• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Жизнестойкость личности и качество жизни

Жизнестойкость личности и качество жизни

 

В первой главе изложены концептуальные основы исследования жизнестойкости личности, жизнестойкости личности и качества жизни. В тексте концепции человеческой безопасности утверждается, что главным субъектом безопасности является индивид, чье благополучие не обязательно напрямую связано с безопасностью государства.

Мы в своем исследовании, рассматриваем жизнестойкую личность, ее взаимосвязь с отдельными сторонами качества жизни. В данном параграфе нами сделана попытка определить характеристики качества жизни, выявить критерии жизнестойкости и найти взаимосвязь между отдельными сторонами качества жизни и жизнестойкостью личности.

Отечественный исследователь Д. Балуев рассматривает человеческую безопасность как свободу от угроз для жизни отдельного индивида и ее качества при одновременном создании возможностей и факторов свободного развития личности и реализации ее прав и возможностей участвовать в общественной жизни [224;13].

Специфика современной ситуации в России характеризуется заметным
снижением уровня и качества жизни, что ведет к негативному социальному
самочувствие людей, приводит к росту психосоматических нарушений и
другим нежелательным последствиям. Бесспорно, что последствия разного
рода социально-экономических, культурных и духовных трансформаций тем
или иным образом отражаются на молодежи. Уже целое поколение молодых
людей выросло в нестабильных социальных условиях, что существенно
отразилось на формировании у них жизненных позиций. Возникает
необходимость разработки              стратегий конструктивной социально-

психологической адаптации людей к социально-экономическим изменениям в

стране.

30

 

Под социально-психологической адаптацией в научной литературе понимается процесс включения личности во взаимодействие с социальной средой, что предполагает способность ориентирования личности в этой среде и естественное осознание личностью проблем, возникающих в процессе этого взаимодействия с последующим поиском и нахождением путей их разрешения, выбор наиболее адекватной стратегии для осуществления деятельности в данных условиях с расчетом на достижение соответствия между своими интересами, потребностями и возможностями и означенной средой.

Очевидно, что в качестве основного регулятора адаптации выступает сама личность, ее направленность, ведущие стратегии поведения в конфликтах, локус-контроль, уровень тревожности, особенности рефлексии, специфика мотивационной и эмоциональной сферы. Молодые люди, рожденные в 80-90 годы прошлого века, на собственном опыте ощутили тяжесть ответственности за принимаемые решения, трудности при устройстве своей жизни. Отсутствие жизненного опыта, обостренного чувства самосохранения приводят к тому, что многие молодые люди не могут правильно оценивать возникающие ситуации и определять перспективу, неоправданно идут на риск, вступают на путь преступности, становятся жертвами чужой воли, политики, управления.

Что же, на наш взгляд, известно в науке о качестве жизни молодого человека? Анализ исследования К.В. Абрамова выявил, что интегральная оценка качества жизни молодежи имеет 13 показателей: «социально-личностные качества жизни», «социально-экономическое качество жизни», «качество семьи», «социально-психологические качества жизни», «качество общества», «качество эпохи», «качество самореализации», «качество свободы и жизненных ограничений», «качество досуга», «качество жизненных ценностей и предпочтений», «качество потребностной сферы», «качество жизненных перспектив и их реализация». А, к примеру, результаты исследования ВЦИОМ показали, что основной контингент молодых людей

рассчитывает на социальную поддержку государства, а не на собственную

31

 

жизненную активность. В большинстве своем молодые люди полагают, что деньги способны решить практически все их проблемы. Главными социальными ценностями молодежи становятся «стабильность», «семья», «достаток», «безопасность», а в качестве основных потребностей названы любовь и общение.

Молодым людям в настоящее время более свойственна адаптационная стратегия самосохранения, нежели адаптивная стратегия самораскрытия личности [1; 138-141].

Чтобы достичь благополучия и реализовать себя, человеку необходимо заботиться об индивидуальной безопасности, но для ХХI века в условиях глобального экологического кризиса этого недостаточно.

Очевидно, что качества личности, проявляемые в повседневной жизни и в условиях воздействия опасностей, являются определяющими факторами в плане недопущения развития опасных и чрезвычайных ситуаций, минимизация их негативных последствий. Кроме того, не вызывает сомнения то, что доминанта безопасного поведения социальных групп и общества в целом будет зависеть от личностных качеств входящих в них людей. В этой связи необходимо охарактеризовать модель социально-безопасного объекта, под которой понимается совокупность качеств и черт личности безопасного типа.

Указанные качества принято условно разделять на следующие основные группы:

  • психологическая устойчивость, составляющая основу качества личности безопасного типа;
  • психологическая готовность, определяющая основное содержание поведения личности безопасного типа (модель, стереотип поведения);
  • социальная составляющая, выражающаяся в применении безопасных способов самореализации в условиях взаимодействия с обществом, с окружающей средой.

В обобщенном же виде основными характеристиками модели

социально-безопасного объекта на уровне личности являются альтруистские,

32

 

общественно-коллективистские мотивы поведения, бережное отношение к окружающему миру, способность предвидения опасности, грамотность в области безопасности жизнедеятельности, наличие способности к личной защите от опасностей, к защите окружающих людей, природы. Основной функцией культуры безопасности жизнедеятельности и должно являться обретение названных характеристик [109; 91-96].

Опираясь на фундаментальные работы отечественных психологов о сущности личности, ее структуре и закономерностях ее развития, можно заключить, что модель безопасной личности включает в себя такие элементы, как осознание ею таких свойства, как субъект безопасности и субъект жизнедеятельности и саморазвития, и, следовательно, обращение к уровням опыта личности, ее психическим свойствам и качествам, а также к ценностно-смысловой сфере личности.

Подходов к обеспечению безопасности несколько.

Первый подход – устранение опасностей или перемещение человека в безопасную среду. В этом случае речь ведется об ограждающем подходе, поскольку сам человек выступает здесь как объект безопасности, для которого необходимые условия создаются извне.

Второй подход – образовательный, предполагающий активность человека, рассматривающий его как субъект собственной безопасности, который готов успешно защититься от возникающей опасности. В данном подходе можно выделить несколько аспектов:

-   когнитивно-инструментальный аспект, когда человек знает о
возможных или реальных опасностях, умеет их распознать, в достаточной
мере владеет способами действий по обеспечению безопасности, обладает
соответственным уровнем развития интеллектуальных, волевых и других
качеств, потребных для осуществления самозащиты;

интенциональный аспект (определяющий потребности и ценности
субъекта) – субъективная значимость безопасности, интенция на ее
обеспечение, наличие соответствующих мотивов деятельности.

33

 

Третий подход – личностно-развивающий к обеспечению безопасности, что предполагает становление в характере человека свойств и качеств, позволяющих ему быть устойчивым по отношению к негативным, в первую очередь, информационно-психологическим воздействиям. С этих позиций обеспечение безопасности человека включает в себя поддержку при формировании его личностной целостности и субъектности. Иными словами говоря, это способность личности регулировать и организовывать свой жизненный путь в соответствии с собственными целями и ценностями. В этом смысле человек рассматривается не только как субъект безопасности, но и как субъект полноценного существования.

Безопасность же его основана на том, что он представляет собой
целостную, самоопределившуюся личность, устойчивую в отношении к
различного         рода         негативным          информационно-психологическим

воздействиям; как субъект жизни он способен воспринимать опасности как уроки собственного развития; как внутренне непротиворечивая личность он обладает опытом разрешения жизненных противоречий, минимизируя число опасных ситуаций, создаваемых для самого себя.

Четвертый – созидательный подход к устранению опасностей. Он исходит из того, что основная и наиглавнейшая причина возникновения любой опасности для человека – он сам, то есть субъект собственного развития, фактор общественного прогресса и эволюции мира. Такой подход предполагает воспитание человека нравственного, реализующего себя в гармоническом единстве с природой и человечеством.

Вышеперечисленные подходы определяют четыре ракурса

безопасности:         устранение         опасности,         защищенность-готовность,

устойчивость, минимизация создаваемых опасных ситуаций, имеющих

различные причины. Первый подход – человек является объектом

безопасности. Согласно второму подходу, человек – субъект безопасности.

Третий и четвертый подходы рассматривают человека как субъект жизни и

развития. Формируя готовность к самообеспечению безопасности, мы

переходим к вопросу обеспечения безопасности от оградительных мер, к

34

 

повышению защищенности субъекта, и, предполагая заботу о развитии личности, к профилактике и созиданию. Ну а коль скоро речь идет о специфике ценностно-смыслового развития личности, необходимо рассматривать внешнее и внутреннее содержание развития безопасной личности на каждом этапе онтогенеза. Остановимся на этапе процесса, соответствующем юношескому возрасту, а именно периоду обучения в вузе.

Учитывая анализ характеристик ценностно-смысловой сферы и закономерностей внутриличностной смысловой динамики, изложенных в работах А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Т.М. Буякс, М.Р. Гинзбурга, Д.А. Леонтьева, В.С. Мухиной, Н.И. Непомнящей, В.В. Столина и других ученых, а также особенности ценностно-смыслового развития людей студенческого возраста (М.В. Гамезо, И.С. Кон, В.И. Слободчиков, Д.С. Смирнов, А.А. Реан и др.) правомерно сделать вывод, что у юношей и девушек студенческого возраста в целом уже сформировались механизмы непрерывного личностного (ценностно-смыслового) развития. В частности, для студентов характерны достаточно сформированные мировоззрение и самосознание, являющиеся результатом самопознания и установления доминирующих смысловых ориентиров своей жизни (иерархии ценностей). Но это вовсе не означает, что развитие ценностно-смысловой сферы человека, входящего в самостоятельную жизнь, на этом закончено. Самоопределение, переосмысление реальности, себя и своей жизни – постоянный процесс, суть развития человека (С.Л. Рубинштейн). В студенческом возрасте такое переосмысление происходит на более высоком, чем ранее, уровне, в контексте «событийной общности» со всем человечеством.

Процесс переосмысления включает в себя три этапа: 1) осознание имеющихся смыслов, 2) столкновение с иной реальностью, обретение нового опыта, позволяющего использовать его в новом контекста осмысления себя и реальности, выявление новых смыслов; 3) соотнесение старых и новых смыслов, упорядочение отношений с миром на новом уровне самоосмысления и осмысления реальности.

35

 

Означенные процессы зиждутся на понимании себя и реальности, что естественным образом предполагает поиски и обретение человеком в процессе развития опоры в себе самом, а также проявление и становление таких субъективных качеств личности, как осознание себя субъектом процесса обучения и жизнедеятельности, развитие способностей к рефлексии и целеполаганию.

На основании действия внешних факторов развития безопасной личности и указанных принципов (этичности, автономности, рефлективности, диалогичности, контекстуальности) была разработана технологическая схема взаимодействия педагога со студентами, включающая в себя пять следующих этапов.

  1. Этап рефлексии субъектности, иначе – организация рефлексии студентом себя как субъекта учебной деятельности, осознание им оснований своих действий, смысла учения и жизненных целей в целом;
  2. Этап развития опыта, то есть актуализация конкретного опыта студентов, их знаний и значение этих знаний в контексте жизнедеятельности молодежи;
  3. Познавательный этап: организация познавательной деятельности, то есть освоение научных знаний и соотнесение их с субъективным опытом студентов;
  4. Этап осмысления: организация выявления смысла изучаемых объектов и явлений;
  5. Этап смыслостроительства: использование полученных знаний и переосмысление себя в различных системах.

Эта схема реализуется циклически, предполагая различное предметно-содержательное наполнение каждого цикла. Реализация этого процесса возможна в двух вариантах: в процессе образовательной деятельности при освоении учебного предмета и в неспецифической воспитательной (личностноразвивающей) деятельности, осуществляющейся воспитательными структурами, куратором, психологической службой вуза [209; 68-75].

36

 

Психологическая безопасность и качество жизни личности – взаимно однозначные понятия. Понятие качества жизни населения – это понятие более высокого уровня (макроуровня) [210; 121].

В данный момент существует три основных подхода к определению понятия качества жизни и его структуры: объективация качества жизни; оценочное отношение человека к жизненным условиям, различным материальным и культурным благам и единство субъективной и объективной трактовки качества жизни. Большинство ученых считают качество жизни основой социальной безопасности.

Так, Д.А. Леонтьев предлагает понимать ответственность как осознание способности выступать причиной изменений в себе и мире и осознанное управление этой способностью. Развивая эту идею в русле понимания качества жизни, также можно усматривать связь между личностной ответственностью человека и его самооценкой качества жизни [168; 163]. Одной из постоянных значимых составляющих качества жизни является образование, его уровень, доступность и содержание. Качество образования – категория системная, ее следует воспринимать как нечто целое, состоящее из частностей: из качества кадрового и научного потенциала, качества образовательных программ и средств обучения, характерных особенностей абитуриентов и студентов, из качества нравственно-психологической атмосферы, из уровня эффективности управления вузом как единым целым и его частями.

Улучшение качества образования сегодня является синонимом прогресса, позитивного развития, в том числе и в смысле развития личности. Таким образом, обеспечение доступа как можно большей части населения к качественному образованию повлечет за собой и повышение качества жизни [168; 166].

Для нашего исследования актуальным является взаимосвязь между качеством жизни и уровнем жизнестойкости человека.

37

 

Жизнестойкой личностью является здоровая зрелая личность, включающая в себя физический, психический, социальный и духовный статусы.

Физическое здоровье поддерживается системой питания, дыхания, рациональными физическими нагрузками, закаливанием и т.д.; психическое – системой ценностей, отношением человека к самому себе, другим, к жизни в целом. Социальный статус достигается удовлетворенностью социальным положением; духовное здоровье определяется жизненным предназначением человека, его нравственными приоритетами, осмысленностью жизненных ситуаций и религиозным сознанием [23].

В.М. Бехтерев, говоря об условиях развития личности, отмечает несколько моментов:

  1. Основу здоровья и правильного развития составляют природные данные и наследственность. Если от природы физическое развитие является слабым, если с раннего детства человек подвергается физическим невзгодам и инфекционным болезням, если у него развиваются болезни, коренящиеся в неправильном питании и др., то полный расцвет личности будет задержан.
  2. На развитие и здоровье личности существенно влияют неблагоприятные экономические условия, в результате коих неизбежно происходит физическое ослабление организма.
  3. Неизбежным и закономерным следствием является отсутствие рационально организованной общественной деятельности, исключающей праздность и бездеятельность. Такое отсутствие приводит к уменьшению умственной работоспособности, к недостаточному совершенствованию нервно-психических процессов и постепенно – к нравственному и физическому вырождению.
  4. Воспитание и обучение заслуживают внимания в плане развития личности, ибо невежество и недостаток образования есть главное условие недоразвития личности.
  5. Всякая государственная организация, подавляющая самостоятельное

проявление личности, обрекает ее на роль послушного автомата.

38

 

Нормальную структуру и функции организма человека можно рассматривать как основу, обеспечивающую универсальное сопротивление болезням, высшую работоспособность, социальную активность, здоровое долголетие и стойкость.

Психическое здоровье обобщает разные смыслы и объединяет собою валеологический, психосоциальный и социально-педагогический взгляды на сущность человека. Социальный прогресс невозможен без выбора, возможностью которого обладает здоровый в моральном отношении человек, понимающий, на что должна быть направлена его активность и трудоспособность.

Без психической энергии, самодостаточности, стабильности, ощущения благополучия человек не может адаптироваться среди других людей и влиять на прогресс общества и собственное развитие (Апанасенко Г.Л.).

Термин «психическое здоровье» принадлежит американскому психологу А. Маслоу. Он писал: «Нам необходим такой человек, который был бы ответственен за себя и свое развитие, знал самого себя и умел осознавать свои поступки» [412].

А. Маслоу выделил несколько понятий, характеризующих психически здорового человека. В частности, человечность, уверенность в себе, самообладание, потребность в знаниях. Чтобы личностный рост был гармоничным, необходимы научные знания, воплощающиеся в социальном опыте. Понять, с чем не справляется организм, какие нарушения ухудшают его здоровье, для людей с низким уровнем жизнестойкости является важным условием преодоления и устранения психологической опасности.

Гуманистическая психология разработала принципы, необходимые для расширения возможностей человека. В числе наиболее важных из них являются: наличие у человека потенциала к непрерывному развитию и самореализации (а это часть его природы); обладание человеком определенной степенью свободы, не ограничиваемой извне и в полном соответствии со смыслами и ценностями, которыми он руководствуется в

39

 

своем выборе. По иному говоря, человек – активное существо творческого склада способно к развитию до конца своих дней.

Что касается духовного здоровья, оно заключается в умении человека распознать и выполнить жизненную задачу, нести любовь, радость, мир, помогать себе и другим людям полностью реализовать себя. Кстати будет заметить, что добровольная помощь другим людям – один из видов духовной деятельности, приносящий огромную пользу не только тем, кому помогают. У добровольцев крепкое здоровье, они лучше адаптируются в обществе, у них высоки как уровень моральных ценностей, так и самооценка. Ощущение четкой жизненной цели оказывается просто необходимым в трудные времена, здесь и нужна жизнестойкость (Ванакова Г.В.). Именно духовное здоровье помогает преодолевать трудности и наполнять жизнь смыслом. Духовность предполагает переживание, связанное со смыслом жизни [108].

Поиск человеком смысла жизни является главной движущей силой его существования. Диалектика этого процесса такова, что существование человека требует постоянного приобретения и развития способностей личности. На изменение жизненного пути человека могут повлиять только внешние воздействия, совершаемые против его воли и желания, которые изменяют психическое состояние, поведение.

Качество жизни – это, прежде всего, категория, выражающая качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Качество жизни имеет глубокий социальный смысл, помогающий оценить влияние внешних параметров на состояние людей.

Уровень жизни фиксирует только состояние доходов и расходов. Качество жизни – тонкий и чувствительный интегральный индикатор, учитывающий следующие признаки: живет человек в престижном районе или нет; пользуется общественным транспортом или личным; использует экологически чистые продукты питания или токсичные, имеет ли доступ к культурным ценностям или нет и т.п. Под качеством жизни понимается также удовлетворение индивидом важнейших жизненных потребностей и наличие

40

 

условий, дающих возможность вести активную в биологическом и социальном плане жизнь.

Качество жизни определяется тем, как сам индивид расценивает свою жизненную позицию в контексте культуры и системы ценностей, которые определяют существование его окружения, а также отношением общества к целям, ожиданиям и заботам каждого индивида.

Первостепенными же параметрами качества жизни служат физическое и психическое функционирование личности; степень материального достатка (доход, жилье и т.д.); уровень независимости; окружающая среда. Качество жизни рассматривается в двух аспектах. Первый связан с уровнем жизни, заболеваемостью, смертностью и т.д.; другой аспект связан с удовлетворением потребностей человека.

На наш взгляд, качества жизни и жизнестойкость личности имеют определенную взаимосвязь и существуют во взаимодействии. Какие же качества жизни определяют жизнестойкую личность? Что же является качественными параметрами жизни как целостного предмета? Анализ работы Г.С. Абрамовой «Психология человеческой жизни» [4] помогает найти основные качественные психологические параметры жизни, что, с нашей точки зрения, позволяет соотнести их с качествами жизнестойкой личности.

В психологии жизнь исследуется как целостный предмет. И есть

возможность выделить следующие качественные параметры жизни как

предмета          целостного:          ограниченность-бесконечность                         времени,

неравномерность плотности пространства бытия, которое разворачивается во

времени. Ограниченность времени сама по себе отрицает бесконечность, а

неравномерность плотности пространства отрицается полным ее

исчезновением. Это самые общие свойства жизни как целостного предмета,

благодаря которым человек обнаруживает в своем сознании ее

существование. Означенные свойства жизни как целостного предмета можно

найти в разных философских и психологических работах, посвященных

феномену человека. В настоящем исследовании для нас важно такое свойство

личности, как жизнестойкость и ее соотнесение с качеством жизни.

41

 

Возможность «Я-усилий» обеспечивается данностью «Я как качество человеческой жизни», которое самообосновывает ее существование. Одна из важнейших особенностей этого качества заключается в том, что оно (Я) обладает потенциалом не только самосозидания, но и саморазрушения. В этом состоит и обусловливающая жизнь серьезность, о которой пишут многие авторы. Так, А. Шопенгауэр пишет: «На языке природы смерть значит уничтожение. И что смерть есть нечто серьезное, это можно заключить уже из того, что жизнь, как всякий знает, тоже не шутка. Должно быть мы не стоим ничего лучшего, чем эти две вещи» [388; 83].

На наш взгляд, очевидно то, что человек с низким уровнем жизнестойкости тяготеет к смерти, а с высоким уровнем жизнестойкости – к жизни [76].

И есть все основания сказать, что жизнь как категория целостная открывается человеку и в понятии смерти, позволяя рассматривать смерть как явление в разных качествах жизни. Таким образом, можно говорить о социальной смерти человека, психологической, физической и т.д. Большинство современных психологических теорий рождались под воздействием психоаналитических идей, впервые представивших человеческую личность в контексте психологических интерпретаций в качестве важнейших комплексов, образующих феномен человека. Это данность его «Я», его активность и изменчивость, смерть и стремление человека к постоянству, а значит к самоуничтожению, зависимость активности «Я» от других людей и отношений с ними – то, что представляет в жизни одно из пространств.

В феномене человека присутствует такая составляющая его жизни, как

трансцендетирование. Эту возможность личность получает благодаря своей

интегративной активности, суть коей связана с переживаниями человека по

поводу конечности своей жизни и возможности существования

бесконечности. В этом положении «Я» как данность обретает полноту своего

проявления и реализует возможности своей интегративной функции,

обозначая место человека в картине мира. Для жизнестойкого человека

42

 

важным качеством жизни является радость. Радость как особенное переживание, обусловленное сопричастностью к живому, к жизни как к целостности, открывает человеку сущность качества жизни. Чувство единства с окружающим миром естественным образом приносит человеку радость, приобщает его к таким явлениям пространства и времени, как бесконечность и вечность. В радости человеку открывается наличие у него творческих способностей, появляется возможность продуктивных «Я-усилий», назначение которых – созидание жизни.

Антипод радости – уныние. Уныние отрицает жизнь в самом главном проявлении – в наличии силы для осуществления ее замысла, того замысла, который дан жизни человека ее Создателем.

В жизни человека непременно встречаются (или возникают) ситуации, когда он и может впадать (и нередко впадает) в уныние, что означает отказ от осуществления своей жизни, обесценивание ее во всех ее проявлениях, что при известных условиях демонстрирует сомнительные возможности человека воздействовать на жизнь как на явление. Противоречивость переживаний, порождаемых унынием, заключается в том, что они показывают человеку наличие у него источников сил для жизни и одновременно уничтожают эти источники. Это характерно для человека с низким уровнем жизнестойкости [76].

Таким образом, радость как переживание, обусловленное отношением человека к жизни как к целостному предмету, несет в себе следующие основные идеи:

  1. Переживания можно анализировать как единицу психической реальности.
  2. Переживание всегда определяется свойствами воздействующего на личность предмета (обстоятельства, ситуации) и естественно включает механизм обратной связи, т.е. это не только реагирование, но и изменение реагирующей системы.

43

 
  1. Переживания можно рассматривать как одну из существенных характеристик человеческой психики, поскольку именно они создают и структурируют индивидуальное психологическое пространство и время.
  2. Сущность переживаний – наличие предмета переживаний и отношение к нему – позволяет нам понять относительную независимость интеллектуальной позиции человека и его чувств.
  3. Переживания, связанные с наличием границ своей жизни, входят в сознание человека в раннем детстве с понятием смерти. И в то же самое время это возможность обретения трансцендентальной позиции как стремления преодолеть смерть, бороться с ней силами «Я», той данностью, которая обращает человека к поиску источников собственной жизни, к началу начал.
  4. Радость как позитивное переживание возникает у человека при встрече с источником сил Я, которые позволяют ему ощутить себя неотделимым от начала начал, преодолевать любые границы предметов и семантических пространств.
  5. В радости человек достигает единения себя с миром.
  6. Радость возвращает человеку осознание его бытия, его жизни как целостного предмета.
  7. Человек может испытывать радость при условии, если он обладает достаточной целостностью «Я», что позволяет ему в момент переживания сохранить идентичность «Я», воплощающей и осуществляющей замыслы своего существования, замысел сотворения того «Я», которое в радости узнает о своем предназначении.

10. В радости человеку дана его жизнь как целостности ценность, и он
дан жизни как воплощение замысла существования своего «Я».

Итак, радость возможна в тех случаях, когда, сталкиваясь с границами семантических пространств, с «Другим», человек проявляет силу своего «Я» как осознание и изменение собственной позиции, а не разрушение «Другого».

44

 

Обратимся далее к другим психологическим характеристикам обычной человеческой жизни. Эти характеристики обеспечивают устойчивость психической реальности как целостности. Они в то же время гарантируют необходимую изменчивость, когда «Я-усилия» человека реализуются в соответствии со свойствами «Я» как данности. Человек живет жизнью, которую можно полноценно идентифицировать с собой, а целостность «Я» является фундаментом его психического здоровья и возможностью жить с другими людьми, не разрушая ни себя, ни других.

Здесь необходимо вспомнить и о религиозных чувствах. Именно из них возникает как потребность, так и возможность любить сотворенное, появляется достаточно усилий для преодоления и приятия боли как свойства живого. У взрослого человека выполнять означенные функции могут совесть, внутренняя свобода нравственного человека, сила его «Я». Естественная ответственность жизни человека с чистой совестью не предполагает мрачности и обреченности – она окрашена светом и согрета теплом радости жизни. При всем этом в рассматриваемом случае не надо специально обсуждать проблему ответственности – она при этом естественна, как дыхание. В каком бы варианте слова или дела она ни дала знать о себе, в ней обязательно будет чувство полноты присутствия жизни, которое выражается словами: «Я отвечаю за себя».

Можно приводить много доказательств в пользу существования понятия «психологическая смерть». Это потеря, которая осознается многими людьми, нуждающимися в психологической помощи.

Утрата эта выражается в невозможности принимать решение, выполнять принятые обязательства, концентрировать усилия и иметь их как проявление данности «Я». Очевидно, это характерно и для людей с низким уровнем жизнестойкости. Потеря «Я» связана с ориентацией на других людей, которые взяли на себя ответственность за принятие и осуществление решений. Это путь, по которому человек может прийти в любую относительно замкнутую группировку людей, где переживание общности с

45

 

другими будет заменять ему переживание данности своего «Я». Многое зависит от того, является ли группировка просоциальной или асоциальной.

В реальной человеческой жизни другие люди и общение с ними позволяют выделить данность «Я» и обозначить ее как собственное своеобразие, которое ценно как качество в той же мере, как и у других людей.

Обусловленность этого качества как данности, признание его ценностей – основа той этики отношений, которую называют жизнеутверждающей этикой. Она утверждает те критерии и меры воздействия на жизнь, которые позволяют с полным на то основанием заключить, что целью жизни является сама жизнь. В реальной человеческой жизни это переживается как безусловная ценность данности собственной жизни.

Психологи это называют идентификацией человека с собственным «Я». Человек может обнаружить свое бесстрашие в мысли и действии, в доверии своим чувствам, в проявлении «Я-усилий» как данности. Так он открывает в себе замысел и смысл своего существования [4].

Таким образом, под качествами жизни мы будем понимать жизнь как данность, целостность, ценность, ответственность, устойчивость, радость, любовь к жизни, созидание. Все это предполагает умение ставить цель, делать выбор, принимать решение, преодолевать трудности при достижении цели, прогнозировать будущее, концентрировать усилия, выполнять принятые обязательства. На наш взгляд, эти умения как раз и характерны для жизнестойкой личности. Очевидно, что самостоятельность человека – главное проявление его «Я». Жизнерадостность, открытость, серьезность, рефлексивное сознание, способность к самозабвению – это те качества психической реальности, которые можно назвать натуральными свойствами психического. Эти качества делают человека готовым к встрече каких-либо препятствий как к особому жизненному событию. Свой жизненный подвиг человек совершает, переживая испытания, выпадающие на его долю и осознавая неизбежность жизненного стресса в форме созидания, а не разрушения.

46

 

В данный момент, на наш взгляд, человек должен быть жизнестойкой личностью. То же можно сказать о мужестве. Жизнестойкий человек обладает таким качеством. Еще Аристотель говорил, что мужество связано со страданиями, с возможностью их переносить, а это всегда тяжелее, чем воздерживаться от удовольствия: «Мужественному свойственно выносить являющееся и кажущееся страшным для человека потому, что так поступать прекрасно, а не (так) позорно. Вот почему и считается, что более мужествен тот, кому присущи бесстрашие и невозмутимость при внезапных опасностях, а не предвидимых заранее. Ведь, как мы знаем, – это (источник мужества) скорее (нравственные) устои, так как при подготовленности мужества меньше. При опасностях, известных заранее, выбор можно сделать по расчету и рассуждению, но при внезапных – согласно устоям» [24; 132].

Вся история – прошлая и настоящая – это плод усилий человека по устройству своей жизни, по ее совершенствованию и улучшению. Подобный взгляд на историю позволяет человеку не чувствовать себя лишним или обреченным быть не понятым другими людьми. Этот взгляд позволяет найти единомышленников и друзей, которых объединяет организация, простая и понятная цель – помогать тем, кто нуждается в твоей помощи. Мы считаем, что людям с низким уровнем жизнестойкости нужна психологическая помощь. Обе стороны – дающий и получающий – знают что-то свое и о жизненном бессилии, и о смысле своего присутствия на земле, и о человеческих отношениях, и о гордости, и о щедрости – обо всем, что составляет для них сама их жизнь.

Это актуально и для нашего исследования. Мы считаем, что человеку с низким уровнем жизнестойкости нужна психологическая помощь, чтобы преодолеть препятствия для достижения поставленной цели. Это очень важно для того чтобы позволить человеку ощутить силы своего «Я». Основаниями для этого становится дом, который построил твой дед или отец, церковь, в которой венчалась твоя прабабушка, лес, который посадил твой дед. Это историческое время. Прошлое историческое время присутствует в настоящем

47

 

образами не только коллективного бессознательного, но и предельно сознательного созидательного отношения к проблемам жизни.

Настоящая сила «Я» неотделима от доброты. Психологи не используют этого понятия, а заменяют его синонимичным понятием «эмпатия». Однако же добрый человек обладает не только эмпатией – способностью соответствовать переживаниям других – ему присуща еще и та деятельностная забота, которая способствует сохранению мира вокруг него и в нем самом. В условиях быстрых жизненных перемен человек владеет тем ее основанием, которое делает жизнь человеческой: я сам человек и другие – тоже люди. Чувства открываются человеку в общении с миром, где есть место другому человеку и ему самому. Интересно жить той жизнью, которую создал он сам.

Переживание жизненного стресса – неотвратимая необходимость для восстановления жизни как целостности, разрушенной стрессом. Для этого-то и нужны силы.

Печаль возможна потому, что возможна радость. Отчаяние возможно там, где есть восторг, страх родится из бесстрашия, а слабость из силы. Одно из важнейших универсальных качеств жизни проявляется в переживании, трансформирующемся в уверенность: «Я всё могу!». В ситуации стресса оно преобразуется в другое: «Я ничего не могу!»

Граница же между ними проходит там, где человек своими «Я-усилиями» сохраняет целостность своей жизни как предмет собственных усилий. Это ситуация, когда человек самообосновывает для себя существование жизни.

В ситуациях жизненного стресса человек должен найти основания для

своей жизненной философии, чтобы пережить стресс как потерю целостности

предмета, как потерю оснований для личных усилий. Основания эти могут

относиться к разным знаковым системам, и связь с ними переживается как

служение, цель, родство душ, второе «Я», собственное подобие. Это могут

быть вещественные знаковые системы – деньги, произведения искусства,

архитектурные сооружения, книги и т.п. Это могут быть и другие люди. Это

48

 

может быть и сам человек, даже части его тела (лицо, руки, ноги, глаза, голос, грудь и т.п.). Такими же знаковыми системами могут быть и социальные нормы, инструменты для осуществления разных действий с предметами, явлениями или нормы взаимодействия с людьми (как правильно или хорошо делать). Универсальной знаковой системой являются нравственные заповеди разных религий.

Для обоснования «Я-усилий» непременно надо, чтобы данность «Я» могла развертываться во всей полноте силы в пространстве и времени. В религиозном чувстве человека эта данность существует как мудрость, стойкость, терпение, совестливость и как другие благодатные проявления. Главное среди них – любовь.

Эти качества характерны для людей с личностно-биофильской ориентацией, стремящейся к созиданию. С нашей же точки зрения, все эти качества характеризуют жизнестойкую личность, ориентирующуюся на жизнь. Жизнь для такой личности является главной ценностью. У человека с низким уровнем жизнестойкости доминирует некрофильская ориентация: ориентация на смерть, на разрушение не только окружающего мира, но и самого себя [357].

У человека всегда есть возможность выбора – выбора, который человек осуществляет сам, становясь творцом собственной жизни. Доверие же к своим чувствам может проявить только такой человек, в психологической реальности которого сохранились качества ребенка, доверяющего миру, чувствующего себя в нем защищенным.

Защищенность – это не только внешняя безопасность, защищенность – это то чувство дома, которое несет в себе человек, осознающий границы своего «Я», владеющий этими границами, умеющий различить «мое» и «не «мое» и обозначить это различие в своей знаковой системе.

Защищенность – это показатель отношений с миром, в котором

раскрывается данность свойств психической реальности, которые не есть

пустота, а есть нечто имеющее место, время, необходимость проявления.

Защищенность человека как проявление его доверия к жизни превращается в

49

 

необходимость психологической защиты от воздействия жизни тех частных, временных и относительно постоянных факторов, которые требуют реагирования. Психологическая защита помогает сохранить тайну данности свойств своей психологической реальности. Защищенный человек может любить. Обладая сохраненной тайной данности качеств своей психической реальности как целостности, человек способен любить, видеть, чувствовать целостность других, тех, кого он любит.

Множество качеств «Я», которые характеризуют его жизненную силу, проявляется в умении разговаривать с другим человеком. Умение разговаривать – это проявление одновременно динамичности и устойчивости «Я», это одновременно реактивность и рефлексивность, открытость и закрытость структуры сознания [146].

Психолог в силу своей профессиональной деятельности может оказаться одним из немногих людей, готовых к разговору, знающих его ценность и необходимость в жизни человека, понимающих, что тайна человеческой души обратится пустотой, если не будет существовать как тайна. Любая пустота возникает там, где уничтожается данность «Я», где рушится концепция жизни.

На наш взгляд, человек с низким уровнем жизнестойкости, нуждается в психологической помощи, при которой он почувствует поддержку словом и делом. Он ощутит силу слова, свою необходимость для собственной жизни и жизни других людей. Таким образом, анализ исследований качеств жизни позволил определить некоторые их характеристики: а) данность Я, целостность Я, ценность Я, ценность жизни, ответственность, радость, созидание, любовь к жизни; б) возможность, с нашей точки зрения, определить критерии жизнестойкой личности: анализ своего Я, саморегуляцию, самоопределение; в) обоснованность взаимосвязи между качествами жизни личности и ее жизнестойкостью.

Считаем необходимым рассмотреть критерии и показатели жизнестойкой личности в философском аспекте.

Источник: Ванакова Галина Васильевна. Психологическая поддержка развития жизнестойкости студентов: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.13 / Ванакова Галина Васильевна;[Место защиты: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема].- Биробиджан, 2014.- 462 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!