Помощь в написании работ по психологии (дипломных, курсовых, магистерских и других).
Работы по консультированию и психоанализу. Статистические расчеты и анализ результатов эмпирического исследования.
Мы команда психологов с большим опытом написания работ. Меня зовут Андрей и я – руководитель команды. Я лично отвечаю за качество всех работ и условия выполнения договора. В рамках каждого заказа создается чат для общения Заказчика и Автора.
Все делаем очень качественно, по требованиям ВУЗа и руководителя, гарантируем требуемый уровень оригинальности.
Формулируем тему, составляем план, посылаем письма для руководителя для согласования деталей.
Вносим правки руководителя. Сопровождаем до защиты. Помогаем разобраться в работе.
Договор с ИП, чек после оплаты.
В левом меню статьи о том, как написать ВКР по психологии. Они помогут тем, кто пишет работу сам или хочет разобраться.
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.
Агрессия как феномен научного анализа
Агрессия как объект научной рефлексии
Изучение условий формирования позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе предполагает обращение к концепциям отечественных и зарубежных ученых, в рамках которых раскрывается понятие «агрессивное поведение», выявляется его природа и формы проявления. Для изучения агрессивного поведения возникает необходимость анализа таких близких категорий, как «агрессия», «агрессивность», «враждебность», «жестокость». Выделение общего и особенного обозначенных категорий и агрессивного поведения позволило нам теоретически обосновать его социальную природу, формы проявления, структуру агрессии.
Проблема агрессии являлась предметом самостоятельного исследования и нашла отражение в русле работ отечественных психологов (В.А. Аверин, Г.М.Андреева, С.А. Беличева, Ф.Е. Василюк, И.А. Горьковая, З.Н. Григорова, С.Н. Ениколопов, В.В. Знаков, П.А. Ковалёв, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, А.Р.Ратинов, А.А. Реан, Т.Г. Румянцева, И.А. Фурманов, Е.В. Харитонова и др.) и зарубежных психологов (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Бютнер, К.Джеклин, Дж. Доллард, К. Лоренц, Э. Маккоби, А. Маслоу, Д. Ричардсон, К.Роджерс, С. Розенцвейг, Г. Салливен, В. Франкл, 3. Фрейд, X. Хекхаузен, К.Хорни и др.).
В рамках обозначенной проблемы нами была определена логика исследования агрессивного поведения подростков, предполагающая выявление феноменологического поля агрессии (А. Бандура, Дж. Доллард, П.А. Ковалёв, К. Лоренц, Е.В. Ольшанская, А.Р. Ратинов, А.А. Реан, 3. Фрейд), форм и проявления (Ю.М. Антонян, И.Б. Бойко, К. Бютнер, Ф.Е. Василюк, В.В.Гульдан, Н.Д, Левитов, А.Р. Ратинов, X. Хекхаузен), а также причин её
возникновения (В.А. Аверин, И.А. Горьковая, З.Н. Григорова, Л.М. Семенюк, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Уолтере, К. Хорни).
На современном этапе развития психологической науки авторитетными являются три теории агрессии:
- биологическая и инстинктивная теория 3. Фрейда, К. Лоренца;
- теория «фрустрация - агрессия» А. Миллера, Дж. Долларда;
- социально - когнитивная теория А. Бандуры.
В рамках биологической и инстинктивной теории 3. Фрейда, К. Лоренца наиболее исторически ранней является теория агрессии, согласно которой агрессия рассматривается как инстинктивное поведение.
Согласно представлениям 3. Фрейда, движущими силами развития личности являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (Танатос), находящиеся в постоянном противоборстве, создающие тем самым основу для внутреннего конфликта.
По мнению 3. Фрейда, наиболее эффективным механизмом психологической защиты от данного конфликта является сублимация, механизм помогающий направить энергию, в том числе агрессивного стремления, вовне, в другое русло, например, в искусство или науку [175].
В отличие от 3. Фрейда, К. Лоренц, изучавший поведение животных, рассматривал агрессию скорее как адаптивное, а не как саморазрушительное поведение. Но оба учёных единодушны в том, что агрессивная энергия имеет инстинктивную природу.
К представителям теории влечения следует отнести Мак-Дауголла, А.Фрейд, Э. Маккоби, К. Джеклин, которые считали агрессию врождённым инстинктом [10].
Согласно представлениям К. Лоренца, агрессия берёт своё начало, прежде всего, из врождённого инстинкта борьбы за выживание, присутствующего у людей и у других живых существ. Он предполагал, что этот инстинкт развился в ходе длительной эволюции, рассеивая представителей видов на широком географическом пространстве, обеспечивая максимальную утилизацию
14
имеющихся пищевых ресурсов. По мнению К. Лоренца, агрессия помогает улучщить генетический фонд вида за счёт того, что оставить потомство сумеют только наиболее сильные и энергичные индивидуумы. Интересным на наш взгляд является рассмотрение в рамках данной теории агрессии как агрессивной энергии (имеющей своим источником инстинкт борьбы) генерирующейся в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливающейся с течением времени. Лоренц считал, что сравнение человека с животным «не покажется столь обидным, если рассмотреть разительное неумение человека управлять своим поведением по отношению к представителям своего же биологического вида», и что в этом отношении человек не совершил не малейшего прогресса в деле овладения самим собой» [96, с. 33].
Данная теоретическая концепция критиковалась этологами и психологами, анализ исследований, проведённых Т. Тайгером, показал несостоятельность утверждений об агрессивной природе человека, о её только генетической обусловленности [32].
В отечественной психологии, по мнению А.А. Реана многие из установленных корреляций между агрессивностью, агрессивным поведением и генетическими факторами, например, с наличием лишней Y- хромосомы или с гормональными факторами (уровнем тестостерона), с гипогликемией, с гиповитаминозом А и С отражает не первичную, а вторичную детерминацию агрессивного поведения, т.е. многие из этих параметров сами являются зависимыми переменными и отражают реакцию организма на воздействие среды (биологической и социальной). Нельзя не согласиться с мнением А.А.Реан, что под влиянием устойчивых средовых воздействий (перманентных) физиологические реакции приобретают устойчивый, хронический характер, а агрессивные способы реагирования - устойчивый, личностный характер [143].
В рамках психоаналитического направления имело место рассмотрение социальной природы агрессии, в процессе операционализации понятия агрессивности. Так, согласно представлениям А. Адлера агрессивность
15
является неотъемлемой частью невротической личности, результатом сверхкомпенсации чувства неполноценности при неразвитом чувстве общности. По мнению автора, агрессивность можно преодолеть, развивая умение сотрудничать с другими людьми [99].
Таким образом, в рамках биологической и инстинктивной теории зарубежными учеными (А. Адлер, К. Джеклин, К. Лоренц, Э. Маккоби, А.Фрейд, 3. Фрейд) агрессия рассматривалась как генетически обусловленное явление, закладывались предпосылки к рассмотрению адаптивной функции агрессии.
Психоаналитические теории внесли огромный вклад в изучение агрессии. Ещё И.П. Павловым было отмечено умение психоаналитиков, обращать внимание на важные стороны организации психической деятельности, при неспособности адекватно объяснить наблюдаемые факты. Именно 3. Фрейду принадлежит заслуга превращения агрессии и агрессивности в объект научного психологического анализа. Развитие взглядов психоаналитиков привело к созданию теории фрустрации - агрессии.
Согласно фрустрационной теории Дж. Долларда и его коллег агрессия всегда есть результат фрустраторов, непреодолимых барьеров, стоящих на пути к достижению цели, вызывающих состояние растерянности или фрустрации, а фрустрация обязательно влечёт за собой агрессию [32].
В данной теории фрустрация рассматривается как движущая сила развития человеческой личности. Вся наша жизнь заключается в борьбе с разными видами фрустраций: физическими, моральными, духовными. Фрустрация определяется как блокирование или создание помех для какого-либо целенаправленного поведения; считается, что она провоцирует агрессию (побуждает к агрессии), что, в свою очередь, облегчает проявление или поддерживает агрессивное поведение.
В несколько модифицированной форме теорию обусловленности агрессии фрустрацией поддерживают Берковиц и Мак-Нейл [20]. В концепцию фрустрации-агрессии Берковиц ввёл три существенные поправки: а)
16
фрустрация не обязательно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индивида привычку к подобным действиям. Кроме того, Берковиц ввёл новую переменную, характеризующую возможные переживания, возникающие в результате фрустрации, - гнев — эмоциональное возбуждение в ответ на фрустрацию. По мнению X. Хекхаузена, не всякая агрессия возникает вследствие фрустрации (в частности, с фрустрацией не связана ни одна из форм инструментальной агрессии) и не обязательно фрустрация должна вести к агрессии. Аналогичного мнения придерживается и К.Левин, считая агрессию одной из возможных реакций на фрустрацию [58]. К. Роджерс считает, что агрессивность является одной из видов психологических защит, к которой человек вынужден прибегать с целью сохранения положительной самооценки [148]. В. Франкл рассматривает агрессивность как защитный механизм, возникающий в результате фрустрации стремления к смыслу жизни и связанного с ним ощущения её бессмысленности[171].
Психологи - неофрейдисты Г, Салливен и К. Хорни относят агрессивность к приобретённым личностным качествам, имеющим защитный характер [179]. Г.Салливен считал, что у ребёнка агрессию вызывает фрустрация потребности в нежности и потребности во избежание тревоги. Однако полностью устранить источники тревоги из жизни невозможно, что делает потребность во избежание тревоги ведущей для личности и определяет формирование «Я - системы». По мнению Г. Салливена решение фрустрационной ситуации зависит от того, какая структура «Я - системы» более развита - хорошее Я или плохое Я. При плохом Я агрессия направлена на себя, при хорошем Я агрессия носит внешнюю направленность. Эти идеи Г.Салливена легли в основу метода рисуночной фрустрации С. Розенцвейга и, как отмечает Б.В. Зейгарник, позволили ему разделить людей на интропунитивных - тех, которые под воздействием фрустрации направляют
17
агрессию на себя и экстрапунитивных - которые направляют агрессию на других [99], [59].
Социальная сфера обусловленности агрессивного поведения нашла отражение в работах К. Хорни, которая рассматривает агрессию как защитную реакцию личности на существующие отношения в обществе: холодное, несправедливое отношение, жестокие наказания, угрозу достоинству [179]. К.Хорни выделяет три типа отношений человека с окружающими его людьми (обществом):
- движение к людям;
- движение против людей;
- движение от людей.
По мнению автора, каждый из этих трёх видов отношений соответствует следующему типу психологической защиты: устойчивый тип, агрессивный тип, устранённый тип. Нарушение гармонии в сочетании потребностей и механизмов психологической защиты приводит к доминированию одного из них, что вызывает развитие того или иного невротического комплекса.
Таким образом, считая, что агрессивные стремления или потребности являются следствием доминирования агрессивной психологической защиты и, соответственно, проявлением невротического комплекса, К. Хорни утверждала, что наиболее эффективным способом их преодоления является психотерапевтическая коррекция.
В рамках данной теории психологи гуманистического и неофрейдистского направлений рассматривают агрессию как механизм психологической защиты в результате фрустрации, выделяя её адаптивную функцию. Эволюционно-генетический подход определяет агрессию как биологически целесообразную форму поведения, способствующую выживанию и адаптации; в рамках этого подхода агрессия не рассматривается как зло, а трактуется как такой же инстинкт, как и все остальные, служащие вместе с ним сохранению жизни [144].
18
Таким образом, анализ теории фрустрации - агрессии, основанной на необихевиористических концепциях, позволяет выделить, на наш взгляд, наиболее продуктивную позицию исследователей (А. Бандура, К. Левин, А.Маслоу, С. Розенцвейг, X. Хекхаузен, К. Хорни), рассматривающих агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, приписывающих ей адаптивную функцию и не исключающих конструктивного выхода из фрустрирующей ситуации.
Фрустрационная теория Дж. Долларда и его коллег положила начало интенсивным экспериментальным исследованиям агрессии.
К экспериментальным исследованиям феномена агрессии мы можем отнести теорию социального научения, предложенную А.Бандурой, рассматривающую агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, «за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения» (Bandura, 1983) [18, с. 43]. Согласно положениям данной теории при анализе агрессивного поведения требуется учёт способов усвоения подобных действий, факторов, провоцирующих их появление и условий, при которых агрессивные действия закрепляются. Несмотря на то, что в теории социального научения особо подчёркивается роль научения путём наблюдения и непосредственного опыта в усвоении агрессии, вклад биологических факторов (например, гормоны, нервная система) не отрицается. Представители данной теории (Л.Хюзман, Э. Ровелл, Д. Леонард) не отвергают представления о генетической предрасположенности к агрессивному поведению и рассматривают агрессивность как глубоко укоренившуюся черту личности, проявляющуюся с раннего детства [144]. Однако при формировании агрессивного поведения решающую роль исследователи отводят социальным условиям и когнитивным структурам.
В рамках данной теории выделяются следующие условия, провоцирующие агрессию: воздействие шаблонов (например, возбуждение, внимание), неприемлемое обращение (например, нападки, фрустрация), побудительные мотивы (например, деньги, восхищение), инструкции
19
(например, приказы), эксцентричные убеждения (например, параноидальные идеи). Когда агрессивные реакции усвоены, на первый план выступают факторы, отвечающие за их регуляцию или сохранение, усиление или контроль. В теории обозначено три вида поощрений и наказаний, регулирующих агрессивное поведение: внешние поощрения и наказания (например, материальное вознаграждение, неприятные последствия), викарное подкрепление (например, наблюдение за тем, как поощряют и наказывают других), механизмы саморегуляции (например, гордость, вина).
В развитии агрессивного поведения детей решающим как тормозящим, так и побуждающим фактором является позиция взрослых. В работе Р.С. Сирса, Е.Е.Маккоби, К. Левина, посвященной социализации агрессии, выделяется два важных фактора, способствующих развитию агрессии: снисходительность (степень готовности родителей прощать поступки детей) и строгость наказания родителем ребёнка за агрессивное поведение [32]. Родители наименее агрессивных детей оказались те, кто не был ни снисходительным, ни склонным к применению наказаний в случае проступка. Дети, чьи родители в качестве карательных мер выбирали суровые или даже очень суровые наказания склонны вести себя более агрессивно, нежели дети, которых наказывали не слишком строго.
Многие исследователи (М.А. Алемаскин, С.А. Беличева, Л.М. Зюбин, Т.Н. Курбатова, Н.Д. Левитов, Л.М. Семенюк, А. Бандура, Р.Уолтерс) определяют наказание как разновидность аверсивной стимуляции, формирующее именно то поведение, которое хотят предотвратить с его помощью. К тому же наказание - это ещё и принуждение (вспомним, как редко получает внутренний отклик любая принудительная деятельность при самой сильной оправданности принуждения). Анализ работ, посвященных изучению агрессивного поведения подростков [7, 35, 44, 51, 55, 67, 72], показывает неэффективность наказания как метода коррекции агрессивного поведения. Более того, в результате наказания у подростков закрепляется негативное отношение к наказывающему взрослому. По данным экспериментальных
20
исследований, в рамках учебно-воспитательного процесса наказание не всегда является эффективной мерой предотвращения или редуцирования агрессивного поведения. Учащиеся часто считают наказание несправедливым, особенно если видят, что другие, совершая подобные поступки, их избегают. В результате у учащихся, которых наказывают за проступки, сходящие их сверстникам с рук, возникает чувство ярости и негодования по отношению к учителю и одноклассникам, избежавшим наказания. Наказание за одни формы агрессивного поведения в состоянии удержать подростков от совершения такого рода поступков, оно может вынудить их выразить свой протест в других формах антиобщественного поведения. По нашему мнению, действительное наказание может удерживать от последующих проступков, но только при соблюдении следующих условий: если подросток считает наказание вполне заслуженным и если оно следует сразу же за совершением агрессивных действий.
Таким образом, исследования агрессии в рамках теории социального научения решающую роль при формировании агрессивного поведения отводят социальным условиям, не отвергают генетической предрасположенности к агрессивному поведению, рассматривают агрессию как глубоко укоренившуюся черту личности, проявляющуюся с раннего детства. Теория социального научения позволяет утверждать, о возможности предотвращения и контролирования человеческой агрессии по сравнению с другими теориями. На наш взгляд, весьма эффективным средством может стать устранение социальных неблагоприятных условий, поддерживающих агрессивное поведение. Конечно, склонность к данному поведению остаётся, но в позитивных условиях будет гораздо меньше оснований для его открытого выражения в актуальном поведении.
Подтверждением социальной обусловленности агрессии являются работы зарубежных (S. Bone, А. Montare, Р. Klopfer, А. Bandura) и отечественных учёных (В.А. Аверин, С.А. Беличева, И.А. Горьковая, З.Н. Григорова, С.Н.Ениколопов, Т.Г. Румянцева, Л.М. Семенюк).
21
На наш взгляд интересным является исследование S. Bone, А. Montare о влияние семейных факторов на проявления агрессивного поведения. Авторами установлено, что агрессия и размер семьи находятся в обратной зависимости. Эти результаты могут частично объяснять ускоренное развитие социальных отношений у детей, живущих в больших семьях [187].
Исследования Р. Klopfer посвящены онтогенезу агрессивного поведения: в них оно рассматривается у детей с 9 месяцев до 12 лет. Автором идентифицируются факторы, влияющие на развитие агрессивности (пол, семья, социально-экономические отношения) [189]. Работа имеет характер обзора и не содержит практических рекомендаций.
Истоки агрессивности исследователи (Ю.М. Антонян, С.А. Беличева, В.В.Гульдан, Н.Д. Левитов, Е.В. Харитонова) рассматривают на уровне нейродинамических и психодинамических качеств, темперамента и некоторых видов акцентуаций характера. К ним можно отнести эмоциональную чувствительность, раздражительность, уровень тревожности и некоторые эмоции, входящие в так называемый комплекс враждебности - гнев, отвращение и презрение, а также эмоция страха. Совокупное действие этих характеристик обусловливает готовность человека к агрессивным действиям.
По мнению В.А. Аверина, З.Н. Григоровой, И.А. Горьковой причины агрессивного поведения нужно искать в уровне сформированности личности человека и, прежде всего, его самосознании [2].
На наш взгляд, агрессивность как черта личности неизбежно придаёт общению и взаимодействию деструктивный оттенок. Она может принимать самые разнообразные формы: мстительность, враждебность, попрёки и угрозы, обиды и самонаказание, крики и ссоры, тихое ворчание, неотступная критика или самобичевание. Однако, по мнению X. Хекхаузена, гармонически развитая личность предполагает наличие в ней определённой доли агрессивности, что и делает её социально адаптированной и полезной для преодоления жизненных преград. Если же агрессивность отсутствует, происходит стирание
22
индивидуальности, субъект податлив, пассивен, конформен, снижается его социальный статус [178].
В некоторых работах описывается не реальная, а символическая (воображаемая) агрессия, существующая лишь в фантазиях человека. По мнению К. Бютнер, фантазии передают бессознательные желания, поскольку они указывают на необходимость реализации вытесненного желания [33].
В психологической литературе выделены и описаны различные классификации видов агрессивного поведения. По способу выражения агрессивные действия можно описать на основании трёх шкал, предложенных Бассом: физическая - вербальная, активная — пассивная и прямая — непрямая. Прямая агрессия направлена непосредственно на объект агрессии, а косвенная или вообще не связана, или связана опосредованно с объектом, который вызвал состояние злости, гнева и переносится на объекты, не имеющие непосредственного отношения к конфликту. Причём этим посторонним объектом могут быть как живые, так и не живые предметы. Физическая агрессия связана с применением силы, а вербальная — речи. Агрессия может выражаться в активной форме (нанесение ударов) и в пассивной (отказ разговаривать) [55].
Таким образом, комбинация этих видов агрессии даёт восемь возможных категорий, к которым можно отнести большинство агрессивных действий. Например, действия, при которых один человек прибегает к физическому насилию над другим, могут быть классифицированы как физические, активные и прямые. С другой стороны, распространение слухов или пренебрежительные высказывания за глаза можно охарактеризовать как вербальные, активные и непрямые.
Согласно мотивационной классификации исследователи выделяют инструментальную и враждебную агрессию [64]. Враждебная агрессия направлена на причинение ущерба, вреда другому человеку, а инструментальная агрессия направлена на достижение цели, причём причинение вреда другому человеку не служит этой целью. Инструментальную
23
агрессию подразделяют на индивидуальную и социально мотивированную. А поскольку цели у человека могут быть социальными и асоциальными, то и инструментальная агрессия тоже может быть этих двух видов. Исследователи используют деление агрессии на реактивную и проактивную. Реактивная является реакцией на фрустрацию и часто совершается непроизвольно. Проактивная возникает сознательно, обдуманно с определённой целью.
Таким образом, выделение инструментальной агрессии, как средства достижения цели, не причиняющее вреда другому человеку, доказывает существование адаптивной функции агрессии.
Концепция Г. Аммона выделяет следующие виды агрессии: конструктивная агрессия (проявление агрессивных побуждений в социально приемлемой форме при возможности саморегуляции и коррекции поведения); дифференцированная агрессия (проявление агрессивных побуждений, сопровождающихся подавлением эмоциональных реакций); деструктивная агрессия (агрессивные действия, нарушающие нормы существования людей в обществе) [20].
И.Б. Бойко предлагает включать в типологию форм агрессии адаптивную и патологическую агрессию. Под адаптивной агрессией понимается стиль поведения, соответствующий стереотипам, выработанным в конкретной среде и микросоциуме. Патологическая агрессия обусловлена каким-либо психическим недоразвитием или расстройством [29]. В исследованиях выделяется итнравраждебная агрессия, направленная на самого себя и экстравраждебная агрессия, направленная на другого [72], [143], [176].
Таким образом, анализ психологической литературы выделяющей различные формы и виды агрессивного поведения, позволяет предположить разноплановость и существование различных точек зрения на проблему агрессии.
Мы разделяем позицию исследователей (Г.М. Андреева, С.А. Беличева, В.В.Знаков, Л.П. Колчина, Н.Д. Левитов, А.А. Реан) рассматривающих
24
агрессивное поведение как разрушающее, причиняющее ущерб действие, не исключающих адаптивную функцию агрессии.
Исследователи, раскрывающие формы и виды агрессии, выделяют в структуре агрессивного поведения эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты [11], [32].
Эмоциональная сторона агрессии включает в себя отрицательные эмоции: переживания недоброжелательности, гнева, злости, мстительности, враждебности, агрессивности. Чтобы человек стал вести себя агрессивно, степень аверсивности фрустрационной ситуации должна оказаться достаточной для актуализации отрицательных эмоций. Если у человека фрустрация не вызывает негативных чувств, то агрессивное поведение не проявляется.
Когнитивный компонент заключается в необходимости правильно понять, объективно проанализировать факторы, влияющие на возникновение агрессии. Когнитивный процесс включает в себя размышления по поводу пережитых отрицательных эмоций. Человек может подбирать объяснения переживаемым отрицательным эмоциям, анализировать свои чувства или пытаться контролировать эмоции.
Действия когнитивного и эмоционального компонентов ответственны за возникновение поведенческого компонента агрессии. Поведенческий компонент проявляется в самом агрессивном поведении.
Таким образом, на основе выделенных исследователями компонентов, можно предположить, что агрессия - понятие собирательное, включающее в себя личностные особенности, которые могут провоцировать конфликт и действия, направленные на реализацию конфликтного внутреннего состояния. Исходя из изложенных теоретических положений, мы выделяем следующие черты характера, которые, с нашей точки зрения, могли бы отвечать за готовность к агрессивному поведению и провоцировать конфликт: мстительность, нетерпимость, подозрительность, вспыльчивость, навязывание своей воли, точки зрения.
25
Исследователь П.А. Ковалёв в работе о возрастно-половых особенностях отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения раскрывает когнитивный компонент агрессивного поведения, обосновывает совпадение периодов высокой склонности к агрессивному поведению и агрессивности [72].
Эмоциональный и поведенческий компоненты агрессии находят описание при рассмотрении различий агрессивности и враждебности. Основное различие между ними в том, что агрессивность проявляется в поведенческих актах, а враждебность - в установках и отношении [12]. Анализируя психологическое содержание феномена враждебности, Н.Д. Левитов следующим образом даёт его определение: «Враждебность — это установка, которая проявляется, прежде всего, с помощью слов, находя своё выражение главным образом, в отрицательных оценках и суждениях; эта установка — в отличие от агрессивности - носит локальный характер, относясь к определённому индивиду или группе лиц. Агрессивность - установка более общая; агрессивный человек совершает агрессивные действия против многих разных людей» [88, с. 85].
Таким образом, агрессивность и враждебность понятия не синонимичные, характеризующие разные компоненты агрессивного поведения.
Н.Д. Левитов, выделяя агрессивность как качество личности, а В.С.Мерлин, рассматривая её как свойство темперамента, солидарны в том, что возникновение агрессии зависит от общественных условий, особенностей развития общества и малой группы [105].
Н.Д. Левитов вводит в диагностику агрессии оценочный компонент (оценку значимости мотива поведения, которой привёл к агрессивному проявлению) [88]. С точки зрения мотивационной составляющей агрессия дифференцируется на инструментальную и преднамеренную. Инструментальная агрессия - когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или по его субъективному мнению «было необходимо» действовать.
26
С.Н. Ениколопов в своём исследовании агрессии основной акцент делает на изучении в поведении человека готовности агрессивно реагировать в ответ на определённые «позывные сигналы агрессии», представляющие собой раздражители, способные вызвать гнев, а затем агрессию [55, с. 32]. Он исследовал реакцию человека на фрустрирующие препятствия, которые в свою очередь, вызывали гнев и раздражение.
В данном случае агрессивность проявляется как некая активность, направленная во вне и имеющая своей целью разрушение фрустрирующих индивида препятствий.
Ф.Е. Василюк рассматривает агрессивность с позиции теории переживания [34]. По его мнению, затруднения, возникающие при попытке достичь некоторой цели, и связанное с этим продолжительное неудовлетворение потребностей могут вызвать нарастание стресса, которое в свою очередь, отрицательно сказывается на осуществляемой деятельности и приводит к фрустрации. Далее агрессивные побуждения или реакции, порождённые фрустрацией, могут вступать в конфликт с моральными установками субъекта; конфликт вновь вызывает увеличение стресса и т.д. Основная проблема - сохранение в сознании смысловой связи между поведением и мотивом, сознательная и активная работа над разрешением неблагоприятной ситуации.
По мнению А.Р. Ратинова, агрессия связывается с проявлением деструктивных действий, целью которых является нанесение вреда тому или иному лицу. Агрессивность рассматривается как личностная позиция, свойство личности, заключающееся в наличии деструктивных тенденций в области субъектно-субъектных отношений, готовности к предпочтению использования насильственных средств для реализации своих целей [140]. На наш взгляд интересным является определение агрессии и агрессивности, данное Е.В.Ольшанской. Агрессия, по её мнению, это в разной степени эмоционально окрашенная, высшая степень активности личности по отношению к среде, слабо ограниченная социальными нормами, принимающая формы прямого или
27
косвенного насилия в деятельностных взаимоотношениях личности и среды ради самоутверждения личности. В отличие от агрессии, агрессивность, как и её частное выражение, враждебность - это совокупность эмоционально-мотивационных слагаемых, проявляющаяся в готовности личности к агрессии [125, с. 14].
А.А. Реан выделяет два полярных подхода к феномену агрессии: этико-гуманистический и эволюционно-генетический. Этико-гуманистический подход рассматривает агрессию как причинение вреда другому человеку и расценивает как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности человека; такое поведение оценивается негативно. В науках о человеке этот подход представлен в гуманистической психологии, экзистенциальной и гуманистической философии, христианской концепции человека. Идеи гуманистического подхода к агрессии восходят к традиционному христианскому учению: «возлюби ближнего своего как самого себя», «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас», «не судите, да не судимы будете».
Агрессивность и жестокость рассматриваются в части работ как рядоположные явления, почти как синонимы, в то время как отдельные авторы предполагают их самостоятельное значение [12], [18]. Ю.М. Антонян и В.В.Гульдан выделяют жестокость в особую категорию в связи с тем, что она «придаёт особую окраску насилию и агрессии, связанную со способом их реализации, причинением жертве особых страданий» [12, с. И]. Жестокость и агрессивность, по мнению авторов, различаются по признаку «причинение страданий и мучений ради страданий и мучений», свойственному жестокости и не свойственному агрессивности. Жестокость как личностная черта определяется при этом как «стремление к причинению страданий и мучений людям или животным, выражающееся в действиях, бездействии, словах, а также фантазировании соответствующего содержания». Отмечается, что агрессивный человек может и не быть жестоким, в то время как жестокий человек всегда агрессивен.
28
По мнению Харитоновой Е.В. агрессивность и жестокость как свойства личности формируются в процессе ранней социализации — в детском и подростковом возрасте. Агрессивные и жестокие поступки малолетних детей ещё не определены внутренней логикой их характера, а обусловлены сиюминутными побуждениями без учёта и понимания их значения. Однако в результате неоднократного повторения такого при отсутствии должной его оценки и корректирующих воздействий оно постепенно принимает устойчивый характер, отрывается от ситуации, в которой первоначально возникло, превращается в черту личности [177].
Н.Д. Левитов, выделяет агрессивность как качество личности и характеризует состояние агрессивности как стеничное: драчливость, грубость, задиристость, озлобленность; аффективное переживание гнева с потерей самоконтроля [88].
Ю.М. Антонян и В.В. Гульдан считают, что агрессивность выражается в «субъективной тенденции к враждебному поведению, направленному к полному или частичному подавлению другого человека или других людей, их ограничению, управлению ими, на причинение им ущерба или страданий» [11, с. 38].
Таким образом, в исследованиях разграничиваются понятия враждебности, жестокости и агрессивности. При характеристике агрессии исследователи используют два основных понятия агрессивное поведение и агрессивность. Понятия агрессия и агрессивность несинонимичны. Под агрессивностью исследователи рассматривают свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Агрессивность есть возможность, предпосылка агрессивного поведения. Поэтому, нельзя не согласиться с мнением А.А. Реан, что не за всяким агрессивным поведением стоит агрессивная личность, равно как не каждая агрессивная личность должна обязательно демонстрировать агрессивное поведение [145, с. 137].
29
По мнению А. В. Петровского и М.Г. Ярошевского агрессивность - это относительная черта личности, характеризующая готовность субъекта к агрессивному поведению [131].
Мы разделяем мнение К.К. Платонова в том, что агрессивность является психическим явлением, выражающимся в стремлении к насильственным действиям в межличностных отношениях [134].
Теоретическое осмысление различных подходов, раскрывающих природу агрессии, разводящих понятия агрессивности, враждебности, жестокости предполагает выявление феноменологического поля агрессии.
К настоящему времени различными авторами предложено множество определений агрессии. X. Хекхаузен в качестве агрессии понимал множество разнообразных действий, нарушающих физическую или психическую целостность другого человека, наносящих ему материальный ущерб, препятствующих осуществлению его намерений, противодействующих его интересам или же ведущих к его уничтожению [178, с. 367]. Такое определение, по его мнению, может объединять в себе столь различные явления как детская ссора и война, упрёки и убийства, наказание и бандитское нападение.
К. Изард использует в определении агрессии понятие враждебности. «Агрессия, - пишет автор, - определяется как враждебное действие или поведение. Агрессия - это физический акт, который иногда может запускаться и поддерживаться эмоциями, входящими в комплекс враждебности. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или победить. В понятие «физическое действие» включается также и речь. Ущерб может быть психологическим или физическим». При этом Изард рассматривает враждебность как «сложное мотивационное состояние», а агрессию - как «следующее из него поведение» [63, с. 440].
В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Б.Ф. Ломов рассматривают агрессивное поведение как «враждебные действия, целью которых является нанесение страдания, ущерба другим» [56, с. 244].
30
По мнению, Т.Г. Румянцевой, исследователи склонны рассматривать агрессию в строго поведенческой манере, понимая агрессию в терминах переменных, которые могут быть непосредственно наблюдаемы[153].
Агрессия, согласно определению американских исследователей Роберта Бэрона и Деборы Ричардсон, - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения [32, с. 26].
Мы разделяем позицию отечественных исследователей, дающих более широкое определение, агрессия - как целенаправленное, разрушительное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевлённым и неодушевлённым), причиняющее физический ущерб людям и вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояния психической напряжённости, страха, подавленности) [7], [29], [35], [155].
На наш взгляд, социальная обусловленность агрессии предполагает рассмотрение агрессивного поведения как неконструктивного защитного механизма на существующие нарушенные отношения с окружающими.
Таким образом, изложенный анализ теорий агрессии, форм и видов агрессивного поведения, структуры агрессии позволяет сделать вывод о возможности редуцирования и предотвращения агрессивного поведения.
На современном этапе изучения агрессии выделяются различные превентивные меры, и управление агрессией может осуществляться через её эллиминацию (наказание, катарсис), демонстрацию моделей конструктивного поведения, когнитивные методы контроля агрессии (анализ отягчающих обстоятельств провокации агрессии, атрибуция «за что?»), через индукцию несовместимых реакций (юмор, эмпатия), тренинг социальных умений, обучение самоконтролю и управлению своим поведением.
Зарубежные психологи (3. Фрейд, Дж. Доллард) рассматривают катарсис как наиболее эффективное средство коррекции агрессивного поведения [175].
31
Гипотеза о суш;ествовании катарсиса предполагает, что если приведённому в ярость индивиду дать возможность выразить агрессию в социально приемлемой форме, то это приведёт к ослаблению переживаемых им негативных эмоций и тем самым снизит вероятность того, что в дальнейшем он прибегнет к подобным формам поведения. Существующие данные подтверждают то, что в результате выражения агрессии ослабляется переживание отрицательных эмоций. Однако, это не единственный способ достижения подобного эффекта. К снижению уровня эмоционального напряжения могут привести любые действия индивида. Данные о том, что индивид, своевременно избавившийся от агрессии, в дальнейшем не совершит подобных действий — менее убедительны.
Отечественные исследователи (Г.М. Андреева, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов) рассматривают коррекцию агрессивного поведения посредством психотерапевтических воздействий: обучение различным формам саморегуляции; планомерное и систематическое обсуждение проблемы, вызывающей агрессивные проявления; формирование новых форм психологической поддержки в кризисных ситуациях; формирование устойчивого уровня правового и морального самосознания.
На наш взгляд, социальная обусловленность агрессивного поведения, подтверждающаяся в работах отечественных и зарубежных исследователей, рассматривающих феноменологию агрессии, позволяет предположить, что предотвращение и коррекция агрессивного поведения возможны посредством изменения социальных условий, обуславливающих агрессивное поведение.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что диапазон трактовки понятия «агрессия» достаточно широк: от понимания агрессии как инстинктивного поведения до рассмотрения её социальной обусловленности.
В рамках биологической и инстинктивной теории зарубежными учеными (А.Адлер, К. Джеклин, К. Лоренц, Э. Маккоби, А. Фрейд, 3. Фрейд) агрессия рассматривалась как генетически обусловленное явление, закладывались предпосылки к рассмотрению адаптивной функции агрессии.
32
Анализ теории фрустрации - агрессии, основанной на необихевиористических концепциях, позволяет выделить, на наш взгляд, наиболее продуктивную позицию исследователей (А. Бандура, К. Левин, А.Маслоу, С. Розенцвейг, X. Хекхаузен, К. Хорни), рассматривающих агрессию как один из возможных выходов из фрустрирующей ситуации, приписывающих ей адаптивную функцию и не исключающих конструктивного выхода из фрустрирующей ситуации.
Исследования агрессии в рамках теории социального научения решающую роль при формировании агрессивного поведения отводят социальным условиям, не отвергают генетической предрасположенности к агрессивному поведению, рассматривают агрессию как глубоко укоренившуюся черту личности, проявляющуюся с раннего детства.
В качестве источников агрессивного поведения рассматривались инстинкт, внешние препятствия, сложные мотивационные структуры и познавательные стратегии.
Независимо от побудительных механизмов и целей любое агрессивное поведение, с нашей точки зрения, представляет собой целостную систему, состоящую из эмоционального, когнитивного и поведенческого компонентов.
Агрессия может проявляться в прямой и косвенной форме, и быть двух видов: вербальной и физической.
Рассмотренные нами определения дают основание отнести их к нестрогим научным понятиям и предложить собственное рабочее определение, которое отвечает целям нашего исследования.
Агрессивное поведение - социально обусловленная защитная форма поведения, реакция недовольства человека условиями окружающей среды.
Агрессивность — свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, выражающееся в готовности к агрессивному поведению.
Понятия агрессия и агрессивность не синонимичны, что приводит к следующим выводам:
- не за всяким агрессивным поведением субъекта стоит агрессивность
как свойство личности; - агрессивность как свойство личности не всегда проявляется в явно
агрессивных действиях.
Таким образом, произведённый анализ агрессии как объекта научной рефлексии, выделение его структурных компонентов, определение социальной обусловленности агрессии позволяет перейти к изучению психологических особенностей агрессивного поведения подростков с агрессивным поведением.
Источник: Аненкова Эльвира Рафаэльевна. Формирование позитивных отношений подростков с агрессивным поведением со сверстниками в учебной группе : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Ставрополь, 2003 231 c.
Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).
Заполните заявку, напишите на почту или в мессенджеры. После уточнения деталей по вашей работе я скажу точную стоимость. Уверен, что в ходе обсуждения вы станете лучше понимать вашу тему и варианты ее реализации.