Курсовая на тему самооценки: материал для дипломной и магистерской работы по психологии
У человека есть удивительная способность воспринимать и оценивать себя самого. Мы как бы раздваиваемся: одно наше «Я» смотрит на другое наше «Я». Самооценка отражает эти сложные отношения человека с самим собой.
Самооценка исследуется психологами достаточно давно. Проведено множество исследований, которые в частности показывают, что полезна для жизни не очень высокая, но и не очень низкая, а умеренная (адекватная) самооценка.
Адекватная самооценка не позволяет отрываться от реальности, как в сторону самоуничижения, так и в область некритичной самоуверенности.
Самооценка очень часто выступает как один из изучаемых феноменов в курсовых, дипломных и магистерских работах по психологии. Ее можно диагностировать уже у старших дошкольников с помощью методики «Лесенка», в которой ребенку предлагается рисунок ступенек и нужно поставить себя на одну из них, при том, что вверху стоит очень хороший ребенок, а внизу – плохой.
Эмпирические исследования самооценки в работах по психологии позволяют выявить её влияние на другие личностные феномены, а также изучить различия самооценки в различных группах испытуемых.
Приводимый ниже материал дает представление о направлениях изучения самооценки, ее видах. Это можно использовать при написании первой – теоретической главы дипломной, курсовой или магистерской работы по психологии.
Содержание
Самооценка как элемент самосознания. Я-концепция
Самооценка общая и парциальная
Рефлексия как механизм самооценки
Понятие самооценки
Понятие самооценки используется в психологической литературе в контексте таких понятий как самосознание, самовосприятие, я -концепция и т.д. Однако все эти понятия обозначают одно и то же содержание - представление человека о самом себе.
Существует несколько вариантов определения понятия самооценка. По мнению И.И.Чесноковой, самооценка есть ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности и поведения. Самооценка является одним из психологических образований, составляющих понятие "личность". Она относится к ядру личности, к чрезвычайно действенным компонентам ее структуры и динамики, так как принимает непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, она определяет его самоощущение - требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам, отношение с другими людьми. Это подтверждается проведенными в отечественной и зарубежной науке исследованиями личностных факторов, регуляции поведения. Ио мнению Божович Л. И., Пантилеева С. Р. и других авторов самооценке принадлежит среди этих факторов одно из ведущих мест. Она представляет собой сложный по психологической природе феномен. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения.
По мнению И. С. Кона, Чесноковой И. И. и ряда других авторов, самооценка играет очень важную роль в организации результативного управления своим поведением, выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Отражая степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой, уровень самоуважения, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха и неуспеха, достижения целей определенного уровня, т. е. уровня притязаний личности - тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых считает себя способной. Важное значение для нормального развития человеческой личности имеет установление гармоничных отношений между тем, чего человек хочет, на что претендует, и тем, на что он фактически способен. При этом может возникнуть рассогласованность, которая заключается в соответствии способностей человека той цели, к которой он стремится. Человек всегда, так или иначе, оценивает соответствует ли желаемое им реально возможному. Эта оценка не всегда правильна. В одних случаях человек переоценивает свои возможности и силы, в других же, напротив, самооценка оказывается слишком робкой, и он способен на несравненно большее, чем сам предполагает. Эти два типа самооценки личности, складывающиеся при неблагоприятных условиях воспитания, свидетельствуют о неблагополучии в ее развитии.
Первые попытки психологического изучения самооценки были предприняты У. Джемсом исходя из идей функционального направления. У. Джемс предположил, что необходимо расчленить в недифференцированном представлении о личности два компонента: познаваемый и познающий. Человек является субъектом познания, но, вместе с тем, его личностные свойства, отношения и стремления служат для него также особым объектом познания, отличным от других объектов, на которых сосредоточена его умственная активность.
У. Джемс отметил также зависимость самооценки от отношений, которые складываются между уровнем притязаний личности и ее реальными успехами. Это отношение стало предметом экспериментального изучения в работах К. Левина и его школы. В работах сторонников данной школы были обнаружены новые факты и зависимости, указывающие на сложность и многоаспектность вопроса о самооценке, зависимость последней от успеха и неуспеха при выполнении различных заданий, от уровня притязаний индивида, динамики его мотивов, статуса в малой группе, социального сравнивания и т. п. Согласно L. Festinger и его концепции «социального сравнивания», человек испытывает потребность в том, чтобы сравнивать свои личностные свойства с подобными свойствами других людей.
В различных ответвлениях фрейдизма и неофрейдизма говорится о том, что складывающееся в сознании индивида представление о самом себе является неполным, искаженным, не соответствующим тому, каковы его действительные побуждения, свойства, личностные характеристики. Самооценка, якобы, складывается под давлением конфликта между внутренними побуждениями и внешними запретами.
В работах отечественных психологов П. П. Блонского, М. Я. Басова, Л. С. Выготского, Д. Н. Узнадзе еще в 20-х годах прошлого века была показана несостоятельность так называемого функционального подхода, несовместимого с принципом целостности личности, ее активности и внутреннего единства.
Вопросы онтогенеза самооценки, её структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждались в работах Л. И. Божович, И. С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
В исследовании М. С. Неймарк было показано, что неадекватная высокая самооценка порождает конфликт между реальными возможностями и достижениями личности и ее притязаниями. В большом количестве работ отечественных психологов, таких как М. И. Боришевский, Г. И. Бизенков, А. В. Захарова, была раскрыта тесная связь между самооценкой и аппаратом самоконтроля при решении различного рода задач. Самооценка, как важнейший компонент структуры личности, рассматривается в контексте осознания субъектом других качеств личности, в первую очередь моральных (В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, В. А. Крутецкий).
Очень важными также являются исследования отечественных психологов таких как С.Я.Рубинштейн, Б. В. Зейгарник и др., имеющие своей целью разработать методы диагностики самооценки, а также выявить особенности самооценки при различных отклонениях от нормального интеллектуального и личностного развития субъекта (А. Р. Лурия, Б. В. Зейгарник, С.Я.Рубинштейн, Ж. И. Шиф и др.).
Самооценка как элемент самосознания. Я-концепция
Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания. Она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект. Самооценка является основным компонентом самосознания.
По мнению многих авторов, самосознание является высшей формой развития сознания человека. Самосознание есть осознанное отношение человеком к своим действиям, чувствам, мыслям, мотивам поведения, интересам, своему положению в обществе. Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего "я" из того, что его окружает и является не только отражением многообразных форм - свойств "я", но и активной преобразующей силой.
В процессе самосознания можно выделить два аспекта: процесс получения знаний о себе и процесс самоотношения. Оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию, которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Я-концепция является одним из центральных понятий во многих психологических теориях. Исследованием Я-концепции и ее влияния на поведение человека занимались такие психологи как У. Джемс, К.Роджерс, Дж. Мид, Э. Эриксон, Р. Бернс и многие другие. Я-концепция как динамическая система представлений человека о самом себе возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный продукт его психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним колебаниям и изменениям психическое приобретение.
Бернс Р. выделяет три элемента Я-концепции.
- Первый -когнитивный - это образ Я, который содержит представления индивида о самом себе. Предметом восприятия человека могут стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений. Они, как правило, кажутся ему убедительными, независимо от того, основываются они на объективном знании или субъективном мнении.
- Второй элемент - эмоционально-оценочная составляющая или самооценка, то есть аффективная оценка образа Я. Она может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением. Бернс Р. [15] полагал, что только признание собственно личности со стороны других представителей человеческого рода делает из человека общественную личность. В попытках охарактеризовать себя, как правило, присутствует сильный личностный, оценочный момент. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их Я-концепции.
- Третьим элементом Я-концепции является потенциальная поведенческая реакция человека, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой. Я-концепция - целостное образование, все компоненты которого, хотя и обладают относительно самостоятельной логикой развития, тесно взаимосвязаны.
Самооценка общая и парциальная
В отечественной психологии принято выделять общую самооценку, то есть самооценку личности в целом, которая отражает уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и частную самооценку, которая определяется тем, что личностью оцениваются собственные составляющие ее характеристики - поступки, успешность отдельных видов деятельности.
При этом каждый вид имеет когнитивный и эмоциональный компоненты. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе как меру удовлетворенности собой. Таким образом, понятие «общая самооценка» по своему содержанию является аналогом понятия «Я-концепция» в зарубежной психологии, когнитивный компонент общей самооценки — «образом-Я», «картиной-Я», аффективный компонент общей самооценки — самопринятием. Частная самооценка не имеет терминологических аналогов в зарубежной психологии, так как «нагружена» когнитивным, не характерным для западных подходов содержанием. В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое.
Многими учеными, такими как Е. А. Серебрякова, Л. И. Божович, Г. Л. Собиева, П.М.Якобсон, Е. И. Савонько, были выделены основные формы самооценки и устойчивость каждой из этих форм. Самооценка характеризуется по таким параметрам как уровень, и бывает повышенная, средняя и пониженная. По параметру соотношения с реальной успешностью — адекватная и неадекватная. По характеру -устойчивая и неустойчивая. По времени проявления - самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направленная на будущее - прогностическая. Та, которая проявляется по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию -процессуальная, или коррегирующая. Она парциальна, частична по своему характеру и связана с реализацией контрольных действий. Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов-деятельности ретроспективная.
Устойчивая адекватная самооценка позволяет человеку отнестись критически к себе, правильно оценить себя; свои силы и возможности. Неадекватная самооценка препятствует этому, вызывая либо переоценку, либо недооценку человеком своих способностей. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к разумной уверенности в себе, либо; к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки. Для развития, личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными частными.
Рефлексия как механизм самооценки
Рубинштейн С. Л., определяя личность в качестве её важнейшего показателя называл осознанность субъектом своих отношений к окружающему, то есть рефлексию. По мнению Захаровой А. В, рефлексия, является одной из характеристик самосознания, под которой понимают оценочные действия; внутреннее оппонирование, разведение исполнительских и контрольных действий, обсуждение их оснований и объективация.
Рефлексивными ожиданиями называются представления человека о том, что о нем думают люди, составляющие круг его общения, и считается, что эти ожидания существенно влияют на процесс личностного самооценивания. Рефлексивные ожидания - феномен личностной рефлексии, поскольку, для того чтобы, представить, что о нем думают другие люди, человеку, прежде всего, необходимо понять, каким его видят другие люди, а. это в первую очередь должно вести к анализу и пониманию своего поведения, своих личностных особенностей; отношений с людьми.
До определенного времени рефлексия в психологии понималась преимущественно как обращение к собственному способу действия и лишь сравнительно недавно она стала рассматриваться как деятельность самопознания, как процесс получения явного знания о себе самом. Затем для обозначения рефлексии как деятельности личностного самопознания появился специальный термин - личностная рефлексия (И. Н. Семенов, Н. И. Гуткина). Личностная рефлексия понимается как механизм самосознания, как особый исследовательский акт, при котором человек не просто исследует свой внутренний мир, а еще исследует и себя как исследователя.
Таким образом, на основе анализа работ по изучению самооценки, можно сделать вывод, что существует несколько подходов к пониманию этого понятия. Но в целом все они сходятся на том, что самооценка является сложным и одним из важнейших личностных образований. От того, как человек воспринимает и оценивает самого себя, зависит и характер его взаимоотношений с другими людьми, эффективность его деятельности, а тем самым и дальнейшее развитие собственной личности. Обычно человек активно утверждает свое собственное отношение к другим людям и самому себе. Одной из форм выражения этого отношения служит самооценка. Она играет очень важную роль в организации результативного управления личностью своим поведением, и имеет несколько видов. Самооценка -отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешнему облику. И независимо от того, лежат ли в её основе собственные суждения индивида о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.
Самооценка подростков
Периодом интенсивного развития самооценки считается подростковый период. Возрастное своеобразие самосознания и самооценки подростка и юноши исследовалось Б. Г. Ананьевым, В. А. Крутецким, Н. С. Лукиным, А. И. Липкиной, И. С. Коном и др. Все авторы подчеркивают ярко выраженную направленность подростка и юноши на познание себя, на оценку качеств собственной личности.
В процессе формирования правильной самооценки немалую роль играет умение подростка правильно оценивать личность своего сверстника. Отмечая те и иные качества, достоинства, а также недостатки личности другого, подросток учится находить их и в собственной личности. От того, как люди отражают и интерпретируют облик и поведение, а также оценивают возможности друг друга, во многом зависит характер их взаимодействия, и результаты, к которым они приходят в совместной деятельности. В своих работах Б. Г. Ананьев отмечает, что большинство подростков предпочитает скорее говорить о других, а не о себе, причем не из желания скрыть что-либо, а вследствие трудности определения самого себя при относительной легкости определения качеств другого.
Прихожан А. М. в своих исследованиях изучала эмоционально-ценностное отношение к себе подростков. Это отношение представляет собой своего рода сплав общего эмоционального отношения к себе (по типу "я себя люблю - не люблю", "принимаю - не принимаю") и отношения собственно оценочного и проходит в своем развитии ряд этапов. Младших подростков (10 - 11 лет) характеризует положительное отношение к себе (принятие себя). Негативные оценки окружающих, собственные неудачи воспринимаются детьми как ситуативные, временные и не оказывают значительного влияния на их отношение к себе. В 11 - 12 лет уже обнаруживается острая потребность в самооценке и в то же время переживание неумения и невозможности оценить себя. В дальнейшем, в 12 – 13 лет наряду с общим положительным отношением к себе, появляется также ситуативное отрицательное отношение, обнаруживающее зависимость от оценок окружающих, прежде всего сверстников. На следующем этапе (13 – 14 лет) возникает, так называемая, оперативная самооценка, отражающая отношение подростка к себе в настоящий период времени. В юношеском возрасте увеличивается количество высказываний; носящих неопределенный, амбивалентный характер, причем это происходит за счет снижения числа отрицательных высказываний. Подросток все более и более начинает сознавать себя как. единое целое. Отдельные черты все более и более становятся, в его самосознании чертами характера. Он начинает воспринимать себя как нечто целое, и каждое отдельное проявление – как часть целого.
Анализ психолого-педагогической литературы по вопросу структуры самооценки подростка показывает, что адекватность и устойчивость самооценки у подростков очень редки. Подростки более критично относятся к другим, чем к самим себе. Колебания самооценки объясняются обостренным восприятием удач и неудач при слабости критериев оценки. Только в юношеском возрасте самооценка стабилизируется.
В исследовании особенностей оценки других и самооценки, выполненном Е. А. Серебряковой у подростков было отмечено, что изменение самооценки отстает от изменения оценки, даваемой другими людьми. После того как оценка деятельности учащегося окружающими людьми, учителем в частности, уже изменилась, самооценка еще некоторое время продолжает оставаться прежней. Кроме того, скорость, с которой происходит изменение самооценки, зависит от целого ряда индивидуальных особенностей, в том числе от силы и устойчивости уровня притязаний. В зависимости от самооценки дети обнаруживают себя как уверенные в себе (это дети с устойчивой адекватной самооценкой), самоуверенные (с неадекватной повышенной самооценкой) и неуверенные в себе (дети с неадекватной сниженной самооценкой). Неустойчивая самооценка, как это отмечает Е. А. Серебрякова, сама по себе неоднородна. Это может быть просто несформировавшаяся самооценка: ребенок еще не знает своих сил и возможностей в данной области. Другой вид неустойчивой самооценки -меняющаяся самооценка. Под влиянием опыта и, оценок* окружающих, самооценка более или менее быстро меняется, и переходной стадией от одного уровня самооценки к другому является неустойчивая самооценка.
Формирование личности ребенка в значительной степени зависит от того, как- сложатся отношения между притязаниями, самооценкой и реальными возможностями ребенка удовлетворить притязания, оправдать свою самооценку. Однако при определенных педагогических и психологических условиях может возникнуть такое положение, когда притязания и самооценка ребенка не снижаются, несмотря на опыт неудач, а в то же время ребенок не может добиться успеха, поднять свои возможности до уровня своих притязаний. Возникает разрыв, непримиримое противоречие между потребностями и стремлениями ребенка и их удовлетворением.
Одним из способов сохранения сформировавшейся, привычной самооценки и определенного отношения к себе, при невозможности удовлетворить свои притязания является как бы непроницаемость для опыта. В этом случае ради сохранения привычного, удовлетворяющего отношения к себе он игнорирует свой неуспех, происходит неосознаваемое им самим острое эмоциональное отталкивание всего, что нарушает отношение к самому себе, что может выбить из привычной позиции. Такой путь приводит к неадекватному отношению к действительности, придавая новое значение всему тому, что вызывает необходимость пересмотреть отношение к себе. Неадекватность отношения к действительности становится основным определяющим признаком такого состояния. Такой комплекс переживаний дает ребенку внутреннее основание проявлять агрессивность по отношению к тем людям или обстоятельствам, которые обнаруживают перед ним самим и перед другими людьми его несостоятельность.
Этот самооценочный феномен носит название «аффект неадекватности». Аффект неадекватности является своеобразной, защитной реакцией, помогающей ребенку оградить себя от нежелательных воздействий действительности и сохранить удовлетворяющее его отношение к себе.
Проведенные наблюдения и исследования Неймарк М. С., Е. А. Серебряковой, Славиной Л. С. показывают, что аффект неадекватности возникает у детей подросткового возраста достаточно часто и является очень серьезным препятствием для. правильного формирования личности. Так как такой аффект является барьером, отгораживающим личность от действительности, то естественно, что под его влиянием формируются такие черты, как обидчивость, мнительность и подозрительность, недоверие к людям, агрессивность, замкнутость и целый ряд других.
Изучение Неймарк М. С. аффекта неадекватности показало, что условиями, необходимыми для его возникновения, являются притязания в каком-либо виде деятельности или сфере общения, которые оказываются выше возможностей ребенка, невозможность удовлетворить эти притязания и уже появившаяся, но еще неосознанная неуверенность в себе.
Источник: Вагина М.В. Психологическая диагностика нарушений формирования самооценки у учащихся с детским церебральным параличом : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.10 / Вагина Марина Викторовна; [Место защиты: С.-Петерб. гос. ун-т].- Санкт-Петербург, 2009.- 208 с.
Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать