Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология профессиональной деятельности / Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания у врачей - стоматологов

Профессиональный стресс и синдром эмоционального выгорания у врачей - стоматологов

СЭВ — многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. Всемирная организация здравоохранения признала, что синдром эмоционального выгорания, требует медицинского вмешательства (2001) [25]. В МКБ - 10 «синдром выгорания» выделен в отдельный диагностический таксон - Z73 (проблемы связанные с трудностями управления своей жизнью). Тема ПС и СЭВ профессионального работника в последние три — четыре десятилетия привлекала внимание научных специалистов [6], [9], [18], [20], [27], [32], [54], [57], [34], [63], [72-76].

Понятие стресса используется при описании разнообразных нарушений, возникающих в условиях воздействия экстремальных факторов, на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях. Производственные стрессоры, свойственные той или иной профессиональной деятельности различны. Для одних профессий подчеркивается роль физико-химических факторов, для других — психологических и социальных [49], [62], [58], [155], однако для развития психического стресса наиболее

40

 

существенна субъективная оценка стрессогенного стимула как угрожающего, которая зависит от неповторимого индивидуального опыта, особенностей личности, психического состояния и характера когнитивных процессов. Фактор становится стрессором, если возникает конфликт между требованиями фактора с одной стороны и возможностями и потребностями индивидуума — с другой. Ситуации, в которых субъекты при наличии у них, выраженных биологических или социальных потребностей длительно или строго ограничиваются (кем-то или чем-то) в их удовлетворении получили название конфликтных ситуаций [74]. Конфликтные ситуации своей неопределенностью действий, новизной окружающей обстановки приводят к стрессу [50], [7], [37], [44], [201],[203]. Честолюбие, недостаточное использование навыков и низкая самооценка являются важными факторами, добавляющими стрессовую нагрузку на персонал поддержки стоматологов. К сожалению, стоматологи получают недостаточную подготовку в плане приобретения навыков управления межличностными отношениями в трудовом коллективе. Возможно, поэтому им не хватает умения эффективно урегулировать указанные конфликты [156].

 

Как известно, профессиональный труд врача-стоматолога отличается большой эмоциональной, психической и физической нагрузкой. Особое значение придается тому факту, что врач-стоматолог, работая целый день «лицом к лицу» с пациентом, сопереживает ему в его страданиях и страхе предстоящего лечения. Практически каждый пациент воспринимает зубоврачебную процедуру с тревогой, а иногда и с отвращением, перед которыми врач беззащитен, хотя и стремится провести все этапы лечения безболезненно. Среди причин стресса отмечаются: перегрузки от профессиональной деятельности, финансовые неудачи, особенности взаимодействия врача с пациентом, неудовлетворительные взаимоотношения в рабочем коллективе, проблемы профессионального роста и карьеры, осложненные условия личной жизни, низкий авторитет профессии и отсутствие должного общественного имиджа [108-109], [133-134], [37].

41

 

Социально-психологические аспекты в стоматологической практике касаются изучения проблематики стрессогенности профессии врача-стоматолога, осознание самим врачом появления у него признаков стресса и синдрома выгорания. Стоматологи рассматривают свою профессию как наиболее стрессогенной по сравнению с другими видами деятельности [37], [7], [108-109], [127-128], [132], [199], [190], [100]. При обследовании 364 врачей - стоматологов Л.И.Ларенцова установила (2002), что: 78% врачей считают профессию врача-стоматолога более стрессогенной, чем другие профессии, 12% - менее стрессогенной, а 10% называют ее такой же, как и другие профессии [37]. По другим данным 83% стоматологов оценивают свою профессию по сравнению с другими медицинскими специальностями» как «очень стрессогенную», около 60% - как «более стрессогенную [175].

Группа психологов из Манчестерского университета проводила в течение года исследования по продолжительности жизни представителей различных профессий и составила шкалу стрессов по 150 профессиям. Оценка давалась по десятибалльной системе. Стоматологи заняли в этом списке четвертое место (7,3 балла после шахтеров, полицейских, журналистов и строителей). Врачи всех специальностей, в целом, набрали 6,8 балла (журнал «Новый век» 2000, Сб.).

Среди других стрессоров, по результатам упомянутых исследований отмечены: возможная угроза срыва графика приема, особенности работы с трудными или ненастроенными на сотрудничество с врачом пациентами; вмешательство государственных структур и постоянное требование совершенствование технического уровня.

Установлено, что существует профессиональный стрессор стоматолога "врач - тревожный пациент" [37]. Этот фактор занимает третье место среди стрессоров после задержек и перегрузок на работе. Имеются работы, в которых фиксировалась реакция врача, его напряжение и тревожность во время приема больных с лабильной нервной системой, анализировались подходы к лечению этой трудной категории больных [152], [173], [202],

42

 

[301]. Установлено, что врачи в ряде случаев затрудняются в диагностике и подготовке к лечению пациентов с фобией [88], которые, как известно, во многих случаях требуют дополнительного время, внимания, специальных подходов к лечению от врача [37], [139].

Результат нескольких работ продемонстрировал, как стресс, испытываемый стоматологом, мешает ему точно отличить только стоматологическую тревожность больного от общей тревоги пациента и какие от этого могут быть последствия [175-176]. Имеется сообщение, в котором указывается, что тревожность врача может влиять на восприятие и выбор правильного цвета врачами - стоматологами при реставрации зубов [79].

Изучение СЭВ у стоматологов 3-х специальностей показало, что хирурги-стоматологи и терапевты имеют больший уровень выгорания, чем ортопеды [147], [149], [46], 51]. Детские стоматологи также обнаруживают несколько более высокие показатели испытываемого профессионального стресса и выгорания, чем специалисты, работающие со взрослыми пациентами [179], [186], [46].

Здоровье стоматолога - один из самых важных компонентов его успешной практики. Несмотря на тот факт, что 88 процентов стоматологов сообщают о хорошем или превосходном здоровье [Kupcinskas L, Petrauskas D.,2003], некоторые исследования выявили, что один из десяти стоматологов имеет нарушения общего состояния здоровья, причём три из десяти стоматологов сообщают о наличии соматических симптомов [Gorter R.C. at al.,2000]. Многие врачи чувствовали себя не здоровыми, по сравнению с представителями других помогающих профессий, относящихся к группе повышенного риска [Hjalmers К., 2003].

Анализируя эти данные, можно сказать, что врач-стоматолог и пациент находятся в тесном взаимодействии во время лечения и им необходимо взаимопонимание, прежде всего для защиты психики обеих сторон. [41], [51], [19] проанализировали психологические нагрузки в стоматологической

43

 

практике и обнаружили, что они носят бинарный характер: 1) психологическая загруженность пациента провоцирует психологическое напряжение врача и 2) характер работы сам по себе имеет негативный психогенный характер (предмет работы, возможность ошибки и т.п.).

По сведению Американской ассоциации стоматологов, средняя продолжительность жизни врача стоматолога короче средней продолжительности жизни в Америке.

Однако до недавнего времени не многие классифицировали бы их профессию как опасную.

 

 

Согласно литературным данным [29], [34], [37], [68], в структуре клинических проявлений ПС и СЭВ имеются черты, сближающие это явление с рядом традиционных психических (таких, как астенический невроз) и психосоматические расстройства. Такое положение вещей позволяет говорить о наличии в этиопатогенетическои структуре симптома эмоционального выгорания психологического звена.

Кроме того, исследование показало, что карьера в области стоматологии имеет тенденцию привлекать людей с навязчивыми поведенческими характеристиками, которым требуется социальное одобрение и соответствующий статус, зачастую с нереалистическими ожиданиями, в том числе относительно избыточно завышенного стандарта исполнения своей работы [175], [202].

Наблюдающиеся при стрессе нарушения психической и психофизиологической адаптации проявляются снижением эффективности профессиональной деятельности, дисфункцией межличностных контактов на работе и в семье, расстройствами психического и соматического здоровья [91],[37], [133], [106]. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что ПС и СЭВ способствуют возникновению депрессии, чувства беспомощности и бессмысленности самого существования, приводит к нарушениям производственной дисциплины, злоупотреблению алкоголем, наркотиками, а иногда и к суицидному поведению [80 - 82], [89], [143], [170],

44

 

[90], [108], [112]. В публикациях, посвященных вопросам ПС и СЭВ врачей-стоматологов, показано, что в этой деятельности может быть выделен широкий круг причин, способствующих его развитию, и приводятся факты, позволяющие отнести контингент врачей-стоматологов в группу риска [37], [116], [133-134], [109], [131], [144-146], [103], [174-177], [114]. Имеются сообщения о высоком уровне самоубийств у врачей-стоматологов в США (в 2,5 раза выше, чем в населении), а среди представителей медицинских профессий стоматологи по этому показателю занимают третье место.

 

 

Проблема эмоциональной дезадаптации работников различных профессий, особенно связанных с межличностным взаимодействием, начиная с 70-х годов, стала изучаться после появления в англоязычной литературе понятия "синдром эмоционального выгорания" (burnout). Синдром рассматривается как проявление воздействия профессии коммуникатора на личность специалиста и широко исследуется в последнее десятилетие в зарубежной психологии [189-190]. Названный по буквальному переводу английского термина "burnout" — "выгорание" ("выгоревший"), он характеризует состояние сильного переутомления по ассоциации с затуханием пламени костра или свечи. Существуют различные определения "выгорания", однако в наиболее общем виде оно рассматривается как долговременная стрессовая реакция или синдром, возникающий вследствие продолжительных профессиональных стрессов средней интенсивности, который в основном наблюдается среди профессионалов тех специальностей, которые в процессе своей работы находятся в непосредственных длительных личностных контактах со своими пациентами, клиентами, партнерами и т.п. [92], [98], [104], [107], [111], [113], [120]. Статистические данные целого ряда стран указывают на то, что такое явление как синдром выгорания стало довольно массовым в последнее время среди стоматологов [37], [88], [93-95], [127-129], [ 100]. В связи с этим в понятие синдром выгорания рядом авторов в настоящее время вкладывается понятие "профессиональное выгорание",

45

 

что позволяет рассматривать данное явление в аспекте личностной деформации профессионала под влиянием стрессоров [164-165],[189-190].

Разработка стандартизированных методик для диагностики выгорания и особенно с помощью специально разработанной Maslach & Jackson (1981) методики Maslach Burnout Inventory (MBI) [160], позволили исследователям получить более точные представления о сущности данного синдрома [163].

Аналогом этой методики в России может служить, предлагаемая В.В. Бойко, «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» [16]. Есть сообщение об использовании этого инструмента для диагностики выгорания у врачей психотерапевтов, психологов, педиатров, и медицинских сестер [33], стоматологов [37].

Murtomaa Н. Et al., (1990) изучали наличие синдрома и факторов его вызывающих (по шкале MBI) среди 232 финских стоматологов. Установлено, что 61% врачей (41% - женщины; 59% - мужчины) испытывали ПС. 223 врача - стоматолога отмечали психическую усталость во время работы, потерю удовлетворения от работы выявлено у 22%, у одной трети врачей определялась грубость к пациентам и снижение должной заботы о них [179].

Высокий общий уровень СЭВ 10,6% по шкале MBI отмечен у 340 стоматологов Англии: ЕЕ-25,53; DP - 8,88; РА - 34,42 [183]. Авторы отмечают, что на формирование синдрома влияет напряженный график работы, взаимоотношения в коллективе, с пациентами и условия работы.

Gorter, (1999) изучал наличие и формирование СЭВ по шкале MBI на высоко репрезентативной выборке голландских стоматологов (709 врачей). Результаты: СЭВ: ЕЕ - 13,7 (8,6); DP - 5,9 (3,9); РА - 30,8 (5,9). Мужчины среднего возраста оказались больше подвержены развитию синдрома. 21% врачей имели определенный риск синдрома выгорания, 13% врачей составили высокий общий уровень выгорания (высокие показатели по шкалам ЕЕ, DP и низкие по шкале РА), 2,5% были в состоянии высокого уровня выгорания [133].

46

 

Этот же автор провел исследование 735 голланских стоматологов с целью оценить влияние условий труда на формирование СЭВ по шкале MBI - NL (нидерландская модификация) и по шкале DEWSS. Положительной зависимости между характеристиками рабочего места врача и СЭВ не было выявлено. Гипотеза относительно зависимости между ПС и СЭВ была подтверждена. Более того, исследование показало, что реальные характеристики рабочего места врача — стоматолога не могут объяснить существующее нервное истощение врачей [134].

Впервые проведенное изучение СЭВ у врачей — стоматологов в России 272 стоматологов г. Москвы [37] показало, что 104 врача (38.2%) не подвержены синдрому выгорания, 168 врачей (61.8%) имеют высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 22 врача (8.1%) - по всем трем шкалам. В частных клиниках не подвержен синдрому выгорания 51 врач из 82 (62.2%), 31 врач (37.8%) имеет высокую степень выгорания хотя бы по одной из шкал, из них 4 врача (4.9%) - по всем трем шкалам. В государственных клиниках не подвержены синдрому выгорания 53 врача из 190 (27.9%), высокую степень выгорания хотя бы по одной шкале имеют 137 врачей (72.1%о), из них по всем трем шкалам - 18 врачей (9.5%). Результат исследования фиксирует у врачей - стоматологов синдрома выгорания в 8,1%.Существенным фактором развития ПС и СЭВ является семейно-бытовая ситуация врача-стоматолога. Чем более конфликтные отношения в семье врача, тем выше уровень его стресса. Врачи, испытывающие материально-бытовую неустроенность, имеют достоверно более высокий уровень стресса, чем благополучные в материальном положении врачи. [41] [7], [51]. Что касается отечественной психологии, то вышеуказанная область, как предмет самостоятельного исследования, практически не изучалась. Имеется ряд работ, в которых этот феномен либо обозначался, либо рассматривался в контексте более широкой проблематики [17], [21-22], [33], [60], [65], [78], [78].

Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация ... кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2009.- 188 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!