Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте
Как отмечалось в предыдущем разделе, одним из основных новообразований юношеского возраста является растущее самосознание, на фоне которого- происходит поиск своего места, предназначения, смысла жизни. Проблемы, связанные с поиском смысла, могут привести к болезненному переживанию одиночества, которое' особенно обостряется в ситуации межличностной изоляции. В связи с этим важно разобраться в том, что понимается' под смыслом жизни, а также определить феномены, через которые можно судить об особенностях его формирования в юношеском возрасте.
Первой системой научной психологии, обратившейся к понятию смысл для объяснения поведенческих проявлений человека, закономерно стал психоанализ. В психодинамических теориях 3. Фрейда, А. Адлера, К.Г. Юнга содержатся в начальной форме практически все основные идеи, присущие более поздним подходам к проблеме смысла. Наиболее ценными для нашего диссертационного исследования являются взгляды А. Адлера, который считал, что уже в возрасте пяти лет ребенок обладает смыслом жизни [107].
В дальнейшем одни исследователи понимали смысл как нечто объективное, существующее в мире, но уникальное и единственное для каждого субъекта; другие — как субъективное видение, накладываемое на мир, или как продукт взаимодействия субъекта с миром, как глубинное внутреннее чувство. Различны также и взгляды на задачу человека в проблеме смысла. Например, по В. Франклу, задачей человека является найти и реализовать смысл; по Ф. Фениксу - расширять и углублять его; по Дж. Ройсу, наоборот, стабилизировать смысл; по С. Мадди — создавать смысл в процессе принятия решений; а по Дж. Бьюдженталю — осознавать смысл и ориентироваться на него.
Все исследования зарубежных психологов, посвященные этой проблеме, можно условно разделить на две группы.
43
Авторы, работ первой группы, рассматривая смысл как интегративную основу личности, продолжают заложенную Юнгом и Адлером традицию, согласно которой принципиальной особенностью человека является, его направленность на поиск и реализацию смысла.
Вторая группа подходов рассматривает смысл' как структурный элемент процессов сознания и деятельности человека. Общую позицию-данной группы теоретических подходов- можно1 передать с помощью слов С. Холта: «Человек устроен и функционирует так, что он перерабатывает и производит смыслы. В таком случае, пока человек жив и здоров, он не может не иметь дела со смыслами и не вычерпывать их из своего опыта... Я убежден, что для структуры нервной системы человека, заложенной в организме, порождение смыслов столь же естественно, как и выделение пота потовыми железами» [73].
В русской философии XIX века (Н. Бердяев, А. Введенский, Т. Мореев, В. Несмелое, Е. Трубецкой, Р. Розанов, С. Франк и др.) проблема смысла жизни ставилась двояко: с одной стороны, как по преимуществу и главным образом социальная и общественная (человек реализует себя в деятельности на благо народа и общества); с другой стороны, - как духовно-нравственная, личностная проблема, предполагающая анализ и выяснение глубинных запросов человеческой души, выяснение предельных структур человеческого сознания, соотношение природных, психологических и нравственных качеств личности.
В отечественной психологии проблема смысла жизни рассматривается в трудах С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, В. Брушлинского, В.Э. Чудновского, Л:И. Анцыферовой; К.А. Абульхановой-Славской, B.C. Трипольского, Н.Л. Карповой В:Г. Асеева, и других. Эти ученые разрабатывали данную проблему не только на уровне индивида, но и на уровне социума, а также в русле представлений о человеке как субъекте жизнедеятельности. В русле деятельностного подхода подчеркивается значимость личностного смысла, который является формой познания
44
субъектом его жизненных смыслов (А-.Н: Леонтьев, А.В; Запорожец, O.K. Тихомиров, Б.В. Зейгарник и дрО-
Концепция і личностного смысла является на сегодняшний день одним из наиболее продуктивных направлений в психологии личности. Иод личностным смыслом; понимается «индивидуализированное отражение действительного отношения личности к тем объектам; ради которых развертывается ее деятельность». Такое , отражение осознается? как, «значение- для - меня» усваиваемых субъектом безличных знаний; о мире, включающих понятия;, умения; действия, поступки^ совершаемые людьми, социальные нормьц роли, ценности и идеалы» [105, с. 192];
Понятие личностного смысла исторически связано с представлениями Л.С.Выготского о динамических смысловых системах индивидуального сознания личности, выражающих единство аффективных и интеллектуальных процессов. Введение понятия личностный; смысл как единицы сознания» (АлЖ Леонтьев) сыграло важную роль в преодолении чисто интеллектуальной: трактовки сознания как «со-знания» (суммы знаний о мире), а также для решения проблемы соотношения; индивидуального и общественного сознания в жизни личности.
Понятие «личностный смысл» используется в различных областях психологии, изучающих отношения человека с миром в зависимости от места человека в обществе; его мотивов,.установок, эмоций и т.д. Выделяется ряд определений, описывающих личностный смысл:
- побуждающие человека к деятельности смыслообразующие мотивы;
- реализуемое деятельностью отношение человека к- действительности, приобретшей-для него субъективную- ценность(значимость);
-выражающие личностный смысл смысловые установки;
-регулируемые смысловыми,установками поступки и деяния личности.
Психологический анализ закономерностей становления и функционирования личностного смысла является центральной проблемой при изучении путей развития и воспитания личности как индивидуальности
45
(А.Г. Асмолов) [12]. Д.А. Леонтьев говорит о том, что принципиальное значение понятия личного смысла заключается: как раз в том,, что «оно* выводит объяснение* за пределы индивидуального сознания в плоскость жизнедеятельности субъекта» [73, с, 109]:
Как указывает Ф;Е. Василюк, смысл — «...пограничное образование, в нем:сходятся::сознание и бытие, идеальное и реальное, жизненные ценности и бытийные возможности их реализации» [28; с. 129]. Действительно, «деятельностная» характеристика, личностного* смысла как отношения мотива щ_ цели означает, что любое целенаправленное действие всегда -прямо или непрямо - направлено* на реализацию того или иного мотива,.и цель этого действия, отражающаяся* в сознании, содержит «ссылку» на этот мотив, выступающую в форме личностно-смысловой окраски. «Субъективная» характеристика личностного; смысла как пристрастной составляющей индивидуального - сознания основана- на представлении о том,. что «...смысл порождается не значением, а жизнью» [70, с. 279]. То есть источник этой; пристрастности — это предметная, деятельность: субъекта в мире, реализующая^ его реальные жизненные отношения,, в частности те отношения^ о которых идет речь в третьей^ «объективной» характеристике. Ведь именно- динамизм жизненных отношений лежит в основе динамики самой личности [9]:
К.А. Абульханова-Славская, С.Л: Рубинштейн, Б.С. Братусь, говоря о смысле жизни, подчеркивают мысль, что человек должен быть направлен вовне, трансцендировать себя. К.А. Абульханова-Славская в книге «Стратегия жизни» отметила; что «смысл жизни - это- психологический способ переживания жизни в-- процессе ее осуществления: Это не только будущее, не только жизненная.; цель, это «психологическая» кривая постоянного осуществления, поэтому, достигая конкретных целей в жизни, мы не утрачиваем её смысла, а напротив, усиливаем его, убеждаемся в нём» [4, с. 73]. Это перекликается с концепцией Б.С. Братуся, в которой личность рассматривается как орган или орудие приобщения к родовой сущности
46
человека: «Для того чтобы реализовать свою родовую сущность, человек в первую очередь должен быть направлен не на самого себя^ а вовне, на человечество, и для этого смысл его жизни должен отражать некоторые общечеловеческие ценности» [20, с. 47].
Обратимся* к определению понятий»смысла жизни и смысл ожизненных ориентации., Єледует отметить, что четкая; дифференциация? понятий смысла жизни в науке отсутствует. Более того, в отечественной психологии принципиально не различают понятия' «смысл жизни», «ценности», «цели»* «смысловые образования» и «смысложизненные ориентации». Все существующие трактовки- понятия: смысла жизни не являются абсолютными, так как не только отражают феноменологию каждого из авторов, но и свидетельствуют о бесконечности проявленишчеловека в жизни.
Смысл жизни как глобальную ценность жизни; определяет А. А.. Бодал ев: «Под смыслом, жизни; в психологии; понимается? отраженная в сознании и переживаниях человека как субъективно 'предельно значимая для него и превратившаяся в главныйрегулятор его поведения какая-то ценность, ставшая?его собственной, самой большой ценностью» [18, с. 55].
В трудах G.JIl Рубинштейна, К.А. Абульхановой-Єлавской, Ф.Е. Василюка, К. Обуховского., Э.В. Чудновского, Р.Х. Шакурова в связи с проблемой поиска смысла жизни большое внимание уделяется ценностям и ценностным ориентациям. Ценностные ориентации задают спектр жизнедеятельности в виде «жизненного- плана» в. сходных, типичных жизненных ситуациях. Источником ценностей выступает коллективный опыт, поскольку ценности являются продуктом* жизнедеятельности социальных групп и общностей как единственного совокупного субъекта. Ценности имеют трансцендентный и объективный характер по отношению к индивидуальному сознанию, не обязательно осознаются личностью, их действительность от этого не меняется. Они существуют в трех формах: как общественный идеал в различных социальных сферах жизни;
47
в объективированной форме в виде производственной культуры либо человеческих поступков; в виде социальных ценностей.
Личностная ценность как идеальное, позитивное воспринимаемое представление о должном направляет жизнедеятельность, выступает источником жизнедеятельности, характеризуется высокой осознанностью, выступает социальным регулятором взаимоотношений людей и поведения индивида. Личностная ценность актуализируется в процессе реализации, в сознании она отражается в виде ценностных ориентации.
Идеальность, желательность (в силу причастности к этой ценности других людей) делает ценности в сознании индивида объективными, независимыми от «Я», не ограниченными никакими временными рамками: Ценности рождают переживание сопричастности — желательности. В этом проявляется, их вечность, обобщенность, внеситуативность, устойчивость, поэтому и насыщение, дезактуализация, ценностей невозможна. Изменения в системе ценностей происходит только в результате кризиса в. развитии личности (А.Г. Асмолов, 1985; Е.Ю. Патяева 1983; А.И. Донцов 1974 и др.).
Процессу «смыслообразования», предварительно обозначенному Л.С. Выготским (1933) как психологическое новообразование более высокого порядка, уделяли внимание в своих работах В.В. Столин, Б.В. Зейгарник, К. Обуховский, Д.А. Леонтьев, В.Э. Чудновскии. Центральную роль, по мнению К. Обуховского (1972) и Д.А. Леонтьева (1999), в обретении смысла жизни играет способность индивида к рефлексии, дистанционированию. В.Э. Чудновскии основную роль^ в становлении смысла жизни отводит «высшему уровню рефлексии»: от рефлексии на отдельный поступок через рефлексию на отдельные фазы жизни к рефлексии на собственную жизнь в целом [147].
Д.А. Леонтьев вводит другое понятие — «смысловая структура» — он определяет ее как «относительно устойчивую и автономно иерархически организованную систему, включающую в себя ряд разноуровневых смысловых структур и функционирующую как единое целое» [73, с. 235].
48
Наиболее полно, на наш взгляд, представлена структура феномена смысла жизни В.Э. Чудновским в виде иерархической композиции. «В основе структуры смысла жизни лежит иерархия смыслов, «больших» и «малых» смыслов. Особенности «структурной иерархии» обуславливают не только формально-динамическую, но во многом и содержательную характеристику данного феномена. Иначе говоря, становление и функционирование смысла жизни как психологического феномена определяется не только содержанием «главного смысла», но и характером его соотношения с другими жизненными смыслами. Мало того; с изменением структурной иерархии изменяется и содержательная сторона смысла жизни [146]. Иерархическая структура смысла жизни является динамической системой, динамика которой обусловлена следующими факторами: социальными обстоятельствами; индивидуальными и возрастными особенностями человека; его субъективной активностью.
В ряде работ (В.Э. Чудновский, Д.А. Леонтьев, Г.В. Акопов, А.В. Горбачева, З.К. Голышева) понятие смысла жизни отождествляется с понятием смысложизненных ориентации. При этом Д.А. Леонтьев раскрывает содержание данного феномена следующим образом. Смысложизненные ориентации как сложные социально-психологические образования порождаются реальными значимыми жизненными взаимоотношениями субъекта и бытия, они релевантны по отношению ко всему жизненному пути личности (включая прошлое, настоящее, будущее), задают вектор и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути через структурную организацию жизненных целей — ценностей [73]. Сходная позиция отражена в работе И.Т. Петрова, который утверждает следующее. Смысловые ориентации образуются подобно оценке: прикидкой, деятельностным «примериванием» предметов и ценностей, их свойств к нуждам человека, к его будущему, ко всему, что может оцениваться, независимо от того, устанавливается это отношение рефлексивно или нет, через призму вопроса «какой смысл?» или путем развернутой рефлексии
49
смысла [102]. Г.В. Акопов, рассматривая- смысловые образования1 в концепции личностного целеполагания, отмечает, что «именно содержательная и структурная организация смысложизненных ориентации отличает цельное внутреннее бытие от «рассеянного» существования» [6, с. 126].
Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет единого определения понятия смысложизненных. ориентации; к тому же сама доля исследований, категории смысложизненных ориентации в психолого-педагогической научной^ мысли очень мала. Тем* не менее, мы выбираем именно эту категорию* для дальнейшей работы, так как ее содержание объединяет в себе позиции, деятельностного и экзистенциального подходов в отношении смысла жизни: смысл жизни представляет собой высшую* ценность человека, при этом человек является* творцом своей собственной судьбы и несет за нее личную ответственность.
Так, согласно деятельностному подходу, смысл жизни есть прижизненное приобретение человека, результат деятельности по преобразованию самого • себя и своей жизненной ситуации. Это базовая мотивационная тенденция личности, направленная на; осознание сущности собственного «Я», места в жизни, жизненного предназначения. На основе смысла жизни личность избирает и формирует свой жизненный путь. Как личностный феномен, смысл жизни имеет интегральную природу и включает в себя морально-эстетические, философско-мировоззренческие, социально-психологические аспекты, одновременно содержит такое смысловое значение, как внутреннее, идеальное содержание, ценность чего-либо, разумное основание, цель, назначение. Осознание личностью смысла жизни, то есть наличие таких целей и ценностей-, которые направляют, организуют всю жизнедеятельность субъекта, предполагает способность брать на себя ответственность за их осуществление. Утрата смысла жизни дезадаптирует личность в обществе.
50
Согласно В. Франклу, смысл доступен любому человеку вне зависимости- от пола, возраста, интеллекта, образования, характера, среды и религиозных убеждений, что подтверждается многочисленными эмпирическими данными [136]. То, что придает жизни смысл, может лежать в будущем (цели), и в настоящем (чувство полноты и насыщенности жизни), и в прошлом (удовлетворенность итогами прожитой жизни). Франкл утверждает, что даже когда нет надежды избежать страдания и смерти, есть смысл в том, чтобы продемонстрировать другим, Богу и самому себе, что ты можешь страдать и умереть с достоинством. Во* всех своих работах Франкл пишет: «Смысл - это скорее то, что надо найти, чем то, что дается: Человек не может его изобрести, он должен его открыть». Обращая внимание на уникальность и неповторимость смысла жизни каждого человека, Франкл, тем не менее, отвергает некоторые из философий жизни. Так, например, смыслом не может быть удовольствие и наслаждение; так как оно является внутренним состоянием субъекта.
В. Франкл выделяет у себя курсивом следующее положение: «Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю» [136, с. 114]. Этот принцип деятельности сочетается в работах В. Франкла с принципом предметности или в более привычной для В. Франкла терминологии, интенциональности. Интенциональная, предметная направленность человека, творящего самого себя в процессе свободной деятельности, является связующей нитью между субъектом и миром — такова общая идея логотерапии и деятельностного подхода.
С учетом всех рассмотренных позиций, в качестве рабочих определений смысла жизни и смысложизненных ориентации мы будем использовать следующие. Смысл жизни - это базовая мотивационная тенденция личности, направленная на осознание сущности собственного «Я», места в жизни, жизненного предназначения. Смысложизненные ориентации
51
— это ценности и цели, которые задают направление и границы самореализации личности как субъекта жизненного пути.
Смысложизненные ориентации в юношеском возрасте имеют особо важное значение. Обсуждая проблему становления смысла жизни в юношестве, особое внимание следует уделить характеристике переломных моментов в возрастном развитии, соотнести их специфику с особенностями жизненных смыслов. Формированию жизненных смыслов в процессе развития личности уделяют внимание разные авторы, приэтом многие из них подчеркивают решающую роль данного фактора. Например, К. Обуховский считает, что «фактором развития личности выступает её постоянная и активная устремлённость в будущее, эмоционально окрашенная направленность на решение отдалённой общественно-значимой задачи, выступающей смыслом жизни человека». Он полагает, что в критических ситуациях возрастного развития- «благополучный переход в новую фазу зависит от того, является^ ли жизнь реализацией основной направленности личности на далёкую задачу - смысл жизни» [92, с. 64].
B.C. Мухина предлагает путь познания личности «через анализ индивидуальных личностных смыслов, которые организуются в сознании человека в структурные звенья, общие для всех и каждого по наименованию и культурному абрису, но уникальные по их значениям и смыслу» [85, с. 58]. Она рассматривает в качестве критерия выделения возрастных этапов специфические для них формы самосознания, определяемые как «ценностные ориентации, образующие систему личностных смыслов, которые составляют индивидуальное бытие личности» [85].
В работах Л.С. Выготского и его последователей психическое развитие рассматривается как процесс качественных изменений, которые происходят в ходе усвоения человеком социального опыта, представленного в предметах культуры. По мнению Л.С. Выготского, «перестройка потребностей и побуждений, переоценка ценностей есть основной момент при переходе от возраста к возрасту». Так, в подростковом и юношеском возрасте происходит
52
«овладение внутренним миром», возникновение жизненного плана, как известной системы, приспособления, которая впервые осознаётся молодым человеком. Именно в этот период создаются предпосылки для становления смысла жизни, поскольку это «возраст открытия своего «Я», оформления личности, с одной стороны, и возраст оформления мировоззрения — с другой» [33, с. 327]. В этом возрасте, как отмечает И.С. Кон, встаёт вопрос о смысле жизни, который является «наиболее общей, философской» формой раздумий личности» [56, с. 205].
Рассматривая) внутренние, биологические факторы проявления, кризиса в юношеском возрасте, В.Э. Чудновский отмечает, что «в этот период взросления прибывающие жизненные силы, открывающиеся возможности настраивают на поиск перспективы и жизненного смысла» [27, с. 21]. Возникает вопрос: какова специфика и содержание жизненных смыслов, складывающихся в период взросления на современном этапе развития общества? «Поиск смысла жизни издавна считался специфической* потребностью юношеского возраста», - пишет И.С. Кон [56, с. 153]. По словам В. Франкла, проблема смысла жизни становится особенно насущной в возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования [136, с. 158].
Таким образом, к юношескому возрасту создаются предпосылки для проявления психологического новообразования - смысла жизни, которое развивается на основе становления главного мотива (жизненной цели), выявления и формулирования главной задачи, связанной с отдалённым будущим. Осознание смысложизненных ориентиров в этот период приобретает перспективную стратегическую направленность, свободу от влияния соблазнов ситуации и сиюминутных, импульсивных побуждений. Юношеский возраст в интересующем нас аспекте характеризуется, прежде всего, тем, что внутренний мир и индивидуальные смысловые ориентации приобретают самодостаточность, переходящую в сверхценность. Здесь
53
формируются предпосылки для становления высшей системы регуляции, характерной для зрелой автономной личности — системы, основанной на логике свободного выбора.
Источник: Чулкова Мария Александровна. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Чулкова Мария Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Курган, 2007.- 184 с.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.