Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Специфика отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе
Изучение особенностей отношений между агрессивными подростками и их сверстниками в классе и их деформаций, представляется, на наш взгляд, важным для формирования позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками.
Не подлежит сомнению, что в зависимости от среды проявления отношения приобретают определённую специфику, то есть особые и характерные черты. С целью выявления специфики отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе, рассмотрим понятие «отношение».
Категория «отношение», нашла отражение в русле работ отечественных и зарубежных учёных (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Я.Л.Коломинский, А.А. Кроник, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В.Петровский, С. Аги, Р. Беле, Д. Картрейд, Г. Хомманс и др.). В психологической науке вышеобозначенная категория рассматривается неоднозначно. Так, в русле работ Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева, А.В.Петровского категория «отношение» сопоставима с взаимодействием; в русле работ Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна данная категория близка, но не тождественна с категорией «общение» [27, 95, 113, 149].
В контексте рассматриваемой проблемы целесообразней было бы обращение к характеристике понятий общения и взаимодействия.
По мнению Я.Л. Коломинского, понятие «межличностное взаимодействие» указывает, во-первых, на действия, которые предпринимают индивиды в отношении друг друга, а во-вторых, на то, как люди соотносят свои цели и организуют их достижения, т.е. как достигается взаимность между участниками общения [73, с. 179]. Общение мы рассматриваем как наблюдаемый процесс, в котором отношения актуализируются и проявляются.
55
А.А. Реан рассматривает отношения как поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения [144].
Исследователь Е.О. Смирнова полагает, что отношения людей - это реальность особого рода, которая не сводима ни к совместной деятельности, ни к коммуникации, ни к взаимодействию. В деятельностном подходе отношения рассматривались в контексте деятельности. По мнению Е.О. Смирновой, деятельностныи подход развивался в основном в рамках теоретической и экспериментальной психологии, а психология отношений складывалась преимущественно в сфере практической психологии (клинической и терапевтической) [157].
Таким образом, соотношение категорий общение и взаимодействие позволило прийти к выводу о том, что отношение рассматривается как результат общения.
Л.С. Выготский выдвинул идею интериоризации отношений как обязательного момента развития личности ребёнка [41]; С.Л. Рубинштейн считал, что отношение у ребёнка к другому является генетически более ранней формой, нежели отношение к себе [150]; А.В. Петровский вводит отношения в социально-психологический контекст, это - многоуровневая система межличностных связей [131]; для В.Н. Мясищева отношение - система индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности [114]; у А.Н. Леонтьева отношение - смысловая сфера сознания, направленность личности [89]. Однако, Л.И. Божович указывая на важность включения понятия «отношение» в изучение личности ребёнка, признавала, что чёткого определения понятия «отношение» так и не было выработано [27, с. 261].
А.Ф. Лазурский писал, что анализ личности должен быть не только психологическим и психофизиологическим, но и психосоциальным. Существенной стороной личности он считал её отношение к среде в широком смысле слова. Эти отношения рассматривались им как ведущие для
56
классификации личностей и определения характера. В.Н. Мясищев разработал, развивая идеи Лазурского, психологическую концепцию отношений личности. По мнению Мясищева, отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания [113].
Изучение специфики отношений агрессивных подростков со сверстниками предполагает выявление показателей взаимоотношений. В психологической науке представлены классификации отношений многих авторов [73, 85, 122], основной на наш взгляд, является классификация, разработанная В.Н. Мясиш;евым.
Так, по мнению автора, психические отношения выявляют степень притягательности объекта, благоприятно или неблагоприятно воздействующего на органы чувств. Эти отношения отличаются непроизвольностью реагирования на свойства, отражаемого объекта.
Психологические отношения представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Психологические отношения в отличие от психических обладают ещё и свойством сознательности, и они больше представляют индивидуальность человека в силу их большей произвольности. Психологические отношения являются целостной формой таких важных образований личности, как потребности, чувства, интересы, убеждения, оценка, а также воля, внимание, мотив. Потребностям в этой структуре отводится роль «основного отношения». Эмоциональные отношения В.Н. Мясищев рассматривал как чувства.
Важную роль он отводил «оценочным отношениям», которые, по его мнению, формируются на основе этических, эстетических, правовых и других общественных критериев поступков, поведения и жизнедеятельности людей. Оценка - это форма проявления отношения, его сознательная объективация. В
57
оценках себя и других людей, по мнению В.Н. Мясищева, прежде всего, проявляются отношения самоуважения и уважения других, которые трансформируются во взаимоотношения авторитетности или авторитарности, руководства или подчинения, отзывчивости и невнимательности и т.д. Как отмечают В.Н. Куницына и В.Н. Панфёров, оценочные отношения в этом процессе выполняют функцию преобразования психологических отношений в социально-психологические [85].
Социально-психологические отношения рассматриваются как отношения, которые проявляются в контексте взаимодействия, общения. Их можно назвать как взаимоотношения. Принципиальное новое качество социально-психологических отношений состоит в том, что они всегда продукт взаимодействия, взаимовлияния, взагшопознания, взягшоустремления, взагшовыражения.
В русле этого направления находятся работы Е.Ю. Артемьевой, А.Г.Костинской, А.А. Кроник, Л.А. Петровской выделяющие познавательные отношения. Наиболее широко это направление представлено в работах А.А.Бодалёва и его последователей [25].
В этом контексте человек выступает как предмет восприятия, понимания, познания.
Ю.Е. Алёшина, Т.П. Гаврилова, Л.Я. Гозман выделяют эмоциональные отношения (аттракции). Главной задачей этого направления является изучение детерминации эмоциональных отношений. Расположенность одного человека к другому рассматривается в зависимости от свойств объекта симпатии, в зависимости от свойств субъекта симпатии, в зависимости от соотношения этих свойств [43 ].
Ю.Н. Емельянов, А.В. Захарова, Г.А. Ковалёв, Л.А. Петровская, А.У.Хараш, Н.Ю. Хрящева изучают практические аспекты человеческих отношений. Данное направление развивается в основном в русле психотерапии и социально-психологического тренинга.
58
Таким образом, рассмотрение классификации отношений позволило определить подходы к выявлению показателей межличностных отношений.
В.Н. Мясищев выделял в общении три главных компонента: социальное отражение, эмоциональное отношение и способ поведения [159].
Вслед за ним многие авторы (Я.Л. Коломинский, Е.С. Кузьмин, Е.В.Ольшанская, Н.Н. Обозов) выделяют в структуре отношений три взаимосвязанных компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий [122]. Отсюда следует, что отношения каждого индивида представляют собой систему с индивидуальной значимостью и иерархизацией, которая не только задаёт и определяет способы поведения, но и играет направляющую и динамическую роль в управлении целостным поведением, социальным функционированием и адаптацией индивида в широком диапазоне окружающей его действительности.
В.Н. Мясищев определяет и саму личность как «ансамбль отношений», то есть как систему отношений индивида с окружающей его средой, как «целостную организованную систему индивидуальных избирательных связей личности с различными сторонами объективной действительности» [114, с. 17].
Исследователь Г.В. Ярославцева, исходя из трёхкомпонентной структуры отношений (когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты), межличностные отношения рассматривает как готовность партнёров к взаимному познанию, проявлению определённых чувств, притязаний, ожиданий поведения. Автор указывает, что отношения определяются как субъективно переживаемые связи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах межличностного взаимодействия, то есть взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга, определяющихся содержанием и организацией совместной деятельности, ценностями, на которых основывается общение людей. «Отношение» является одной из основных категорий в психологической науке наряду с такими, как «отражение», «деятельность», «общение».
59
Таким образом, в рамках рассмотрения феноменологии отношений, представленной в работах Л.Я. Гозман, А.В. Захаровой, А.А. Кроник, В.Н.Куницыной, В.Н. Мясищева, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского, Л.А.Петровской выделение структуры и классификации отношений позволяет сделать вывод, что отношения личности являются основополагающей категорией, которая описывает положение человека в мире, подчёркивает его активную роль и является движущей силой личности.
Мы разделяем мнение В.Н. Мясищева в том, что отношение - это целостная система индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.
Рассмотрение отношений как системы, позволяет обратиться к выделению различной направленности отношений, которая включает в себя отношение к предметам и явлениям внешнего мира (субъект-объектные отношения), отношение к другим людям (субъект-субъектные, межличностные отношения) и отношение к себе (самоотношение). В нашем исследовании рассматриваются субъект-субъектные отношения, так как для подростков эти отношения являются значимыми.
В контексте изучаемой проблемы учёные (Я.Л. Коломинский, А.Ф.Лазурский, В.Н. Мясищев, В.А. Ядов) разделяют понятие отношение с социальными установками, аттитюдами.
Традиционно отношения личности к различным социальным объектам и ситуациям изучаются в психологии как социальные установки, или аттитюды личности. В западной психологии аттитюд рассматривается как "психологическое переживание индивидом ценности, значения, смысла социального объекта". Зарубежными исследователями накоплен немалый опыт в изучении аттитюдов, определены их функции и структура. В отечественной психологии В.А. Ядовым была предложена "иерархическая схема диспозиционной регуляции социального поведения личности", объединяющая установки личности различных уровней:
60
элементарные фиксированные установки (формируются в простейших ситуациях на основе витальных потребностей);
социальные фиксированные установки (формируются в малой группе на основе потребности человека в общении);
базовые социальные установки (формируются в более широких социальных областях - в трудовой сфере, сфере досуга - на основе фундаментальной потребности человека в активности);
ценностные ориентации личности [159, с. 132].
В психологии также отношения человека к человеку изучаются в рамках исследований аттракции и аффиляции. Аттракция - это возникновение при восприятии одного человека другим его привлекательности для субъекта восприятия. При изучении аттракции главное внимание уделяется выяснению факторов, влияюп];их на формирование симпатии или антипатии к объекту восприятия; так, установлено, что одним из главных факторов возникновения аттрактивных отношений является внешняя привлекательность, компетентность людей. Аффиляция - это стремление человека быть в обществе других людей, ориентация личности на поддержку со стороны другого человека. В результате многочисленных экспериментов выявлено, что люди обладают различным уровнем выраженности аффилятивных тенденций, которые определяют их отношения друг к другу.
Таким образом, анализ вышеизложенного материала позволяет заключить, что "отношение" - более широкое понятие, чем "социальная установка", "аттракция" или "аффилиация". В результате соотношения этих понятий, необходимым является выделение сущностных черт отношений, раскрывающихся в работах А.А. Бодалёва, Н.Ю. Максимовой, В.Н. Мясищева.
Авторы выделяют связь отношений человека с его потребностями (физиологическими и в первую очередь с психологическими) как характеристику отношений. Отношение возникает как своеобразная связь между субъектом (человеком), испытывающим потребность, и объектом (будь
61
то человек или предмет окружающего мира), способным удовлетворить эту потребность.
По мнению В.Н. Мясищева, эта связь или, иначе говоря, отношение субъекта к объекту, проявляется в "переживании тяготения к объекту и в активной устремленности к овладению им» [114, с. 21].
Так, на примере исследований, проведённых в русле теории привязанности видно, что отношение ребёнка к матери детерминировано не только и не столько его физиологическими потребностями, сколько двумя основными социально-психологическими потребностями — в защите и безопасности. Н.Ю. Максимова описала феномен "рассогласованности отношений" как результат неудовлетворения потребности личности в позитивной оценке [101].
В нашем исследовании отношения подростков с агрессивным поведением связаны с их потребностями в общении со сверстниками. Общение со сверстниками приобретает в подростковом возрасте особую значимость.
Следующую черту отношений можно обозначить как связь отношения с отражением и взаимодействием человека с человеком в общении.
Мы разделяем позицию В.Н. Мясищева в том, что в основе формирования отношения лежит процесс отражения человеком окружающего его мира людей и вещей.
Возникновению отношения предшествует этап восприятия (отражения) субъектом объекта и оценки (на основе отражения) его потенциальных возможностей в плане удовлетворения тех или иных его потребностей. А.А.Бодалёв назвал этот этап "оценкой личности в целом" [24, с. 169].
На наш взгляд, отношения подростков с агрессивным поведением со сверстниками позволяют им находиться в положении принципиального равенства, которое облегчает им процесс отражения и взаимодействия. В отношениях со сверстниками подростки имеют возможность понять, что их проблемы не уникальны, что и другие переживают сходные чувства.
62
На настоящий момент в литературе выделены два основных направления исследования феноменов отношения: структурное и динамическое [76].
В рамках структурного направления предприняты попытки выделения различных подструктур в строении отношения, поиск методического инструментария, их измеряющего. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, позволяет выделить в строении отношений эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.
Поведенческий компонент содержит результаты коммуникативной деятельности, поступки, мимику, жестикуляцию, пантомимику, локомацию и, наконец, речь, то есть всё то, в чём проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми.
Эмоциональный компонент включает в себя то, что связано с чувствами, переживаниями, состояниями и может быть зафиксировано на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчётов: прежде всего положительные и отрицательные эмоции, конфликтность состояний (внутриличностная, межличностная), эмоциональная чувствительность, удовлетворённость собой, партнёром, работой и т.д.
Когнитивный компонент характеризуется всеми особенностями взаимопонимания партнёров, в том числе адекватностью и идентификацией.
Таким образом, выделение структуры отношений в контексте рассматриваемой проблемы позволяет изучать отношения подростков с агрессивным поведением со сверстниками на основе эмоционального, когнитивного, поведенческого компонентов.
Согласно теоретическим положениям отечественных психологов
(Б.Г.Ананьев, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев), отношения личности,
регулирующие сложнейшие процессы её общения и деятельности, имеют
чувственную, наглядно-образную психологическую природу.
Взаимоотношения чувственной (эмоциональной стороны отношений) с вербальными (когнитивными) компонентами позволяют определить степень и качество их осознания.
63
Выделенные В.В. Столиным в эмпирическом исследовании три независимых фактора в строении отношения: симпатия-антипатия, уважение-неуважение, близость-отдаленность, по сути, являются проявлением трёхкомпонентной структуры отношения.
Динамическое направление изучения отношений человека предполагает рассмотрение их как процесс с момента возникновения до распада. Основой данного направления является положение о динамичной природе отношений личности, разработанное в работах К.А.Абульхановой-Славской, А.И.Анцыферовой, В.Н. Мясищева и др. Динамическое направление в литературе представлено двумя подходами: онтогенетическим, рассматривающим развитие системы отношений человека в онтогенезе, и генетическим, где предметом анализа является динамика определённых отношений (отношений близости, дружбы, любви и т.д.). В психолого-педагогической литературе выделены две формы динамики отношений: развитие, к которому относятся новообразования в системе отношений личности (прогресс и регресс) и функционирование, включаюш;ее в себя обратимые изменения в пределах сложившейся организации личности. Данный тип динамики называют также ритмами отношений, под которыми понимают периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности и др.) с течением времени.
В рамках каждого из этих направлений изучения отношений особое место занимает проблема выделения основных параметров отношений, так как от её решения напрямую зависит решение других важных вопросов: о классификации различных видов отношений, об исследовании системы отношений, о развитии и фиксации положительных отношений личности. Впервые "стороны" отношений (в современной терминологии - "параметры" отношений) выделил А.Ф. Лазурский. Понятие "параметр отношения" на настоящий момент не определено. Наряду с термином "параметр отношений" исследователи говорят о "характеристиках", "измерениях", "сторонах", "свойствах" отношений [87].
64
Мы под "параметром отношений" будем понимать базовую характеристику отношений человека (к окружающему миру, к среде, к другому, к себе), которая является критерием, на основании которого возможно изучение, измерение, коррекция системы отношений человека и выделение различных видов отношений.
Для описания системы отношений необходимо выделение основных параметров, характеризующих межличностные отношения.
- Знак отношения. У различных авторов этот параметр выступает как
"модальность", "валентность", "направленность". Данный параметр
описывает отношения человека как лежащие в континиуме между
негативным и позитивным плюсами, между плюсом и минусом, между
стремлением "к" человеку и "от" него. - Модальность отношения. Под модальностью отношения
исследователи понимают содержательные характеристики отношения, в
терминологии Лазурского, качественные особенности отношения. Параметр
"модальность отношения" дополняет первый параметр "знак отношения" и
позволяет конкретизировать отношения как негативные, позитивные,
амбивалентные. - Интенсивность отношения. Это количественный параметр (в
отличие от двух предыдущих), который показывает силу проявления
отношений. Он, по мнению В.А. Левина, является одним из наиболее
важных параметров отношения, так как "отвечает на вопрос о том, какие
именно потребности и в какой мере запечатлены в данных объектах и
явлениях мира". Интенсивность отношений изменяется в ходе их развития,
могут выделяться периоды нарастания и падения интенсивности. - Осознанность отношений. Этот параметр выделяют А.Ф.Лазурский,
А.Е. Личко , В.Н. Мясищев, A.M. Эткинд и другие, тем самым, признавая
65
существование неосознаваемых (полностью или частично) отношений наряду с «сознательными» отношениями [ 93, 183].
- Дифференцированность отношений. А.Ф. Лазурский определил
дифференцированность как "обилие оттенков" [87]. В этом же смысле
наряду с термином "дифференцированность" в литературе встречается также
термин "сложность отношений". - Широта или объём (богатство или узость). Имеется в виду
количество объектов, привлекающих интерес данного человека или
количество сторон объекта, на которые распространяется отношение в
каждом конкретном случае. - Степень устойчивости отношений. Формируется и изменяется в
процессе развития, как и другие. Отношения ребёнка не устойчивы, но по
мере включения в социальные связи приобретают черты устойчивости.
Таким образом, применяя перечисленные выше параметры при анализе, можно получить полное представление о системе отношений личности и её составляющих. Изучение параметров отношений, позволило выделить критерии дальнейшего экспериментального исследования отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками: модальность отношений, осознанность, устойчивость, эмоциональная удовлетворённость отношениями, взаимность, адекватность. Я.Л.Коломинский выделяет структурно-динамические и личностные критерии внутригрупповых отношений. Структурно-динамические критерии вскрывают статусную структуру группы, определяют индивидуальные и групповые социально-психологические индексы. К личностным критериям взаимоотношений относятся показатели социально-психологической рефлексии и перцепции [73,
С.345 ].
Исследование межличностных отношений всегда предполагает анализ основных их видов: деловых отношений и личных, описанных в работах
66
Я.Л.Коломинского, П.Г. Нежнова. Под деловыми отношениями мы будем рассматривать отношения, связываюш,их людей как исполнителей определённых производственных, общественных, учебных функций. Под личными отношениями мы понимаем эмоциональные отношения между членами класса. В исследованиях доказан факт о влиянии групповой деятельности на характер становления и развития обоих видов отношений. Мы разделяем мнение Я.Л. Коломинского в том, что личные отношения школьников опосредованы их совместной деятельностью. Учёными установлено, что межличностные отношения не только возникают под воздействием совместной деятельности, но сами активно влияют на её ход и результаты.
Можно сделать вывод, что отношения выступают как одно из основных условий совместной деятельности, в процессе которой возможна коррекция девиаций в поведении. Один и тот же вид отношений (например, деловых) будет неоднозначно проявляться в разных видах деятельности. Установление подобных связей между «отношениями и деятельностью позволяет, по мнению П.Г. Нежнова, прогнозировать возникновение тех или иных отношений в определённых групповых ситуациях, а также целенаправленно вызывать в группах нужные отношения путём организации такой совместной деятельности, которая будет ставить перед группой соответствующие отношенческие задачи» [116, с. 43].
В результате проведённого нами теоретического анализа исследований, можно сделать следующие выводы: межличностные отношения необходимо изучать в соответствии с конкретным видом деятельности членов этой группы, необходимо проведение в группе такой работы, которая стимулировала бы у подростков формирование позитивных отношений.
Авторы по-разному называют отношения с положительной модальностью. Так, Т.Е. Конникова называет такие отношения гуманистическими. Основной отличительный признак таких отношений, по
67
мнению автора, выражается в проявлении интереса, доброжелательности, заботы и внимания ко всем членам коллектива, готовность оказать помощь [76].
Е.А. Кроник, А.А. Кроник позитивные отношения характеризуют как отношения психологической близости со значимыми людьми [82].
К. Роджерс относит к ним помогающие отношения, при которых один человек поддерживает другого в его личностном развитии [148].
И.Б. Котова и Е.Н. Шиянов выделяют устойчиво-положительное отношение, характеризующееся положительной эмоциональной модальностью[79].
Под позитивными отношениями мы рассматриваем эмоционально -оценочные отношения, окрашенные положительной модальностью, способствующие эффективному развитию группы как коллектива.
Согласно выдвинутой А.В. Петровским стратометрической концепции групповой активности наиболее развитый вид отношений ответственной зависимости не существует изначально, а формируется в процессе жизнедеятельности группы.
Следовательно, изучать отношения подростков необходимо на основе изучения деятельности группы, особенностей её организации, условий формирования и развития, мотивации общения подростков со сверстниками.
Авторы пришли к выводу, что основным мотивом общения в данной сфере является стремление быть в среде сверстников; у средних - занять своё место в коллективе; а у старших — стремление к независимости и признанию ценности своей личности [86, 97, ПО, 121].
Наряду с теоретическим изучением проблематики категории «отношения» имеет место и экспериментальное изучение данного понятия. В исследованиях Я.Л. Коломинского была экспериментально выявлена и подвергнута изучению система личных взаимоотношений учащихся в классе. Изучая осознание и переживание подростками взаимоотношений с одноклассниками, Я.Л. Коломинский обнаружил, что взаимность социометрических выборов для ребят важнее количества полученных выборов.
68
Социометрический статус подростка в коллективе сверстников определяется в первую очередь наличием у него качеств товарища и друга, соблюдением специфического «кодекса товарищества» [74, с. 96].
Важнейшими нормами «кодекса товарищества» подростков является уважение, равенство, верность, помощь товарищу, честность. Коллектив сверстников придирчиво оценивает своих членов, что находит выражение в формировании коллективной самооценки подростка. Сложившееся общественное мнение может влиять на выработку у подростка адекватной самооценки. Важнейшей особенностью отношений в классе является наличие определённой структуры. Вслед за В.Н. Мясищевым под структурой мы понимаем «сложное сочетание мотивов, формирующих отношение». При анализе отношений исследователи выделяют психологическую позицию членов группы или «психологический статус». Он включает в себя такие компоненты как социометрический статус, взаимность межличностных установок, рефлексивно-перцептивные и другие параметры, опосредованные содержанием совместной групповой деятельности. Одним из наиболее важных компонентов является социометрический статус, который является показателем отношений между испытуемыми. Мы рассматриваем социометрический статус как результат эмоционально-оценочного отношения членов группы к качествам поведения, характера индивида. Социометрический статус измеряется количеством выборов, полученных данным членом группы по определённому критерию. При позитивных отношениях подростков со сверстниками испытуемые находятся в благоприятных статусных группах. При негативных отношениях подростков со сверстниками в группе большинство подростков находятся в неблагоприятных статусных группах.
Необходимыми показателями межличностных отношений является их устойчивость, постоянство, взаимность, удовлетворённость отношениями, осознанность.
Согласно исследованиям B.C. Мерлина, благодаря устойчивости и постоянству своих активных отношений личность противостоит воздействию
69 Среды, преодолевает сопротивление внешних условий, борется с препятствиями
и, в конечном счете, осуществляет свои цели и намерения [105].
По мнению Л.И. Шумской, чем выше уровень развития группы, тем больше в ней учащихся с благоприятным устойчивым положением в системе межличностных отношений и тем меньше учащихся с устойчиво неблагополучным положением [183].
Взаимность служит показателем совместимости подростков в отношениях друг с другом. Взаимные выборы пусть даже минимальные являются существенным признаком благополучия отношений. Особое значение фактор взаимной приемлемости имеет для подростков, агрессивное поведение которых опосредовано отношениями со сверстниками.
Существенным признаком состояния межличностных отношений в группе являются: степень осознания индивидом своего положения в ней, его притязания на определённый статус, осознание индивидом своих взаимоотношений с другими членами группы, а также взаимоотношения членов данной группы между собой. Эти особенности оценочно-самооценочной позиции личности, проявляются в актах рефлексии и перцепции [73, с. 349]. Рефлексивно-перцептивные акты служат важнейшим регулятором взаимоотношений между учащимися. От того, в какой степени адекватным будет представление подростка о своём положении в классе и отношение к себе одноклассников зависит его эмоциональное благополучие.
У подростков существует потребность принадлежать группе, быть принятым, быть в хороших отношениях со сверстниками и взрослыми. Требования группы могут быть самыми различными. Несоответствие же нормативным требованиям и ценностям группы может проявляться в различных видах агрессивного поведения. Например, если подросток не соответствует представлениям группы о физической силе (физическую силу, как показывает ряд исследований, особенно ценят мальчики), то он вполне может быть демонстративно агрессивным, вызывающим в своём поведении, компенсируя показной смелостью недостаток физической силы.
70
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками позволяет сделать вывод о тесной обусловленности агрессивного поведения с основными показателями отношений подростков со сверстниками.
А.Б, Залкинд и А.С. Залужный изучали обш,ение детей и способы преодоления агрессивности и конфликтов в обш,ении между сверстниками, связывали конфликтность и агрессивность детей с их неудовлетворённостью своим социальным статусом в группе или содержанием общения [85].
Я.Л. Коломинский, рассматривая взаимосвязь статуса и качеств личности, выделил фактор, понижающий социальный статус - неуживчивость из-за аффективности. Автор отмечает, что это свойство проявляется в драчливости, вспыльчивости, грубости, упрямстве и тому подобном [74].
Конджер и Петерсон также отмечают, что «изолируются» скованные, неуверенные в себе, нервозные, замкнутые, те, кто компенсирует неуверенность в себе сверхагрессивностью, заносчивостью или требуют к себе особого внимания [159].
Противоположного мнения придерживается П.А. Ковалёв, считающий, что совсем необязательно ребёнок должен обладать агрессивными качествами, чтобы не быть «принятым» или даже «лидером» в группе [72].
Здесь уместно обратиться к мнению Я.Л. Коломинского, который полагает, что положение ребёнка в системе межличностных отношений обусловлено своеобразным сочетанием его личностных качеств и тех требований, которые предъявляются личности в конкретной среде.
Характеристика межличностных отношений подростков со сверстниками представлена в работах А.С. Залужного. Автор показал, что у детей с неблагоприятным положением в группе, при повышении относительной успешности деятельности, подчинённые формы поведения (обида, защитные реакции, уступки) изменяются на доминантные (желание помочь, поддержать, похвалить). Формы отрицательного подчинения (слёзы, обиды, несдержанность
71
эмоциональных проявлений) изменяются на положительные. Уменьшается число отрицательных эмоций.
При переводе детей «звёзд» с проявлением авторитаризма на ступень выше, т.е. при понижении относительной успешности их деятельности, доминантные (приказы, нападки, ругань) формы поведения меняются на подчинённые (помощь, похвала, руководство, наставление). Звёзды становятся терпеливее, внимательнее, учатся не только руководить, но и подчиняться.
Исследователи (М.А, Алемаскин, Э.И. Дранищева) причины агрессивного поведения подростков видят в неудовлетворённости подростков своим положением среди одноклассников. Мы разделяем мнение М.А. Алемаскина, который считает, что «неблагоприятное положение большинства трудных подростков в коллективе класса является в одно и то же время следствием и причиной отклонений в духовном и нравственном развитии этих подростков» [5, с. 54].
В нарушенных отношениях подростков с агрессивным поведением со сверстниками особую роль играет психологическая неподготовленность ребёнка к школьному обучению, которая является следствием неблагоприятных отношений в семье. Эта неподготовленность, проявляющаяся в познавательной, эмоционально-волевой и социально-психологической сферах, приводит к тому, что с первых дней пребывания в школе ребёнок начинает «отклоняться» от принятых эталонов деятельности и поведения, усваивает роль «неблагополучного», «неуспевающего», «недисциплинированного», которая постоянно воспроизводится в ситуациях общения с учителями и одноклассниками, углубляя положение межличностного разлада и изоляции. Дефицит в отношениях со сверстниками в классе компенсируется поисками внешкольного круга сверстников, который нередко характеризуется противоправным поведением.
Неправильное осознание своего положения в коллективе сверстников, преграждает путь нормальному формированию личности, что составляет суть нарушения отношений подростка. Анализ психолого-педагогических
72
исследований по проблеме определения феноменологического поля отношений (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, Л.Я. Гозман, Я.Л. Коломинский, А.А. Кроник, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Н. Обозов, А.В. Петровский, С. Аги, Р. Беле, Д.Картрейд, Г. Хомманс и др.), по проблеме обусловленности агрессивного поведения подростков социальными отношениями (М.А. Алемаскин, Э.И.Дранищева, А.С. Залужный, Н.Ю. Максимова и др.) позволяет сделать следующие выводы.
Отношения личности представляют собой систему, которая включает в себя субъкт-объектные отношения, субъект-субъектные отношения, самоотношение. В подростковом возрасте актуальными для изучения являются межличностные отношения (субъект-субъектные).
У подростков существует потребность принадлежать группе, быть принятым, быть в хороших отношениях со сверстниками и взрослыми. Требования группы могут быть самыми различными. Несоответствие же нормативным требованиям и ценностям группы может проявляться в различных видах агрессивного поведения.
Подростки с агрессивным поведением характеризуются нарушенной системой отношений с одноклассниками. Это проявляется в неблагоприятном статусе, отсутствие взаимных выборов, неадекватности осознания своего положения в классе, низкий коэффициент удовлетворённости. Нарушение отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками снижает уровень социальной адаптированности подростка, искажает его восприятие социальных влияний, что приводит к росту агрессивного поведения. Между нарушенными отношениями подростков и агрессивным поведением существует причинно-следственная связь.
Сложность работы с подростком, агрессивное поведение которого детерминировано нарушенными отношениями подростка, состоит в том, что подросток не осознаёт свои недостатки, не хочет понять, что отношения, с окружающими завися от него самого. Педагогические воздействия со стороны взрослых остаются внешними по отношению к подростку, он внутренне не
73
принимает их, они не входят в его сферу понятий. Поэтому, на наш взгляд, эффективно внешнее воздействие на подростка с агрессивным поведением и его сверстников. Сверстник более близок подростку.
До тех пор, пока учителю не удастся «снять барьер» нарушенных отношений, воспитательные воздействия, направленные на преодоление агрессивного поведения подростка, будут безрезультатны. Более того, поведение подростка не только не будет улучшаться, а, скорее всего, будет ещё более отклоняться от социально-одобряемых норм. Отношения становятся опосредующим звеном между объективными воздействиями среды и поведением подростка.
Подростки, агрессивное поведение которых детерминировано нарушением отношений нуждаются в специальных методах психологического и педагогического воздействия. При оппозиции по отношению к взрослым подростки нарушают тишину, включая оскорбительные замечания, портят общественное имущество. Необходимо отметить, что в данном случае взрослым нужно выбрать правильную позицию - твёрдо, спокойно, доброжелательно пресечь попытки довести ситуацию до конфликта; они сразу получают психологическое преимущество, которое удерживает подростков от дальнейших экспериментов. При встречной оппозиционности взрослых возникает дальнейший конфликт между взрослыми и подростками.
Вышеизложенный материал предполагает выделение методических рекомендаций педагогам и классным руководителям для эффективного взаимодействия с подростками с агрессивным поведением, для дальнейшего формирования совместно с практическим психологом системы позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе.
Источник: Аненкова Эльвира Рафаэльевна. Формирование позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2003 231 c.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.