Мотивация и мотив

← Предыдущая Следующая →

Содержание

  1. Понятие мотивации
  2. Мотив, потребность, цель, смысл
  3. Теории мотивации

 

Понятие мотивации

В психологии проблема мотивации предполагает изучение следующих аспектов:

  • причины, побуждающие к деятельности;
  • факторы, поддерживающие активность человека.

Активность человека может определяться внешними или внутренними причинами.

  • Внутренними детерминантами активности выступают психологические особенности личности: цели, желания, ценности, намерения, интересы и т.д.
  • Внешними детерминантами поведения человека являются явления окружающей человека среды, побуждающие его к активности.

Человек несет в себе некий набор личностных особенностей – диспозиций. Любая ситуация, в которой человек оказывается, включает набор ситуационных характеристик.

Мотивация – это процесс взаимодействия внутренних диспозиций личности и внешней ситуации. Поведение человека всегда детерминировано как личностными детерминантами, так и особенностями внешней ситуации – оно двоякодетерминировано.

 

Мотив, потребность, цель, смысл

Одним из источников активности человека являются потребности, как отражение нужды в чем-то; то, чего человеку недостает:

  • не хватает еды – физиологическая;
  • нет одежды – материальная;
  • не с кем поговорить – социальная;
  • нет ощущения высшего смысла жизни – духовная.

Потребность дает энергию человеку, но деятельность при этом носит хаотичный характер. Целенаправленными действия становятся тогда, когда находится предмет удовлетворения нужды – и она опредмечивется.

Предмет удовлетворения потребности называется мотивом (А.Н. Леонтьев).

В одном мотиве могут опредметиться несколько потребностей и в этом смысле человеческие действия полимотивированы.

Некоторые мотивы лишь побуждают к действиям – стимулы. Другие же придают действиям смысл – их А.Н.Леонтьев называет смыслообразующие.

Важна связь потребностей человека с деятельностью. Если она во многом искусственная, например, студент учится для корочки, то мотивы выступает лишь как стимул, а деятельность лишена самостоятельного смысла (она – лишь средство, но не цель).

Если же потребности органично связаны с действиями – они реализуется в самой деятельности. В этом случае она приобретает самостоятельный смысл, становясь целью, а не средством.

Согласно А.Н.Леонтьеву, цель определяет направленность действия по реализации мотива. 

Цель – это предвосхищаемый результат деятельности. Мотив – ее пусковой механизм. 

Наши цели не всегда совпадают с нашими мотивами. Например, сотрудник финансовой организации составляет отчеты – это его цель.  Реально ему хочется чего-то совсем другого, например, отдохнуть, пойти в кино, поесть в ресторане. Но эти его потребности он прямо удовлетворить не может – приходится добиваться того, что хочется не прямо, а опосредовано. Цель и мотив деятельности связывает смысл. Наше сознание выстраивает или не выстраивает смысловые связи между тем, что мы делаем и тем, что нам нужно, чего нам хочется.

Согласно Д.А.Леонтьеву, смысл действия выявляется через соотнесение меньшего с большим:

  • Смысл деятельности, направленной на какую-то цель, выявляется через соотнесение ее с мотивом (ради чего мы это делаем).
  • Смысл же определяется через соотнесение  с нашими ценностями.
  • Смысл жизни проявляется, если мы соотносим нашу частную жизнь с чем-то большим, например, с жизнью семьи, страны, человечества, Вселенной, духовной общности и т.п.

Итак, существующие в нас помимо нашей воли потребности побуждают нас к активности. Эта активность хаотична, не направлена, пока мы не найдем предмет, который может удовлетворить нашу нужду. Но не всегда мы можем направить на него свою деятельность прямо – сделать его целью. Часто приходится ставить себе цели, не совпадающие прямо с мотивами. У животных они всегда совпадают – хочет есть, жует траву, или идет на охоту.

Человек обладает сознанием, и оно позволяет нам делать нашу активность сложно опосредованной. В этой сложной системе потребностей, целей и мотивов мы связываем их смысловыми связями и это придает нашей активности и жизни в целом смысл.

Женщина, убирая квартиру (цель), может очищать свою душу (духовная направленность), удовлетворяя тем самым духовную потребность в духовном развитии.

Набирая сотрудников (цель), менеджер по персоналу помогает людям и стремится к рациональному устройству жизни – каждый человек на своем месте.

 

Теории мотивации

Существующие теории мотивации по-разному объясняют источники и условия побуждения человека к активности.

В психоанализе мотивация имеет бессознательные источники. Человеком движут неосознаваемые инстинктивные влечения. Фрейд выделял стремление к жизни (либидо) и стремление к смерти. Все многообразие человеческих мотивов психоанализ выводит из базовых бессознательных инстинктов.

Бихевиоризм вовсе исключает мотивацию как внутреннюю психическую инстанцию в человеке. Поведение человека бихевиористы объясняют реакциями на внешние стимулы. Не столь радикальные апологеты этого направления допускают наличие мотивации, понимая под ней некие личностные особенности воспринимать раздражители из внешнего мира. В этой модели человеку отказывается в источниках внутренней активности – он лишь реагирует на воздействия внешнего мира.

Х.Мюррей описывает мотивацию как систему первичных и вторичных мотивов. Первые связаны с телом, вторые носят психогенный характер.

Первичные мотивы связаны с преимущественно биологическими потребностями в пище, воде и пр.

Вторичные психогенные мотивы отражают наличие у человека следующих вторичных потребностей. Например, таких как автономность, агрессия, аффилиация, доминирование, достижение, забота, защита, игра, избегание вреда, отвержение, получение поддержки, понимание, уважение и др.

В теории Курта Левина поведение человека определяется совокупностью внешних условий (среда) и внутренних психологических особенностей человека. Потребности создают у человека напряжение, которое он пытается снять в рамках деятельности в определённых внешних условиях.

Ф.Хайдер создал теорию когнитивного структурного баланса, в рамках которой мотивация человека выступает системой уравновешивания внутренних желаний и внешних возможностей. Человек как-то объясняет себе окружающий мир и самого себя с помощью каузальной атрибуции – приписывание происходящим событиям определённых причин. Эти когнитивные объяснительные схемы могут быть более или менее уравновешенными. Человек стремится к равновесию в рамках той объяснительной модели, которая у него есть на основе атрибутирования происходящего.

Л.Фестингер продолжил когнитивную линию трактовки мотивации Ф.Хайдера. у него мотивация – это сугубо когнитивный процесс. Рассогласование в представлениях человека вызывают когнитивный диссонанс, и главная мотивация человека сводится к устранению, разрешению этого диссонанса.

В теории мотивации А.Маслоу все потребности человека сводятся в пирамиду из семи уровней:

  • физиологического характера (еда, питье и т.д.)
  • связанные с безопасностью;
  • отражающие стремление человека быть связанным с другими людьми;
  • в уважении, признании другими;
  • в знании, понимании, исследовании;
  • в эстетическом наслаждении;
  • в самоактуализации.

А.Маслоу полагал, что удовлетворение потребностей более высокого уровня, требует определённого удовлетворения  нижележащих уровней. Чтобы в полной мере реализовывать свой личностный потенциал, нужно не голодать и жить в относительной безопасности; иметь круг общения; иметь референтный круг, в котором тебя принимают и признают твою квалификацию в чем-то; нужно чем-то искренне интересоваться; нужно развить чувствительность к прекрасному.

В рамках своей теории метамотивации А.Маслоу разделил мотивы на дефицитарные и мотивы роста.

Дефицитарные мотивы вызваны напряжением (физиологические потребности и потребность в безопасности) и их реализация приводит к снижению напряжения.

Мотивы роста (метамотивы) отражают стремление человека к развитию своих сущностных сил, к самоактуализации. Это, как правило, высокие цели ориентиры: познание, добро, красота и т.п. Неудовлетворение этих потребностей означает отсутствие роста, развития.

А.Маслоу уверен, что все люди в своей основе стремятся к реализации именно метамотивов, он называет их еще бытийные ценности (Б-ценности). Реализация бытийных ценностей и составляет сущность самоактуализации.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (все виды работ по психологии; статистические расчеты). Заказать