• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Психологические тесты, опросники, методики / Анкета роли выживания (Шарон Вегшейдер-Круз и Линда Сьюиз Ханек в адаптации О.И.Троицкой)

Анкета роли выживания (Шарон Вегшейдер-Круз и Линда Сьюиз Ханек в адаптации О.И.Троицкой)

Метод предназначен для выявления поведенческих паттернов или стереотипов поведения личности, транслируемых ребенку в детстве, и проявляющихся во взрослой, самостоятельной жизни. Метод может использоваться в качестве ориентировочного для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

Данный опросник показывает характерную модель поведения личности в стрессовой ситуации, ее рациональность и продуктивность.

Роли выживания – закрепленный поведенческий ответ в стрессовой ситуации общения со значимыми людьми. Развивая теории американского психолога, психотерапевта Вирджинии Сатир, анализируя теории социализации и коммуникации американо-британского ученого Грегори Бейтсона о концепции противоречивых требований, авторы метода роли выживания Шарон Вегшейдер-Круз и Линда Сьюиз Ханек, выделили и описали шесть ролей выживания: Фанат, Благодетель, Герой Семьи, Козел Отпущения(Шут), Потерянный Ребёнок и Талисман. Роли выживания вносят в личность искажения в механизме «беру - даю». И делятся на те, в которых нельзя ничего отдать, и на те, в которых невозможно взять, допустимо только отдать.

По мнению авторов, на протяжении длительного времени члены семьи шлют однотипные, двойные послания своему младшему члену: приспособиться к жизни со своими родителями – главная задача ребенка. Если отношения в семье наполнены двойными посланиями, если реакции взрослых на окружающий мир и самого ребёнка во многом не адаптивны, то у ребёнка вырабатывается достаточно жёсткий стереотип поведения, которым он продолжает пользоваться во взрослой жизни.

Анкета состоит из шести блоков с утверждениями, соответствующих стратегии поведения роли выживания, где 1 балл соответствует ответу «да» по шкале роли выживания.

Ф.И.О____________________________________________________________

                                                 ИНСТРУКЦИЯ

Вам предлагается ряд высказываний в каждом из шести блоков, описывающих варианты возможного поведения в стрессовых, конфликтных ситуациях. В каждом блоке отметьте знаком «+» все те высказывания, которые более характерны для Вашего поведения. В некоторых случаях варианты могут оказаться для Вас нетипичными. Если это так, поставьте знак «+» напротив того варианта поведения, которым бы Вы воспользовались с большей вероятностью и отметьте его в бланке ответов.

 

                                                 АНКЕТА

1. «ТЫ МОЖЕШЬ РАССЧИТЫВАТЬ ТОЛЬКО НА СЕБЯ»

- Я буду настаивать на своём в любом случае и до конца

- Мне трудно отказаться от какой-то моей привычки, это часть меня самого

- Жизнь показывает, что мои убеждения — самые верные

- Если я ошибся, обычно говорю, что это не особенно важно и нужно для меня

- Заставлять себя (и других) — правильно и необходимо в жизни

- Родители рассказывали мне, что в младенчестве я много и громко кричал

- Мне часто кажется, что я могу сделать из другого «настоящего человека»

- Никто не даст тебе то, что тебе на самом деле нужно

- Если что-то не получается, это прежде всего из-за того, что окружающий мир неправильно устроен, в нем надо навести порядок

- У меня склонность к гипертонии

 

2. «ПОЖАЛЕЙ МАМУ». «ТЫ ОТВЕЧАЕШЬ ЗА МЛАДШИХ»

- Бескорыстно помогать другим, забыв о себе, – правильно и необходимо

- У меня есть ощущение, что я даю больше, чем получаю, что окружающие меня используют

- Когда кто-то меня хвалит, мне тут же хочется сделать для похвалившего что-то хорошее

- Я постоянно надеюсь, что кто-нибудь когда-нибудь оценит меня по заслугам

- У меня диагностируют болезни сердца и/или сосудов

- Когда любят – чувствуют, что тебе по-настоящему нужно, без слов

- Когда я справедливо и резко требую от других что-то, меня мучает чувство вины

- Если на работе кто-то ошибается, я стараюсь незаметно для остальных исправить чужую ошибку

- Я лучше знаю, что надо другим, чем мне самому (= Я плохо знаю, что нужно мне)

- Мне спокойнее, когда я поддерживаю кого-то из близких или друзей

 3. «ТЫ ДОЛЖЕН ВСЕМ ДОКАЗАТЬ, ЧТО МЫ – СЧАСТЛИВАЯ СЕМЬЯ»

- Быть первым и ответственным для меня абсолютно естественно

- Мне всегда казалось, что я не имею права на ошибку (прийти неподготовленным на экзамен, участвовать в рискованном мероприятии, взяться за совершенно новое для меня дело и т.п.)

- Если я вижу, что кто-то сделал что-то не так (даже в мелочах: уронил что-то, оговорился), меня всегда тянет исправить его ошибку

- Перед каждым новым начинанием меня мучает страх: вдруг не справлюсь

- Я считаю: хочешь сделать хорошо – сделай сам

- Самому сделать проще, чем научить кого-то

- Если у меня что-то получается очень хорошо – в этом нет ничего особенного, это норма, а не успех

- Мои родители с детства гордятся мной и моими успехами (в учебе, в спорте, в музыке, карьере и проч.)

- Люди вокруг меня очень часто не справляются со своими обязанностями – мне приходится брать на себя их работу

 

 

4. «МЫ ТЕБЯ ВИДИМ, ТОЛЬКО КОГДА ТЫ ЧТО-НИБУДЬ НАТВОРИШЬ»

- Громкое поражение привлекает больше внимания, чем рядовой успех

- Я азартен и люблю риск

- По рассказам родителей, в детстве я часто болел. Врачи ставили страшные диагнозы

- Когда моя жизнь протекает тихо и спокойно, меня как будто нет

- Бывало так, что когда у меня появлялись интересные предложения по работе, я заболевал или происходил какой-нибудь несчастный случай, что мешало мне принять эти предложения

- Я чувствую себя очень неуспешным по жизни — меня часто мучает чувство вины и одновременно обиды на окружающих за мой неуспех

- «У кошки девять жизней» — это про мою живучесть

- В глубине души я знаю, что мне все нипочем

 

 

 

5. «ОТВЛЕКИ НАС ОТ ПРОБЛЕМ»

- Когда в группе людей возникает напряжение, мне приходится переключать внимание людей, чтобы разрядить стрессовую ситуацию.

- Я уверен, что всегда найдутся люди или человек, который при необходимости защитит меня

- Мне странно думать о том, что я сам должен позаботиться о себе

- Иногда мне близка мысль о собственном помешательстве: я отчетливо понимаю, что мир не такой, как о нем говорят

- У меня прекрасные отношения с коллегами

- Никто не называет меня по имени отчеству, чаще ласково – Оленька, Мишенька и проч.

- Ненавижу конфликты

- Мне привычно и легко соответствовать настроению близких: например, грустить с тем, кому грустно и т.п.

- Правильно, когда ответственность берут на себя другие. Это не для меня.

 

 

 

6.«ТЫ ХОРОШИЙ, КОГДА ТЕБЯ НЕТ»

- Мне часто необходимо уединиться, чтобы всерьез все обдумать

- Я учусь на опыте других людей

- Иногда я сомневаюсь в существовании собственного я

- Я остро чувствую свою незначимость. Меня не видят не слышат и не особенно замечают

- В детстве родители были счастливы, когда я не доставлял им хлопот: такой хороший ребенок, сам себя развлекает

- Мама часто говорила, что я сложный, но замечательный человек, она меня понимает лучше других людей

- Я люблю занятия и дела, которые можно делать в одиночку

- В юности мой опыт общения с другим полом был, в основном, не из жизни, а из книг и фильмов

- Я считаю правильным собрать информацию по важным вопросам и поделиться ею с людьми

- Мне странно и кажется лишним, когда люди делятся с окружающими только своими эмоциями.                                              

 

 

                                                  ПОДСЧЕТ БАЛЛОВ

                       ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ ВЫЖИВАНИЯ

ТАБЛИЦА .Отметьте знаком «+» на утверждения, которые характерны для Вашего поведения и подсчитайте общую сумму ответов со знаком «+».

РОЛЬ ВЫЖИВАНИЯ

УТВЕРЖДЕНИЯ

ОТВЕТ

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ

1.ФАНАТ

1

 

 

2

 

3

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

2.БЛАГОДЕТЕЛЬ

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

3.ГЕРОЙ СЕМЬИ

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

4.ШУТ(КОЗУЛ ОТПУЩЕНИЯ)

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

5.ТАЛИСМАН

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

6.ПОРЯННЫЙ РЕБЕНОК

1

 

 

 

2

 

3

 

4

 

5

 

6

 

7

 

8

 

9

 

10

 

 

Максимальная сумма баллов по блоку утверждений, выявляет наиболее характерную роль выживания во взрослом поведении человека.

1-блок состоит из 10 утверждений, соответствует роли выживания Фанат: высокий уровень-7-10 баллов, средний уровень 4-6 балла, низкий уровень-меньше 4 баллов, 0 баллов-роль неактуальна.

2-блок состоит из 10 утверждений- роль выживания Благодетель: высокий уровень-7-10 баллов, средний уровень-4-6 балла, низкий уровень-меньше4 баллов, 0 баллов-роль неактуальна.

3-блок из 9 утверждений- Герой семьи: высокий уровень-7-9 баллов, средний уровень-4-6 балла, низкий уровень-меньше 4 баллов, 0 баллов-роль неактуальна.

4-блок из 8 утверждений- Шут (Козел отпущения): высокий уровень 7-8 баллов, средний уровень 4,5-6 балла, низкий уровень-меньше 4 баллов, 0 баллов-роль неактуальна.

 

 5-блок из 9 утверждений- роль Талисман; : высокий уровень-7-9 баллов, средний уровень-4-6 балла, низкий уровень-меньше 4 баллов, 0 баллов-роль неактуальна.

 

 6-блок из 10 утверждений- Потерянный ребенок. высокий уровень-7-10 баллов, средний уровень 4-6 балла, низкий уровень-меньше 4 баллов, 0 баллов-роль неактуальна.

 Перед каждым утверждением необходимо поставить знак «+», если оно соответствует характеру поведения испытуемого.

 

 Ролей выживания может быть несколько, одна из которых, по максимально набранной сумме баллов является ведущей. Обращается внимание на три основных роли выживания, а также уделяется внимание тому блоку роли выживания, в котором набрано «0» баллов- возможен механизм психологической защиты отрицание.

          Главная особенность ролей выживания – это самоидентификация с ролью. Для того чтобы произошло «снятие роли» необходимо нарушить идентификацию между «я» клиента и его поведением, начиная осознавать себя появляется возможность посмотреть на своё ролевое поведение со стороны, осознать автоматизмы поведения и начать применять адаптивные способы межличностных взаимоотношений. Если правильно и к месту пользоваться ролями, выбирать тактику и стратегию поведения не автоматически, а по ситуации – они огромный ресурс.

 

                                     РОЛИ ВЫЖИВАНИЯ

1.Фанат- «я всегда знаю, как надо, я всегда прав».

 Стратегии поведения роли Фанат.

          Фанат – человек, который абсолютно не умеет «давать». Узнать его просто - главное для Фаната: я всегда знаю, как надо, я всегда прав. И вы или соглашаетесь со мной, или я буду давить до последнего». На малейшее сомнение в его правоте Фанат реагирует гневом, сильной агрессией. После вспышки гнева ему стыдно. Чтобы не чувствовать стыд, не показать окружающим свою уязвимость, он опять гневается.
Практически все зависимые – Фанаты. Они убеждены, что алкоголь, наркотики, игромания – это единственный их способ выжить в тех обстоятельствах, в которые их поставил мир. «Вот мир изменится – и я перестану пить. А пока – никак».

2.Благодетель- «если я их не накормлю – они умрут с голоду».

Стратегии поведения:

Благодетель-социально поощряемая роль. Это человек, которому ничего не надо для себя, а только для других. Фанат постоянно и безуспешно пытается «взять». Для того, чтобы поддерживать этот процесс ему просто необходим человек, который, в свою очередь, постоянно и, естественно, безуспешно, пытается «дать». Мотивом действий Благодетеля является сильное чувство ненужности и неважности, и когда он нужен, это его наполняет жизнью. Благодетель наполнен скрытой гордыней, он убежден, что «без меня они не справятся», «только я знаю, что им нужно», «если я их не накормлю – они умрут с голоду», «если я не буду заговаривать зубы пьяному отцу, уговаривать и отвлекать его – бедная мама не выдержит, заболеет или даже умрет, а я - выдержу, смогу».

На словах Благодетель всегда декларирует много позитива: «я хочу, чтобы ты был сильным», «я стараюсь, сил не жалею, чтобы все было хорошо», «это все для вашего же блага», «ты только скажи, как тебе помочь, я все сделаю». На деле же Благодетель, контролирует окружающих, подменяя это опекой и «знанием, как лучше», лишает других возможности самим отвечать за свою жизнь, поддерживает в них негатив: лень, агрессивность, безответственноть, зависимость. Для того, чтобы продолжать ощущать свою значимость, Благодетелю нужно, чтобы вокруг были инвалиды, психологические или физиологические калеки, которым без него не обойтись.

 


3. Герой семьи- «без права на ошибку».

Стратегии поведения роли Герой семьи.

Если в семье все время напряжение (отец-алкоголик, мама страдает депрессией), но членам семьи не дают покоя амбиции. Неосознанно им очень хочется, чтобы семья со стороны выглядела хорошо. С собой они поделать уже ничего не могут, и тогда семья выращивает фигуру-щит с улыбкой, перед которой невозможно устоять, человека с обаянием и отзывчивостью, светлую голову, которой легко даются науки и который готов щедро делиться своими знаниями. Появляется «Герой семьи». Это такая же роль выживания, как «Фанат» и «Благодетель». Задача такого человека – доказывать всему миру, что его семья «хорошая» и «правильная», что его родители – «хорошие родители» и вообще у них – «хорошая семья». Самим своим существованием он отбивает все атаки на семью.

Позднее, когда Герой семьи подрастает, он начинает точно также обслуживать и все другие системы, в которые входит. Школа, университет, компания- везде он использует роль Героя семьи. Он обо всех заботится, он все делает «на отлично». Ему никогда не хватает терпения подождать, пока тому же самому научатся члены его «команды» (братья, товарищи по команде, коллеги, дети). Он все делает сам, превращая окружающих в инвалидов, причём довольно быстро. Герой семьи это делает не для себя, а для того, чтобы этими успехами кого-то загородить.

Характерные черты роли Героя семьи:

Герои семьи воспринимают свои успехи и достижения как необходимость, их «жизнь заставляет». У Героя семьи нет ощущения настоящей самореализации. Страдают заниженной самооценкой. Герой семьи боится риска. Невозможно все делать на отлично, но жить без идеального результата тоже невозможно. У Героя семьи гиперответственность за все. Ему страшно и тревожно (страх и тревога подавляются, спрятаны внутрь) жить. Герой семьи не очень хорошо понимает, что на самом деле нужно ему самому. Взваливая на себя заботу и ответственность за других людей, он боится задать себе вопрос: «Ему это надо?» Собственная цель ему не очень ясна. Героям семьи дают тревожное послание: ты должен быть таким, иначе нам плохо. Это основа формирования роли.

4. Шут (Козел отпущения) - «всем назло».

 Стратегии поведения роли Козел отпущения.

Когда в группе людей появляется Козел отпущения, он сразу привлекает общее внимание. Козел отпущения – сильный и энергичный ребенок. Первое время он даже пытается быть Героем семьи. Но если один Герой в семье уже есть, второму до него не дотянуться, что бы он ни делал, семейный миф про Героя уже сложился.

И тогда оформляются следующие чувства-«Я изо всех сил стараюсь что-то сделать, чтобы вы не ссорились, но на роль Героя семьи не гожусь. Значит, я буду искать другие пути, чтобы снять напряжение в семье». Если семья дисфункциональна, то она начинает фокусироваться на его неуспехе. Постепенно ребёнок чувствует, что его неуспех – это то, что объединяет семью. Козел отпущения может бить окна, поджигать школу, не приходить домой ночевать, плохо учиться. Возможны варианты – он может хорошо учиться, но хулиганить так, что мало не покажется. Или грубить родителям. Козел отпущения – Герой семьи наоборот, с помощью негатива получает ощущение своей нужности. Когда он в центре внимания и сплачивает людей – он нужен человечеству, семье, коллективу.
Такой человек не умеет брать позитив, не воспринимает похвалу.
Козлам отпущения свойственно портить свои достижения любым путём, так поворачивать ситуацию, чтобы получить неуспех. Ещё и поделится потом со смехом этой историей.
5. Талисман- «мир без проблем».

 Стратегии поведения роли Талисман.

Талисман мастер по сниманию напряжения в системе (в семье, в школе, на работе, в компании друзей). Ему нет дела до того, что хорошо, что плохо, главное – чтобы всем было спокойней. Хорошо чувствующий, многое интуитивно понимающий, он действует как негативом, так и позитивом.
Повзрослев Талисман отчётливо проявляется на работе. Он смешит, критикует, подстраивается, конфликтует, но все как будто не до конца. Занятый обслуживанием системы, он ничего не делает «для себя». Увлечённый работой с градиентом напряжения, он абсолютно не ценит конечный результат. Обычно Талисман— это умный, живой, одаренный ребенок. Он приходит в этот мир ожидаемым и нужным. Талисман — либо младший, либо долгожданный и единственный ребенок. Ребенок-Талисман появляется тогда, когда в семье определился четкий источник напряжения: все наши проблемы из-за того, что у нас нет детей. Талисман получается из ребёнка, заботясь о котором, родители стараются показать ему мир и семью с наилучшей стороны. «У нас все хорошо и правильно, и вокруг все мило и хорошо». Но Талисман видит реальность мира и реальность отношений. У него постоянно возникает дуализм: они говорят, что все хорошо, а я вижу, что все плохо. Талисману бывает присуще чувство собственного сумасшествия: значит, я не такой, как другие! В отличие от Благодетеля или Потерянного ребенка Талисман знает о своих чувствах. Но он разбирается с ними наедине с собой.

Для Талисмана самая жесткая родительская директива — «не взрослей». Потому Талисман внутренне — всегда ребенок, он боится взрослой ответственности.
Так как мир воспринимается Талисманом как что-то очень тревожное и страшное, то взять на себя взрослую ответственность, отвечать за себя – страшно. Лучше вечно сохранять внутри детскую инфантильность. Талисман очень тщательно удерживает дистанцию, не доверчив, подозрителен. Приблизиться к его границам не получится, но вот нарушить границы других людей — может. Постепенно у взрослого Талисмана копится обида – не серьёзно относятся, не ценят, нет роста – Талисман может быть подвержен настоящей депрессии. Страдает самооценка – он хорошо знает, что умён, контактен, привлекателен, его любят, но нет уверенности, что может преодолеть, добиться, занять достойное место.

Талисман действует ситуативно: сегодня дружит с кем-то, завтра против кого-то, потом на кого-то нападает, к кому-то присоединяется по собственным ощущениям кривого баланса. Он присоединяется к слабому, иногда защищает обиженного, иногда начинает выступать в роли почти козла отпущения, чтобы семья сплотилась. Талисман может проиграть в семье практически все роли выживания.


6. Потерянный ребенок- «хорошо, когда меня нет».

Стратегии поведения роли Потерянный ребенок.

В компании детей этот ребёнок обычно выделяется тем, что никак не досаждает взрослым. Как будто он потерялся в этом мире, а себя нашёл в своём собственном, куда никому постороннему нет доступа. Эта роль жизни в «коробочке». Человек в роли Потерянного ребёнка посвящает жизнь тому, чтобы успешно «потеряться». Чаще всего он(а) в детстве в прямой или завуалированной форме получил родительское послание «не живи», или «твоя жизнь мешает нашей жизни». В более жёстких вариантах это звучит как «лучше бы тебя не было». В более мягких – «ты хороший, когда тебя не видно и не слышно». Обычно Потерянный ребёнок выполняет отчётливое послание семьи: ты нам мешаешь своей жизнью. Такой ребёнок не требует внимания. Он сидит где-нибудь в уголке, рисует, мечтает, играет в свои игрушки, разговаривает сам с собой. Дальнейшая социализация (детский сад, школа, институт) только закрепляют и поощряют роль «тихого, невидимого». В итоге человек, который умудрился спрятать свою жизнь от других людей, когда выходит во внешний мир, испытывает чувство вины, стыда. «Извините, пожалуйста, я вам не помешаю? Я быстро-быстро, а потом спрячусь, исчезну».

Иногда Потерянный Ребёнок приходит из семьи, в которой царят вечное напряжение, агрессия, непрояснённость отношений. В такой семье если высунулся, то сразу втягивают в конфликт и единственный способ не быть поставленным в позицию «за» или «против» - спрятаться, затаиться.
Потерянный Ребёнок выбирает для себя позицию отстранённого наблюдателя. Для него комфортной становится позиция «сижу в своей комнате, в своём уголке, в своей голове». Лишивший сам себя эмоциональных контактов, Потерянный Ребёнок теряет контакт со своими чувствами, и, как следствие, желаниями. Он не умеет вступать в диалог, поэтому Потерянный ребёнок не общается, а даёт объективную информацию. Он все время опаздывает, говорит очень важные, интересные вещи, но не вовремя. Поэтому взрослые Потерянные дети так любят одинокие путешествия, прогулки, выбирают такие занятия, где можно зависеть только от себя.

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Друзья! Я отвечаю на все заявки. Если вы не получили ответ, посмотрите в папке СПАМ (иногда письмо может попасть туда).
Не удалять!
Loading ...