Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Возрастная психология / Проблема компьютерной зависимости в подростковом возрасте (материалы для дипломной, магистерской)

Проблема компьютерной зависимости в подростковом возрасте

Наше время характеризуется активным развитием информационных и компьютерных технологий, которые требуют от современного человека развития технологических компетентностей и перестраивают практику повседневной жизни. Современный подросток живет уже в мире, отличном от того, в котором выросли его родители. Очевидно, что с изменением общества, появляются и новые виды девиантного поведения, среди них - компьютерная зависимость, интернет-зависимость, лудомания и др.

Компьютерная зависимость в нашей работе рассматривается как вид девиантного поведения. Поэтому необходимо проанализировать понятие «девиантное поведение».

Сущность и содержание девиантного (отклоняющегося) поведения подростков изложены в работах отечественных (В.М. Бехтерева [23], Л.И. Божович [27], Я.И. Гилинский [47], Е.В. Змановская [54], Ю.А. Клейберг [72], В.В. Ковалев [74], И.С. Кон [76], М. Кле [71], А.Е. Личко [89], В.Д. Менделевич [94], Ф. Райе [122], Д.И. Фельдштейн [146], и др.) и зарубежных (Р. Мертон [47, 99], Н. Смелзер [47, 99], X. Э. Ремшмидт [123] и др.) авторов.

Я.И. Гилинский под девиантным поведением понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) [47]. Ю.А. Клейберг девиантное поведение рассматривает как специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним [72]. По мнению И.С. Кона, девиантное поведение — это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психического здоровья, права, морали) [76].

 

13

Таким образом, ученые считают, что девиантное поведение характеризует поступки и действия человека, вступающего в конфликт с социальными нормами общества. Социальные нормы, по мнению Ф.Б. Басейна [20], находят свое воплощение в законах, традициях, обычаях, то есть во всем том, что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения, с целью регуляции деятельности и отношений. Девиантное поведение мы рассматриваем вслед за Е.В. Змановской, как устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией [53].

Исследователи выделяют различные виды девиантного поведения. В связи с этим возникает вопрос, какое место среди них занимает компьютерная зависимость. Авторы используют различные основания для классификации отклоняющегося поведения.

Ю.А. Клейберг выделяет три основные группы поведенческих девиаций, в зависимости от их влияния на личность и общество: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество) [72]. Н.В. Перешеина и М.Н. Заостровцева [112] предлагают классификацию видов и форм девиантного поведения с точки зрения их проявления во вредных привычках: курение, алкоголизм, наркомания, побеги из дома и бродяжничество, сексуальные отклонения, суицид, страхи и навязчивости, дис-морфобии, двигательная расторможенность, патологическое фантазирование и хобби, нарушение «пищевого поведения», азартные игры, сквернословие, граффити.

Ц.П. Короленко и Т.А. Донских [77] делят все поведенческие девиации по признакам «нестандартное» (форма нового мышления, идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения, например, деятельность новаторов) и «деструктивное» (внешнедеструктивное - социальных норм и внутридеструктивное - суицидное, конформистское, нарцис-сическое, фанатическое и аутическое) поведение.

 

14

В психологической литературе можно встретить и другие подходы к классификации видов отклоняющегося поведения личности. Например, А.Ю. Акопов [6] описывает девиантное (отклоняющееся) поведение с позиций социальной болезни, а девиантное поведение относит к социально-психологическим зависимостям (аддиктивизация общества и человека).

В нашей работе придерживаемся классификации поведенческих отклонений Е.В. Змановской, которая в качестве оснований для деления девиаций на группы использовала критерии: «вид нарушаемой нормы» и «негативные последствия отклоняющегося поведения» [53, с. 33]. Она выделяет следующие виды девиантного поведения:

  • антисоциальное (делинквентное) поведение - это поведение, противоречащее правовым нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (хулиганство, кражи, грабежи, вандализм, торговля наркотиками);
  • асоциальное поведение - это поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, непосредственно угрожающее благополучию межличностных отношений;
  • аутодеструктивное поведение - это поведение, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию самой личности, выражающееся в наркозависимом поведении, компьютерной зависимости, пищевых аддикциях, суицидальном поведении.

Таким образом, Е.В. Змановская рассматривает компьютерную зависимость как вид девиантного поведения, относя ее к аутодеструктивному поведению, оказывающему реальный ущерб здоровью человека, поскольку, по ее мнению, в выраженной форме она может иметь такие негативные последствия, как утрата работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений.

Проблема зависимого поведения в психологии является весьма актуальной. Однако в толковых словарях русского языка не дается однозначного и четкого определения понятию «зависимость». Данное понятие рассматривается в различных аспектах: медицинском, социальном, психологи-

 

15

ческом. Так, В.Д. Менделевич рассматривает «зависимость» в медицинском смысле как навязчивую потребность личности в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами. Рост толерантности означает привыкание к большим и большим дозам вещества [94].

Под психологической зависимостью А.Г. Врублевский понимает стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта [72]. Н.С. Курек [81] определяет психологическую зависимость как необходимость «Я» в приеме психоактивных веществ для достижения определенных эмоциональных переживаний; как стойкую эмоциональную потребность в повторяющемся употреблении, какого-либо наркотика или группы наркотиков.

В социальном аспекте понятие «зависимость» характеризует В.В. Шабалина [157] и др. Она отмечает, что зависимость человека - это неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию, как правило, в связи с личностной неспособностью отказаться от объекта влияния, как результата подобного воздействия.

Зависимость в психологическом смысле рассматривается в работах А.Ю. Акопова [6], В.П. Ильина [61], Н.Д. Твороговой, Р.А. Прокопишина [142] и др. Так, А.Ю. Акопов под понятием «зависимость» подразумевает гедоническую установку на немедленное получение удовольствия всегда, любыми способами, средствами, любой ценой и из всего; почти рефлекторное погружение в иллюзорный, ирреальный мир наслаждений с уходом от реальности, бегства от общения в одиночество.

Н.Д. Творогова и Р.А. Прокопишин под «зависимостью» понимают расстройство мотивационно-потребностной сферы человека, которое подчиняет всю мотивационную сферу индивида такой потребности, которая не является физиологически обусловленной, ограничивает адаптационные механизмы поведения и вынуждает личность к регулярному и постоянно возобновляющемуся поиску источника удовлетворения потребности, связан-

 

16

ного с объектом зависимости. В работе мы придерживаемся определения, предложенного В.П. Ильиным, который рассматривает зависимость как особое внутреннее состояние человека, характеризующееся утратой личностью, в той или иной степени, свободы воли — ключевого ее качества.

Таким образом, понятие «зависимость», как показывает анализ литературы, рассматривается как неадекватно высокая восприимчивость к тому или иному внешнему воздействию (В.В. Шабалина), как гедонистическая установка (А.Ю. Акопов), как стремление (влечение) принимать наркотический препарат (А.Г. Врублевский), как особая потребность человека (Н.С. Курек, В.Д. Менделевич, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишин), как особое внутреннее состояние человека (В.П. Ильин).

С понятием «зависимость» тесно связано понятие «зависимого поведения». Е.В. Змановская зависимое поведение определяет как аутодеструк-тивное поведение, связанное с зависимостью от употребления какого-либо вещества (или от специфической активности) в целях изменения психического состояния [53].

Как разновидность девиантного поведения характеризует зависимое поведение В.Д. Менделевич [94]. Он говорит, что зависимое поведение — это поведение, которое характеризуется непреодолимой подчиненностью собственных интересов - интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать свою вовлеченность в какую-либо деятельность, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения.

В своей работе мы придерживаемся определения зависимого (аддик-тивного) поведения, предложенного А.А. Ухтомским [145]. Зависимое поведение трактуется им как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому-либо объекту. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребно-

 

17

сти, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом деятельности.

Зависимое поведение полифункционально. Доминирующая функция меняется по мере развития зависимого поведения. А.А. Ухтомский [145] выделяет следующие функции зависимого поведения:

-  познавательная (удовлетворение любопытства, изменение воспри
ятия, расширение сознания);

  • гедоническая (получение удовольствия);
  • стимулирующая (повышение продуктивности деятельности);
  • психотерапевтическая (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведении, которое пугает);
  • компенсаторная (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.);

-  адаптационная (приспособление к группе сверстников, употреб
ляющих наркотики и т.п.);

- анестетическая (избегание боли).

Часто с целью характеристики зависимого поведения авторы используют понятие «аддиктивное поведение» (от лат. addictus - склонность, пагубная привычка). Эти понятия, вслед за Н.Л. Бочкаревой, Е.В. Змановской, Ц.П. Короленко и др., мы используем как синонимы [54, 77, 85].

 

В связи с выше изложенным, нам необходимо определиться с понятием «компьютерная зависимость». В электронном словаре «Википедия» [107] игровая (компьютерная) зависимость определяется как форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми. В психологической, литературе термин «компьютерная зависимость» официально введен недавно. И определяется как пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности, ограничению общения с другими людьми (М.С. Иванов). В своей работе мы принимаем определение М.С. Иванова.

 

18

Для того чтобы определить, относят ли исследователи компьютерную зависимость к группе зависимостей, нам необходимо рассмотреть виды зависимого поведения. Интересную классификацию социально-психологических зависимостей предлагает А.Ю. Акопов. Он разделяет их на три группы: положительные, смешанные и отрицательные. Положительные зависимости - это зависимости, в которых субъект любит объект зависимости, нуждается в нем, положительно к нему относится. При отрицательной зависимости субъект относится к объекту отрицательно: негативно или болезненно. В негативном варианте (например, терроризм) зависимый субъект ненавидит объект зависимости, хочет его уничтожить. В болезненном варианте отрицательной социально-психологической зависимости субъект, нуждаясь в объекте, свою неразрывную связь с ним воспринимает как болезненную, причиняющую ему невыразимые страдания, мучения, но от которой он сам себя избавить не может (любовь-ненависть, садомазохизм). При смешанных зависимостях отношение субъекта к объекту полярное: он его и любит, и ненавидит, но всегда нуждается в нем [53; с. 115]. Компьютерную зависимость А.Ю. Акопов относит к положительным информационным экранным зависимостям, указывая на то, что в информационных зависимостях, в наибольшей степени, выражен социальный фактор ее возникновения (приложение 1). С помощью компьютера можно получать любую информацию во всех сферах, можно нарисовать свой мир, управлять им (виртуальная реальность) и даже вступать с ним в интерактивную, обратную связь. Однако это может провоцировать «психопатологические расстройства из-за глубокой вовлеченности в этот симбиоз двух реальностей» [53; с. 141].

Классификацию информационных зависимостей, состоящую из пяти типов, относительно информационных возможностей компьютерных технологий, предлагает К. Янг [167]:

1) киберсексуальная зависимость - непреодолимое влечение к посещению порносайтов и занятию киберсексом;

 

19

  1. пристрастие к виртуальным знакомствам - избыточность знакомых и друзей в Сети;
  2. навязчивая потребность в Сети - игра в онлайновые азартные игры, постоянные покупки или участия в аукционах;
  3. информационная перегрузка (навязчивый web-серфинг) - бесконечный поиск информации по базам данных и поисковым сайтам;
  4. компьютерная зависимость - навязчивая игра в компьютерные игры (стрелялки - Doom, Quake, Unreal и др., стратегии, квесты).

В зависимости от объекта аддикции Е.В.Змановская предлагает следующую классификацию зависимого поведения: 1) психоактивные вещества (легальные или нелегальные наркотики); 2) алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой группе); 3) пища; 4) секс; 5) религия и религиозные культы; 6) игры [53].

В соответствии с перечисленными объектами, Е.В.Змановская выделяет следующие формы зависимого поведения:

  • химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость);
  • нарушения пищевого поведения (переедание, голодание);
  • гэмблинг - игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры);
  • сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм, вуайеризм, некрофилия, садомазохизм);
  • религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту) [53].

 

Таким образом, компьютерная зависимость рассматривается исследователями как вид информационной зависимости (К. Янг), как положительная информационная экранная зависимость (А.Ю. Акопов) и как гэмблинг или игровая зависимость (Е.В. Змановская). В связи с этим М.С. Иванов делает вывод о том, что компьютерная зависимость как вид девиантного поведения может рассматриваться по аналогии с психологическими аспектами наркотической, алкогольной и других «традиционных» зависимостей [53,

 

20

54]. Как подчеркивает М.С. Иванов, проведение таких параллелей весьма удобно с точки зрения научного исследования игровой зависимости, так как в случае подтверждения эквивалентности этих видов зависимости станет возможным спроецировать весь объем знаний, накопленный в области «традиционных» видов зависимости, на зависимость от компьютерных игр.

Для идентификации компьютерной зависимости нам необходимо знать ее признаки, среди которых мы выделяем признаки, характерные для всех видов зависимого поведения и специфические. Сначала рассмотрим общие признаки зависимого поведения.

Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в устойчивом непреодолимом стремлении к изменению психофизического состояния и формированию аддиктивной установки. Аддиктивная установка влияет на совокупность когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни (Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкаре-ва, Е.В. Змановская, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина) [54, 85, 142].

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции и неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление -образом жизни. Объект (ситуация) зависимости может служить источником субъективно-комфортного состояния или средством стабилизации неблагоприятных личностных состояний (Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева, Е.В. Змановская, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина).

Зависимое поведение влечет за собой социальную дезадаптацию. Ц.П. Короленко, Т.А. Донских, Н.Д. Творогова, Р.А. Прокопишина и др. указывают на типичные социально-психологические изменения, сопровождающие формирование аддикции. Отсутствие объекта зависимости является помехой нормального (эффективного, стабильного и комфортного) повседневного функционирования личности, вызывает затруднения в социальной и психологической адаптации и/или приводит к субъективному переживанию тяжелого личностного дискомфорта.

 

21

Аддиктивное поведение вызывает необратимые физиологические изменения в организме человека (с учетом объекта аддикции) (А.Ю. Акопов, Ц.П. Короленко, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, Т.А. Донских, Н.Д. Тво-рогова, Р.А. Прокопишина и др.) [6, 54, 72, 77, 85, 142].

Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти, но закономерно вызывает личностные изменения. Л.Г. Леонова, Н.Л. Бочкарева [85] к личностным изменениям относят: повышенную обидчивость, конфликтность, подозрительность, стремление говорить неправду, уход от ответственности в принятии решений и взваливание ее на других, поиск оправдательных аргументов в нужный момент, стереотипность поведения, повышенная тревожность.

В.В. Шабалина [157] относит некоторые особенности личности человека как критерии зависимого поведения: игнорирование значимых ранее событий и действий; распад прежних отношений и связей, смена значимого окружения; враждебное отношение и непонимание со стороны значимых для зависимого человека людей; скрытность или раздражительность, когда окружающие критикуют его поведение; чувство вины или беспокойства относительно собственной зависимости; безуспешные попытки сокращать зависимое поведение.

Итак, как показывает анализ литературы, к общим признакам зависимого поведения относятся: стремление к изменению психофизического состояния; наличие аддиктивной установки, выражающейся в сверхценном эмоциональном отношении к объекту аддикции; социальная дезадаптация; особенности личности; необратимые физиологические изменения в организме человека. Проявление данных признаков, в случае компьютерной зависимости, имеет свою специфику.

 

В психологической литературе рассматриваются специфические признаки зависимости от компьютерных игр (А.Е. Жичкина, Е.П. Белинская, 1 М.С. Иванов и др.) [52, 57]. Нами были выделены и систематизированы сферы проявления, критерии и показатели компьютерной зависимости, которые представлены в таблице 1.

 

22

Таблица 1

Критерии и показатели проявления компьютерной зависимости

 

 

 

 

 

 

Сфера проявления КЗ

Критерии проявления КЗ

Показатели проявления КЗ

Когнитивная

отношение к себе

неадекватное отношение к себе в результате неконгруэнтности «Я реального» и «Я виртуального»

Эмоциональная

проявление интереса подростка к компьютеру

сосредоточение вокруг компьютера всех интересов подростка, отказ от других видов деятельности

эмоциональные психические состояния

раздражительность, перепады настроения, депрессия при невозможности играть в компьютерные игры

Поведенческая

количество времени, проводимое за компьютером

пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером

отношение к психостимуляторам

злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами

сила вовлеченности в компьютерную игру

готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера

способность планирования окончания сеанса игры

неспособность спланировать окончание сеанса игры

Физиологическая

физиологическое состояние в случае невозможности удовлетворить потребность в компьютерной игре

ухудшение физиологического состояния при отсутствии или невозможности играть в компьютерные игры

физическое состояние

неоправданно быстро появляющаяся усталость

Таким образом, специфические признаки компьютерной зависимости проявляются в когнитивной, эмоциональной, поведенческой и физиологической сферах. Данные признаки легли в основу диагностики компьютерной зависимости испытуемых нашей выборки. Сочетание признаков показывает отношение подростков к компьютерным играм: 0-1 признак - отсутствие склонности к компьютерной зависимости; наличие от 2 до 5 при-

 

23

знаков говорит о склонности к компьютерной зависимости; 6 и более признаков свидетельствует о наличии компьютерной зависимости.

Многие исследователи подчеркивают, что компьютерная зависимость имеет не только уровневый, но и динамичный характер. С этой точки зрения необходимо рассмотреть динамику развития психологической зависимости от компьютерных игр. Данная проблема обсуждается в работах Г.М. Авилова [4], О.Н. Арестовой [12], Ю.М. Евстигнеевой [51], М.С. Иванова [58], Л.И. Шакировой [158]. Основополагающая работа принадлежит М.С. Иванову, который выделяет четыре стадии развития компьютерной зависимости, каждая из которых имеет свою специфику [58, 158].

  1. Стадия легкой увлеченности. Возникает когда человек один или несколько раз поиграл в ролевую компьютерную игру и «почувствовал вкус» игры. Происходит процесс реализации неосознаваемой потребности в принятии роли, чему сопутствуют положительные эмоции от компьютерной графики, звука, самого факта имитации реальной жизни. Специфика этой стадии в том, что игра носит скорее ситуационный, нежели систематический характер, устойчивой потребности к игре не сформировано.
  2. Стадия увлеченности. Фактором перехода человека на эту стадию зависимости является появление в иерархии потребностей новой потребности — игра в компьютерные игры. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, то есть удовлетворение потребности фрустрируется, возможны достаточно активные действия по устранению фрустрирующих обстоятельств [58].
  3. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется сдвигом потребности в игре на нижний уровень пирамиды потребностей и серьезными изменениями в ценностносмысловой сфере личности (интернализация локуса контроля, изменение самооценки и самосознания). Зависимость может оформиться в одну из двух форм: социализированная (с поддержанием социальных контактов с социумом) и индивидуализированная (уход от социума «в себя») [58]. Для людей с индивидуализированной формой зависимости потребность в игре находится на одном уровне с базовыми физиоло-
 

24

гическими потребностями. Нарушается основная функция психики— она начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность, то есть компьютерная игра — это своего рода наркотик.

4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется сдвигом психологического содержания личности в сторону нормы, невозможностью оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм. Это самая длительная из всех стадий — она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

Таким образом, ориентируясь на исследования М.С. Иванова, мы также разделяем процесс формирования компьютерной игровой зависимости на стадии. Такое разделение позволит определить, на какой стадии зависимости от компьютерных игр находится тот или иной подросток и, в соответствии с этим, применить профилактические мероприятия.

 

При характеристике компьютерной зависимости возникает вопрос о том, какие виды компьютерных игр быстрее вызывают зависимость. Специфика компьютерных игр обсуждается в работах О.Н. Арестовой, Ю.Д. Бабаевой, А.Е. Войскунского, Д. Гроссман, O.K. Тихомирова, Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева, С.А. Шапкина, К. Янг и др. Практически все исследователи указывают на основное отличие компьютерной игры от других игр, заключающееся в том, что игровой процесс происходит при техническом обеспечении электронными вычислительными машинами.

Для того чтобы глубже разобраться с проблемой влияния компьютерных игр на психическое состояние человека, в нашем случае подростка, необходимо рассмотреть классификации компьютерных игр. При этом мы опирались на работы таких исследователей, как М.С. Иванов, Ю.М. Евстигнеева, А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин и др. В истории исследования компьютерных игр предлагалось несколько оснований для деления их на группы: по целям (образовательные и развлекательные) [159]; по содержанию отображаемой области действительности [161]; по жанру (игра может принадлежать как к одному, так и к нескольким жанрам, а в уникальных случаях — открывать новый или быть вне всяких жанров) [58, 159, 161]; по количе-

 

25

ству игроков и способу их взаимодействия (однопользовательские или многопользовательские) [50, 55].

В 1988 году А.Г. Шмелев [161] один из первых разработал классификацию компьютерных игр, которая основана на характеристике психических функций, включенных в процесс игры. Эта классификация была составлена в конце 80-х гг., и, к сожалению, в нее не входят многие популярные в наше время мультимедийные игры.

Необходимо отметить, что утвержденного и опубликованного списка игровых жанров на сегодняшний день не существует, приведенный перечень представляет собой один из наиболее популярных вариантов. Представленная классификация характеризуется смешением нескольких оснований, поэтому конкретная игра, как правило, классифицируется отнесением сразу к нескольким жанрам.

На сегодняшний день в психологии недостаточно разработан вопрос о классификациях компьютерных игр, однако нам представляется наиболее обоснованной классификация М.С. Иванова. Проанализировав различные параметры, по которым можно охарактеризовать компьютерную игру, М.С. Иванов пришел к выводу о том, что оптимальным критерием для такого разделения является ролевой характер игры. Другими словами, все игры, в которых присутствует факт принятия играющим роли компьютерного персонажа, относятся к классу ролевых игр, все остальные игры - к классу неролевых компьютерных игр [58]. Это разделение имеет принципиальное значение, поскольку природа и механизм образования психологической зависимости от ролевых компьютерных игр имеют существенные отличия от механизмов образования зависимости от неролевых компьютерных игр.

В психологическом смысле под ролевыми компьютерными играми, вслед за М.С. Ивановым, мы понимаем игры, в которых играющий принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть сама игра обязывает играющего выступать в роли конкретного или воображаемого компьютерного героя. Здесь очень важно различать понимание ролевой компьютерной

 

26

игры в жанровой классификации компьютерных игр (RPG— Role Playing Game) и понимание в необходимом нам психологическом смысле.

Неролевые компьютерные игры — это игры, в которых играющий не принимает на себя роль компьютерного персонажа, в следствие чего, психологические механизмы формирования зависимости и влияние игр на личность человека в целом менее сильны. Мотивация игровой деятельности основана на азарте «прохождения» и (или) набирания очков.

М.С. Иванов указывает, что только при игре в ролевые компьютерные игры мы можем наблюдать процесс «вхождения» человека в игру, своего рода интеграции человека с компьютером, а в клинических случаях — процесс утери индивидуальности и отождествление себя с компьютерным персонажем. Ролевые компьютерные игры порождают качественно новый уровень психологической зависимости от компьютера, в отличие от неролевых компьютерных игр или любых видов компьютерной деятельности [57, 58].

М.С. Ивановым выделены критерии принадлежности компьютерной игры к классу ролевых игр:

  1. ролевая игра должна располагать играющего к «вхождению» в роль компьютерного персонажа и «атмосферу» игры посредством своих сюжетных и мультимедийных (графическое и звуковое оформление) особенностей;
  2. ролевая игра должна быть построена таким образом, чтобы не вызывать у играющего мотивации, основанной на азарте — накопить больше очков, побив тем самым чей-то рекорд, перейти на следующий уровень и т.д., то есть этот фактор не должен иметь первостепенного значения [58].

Таким образом, психологическая классификация компьютерных игр по М.С. Иванову выглядит следующим образом:

I.  Ролевые компьютерные игры: 1) игры с видом «из глаз» «своего»
компьютерного героя; 2) игры с видом извне на «своего» компьютерного
героя; 3) руководительские игры.

II.  Неролевые компьютерные игры: 1) аркады; 2) головоломки; 3) иг
ры на быстроту реакции; 4) традиционно азартные игры [63].

 

27

М.С. Иванов не отрицает возможности формирования психологической зависимости от неролевых компьютерных игр, а также от таких видов работы с компьютером как программирование или работа в Интернете. Не исключена также возможность того, что этого рода зависимость может быть не менее сильна, чем зависимость от ролевых компьютерных игр. Однако он делает предположение о том, что психологическая зависимость от ролевых компьютерных игр является самой мощной по степени своего влияния на личность играющего [57, 58].

Итак, мы рассмотрели классификации компьютерных игр, специфику ролевых компьютерных игр и пришли к выводу о том, что ролевые компьютерные игры быстрее вызывают компьютерную зависимость в отличие от неролевых. В своей работе мы не ставили целью выявление характера игры, вызывающей компьютерную зависимость, так как мы исследуем взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков.

В психологии существует два противоположных подхода по поводу воздействия компьютерных игр на личность человека: свидетельствующие в пользу позитивного влияния и, соответственно, свидетельствующие о ее негативном влиянии. Е.Е. Лысенко [143], O.K. Тихомиров [143], Ю.В. Фомичева [147] подчеркивают, что у интересующихся компьютерными играми детей несколько лучше развиты внимание, мыслительные операции, процессы принятия решения, нежели у детей, не интересующихся компьютерными играми. Это соответствует и самоощущению самих игроков, многие из которых отмечают, что компьютерные игры способствуют снятию стресса, концентрации внимания, развитию логического мышления, улучшению скорости реакции. Компьютерные игры способствуют развитию логического мышления, познавательной активности, внимания, волевых качеств, эмоциональной сферы, памяти, навыков ориентации в пространстве, умений конкурировать и сотрудничать; игра помещает игрока в новую ситуацию, которая способствует развитию творческой активности. Компьютерные игры способствуют развитию навыков управления транспортом, ориентации в пространстве, работе с техническими устройствами [143].

 

28

Положительное воздействие компьютерных игр на личность подростка видит и В.И. Слободчикова [143]. Она указывает на то, что игра дает полезный развивающий эффект прежде всего тогда, когда входит в систему сознательных психотехнических действий. Развитие может заключаться в необходимости для игрока обдумывать и контролировать действия, что приводит к появлению опыта и знаний о своих неудачах и успехах, что, в свою очередь, приводит к изменению представлений о себе, образа «Я» и локуса контроля.

Вместе с тем, как справедливо отмечает С.А. Шапкин [159], данные исследования носят по большей части корреляционный характер, а потому мы не можем говорить о направленности причинно-следственных связей — просто дети с лучше развитыми способностями могут больше интересоваться компьютерными играми. Интересна позиция Г. Кузнецова, который подходит к проблеме агрессии в компьютерных играх. Он утверждает, что игра является лишь средством реализации имеющейся у человека агрессии, то есть компьютерная игра, выглядящая агрессивной, на самом деле не формирует агрессивность у играющего, а позволяет «разрядить» имеющуюся у него агрессию. Компьютерные игры психологически готовят человека к напряженным эмоциональным ситуациям, а также позволяют проявить в символической форме свою физическую активность и способность эффективно действовать в кризисных ситуациях. Автор также отмечает, что игры без насилия не только не интересны, но не возможны. Игра отражает реальность, а реальности присущи и жизнь, и смерть [58].

Несмотря на все плюсы компьютерных игр, психологи утверждают, что компьютерная зависимость проявляется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркомания, алкоголизм и т.д. Мы систематизировали негативные последствия влияния компьютерных игр на здоровье подростка и разделили их на 4 сферы: когнитивная, эмоциональная, поведенческая и физиологическая сферы [4, 12, 16, 34, 40, 58, 143, 155, 158, 161, 172]. Рассмотрим их подробнее (таблица 2).

 

Таблица 2 Негативные последствия влияния компьютерных игр на здоровье подростка

 

Сферы проявления

Негативные последствия компьютерной зависимости

Когнитивная

-   негативные изменения в структуре самосознания за счет того,
что компьютерная игра обеспечивает интенсивный опыт анали
за собственных успехов и неудач-(А.Г. Шмелев, С.А. Шапкин);

-   изменения Я-образа и локуса контроля (А.Г. Шмелев, С.А.
Шапкин);

-    продолжительная идентификация с компьютерным героем,
глазами которого аддикт смотрит на виртуальный мир (М.С.
Иванов)

Эмо-

циональ ная

-   раздражение и снижение настроения при вынужденном отвле
чении (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, М.С. Иванов, Ю.В. Фоми
чева);

-   субъективное переживание аддиктами на сознательном уров
не практической бесполезности увлечения компьютерными иг
рами и вследствие этого собственной бесполезности, наряду с
невозможностью прекращения увлечения в силу психологиче
ской зависимости (М.С. Иванов);

-    повышение уровня тревожности человека, что напрямую
влияет на изменение общего фона настроения вплоть до дисфо
рии и депрессивных состояний (М.С. Иванов)

Поведенческая и социальная

-   наличие постоянной потребности в компьютерной игре и од
новременно с этим невозможность полного удовлетворения
этой потребности (М.С. Иванов);

-   увеличение склонности к проявлению агрессии (Ю.М. Ев
стигнеева);

-   блокирование процесса позитивного личностного развития,
что делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и
эгоистичным (Ю.М. Евстигнеева);

-   расходование больших денег на обеспечение постоянного об
новления игр и устройств компьютера (Л.Н. Бабанин, М.С.
Иванов, Ю.В. Фомичева);

-   забывание о домашних делах, служебных обязанностях, уче
бе, встречах и договоренностях в ходе игры на компьютере,
снижение социальной кооперации (О.Н. Арестова, Л.Н. Баба
нин, Ю.М. Евстигнеева, М.С. Иванов, Ю.В. Фомичева);

-   обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведу
щими в этой области людьми (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин,
М.С. Иванов, Ю.В. Фомичева);

 

зо

Физио- - синдром карпального канала (Л.И. Шакирова);
логиче- - компьютерный зрительный синдром (снижение остроты зре-
ская         ния, покраснение глаз, резь, боль и сухость в глазах) (Л.И. Ша-

кирова);

  • повышение частоты психических расстройств, нарушение сна (Л.И. Шакирова);
  • повышение заболеваемости гриппом, ОРЗ, ОРВИ, бронхитом, бронхиальной астмой, неврозами, остеохондрозом (Л.И. Шакирова);
  • боли в области сердца, отдышка, сухость кожи и слизистых, особенно носа и горла (Л.И. Шакирова);

- хроническая боль в шейном и поясничном отделах позвоноч-
________ | ника из-за неизменной рабочей позы (Л.И. Шакирова)_______

Таким образом, влияние компьютерных игр и самого компьютера, как технического средства, негативно сказывается на когнитивной, эмоциональной, поведенческой и физиологической сферах подростка. Это еще раз подтверждает необходимость проведения профилактической работы с подростками. Для этого нам необходимо рассмотреть факторы компьютерной зависимости. Так как мы определили, что компьютерная зависимость является видом девиантного поведения, то логичнее сначала обозначить причины девиантного поведения подростков.

При объяснении природы девиантного поведения ученые исходили из биологических [42, 43, 146; 154], психологических [18, 53, 91, 95, 113, 173, 176] и социальных детерминант [71, 76, 112]. Среди традиционных причин девиантного поведения в психологии обсуждаются следующие:

-  биологический фактор, детерминирующий девиантное поведение
(Л.С. Выготский) [42].

  • нарушения в становлении, формировании и развитии личности (А.Е. Личко, B.C. Мухина, В.А. Петровский) [89, 96,113];
  • социокультурные особенности (Л.Б. Филонов) [48];
  • образ жизни семьи и семейные отношения — детско-родительские, детско-детские, родительские (З.В. Баерунас, Б.Н. Алмазов, Л.С. Алексеева, Г.П. Бочкарева, Н.В. Перешеина) [85, 112];
 

31

  • характерологические, личностные изменения, обусловленные взаимодействием с окружением (А. Бандура, А. Басе, Р. Лазарус, Г. Айзенк, М.И. Буянов, А.И. Захаров и др.) [18, 82, 154];
  • выраженное протекание подросткового кризиса (Ф. Дольте, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон) [147, 154];
  • наличие девиантных сверстников (И.С. Кон) [76].

В современное время появление девиантного поведения связывают с влиянием на личность подростка средств массовой информации, низкопробной кинопродукции, мира компьютерных игр (О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина, М.С. Иванов) [58].

Наиболее полно вопрос о причинах девиантного поведения раскрыт Е.В. Змановской [53]. Она определила следующие группы факторов, обусловливающие отклоняющееся поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические и конституциональные предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения. Как указывает Е.В. Зма-новская, не существует линейной зависимости между девиантными действиями и каким-либо конкретным фактором, механизмом.

Причины зависимого поведения анализируются в исследованиях А.Ю. Акопова [6], М.С. Иванова [58], М. Кляйн [153], В.Т. Кондратенко [134], С.А. Кулакова [134], А.Е. Личко [89], Н.А. Сироты [134], 3. Фрейда [150], А. Фрейд [148], В.М. Ялтонского [163] и др. Исследователи рассматривают причины зависимого поведения с позиций различных теоретических подходов:

  1. психоаналитический подход: фиксация на оральной стадии, проявление детского неосознанного желания иметь надежную заботу и опеку [148,150];
  2. бихевиористский подход: вознаграждение в случае зависимого поведения ребенка (побочный опыт при научении) [18];
  3. когнитивный подход: особая схема мышления, для которой характерно убеждение, что независимость подразумевает одиночество; человек,
 

32

страдающий зависимостью, может также необоснованно считать себя неполноценным и, поэтому, будет нуждаться в ком-то, кто сможет помогать ему бороться с жизненными невзгодами [134].

Анализ исследований показывает, что в качестве причин зависимого поведения выступают биологические и социально-психологические факторы. К биологическим факторам аддиктивного поведения А.Е. Личко, B.C. Битенский [89] относят степень изначальной толерантности (высокая устойчивость) организма к объектам аддикции, отягощение наследственности, органические поражения мозга, хронические болезни.

Как правило, в качестве ведущих социальных факторов аддиктивного поведения рассматривается семья. В ходе многочисленных исследований была прослежена связь между поведением родителей и последующим зависимым поведением детей. Работы А. Фрейд, Д. Винникота, М. Балинта, М. Кляйн, Б. Спока, М. Маллер, Р. Спиц убедительно свидетельствуют о том, что развитию ребенка вредит неспособность матери понимать и удовлетворять его базовые потребности [1, 149, 112].

Внешне социальными факторами формирования зависимого поведения, как указывают Е.В. Змановская [54], Я. Гилинский [47], Ю.А. Клейберг [72], может являться технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической индустрии, компьютерных технологий, «выбрасывающих» на рынок все новые и новые товары - потенциальные объекты, способствующие формированию аддиктивного поведения. Социальным фактором может выступать субкультура: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания.

А.Ю. Акопов выдвигает следующие условия для формирования аддиктивного (зависимого) поведения:

  1. сдвиг (перенос) мотива и цели деятельности на средства достижения удовольствия, манипулирования;
  2. приведение себя в измененное (вместо обычной нормы), приятное психическое состояние при манипулировании с нейтральными средствами или непосредственно со своей психикой;
 

33

3) фиксация связи (она тоже положительная) средств и внутренне приятных состояний, сопровождаемых положительными эмоциями в виде эйфории, наслаждения, удовольствия [6; с.34].

 

«Глобальными» причинами компьютерной зависимости в подростковом возрасте А.Г. Макалатия видит следующие:

  • сюжетный или эмоционально-эстетический аспект - игрока привлекает сюжет, эмоциональная атмосфера, качество и графический стиль игры;
  • раскачка (в терминологии самих игроков) — возможность приобретения умений, новых средств, которые помогают влиять на решение игровых задач;
  • достижение - победа над противником, достижение цели, соревнование;
  • интеллектуальное удовольствие - процесс решения задач, интеллектуальные достижения;
  • коллекционно-исследовательский аспект - возможность исследовать иг-

ру;

  • творчество - возможность создания в игре чего-то нового, например, ранее отсутствовавших предметов;
  • внеигровые аспекты — социализация, эскапизм, способ проведения досуга и т.д. [91].

Таким образом, А.Г. Макалатия причины компьютерной зависимости связывает с содержанием игры и делит их на две группы: игровые (позволяющие удовлетворять определенные потребности в творчестве, в исследовательской деятельности, интеллектуальные эмоции, потребность в. достижении, «зрелищность») и внеигровые.

Причины компьютерной зависимости изучал и П. Мунтян. Одной из причин компьютерной зависимости в подростковом возрасте он видит в. эффекте «вживания» в реалистичную компьютерную игру. «Люди подросткового периода настолько вживаются в реалистичную компьютерную игру, что им «там» становится гораздо интереснее, чем в реальной жизни. Там поставлены вполне конкретные задачи, невыполнение которых не приведет к каким-либо потерям, к плохим оценкам, к ругани со стороны родителей.

 

34

Сделанная ошибка может быть исправлена путем многоразового повторного прохождения того или иного момента игры» [95; с. 1-2].

Важно также отметить, что одними из факторов возникновения зависимого поведения в подростничестве являются психологические особенности пубертатного периода, среди которых ЯМ. Гилинский [47], Т.А. Донских [77], Е.В. Змановская [53], И.С. Кон [76], Ц.П. Короленко [77], А.Е. Личко [89] и др. выделяют следующие:

  • физиологические изменения организма (проявляются первичные и вторичные половые признаки);
  • бурное развитие всех ведущих компонентов личности. Именно в это время подросток заявляет о себе, как о личности с большой буквы. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения;
  • перепады настроения, категоричность высказываний и суждений, желание подростка быть признанным и оцененным другими, сочетающееся с показной независимостью и бравадой, борьбу с авторитетами и обожествление кумиров;
  • адаптация к социально - устойчивым представлениям о мужчине и женщине, стратегиях поведения в обществе, со сверстниками, с родителями. Новая позиция проявляется во внешнем облике, манерах (как часть поведенческой идентификации со своим полом), в копировании отношений (как часть половой идентификации), во включении во взрослую интеллектуальную жизнь (участие в таких отраслях жизни, как: наука, искусство, занятие самообразованием), в виде помощи в решении ежедневных домашних проблем (например, ежедневные обязанности по дому);
  • ревностное отношение к своей внешности, ощущению принятия себя взрослыми как «взрослого». Именно пониженное самоуважение статистически связано у подростков практически со всеми видами девиантного поведения [54, 74, 77, 76, 89].

Как отмечает Н.Ю. Максимова [92], предрасположенность к аддик-тивному поведению в подростковом возрасте — это личностное новообразо-

 

35

вание, детерминирующее готовность к употреблению психоактивных веществ. Личностная предрасположенность к аддиктивному поведению включает: 1) преобладание избегающей мотивации; 2) несформированность функций прогноза; 3) низкий уровень развития самосознания, отсутствие навыков рефлексии; 4) низкий уровень самоуважения, вплоть до неприятия образа «Я», что, однако, может маскироваться защитным поведением, демонстрирующим завышенную самооценку; 5) самозащитный тип реакции на фрустрацию, детерминируемый неуверенностью в себе, что проявляется в отказе от деятельности при столкновении с малейшими трудностями; 6) противоречивость самооценки и уровня притязаний, проявляющаяся в алогичности и непоследовательности деятельности, связанной с преодолением препятствий; 7) тенденция к уходу от реальности в стрессовой ситуации.

СВ. Фролова, Т.В. Сенина, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский [134, 152} отмечают, что трудные жизненные ситуации, с которыми приходится сталкиваться подростку, могут способствовать развитию аддиктивного поведения (в нашем случае компьютерной зависимости). СВ. Фролова, Т.В. Сенина все неприятные (стрессовые) ситуации разделили на пять видов и связали их со следующими сферами жизни:

  1. семья («ссоры в семье»);
  2. взаимоотношения со сверстниками («конфликт с другом»);
  3. взаимоотношения со значимым взрослым («конфликт с учителем»);
  4. учебная деятельность («неудача на контрольной»);
  5. здоровье («болезни, травмы»),

Таким образом, перечисленные личностные особенности и стрессовые ситуации в подростковом возрасте, как указывает Т.М. Попова [116], могут детерминировать психологическую предрасположенность к развитию^ аддиктивного поведения. Вопрос о причинах компьютерной зависимости до конца еще не изучен и в качестве причин не рассматривается совладающее поведение.

Из вышеизложенного следует, что проблема компьютерной зависимо-

 

36

сти очень актуальная, имеющая свои факторы формирования и представляет собой сложную форму социального поведения. Эта проблема рассматривается не только в общепсихологическом, но и в возрастном аспекте.

Ю.М. Евстигнеева [51] изучая особенности обращения подростков к компьютерным играм, определила, что среди мальчиков число «регулярно» играющих в компьютерные игры выше, чем среди девочек (соответственно 65,7% и 46,5%; различия значимы на уровне 0,001). Наиболее популярными при обращении к компьютерной игре являются два мотива. Один мотив -«скучно, нечем заняться» (44,8%), второй - «желание развлечься» (33,2%). Ю.М. Евстигнеева указывает, что подобная фиксация характеризует особое состояние «пустоты» и «незаполненности» жизненно-смыслового пространства. Акцент ставится на компьютерной игре как развлечении, позволяющему пережить позитивные эмоциональные состояния.

Проведенный Ю.М. Евстигнеевой анализ данных, относительно эмоциональных состояний, переживаемых подростком, при игровой компьютерной деятельности показал, что позитивные эмоции (азарт, радость, чувство превосходства над соперником) явно доминируют над негативными (недовольство собой, страх). При этом она обращает внимание на то, что мальчики, по сравнению с девочками, чаще испытывают разнообразные как позитивные, так и негативные эмоции.

Мотивационную и эмоционально-волевую сферу подростков с позиции влияния на них компьютерных игр агрессивного содержания изучала Л.И. Шакирова [158]. Анализ показателей эмоциональной сферы выявил ряд особенностей: испытуемые экспериментальной группы (подростки, часто играющие в компьютерные игры) характеризуются более выраженным внутренним состязательным мотивом (что обусловлено их увлечением компьютерными играми). Познавательный мотив и мотив избегания имеют приблизительно равную выраженность, что она объясняет характерной для этого возраста познавательной направленностью личности.

Личностные особенности испытуемых экспериментальной группы с «крайними» показателями представлены следующими свойствами: невро-

 

37

тичность, депрессивность и эмоциональная лабильность. Это позволяет предположить следующую структуру мотивации данных подростков: целью игровой активности является улучшение результативности, основанное на предыдущем опыте. Компьютерная игра становится особой формой подкрепления эмоционального состояния.

Из вышесказанного следует, что компьютерную зависимость исследователи относят к виду девиантного поведения, имеющую аутодеструк-тивный характер; к положительной информационной экранной зависимости. В качестве критериев компьютерной зависимости мы выделили: отношение к себе; проявление интереса подростка к компьютеру; эмоциональные психические состояния; количество времени, проводимое за компьютером; отношение к психостимуляторам; сила вовлеченности в компьютерную игру; способность планирования окончания сеанса игры; физиологическое состояние в случае невозможности удовлетворить потребность в компьютерной игре. Компьютерная зависимость в подростковом возрасте имеет ряд негативных последствий, затрагивающих когнитивную, эмоциональную, поведенческую и физиологическую сферы развития личности, причем подростковый возраст является фактором риска возникновения компьютерной зависимости.

Итак, в психологических исследованиях, касающихся компьютерной зависимости в подростковом возрасте, выявлены группы подростков, регулярно играющих в компьютерные игры; мотивы обращения подростков к компьютерным играм; эмоциональные состояния, переживаемые подростком в процессе компьютерной игры; негативные последствия компьютерных игр агрессивного содержания; личностные особенности подростков, увлекающихся компьютерными играми; факторы возникновения зависимого поведения (в том числе, компьютерной зависимости) в подростковом возрасте. Несмотря на то, что компьютерная зависимость подростков является предметом научных исследований, многие вопросы остаются открытыми: как проявляется склонность к девиантному поведению подростков с разным отношением к компьютерным играм; какое влияние оказывает сов-

 

38

ладающее поведение на показатели склонности к компьютерной зависимости подростков; существует ли взаимосвязь между компьютерной зависимостью и совпадающим поведением подростков; что лежит в основе формирования типов совпадающего поведения подростков; является ли фактором формирования зависимого поведения недостаточная сформированность эффективных копинг-стратегий подростков. Данные вопросы и составили задачи нашего исследования.

 

Источник: Мураткина Юлия Николаевна. Взаимосвязь компьютерной зависимости и совладающего поведения подростков : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Мураткина Юлия Николаевна; [Место защиты: Сургут. гос. пед. ун-т].- Сургут, 2010.- 154 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!