (например, таких конструктов как межличностная зависимость, перфекционизм и т.д.) заключается в том, что они представляют более живую, информативную и ньюансированную картину личностных проблем пациента. Это оптимально для исследований процесса и результатов психотерапии, а также личностных предикторов ее успеха или неуспеха.
Источник: Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: диссертация ... кандидата психологических наук: Москва, 2007. – 275 с.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.