Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).

Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.

Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.

Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.

Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.

Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.

Договор с ИП, чек после оплаты.

В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Факторы межличностной изоляции, переживаемой как одиночество, в юношеском возрасте

Факторы межличностной изоляции, переживаемой как одиночество, в юношеском возрасте

Поискам истоков одиночества уделяли внимание многие исследователи. Так, Г. Зилбург проследил происхождение одиночества, начиная с детской колыбели. Ребенок узнает радость быть любимым и вызывать восхищение вместе с потрясением, порожденным тем, что он — маленькое, слабое существо, вынужденное ждать удовлетворения своих потребностей от других. Это и есть, по Г. Зилбургу, «квинтэссенция того, что позже становится нарцистической-ориентацией... Это и есть также зародыш отчужденности, враждебности и бессильной агрессивности одинокого» [67, с. 153]. Аналогичную-мысль четко сформулировал Э.Фромм: у большинства детей возникает некая враждебность и мятежность — это результат их конфликтов с окружающим миром, оірашиивающим. их экспансивность, поскольку им — слабой стороне - приходится покориться [140].

Последствия детской враждебности описаны в работе Дж. Бьюдженталя: «Одна из основных задач процесса воспитания состоит в том, чтобы ликвидировать такую антагонистическую реакцию. Методы различны: от угроз и наказаний, запугивающих ребенка, до подкупов и «объяснений», которые смущают его и вынуждают отказаться от враждебности. Вначале ребенок отказывается от выражения своих чувств, а в конечном итоге и от самих чувств. Вместе с тем он учится подавлять свое осознание враждебности и неискренности других людей; иногда это дается нелегко, так как дети обладают своим внутренним зрением (знанием) и способностью замечать эти качества и их не так просто обмануть словами, как взрослых. Они не любят кого-то «без всяких причин» (если не считать причиной то, что ребенок чувствует враждебность или неискренность, исходящие от этого человека). Его учат любить людей (обязательно всех), быть некритично дружелюбным» [24, с. 31].

Г. Салливан также усматривал корни одиночества взрослого в его детстве. Он установил движущую силу потребности в человеческой

26

 

близости. «Впервые эта потребность появляется в стремлении ребенка к контакту. В" подростковом возрасте она принимает форму потребности в приятеле, с которым можно обменяться своими сокровенными мыслями. У подростков, испытывающих недостаток социальных навыков вследствие неправильных взаимоотношений с родителями в детстве, как правило, возникают трудности при установлении приятельских отношений со сверстниками. Эта неспособность удовлетворить подростковую потребность в интимности может привести к глубокому одиночеству» [67, с. 154].

Согласно представлениям О. Ранка, болезненное переживание одиночества является следствием травмы самого факта рождения, которая приводит к необходимости разрешить дилемму «слияния — изоляции». Жизнь человека начинается со слияния клеток, проходит через эмбриональную стадию физической' зависимости от матери в фазу физической и эмоциональной зависимости от окружающих взрослых. Постепенно индивид устанавливает границы, отмечающие, где кончается он, и где начинаются другие, и начинает полагаться на самого себя, становиться независимым и отдельным. Не отъединяться — значит, не расти, но платой за сепарацию является изоляция, которая часто сопровождается страхом и бессилием [155].

С точки зрения создателя индивидуальной психологии А. Адлера
причиной изоляции может служить отсутствие «чувства общности», для
определения которого он также использовал термин «социальный интерес».
Социальный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем людям;
проявляется он в сотрудничестве с другими, сотрудничестве скорее ради
общего успеха, чем для личных выгод. В сочетании с другой важной
характеристикой — высокой активностью — социальный интерес способствует
формированию «социально-полезного»                   типа личности.                                                                    Его

противоположностью является «избегающий» тип личности, который отличается низкой активностью и преобладанием эгоистического интереса. Люди избегающего типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от

27

 

решения жизненных задач. Иначе говоря, их целью является избегание всех проблем в жизни, и поэтому они уходят от всего, что предполагает возможность неудачи. Факторы формирования социального интереса и активности, по мнению Адлера, находятся в раннем детстве и семейном окружении человека [5].

Как видно из приведенных примеров, период раннего детства, когда ребенок полностью зависит от ближайшего социального окружения, играет большую роль для развития способности человека устанавливать внутренние границы своего «Я», и, исходя из этой позиции, выстраивать гармоничные отношения со значимыми другими, что в конечном итоге позволит активно управлять процессом собственной жизни.

В то же время, необходимо отметить, что подавляющее большинство авторов, уделяющих внимание проблеме межличностной» изоляции и одиночества, подчеркивают начало ее обострения в подростковом-возрасте и особую актуальность в период юношества.

Из известного определения Л.Н. Толстого, «отрочество - пустыня одиночества», именно в этот период жизни у некоторых старшеклассников возникает состояние одиночества. «Чувство одиночества испытывают немало девушек и юношей... это явление типичное. У одних это чувство отражает реальность. Они действительно одиноки. У них нет друзей и даже приятелей, фактически прерваны эмоциональные контакты с родителями, с учителями, со всеми взрослыми. У других это чувство хотя и не отражает реальности, но, тем не менее, может быть довольно сильным. Они как бы предчувствуют возможное одиночество, ибо все свои связи с людьми оценивают как случайные, поверхностные» [104].

Причины, по которым- именно в юношеском возрасте начинает осознаваться проблема одиночества, в первую очередь, связаны с актуализацией расширяющихся социальных потребностей. Молодые люди направляют свою активность на поиск внешних социальных контактов, нового межличностного общения. Этот процесс сопровождается

28

 

переориентацией общения с родителями, учителями и другими старшими людьми на общение с ровесниками, более или менее равными по положению. Именно в. общении со сверстниками они видят возможность удовлетворения потребности в принятии и признании.

Следует также отметить, что в юношеском возрасте отмечается рост самостоятельности. Приближение поры- вступления во взрослую жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезно задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней — от наивного поведения в отношении самого себя к более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда колеблющейся самооценкой [120].

В юношеском возрасте начинает осознаваться необходимость подчинения своего поведения не только требованиям учителей, сверстников, родителей, но и общества. Тем не менее, оценка основывается на анализе своих действий, поступков, сравнения себя с другими. Эталоном самооценки нередко служат нормы, принятые в группе, идеалы, сформированные в процессе учебной, общественно-трудовой и повседневно-практической деятельности. По данным Е.И. Саванько, старшеклассники, ориентированные на собственную самооценку, могут поставить более обоснованную цель, которая, как правило, подавляет их частные потребности, характеризующиеся противоположной направленностью относительно этой цели. Устойчивая адекватная самооценка, на основе которой определяются цели деятельности, выступает условием формирования устойчивых черт личности (В.Э. Чудновский).

Если молодой человек попадает в группу с высоким уровнем развития, то это благотворно отражается на развитии личности. При неудовлетворенности своих потребностей он ищет другую группу, которая будет соответствовать его запросам. Он может входить одновременно в

29

 

несколько группировок (в школе, во дворе, в спортклубе), где будет вести себя по-разному. Главное — найти референтную группу, ценности, нормы поведения и оценки которой близки для его понимания.

Поиск себя и своего места в жизни и обществе происходит на фоне объективных физических и психологических изменений, обусловленных очередным этапом в процессе развития. Согласно Ш. Бюлер, подростковый этап и этап юношества характеризуются резким ускорением физического развития и полового созревания и включают в себя, последовательное прохождение трех фаз:

  1. Прелюдия* (11-12 лет). Подростки необузданны, драчливы, детские игры им неинтересны.
  2. Негативная фаза (11-13 лет - девочки, 14-16 лет - мальчики). Проявляется- повышенная, чувствительность, беспокойство и лёгкая возбудимость, физическое и душевное недомогание, неудовлетворённость собой, переносимая на окружающий мир, чувство одиночества, отчужденности. На-этой стадии подростки и юноши наиболее чувствительны к восприятию негативного, отрицательного, что побуждает их либо к агрессивной самозащите, либо к пассивной меланхолии. Результатом этого становится снижение работоспособности, изоляция или активное враждебное отношение к окружающим. Окончание негативной фазы совпадает с завершением телесного созревания.
  3. Позитивная фаза (14-18 лет - девочки; 17-18 лет - мальчики). Юноши и девушки становятся восприимчивы к позитивным аспектам окружения [26].

Согласно концепции Э. Эриксона, период юношества соответствует кризису идентичности [151]. Под кризисом Э. Эриксон понимает нарушение динамики идентичности, при котором выработка новой идентичности (адекватной изменившимся условиям) или возвращение к прежней становятся невозможными. Требуются изменения в структуре идентичности. Если по каким-либо причинам эти изменения не происходят (например,

30

 

идентичность, ригидна или1 не найден вариант адекватных изменений, соответствующих новой ситуации), то прежняя структура идентичности разрушается. Исходя из определения идентичности, данного Э. Эриксоном, мы можем выделить две причины кризиса: утрата собственной непрерывности и утрата социального признания. Аналогичные причины выделяет Дж. Каплан — это угроза потери источника удовлетворения базовых потребностей и собственной целостности.

Основные проявления кризиса идентичности в юношеском возрасте состоят в следующем:

  1. Неосознавание себя.
  2. Низкая самооценка.
  3. Повышенная ранимость, чувствительность, уязвимость.
  4. Несформированность образа «Я».
  5. Диффузия временной перспективы. Это разрушение ценностно-смысловой сферы, которое ведет к неясному сознанию будущего, к потере его значения. Молодой человек ощущает себя то ребенком, то «видавшим виды», умудренным опытом стариком.
  6. Чрезмерная занятость - стремление полностью уйти в какую-либо деятельность часто встречается у образованных молодых людей. Они сами объясняют это как бегство от размышлений о своем предназначении, о смысле жизни, от попыток разобраться в самом себе, понять, кто ты есть на самом деле.
  7. Неспособность установления интимных отношений. Слабость идентичности видна в провалах попыток установления близких, интимных отношений. По выражению Э. Эриксона, «стыковка» с другими людьми требует известной доли напряжения. При неспособности его выдержать или ослабить выходом является самоизоляция, в данном случае — стереотипные и формализованные межличностные отношения.

31

 
  1. Негативная идентичность, предпочтение скорее быть «никем», чем пытаться собрать воедино- противоречивые идентификации, не является. преодолением кризиса.
  2. Групповая идентичность заменяет собственную, человек определяет себя, мыслит только как член данной группы, вне группы, он не существует. Единение с группой является своеобразным выходом; так как помогает преодолеть личную отделенность (изоляцию).

Таким образом, одиночество - неизменный спутник кризиса идентичности. В результате утраты собственной целостности человек изолируется от себя, в результате утраты- социального признания происходит изоляция от других людей.

В.перечне перечисленных признаков кризиса идентичности содержатся способы, с помощью которых молодые люди* пытаются справиться с болезненным переживанием одиночества: стремление уйти в какую-либо деятельность; самоизоляция; «слияние» с близким человеком или с группой. Все эти способы можно обобщить единой формулировкой)- психологическая защита в форме «бегства от себя» и окружающего мира. Последствия такой защиты хорошо описаны у М. Бубера. Вместо того чтобы просто «быть с другим», человек использует другого как средство выполнения защитной функции. При этом взаимно обогащающие отношения не развиваются, вместо них возникает некая форма мезальянса, неудавшиеся отношения, которые только тормозят рост и вызывают экзистенциальную вину [155].

Э. Фромм выделяет пять социальных потребностей, которые направлены на нейтрализацию чувства одиночества. При* этом наряду с потребностями в «человеческих связях», «самоутверждении», «привязанности» и «самосознании», он называет потребность в «системе ориентации и объекте поклонения». Деструктивный вариант удовлетворения этой потребности проявляется в том, что из-за боязни изоляции и одиночества молодые люди выбирают себе «звёзд», «кумиров», «идолов», «чемпионов популярности». Это помогает им чувствовать свою причастность

 

к определённой культуре и идеологии — перед кем-то благоговеть, к кому-то относиться с враждебностью и презирать, во что-то верить, что-то отрицать и т. д. Всё это рождает в душе ощущение осмысленности [139].

Удовлетворение потребностей в привязанности и человеческих связях также может приобретать деструктивные формы, например, когда два человека настолько поглощены друг другом, что больше никого не замечают, или когда люди ищут интимности любой ценой. С точки зрения Э.Фромма, самозабвенное помешательство друг на друге - вовсе не доказательство силы их любви, а лишь свидетельство безмерности предшествующего одиночества [там же]. Как пишет В. Франкл, поиск интимности на безличном, исключительно чувственном уровне может привести к сексуальной неразборчивости [136].

Все три автора (М. Бубер, Э. Фромм и В. Франкл) едины в своем мнении по поводу того, что существуют более конструктивные пути преодоления одиночества. Согласно В. Франклу, человеку необходимо найти все лучшее в одиночестве, набраться смелости остаться в одиночестве. Есть творческое одиночество, которое позволяет превратить нечто негативное -отсутствие людей, в нечто позитивное — возможность размышлять [136]. Как пишет М. Бубер, после глубокого истинного переживания одиночества жизнь наполняется содержанием, где четко и ясно прослеживается полнота, значимость каждого смертного часа с его притязаниями и ответственностью. «Одиночество - это место очищения» [23, с. 100]. По Фромму, позитивное переживание одиночества соответствует состоянию «позитивной свободы», в котором молодой человек может удовлетворить потребность в идентичности, почувствовать свою непохожесть на других, осознать, кто и что он на самом деле.

Согласно взглядам других ученых, попытки бегства от себя и мира в юношеском возрасте можно объяснить противоречием между стремлением к автономии (эмансипации) и зависимостью своих ценностей и стандартов от мнения других людей. Как утверждают П. Блос и Дж. Рубенс, для того чтобы

33

 

поддерживать автономию, юноша должен чувствовать себя всемогущим и прибегать к самоидеализации. Самоидеализация проявляется в потребности к самоусовершенствованию. Однако если стремления к достижению внутренних потребностей фрустрируются или не оправдываются, то у юноши часто возникают чувства личного крушения, депрессии, ненависти и презрения.

На эту противоречивость «быть с другим и сохранить себя» указывает И.С. Кон. «Юношеская потребность в самораскрытии часто перевешивает интерес к раскрытию внутреннего мира, другого, побуждая не столько выбирать друга, сколько придумывать его. Подлинная интимность, т. е. совмещение жизненных целей и перспектив друзей при сохранении индивидуальности и особенности каждого, возможна только на основе относительно стабильного образа «Я». Пока этого нет, молодой человек мечется между желанием полностью^ слиться с другим и страхом потерять себя в этом слиянии» [56].

Подводя итоги, можно выделить четыре группы причин, которые ведут к межличностной изоляции в юношеском возрасте:

1.   Причины, связанные с процессом роста. Молодой человек еще не
способен «стоять на собственных ногах», быть независимым,
самостоятельным; он не может полагаться на свои силы, у него нет умения
использовать свои возможности быть свободным. Рост подразумевает
отделение, автономию, а плата за эту независимость — это переживание
одиночества.

2.     Причины, связанные с неспособностью быть с другими, то есть
находиться в близких, аутентичных отношениях друг с другом. Отношения
людей обычно связаны, так или иначе, с «использованием» других в своих
интересах. Близкие, аутентичные отношения не подразумевают никакого
«использования» другого в своих целях. Это умение находиться рядом с
другим, но в то же время быть отдельным.

34

 
  1. Причины, связанные с растущим самосознанием. Молодые люди начинают осознавать себя как личность, как самостоятельное бытие. И именно в этот период растущего самосознания происходит поиск своего места, предназначения, смысла жизни. Поиск смысла жизни, наравне с самосознанием - это главные приобретения юношеского возраста.
  2. Причины, связанные с воспитанием, с социализацией, которая сопровождается принуждением молодых людей вести себя и думать так, как этого требует окружающее* общество. При этом теряется спонтанность, способность выражать свои чувства, осознавать себя.

На наш взгляд, две из перечисленных причин (неспособность быть с другими и поиск смысла жизни) имеют субъективный характер и требуют особого внимания при оказании психологической помощи» по преодолению межличностной изоляции, переживаемой как одиночество.

Такая точка зрения связана с тем, что в силу своих возрастных особенностей, молодой человек может оказаться* неспособным строить отношения с окружающими, а также использовать время пребывания в одиночестве для творчества и саморазвития, которые являются основным ресурсом для поиска смысла жизни.

Кроме того, как отмечают некоторые авторы, для.юношеского возраста свойственны переживания, связанные преимущественно с социальным «измерением» одиночества. Человек испытывает боль оттого, что (как ему кажется), его оттолкнули, покинули, исключили, не допустили или же не оценили. Сам себе он видится, изгнанным, посторонним, лишним [58, 77]. Источником таких переживаний- является отсутствие гармоничных взаимоотношений со значимыми людьми, а в случае реальной изоляции — фрустрация потребности в общении с ними.

В связи с последними рассуждениями, необходимо более подробно рассмотреть вопрос об объективном аспекте межличностной изоляции, который напрямую связан с проблемой взаимоотношений и удовлетворения потребности в общении.

35

 

Итак:

1.    Можно выделить четыре основных причины межличностной
изоляции в юношеском возрасте: а) особенности процесса роста (попытки
разрешить противоречие «зависимость — автономия» на фоне резких
психофизиологических изменений); б) неспособность быть с другими и
использование других в своих интересах; в) активный рост самосознания и
поиск смысла жизни; г) давление ближайшего социального окружения,
которое приводит к утрате способности выражать свои чувства и осознавать
себя, а также к утрате спонтанности.

2.  Существуют деструктивные и конструктивные способы переживания
одиночества. К первым способам относятся: стремление уйти в какую-либо
деятельность; самоизоляция; «слияние» с близким человеком или с группой;
поиск кумира. Ко вторым — использование времени пребывания в
одиночестве для творчества и саморазвития, которые являются основным
ресурсом для поиска смысла жизни.

3.   Две причины межличностной изоляции - неспособность быть с
другими и поиск смысла жизни - имеют субъективный характер и требуют
особого внимания при оказании психологической помощи по преодолению
межличностной изоляции, переживаемой как одиночество, в юношеском
возрасте. В силу своих возрастных особенностей, молодой человек может
оказаться неспособным строить отношения с окружающими, а также
конструктивно использовать время пребывания в одиночестве.

Источник: Чулкова Мария Александровна. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Чулкова Мария Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Курган, 2007.- 184 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.

УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!