• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Психологические тесты, опросники, методики / Тест-опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер)

Тест-опросник «Суверенность психологического пространства» (С.К. Нартова-Бочавер)

Опросник «Суверенность психологического пространства» (Нартова-Бочевер, 2005, 2008) относится к группе стандартизированных личностных тестов. Предполагаемый адресат теста – подростки начиная с 11-12 лет и взрослые, которым предъявляется смещенная ретроспективная инструкция. Поскольку, по мнению автора, основные идентификационные процессы завершаются в подростково-юношеском возрасте, предварительные данные подростков и взрослых практически не отличаются. Модификация инструкции теста позволяет также использовать его для оценки психологической близости и дистанционных отношений внутри семьи.

Опросник позволяет выявить уровень суверенности психологического пространства. Психологическое пространство личности это «значимый фрагмент бытия, определяющий актуальную деятельность и стратегию жизни человека и защищаемый им доступными физическими и психологическими средствами. Психологическое пространство – это форма развития и выражения субъктности человека». 

Опросник содержит шесть шкал. Каждое утверждение может либо приниматься, либо отвергаться респондентом. Концептуально шкалы опросника рассматриваются как содержательно независимые (каждый пункт входит в состав только одной шкалы), поэтому общий показатель суверенности равен сумме показателей по всем шести шкалам. Содержание каждой из шкал не может быть использовано для изучения суверенности психологического пространства личности по другой шкале: так, утверждения о суверенности структуры ценностей не связаны с суверенностью телесного носителя психологических качеств. Образование симптомокомплексов по сочетанию шкал пока не предполагается.

Особенность опросника – содержание пунктов-утверждений, представляющих собой «единицы» суверенности психологического пространства, в качестве которых могут рассматриваться реакции субъекта в жизненных ситуациях «вызова» или внедрения. В качестве примера рассмотрим утверждение опросника №69 «Меня раздражало, когда приходилось в детстве носить вещи старшей сестры или брата». Объективный смысл ситуации очевиден: ребенку предлагают надеть не свою вещь, тем самым потенциально ущемляя его. Это может вызвать у него переживание своей незначительности, подчиненности старшему по рангу – эти варианты отражаются в случае выбором респондентом ответа «да», соответствующего положению дел, при котором он, внутренне сопротивляясь, все же донашивает вещи старшего. Возможны и другие исходы: ребенок избегает носить чужое, потому что в семье есть материальный достаток, или он в семье единственный ребенок, или он носит вещи старшего с удовольствием. В этих случаях, конечно же, «удара» по границам психологического пространства респондент переживать не будет, и выберет ответ «нет», прибавляющий к показателю суверенности одну единицу.

Тест состоит из 80 утверждений, адресующих испытуемых к их детскому опыту. Утверждения моделируют ситуации взаимодействия в семье. Инструкция: «Вам предлагается оценить утверждения теста, который описывает детство человека. Если содержание утверждения относится к Вам, следует поставить галочку в ячейке, соответствующей «Да». Если в Вашей жизни подобных случаев не встречалось, поставьте галочку в ячейке, соответствующей «Нет». Если Вам трудно вспомнить, как было на самом деле, представьте себе наиболее вероятное положение дел. Этот тест не измеряет Интеллектуальные способности, поэтому правильных или неправильных ответов не существует; каждый вариант встречается в реальной жизни. Постарайтесь не раздумывать долго, время заполнения теста – 20 минут. Спасибо!». 

Опросник включает в себя шесть шкал. Остановимся на шкалах более подробно. Первая шкала - суверенность физического тела - отражает степень соматического благополучия. На полюсе депривированности можно констатировать переживание дискомфорта, вызванного прикосновениями, запахами, принуждением в отправлении физиологических потребностей. Шкала суверенности территории отражает переживание безопасности физического пространства, на котором находится человек (личной части или собственной комнаты, игровой модели жилья), на полюсе депривированности – отсутствие территориальных границ. Суверенность мира вещей подразумевает уважительное отношение к личной собственности человека, распоряжаться которой может только он, депривированность – непризнание его права иметь личные вещи. Шкала суверенности привычек при высоких показателях указывает на принятие временной формы организации жизни человека, при низких – означает насильственные попытки изменить комфортный для человека распорядок. Суверенность социальных связей выражает право иметь друзей и знакомых, которые могут не одобряться в семье, депривированность – контроль над социальной жизнью человека. Последняя шкала – суверенность ценностей - при высоких баллах подразумевает свободу вкусов и мировоззрения, при низких – насильственное принятие неблизких ценностей.

Перевод сырых баллов в стены опросником не предусматривается.

Текст методики диагностики суверенности психологического пространства С.К. Нартовой-Бочавер

Инструкция: Вам предлагается оценить утверждения теста, который описывает детство человека. Если содержание утверждения относиться к Вам, следует поставить галочку в ячейке соответствующей «Да». Если в Вашей жизни подобных случаев не встречалось, поставьте галочку в ячейке соответствующей «Нет». Если Вам трудно вспомнить, как было на самом деле, представьте себе наиболее вероятное положение дел. Этот тест не измеряет Интеллектуальные способности, поэтому правильных или неправильных ответов не существует; каждый вариант встречается в реальной жизни. Постарайтесь не раздумывать долго, время заполнения теста – 20 минут. Спасибо!

 

 

 

Да

Нет

1.

Случалось, что я был вынужден носить одежду, которая мне не нравилась.

 

 

2.

Меня в детстве не стригли, не спросив на то моего желания.

 

 

3.

Я всегда имел уголок для игры, который мог обустроить по собственному вкусу.

 

 

4.

Решение о проведении каникул и выходных чаще принималось без меня.

 

 

5.

Уже в раннем детстве я отказывался носить неудобную одежду.

 

 

6.

У нас было в порядке вещей, если родитель переключал телевизор на свой канал, когда я его смотрел.

 

 

7.

Часто мне приходилось терпеть, когда родственники тискали и целоваои меня.

 

 

8.

Даже в детстве я был уверен, что без меня никто не трогает мои игрушки.

 

 

9.

Я всегда имел возможность поиграть дома в одиночестве, когда мне этого хотелось.

 

 

10.

В детстве бывало, что я носил одежду в которой чувствовал себя посмешищем, и боялся, что меня будут дразнить.

 

 

11.

Я обижался, когда меня в порядке наказания шлепали и давали подзатыльники.

 

 

12.

Я раздражался, если во время стирки мама вытряхивала мои вещи из карманов.

 

 

13.

В нашем доме запрещалось подкрепляться, «перехватывая куски» между завтраком, обедом и ужином.

 

 

14.

Обычно родители не запрещали слушать музыку, которая мне нравится, даже если она их раздражала.

 

 

15.

Меня никогда не заставляли есть насильно, как других детей.

 

 

16.

Я часто огорчался, когда родители наводили порядок в моих игрушках.

 

 

17.

Для меня было неприятным переживанием, когда мне стригли ногти.

 

 

18.

У меня всегда было место (стол, сундучок, коробка), где я мог спрятать дорогие мне предметы.

 

 

19.

Помню я сильно грустил оттого, что мне не разрешали ложиться спать чуть позже, чем это было принято.

 

 

20.

Нередко бывало , что нужные мне вещи покупались как поощрение за хорошую учебу или поведение.

 

 

21.

Случалось, что детский праздник был для меня испорчен, если я был одет не так, как хотелось.

 

 

22.

Обычно меня спрашивали, что я хотел на завтрак, обед или ужин.

 

 

23.

Мне не нравилось, если без разрешения брали мою чашку или расческу.

 

 

24.

Когда я чувствовал себя обиженным, я имел привычку запираться в ванной или туалете.

 

 

25.

Я расстраивался, когда не мог доиграть из-за того, что взрослые звали меня к себе.

 

 

26.

Если друзья предлагали мне переночевать у них, родители обычно не возражали.

 

 

27.

Мне удавалось обычно устроить детский праздник так, как хотелось

 

 

28.

Случалось, я обижался, когда взрослые начинали серьезный разовор и выставляли меня в другую комнату.

 

 

29.

Даже если подходило время ложиться спать, мне обычно разрешали досмотреть любимую передачу.

 

 

30.

Мне не нравилась семейная традиция донашивать хорошие вещи, доставшиеся от других детей.

 

 

31.

Мне часто хотелось поиграть с детьми, которые вместе со мной ходили в кружок, но обычно родители торопились и это не удавалось.

 

 

32.

При покупке вещей родители всегда учитывали мое мнение.

 

 

33.

В детстве часто случалось, что, стесняясь попроситься в туалет, я долго терпел.

 

 

34.

Я вполне ощутил, что отдать любимую игрушку – одно из самых сильных страданий маленького ребенка.

 

 

35.

Взрослые почему-то считали, что могут войти в ванную или туалет, когда там ребенок, и не разрешали закрывать дверь на замок.

 

 

36.

Родители старались делать со мной уроки, когда я уже справлялся сам.

 

 

37.

Даже если родителям было некогда, они находили время, что бы я поиграл с детьми, которые были мне симпатичны.

 

 

38.

Родители не запрещали мне располагать в комнате ценные для меня предметы (фотографии любимых героев, плакаты), даже если они им не нравились.

 

 

39.

Когда была приготовлена вкусная еда, то близкие мне взрослые считали необходимым накормить меня ею, даже преодолевая мое сопротивление.

 

 

40.

Мне бы очень хотелось, чтобы на дверях детских комнат были замки, хотя взрослых это и обижает.

 

 

41.

Мне случалось огорчаться, если родители неожиданно брали меня в гости.

 

 

42.

В детстве меня нередко заставляли есть калорийную, но невкусную пищу.

 

 

43.

Я переживал оттого, что взрослые ошибочно думали, будто в детстве любую вещь можно заменить другой.

 

 

44.

Я предпочитал в детстве ходить в гости, а не звать гостей к себе.

 

 

45.

Меня раздражало, если взрослые не информировали меня о своих планах.

 

 

46.

Проблема «отцов и детей» у нас не существовала, так как родители с детства уважали мое мнение.

 

 

47.

Мне не нравилось, когда взрослые в детстве любили меня пощекотать или ущипнуть.

 

 

48.

Я любил в детстве, когда бывал за городом, построить себе шалаш или гнездо на дереве.

 

 

49.

Родители спокойно принимали тот факт, что знают не всех моих друзей.

 

 

50.

Мне не нравилось, что новых вещей не покупали, пока у нас были старые в хорошем состоянии.

 

 

51.

Существовали телепередачи, которые я не мог смотреть без разрешения родителей.

 

 

52.

Если ребенку не нравиться какая-то вещь, ни к чему заставлять его пользоваться ею.

 

 

53.

Как и многие другие дети, я мечтал построить домик из диванных подушек, но мне это не удавалось.

 

 

54.

Если у нас с друзьями возникали общие планы, наши родители нередко старались их изменить.

 

 

55.

Если я возвращался из магазина, то мог часть сдачи оставить себе.

 

 

56.

У нас было принято, чтобы родители всегда знали мой распорядок дня.

 

 

57.

Я всегда был уверен, что, когда я с кем-то разговариваю по телефону, никто не прервет и не подслушает нашей беседы.

 

 

58.

Родители пресекали мои попытки украсить себя так, как не было принято в их время (пирсинг, татуаж, прически)

 

 

59.

Мне часто бывало неприятно, когда взрослые дотрагивались до меня.

 

 

60.

Испытывая нехватку карманных денег, я не стеснялся попросить их у родителей.

 

 

61.

Меня раздражало, если в моей комнате наводили порядок.

 

 

62.

Во время обеда, если суп был горячим, я мог сначала съесть второе, и родители это не запрещали.

 

 

63.

Если у меня в детстве появлялся новый знакомый, я должен был обязательно показать его родителям.

 

 

64.

Родители всегда демонстрировали свое несогласие с моими попытками соответствовать молодежной культуре.

 

 

65.

Посещая врача, я не боялся боли, а того, что чужой человек будет меня трогать.

 

 

66.

Наверное я собственник: уже в детстве я постоянно раздражался оттого, что кто=то пользовался моими вещами.

 

 

67.

Мне не нравилось, что взрослые ходят через ту комнату, где я играю с друзьями

 

 

68.

Проверяя домашнее задание, родители всегда обращали внимание на порядок его выполнения: сначала основные предметы, а затем «второстепенные», и были недовольны, если он нарушался.

 

 

69.

Меня раздражало, когда приходилось в детстве носить вещи старшей сестры или брата.

 

 

70.

У меня было в детстве увлечение (кружок, спортивная или художественная школа), которое не реализовалось, потому что родители были против.

 

 

71.

Маленьких детей везде ждут огорчения: даже надевая шапку или завязывая шарф, взрослые умудряются зацепить за ухо или вырвать волосы.

 

 

72.

У меня вызывало брезгливость, если мама или бабушка настаивали, чтобы я попробовал приготовленную ими еду «поварской» ложкой, которой они пробовали ее сами.

 

 

73.

Я не любил, если у нас оставались на ночь гости, и мне приходилось менять спальное место.

 

 

74.

Если я не сделал домашнее задание, но успел выполнить его на перемене, родители никогда меня не ругали: «Победителя не судят»

 

 

75.

Случалось, мне навязывали общение с братом или сестрой, даже когда мне этого не хотелось.

 

 

76.

Мне случалось раздражать родителей, если мое мнение не совпадало с их собственным.

 

 

77.

В детстве нередко вызывало огорчение, когда мне надевали одежду через голову.

 

 

78.

В нашей семье считалось важным тратить деньги не только на самое необходимое, но и на то, чего очень хочется ребенку (дорогие книги и приборы – бинокль, словарь - без которых вполне можно обойтись).

 

 

79.

Я не любил, когда во время моих занятий кто-то из близких стоял у меня за спиной и смотрел мне через плечо.

 

 

80.

Даже в детстве родители не настаивали, что бы я «пошел по их стопам».

 

 

Ключи к тесту "Суверенность психологического пространства" (С.К. Нартова-Бочавер)  

№ п/п Шкалы опросника Номера утверждений
1. Суверенность физического тела (СФТ) «+» 2, 5, 15, 22 «-»7,11, 17, 33, 39, 47, 59, 65, 71, 77
2. Суверенность территории (СТ) «+» 3, 9, 18, 48 «-» 24, 28, 35, 40, 44, 53, 61, 67, 73, 79
3. Суверенность ми­ра вещей (СВ) «+» 8, 52, 55, 60, 78 «-» 1, 12, 16, 20, 23, 30, 34, 43, 50, 66, 69, 72
4. Суверенность привычек (СП) «+» 29, 62, 74, «-» 6, 13, 19, 25, 36, 41, 45, 54, 56, 68
5. Суве­ренность социальных связей (CС) «+» 26, 37, 49, 57 «-»31, 63, 75
6. Суверенность ценностей (СЦ) «+» 14, 27, 32, 38, 46, 80 «-» 4, 10, 21, 42, 51, 58, 64, 70, 76
7. Суверенность психологического пространства личности (СПП) «+» 2, 3, 5, 8, 9, 14, 15, 18, 22, 26, 27, 29, 32, 37, 38, 46, 48, 49, 52, 55, 57, 60, 62, 74, 78, 80 «-»1, 4, 6, 7, 10, 11, 12, 13, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25, 28, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 47, 50, 51, 53, 54, 56, 58, 59, 61, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71, 72, 73, 75, 76, 77, 79

 

Описание шкал опросника "Суверенность психологического пространства" (С.К. Нартова-Бочавер)  

                                    
      1. Суверенность физического тела (СФТ) человека констатируется в  от- 
 сутствие попыток нарушить его соматическое благополучие,  а  депривирован- 
 ность - в переживании дискомфорта, вызванного  прикосновениями,  запахами, 
 принуждением в отправлении его физиологических потребностей.               
      2. Суверенность территории (СТ) означает переживание безопасности фи- 
 зического пространства, на котором находится  человек  (личной  части  или 
 собственной комнаты, игровой модели жилья), а  депривированность -  отсут- 
 ствие территориальных границ.                                              
      3. Суверенность мира вещей (СВ) подразумевает уважение к личной  соб- 
 ственности человека, распоряжаться которой может только он,  а  депривиро- 
 ванность - непризнание его права иметь личные вещи.                        
      4. Суверенность привычек (СП) - это принятие временной формы  органи- 
 зации жизни человека, а депривированность - насильственные  попытки  изме- 
 нить комфортный для субъекта распорядок.                                   
      5. Суверенность социальных связей (СС) выражает право иметь друзей  и 
 знакомых, которые могут не одобряться близкими, а депривированность - кон- 
 троль над социальной жизнью человека.                                      
      6. Суверенность ценностей (СЦ) подразумевает свободу вкусов  и  миро- 
 воззрения, а депривированность - насильственное принятие неблизких ценнос- 
 тей.                        

 

Пример анализа данных по тесту "Суверенность психологического пространства" (С.К. Нартова-Бочавер)

Результаты анализа достоверных различий показателей суверенности психологического пространства (методика С.К. Нартовой-Бочавер) между мальчиками и девочками в полных и неполных семьях.

 

Неполные

Полные

Мал.

Дев.

T

Мал.

Дев.

t

СПП

49,9

49,7

0,132

50,9

52,9

-1,62

СФТ

8,7

8,9

-0,774

8,7

9,3

-2,00

СТ

8,3

8,2

0,427

9,1

8,5

2,09

СВ

10,0

10,5

-1,032

10,1

10,9

-2,35*

СП

8,2

8,0

0,692

8,2

9,0

-2,39*

СС

5,2

5,2

-0,195

5,4

5,8

-2,52*

СЦ

9,6

8,7

2,467*

9,4

9,6

-0,64

* - р≤0,05; ** - р≤0,01; *** - р≤0,001

 

Анализ данных, приведенных в таблице 6, показывает, что в группе подростков из неполных семей показатель «суверенность ценностей» который предполагает свободу вкусов и мировоззрения, в группе мальчиков выше, чем в группе девочек. При этом у подростков их полных семей подобного различия не выявлено. Проблема ценностей (вкусов и предпочтений) отражает мировоззренческий аспект человеческого бытия, при этом значимость вопросов мировоззрения в подростковом возрасте возрастает и важнейшую роль в становлении их мировоззрения, личной философии играют родители. Можно предположить, что наибольшее влияние на формирование мировоззрения подростка оказывает родитель одного с ним пола, что связано с тем, что последний выступает объектом идентификации для подростка. Это предположение подтверждается нашими данными о том, что в полных семьях уровень суверенности ценностей достоверно не различается. В неполных семьях различия выявлены и они показывают, что отсутствие отца в семье связано у мальчиков с ощущением большей автономии и независимости в сфере своих вкусов и предпочтений, чем у девочек. Таким образом, не имея объекта идентификации мальчики более суверенны в своих ценностях, чем девочки, у которых объект идентификации есть. Такой результат, с нашей точки зрения, проливает свет на специфику формирования ценностной сферы подростков в семье, а именно – формирование ценностной сферы и мировоззрения подростка происходит через противопоставление с ценностями родителя своего пола. Соответственно, при отсутствии такового в семье вероятность депривации, нарушения границ в сфере ценностей ниже, чем при его наличии. Учитывая, что, согласно нашим данным, суверенность ценностей у мальчиков из полных и неполных семей не различается, можно заключить, что выявленная закономерность работает только в отношении девочек и их матерей. Итак, в неполных семьях для девочек подростков создаются неблагоприятные условия для удовлетворения потребности в проявлении вкусов, привычек и формировании мировоззрения, что связано с конфликтным взаимодействием с мировоззренческой системой матери.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

 

Теги: Личность
Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!