Теория гендерной схемы половых различий

По мнению автора теории гендерной схемы половых различий американского психолога Сандры Бем, усвоение и принятие установок, связанных с выполнением определенного типа полового поведения и определенной гендерной роли, осуществляется в процессе первичной социализации личности. Данная теория содержит черты двух теорий усвоения половой роли: социального научения и когнитивного развития. Представители теории социального научения считают, что в развитии полоролевого поведения все зависит от родительских моделей, которым ребенок старается подражать, и от подкреплений, которые дают поведению ребенка родители (положительное - за поведение, соответствующее полу, и отрицательное — за поведение противоположное). Согласно теории когнитивного развития в процессе усвоения половой роли главной является активность самого ребенка. Эта активность проявляется в следующем: ребенок узнает, что существует два пола, ребенок включает себя в одну из категорий, на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы. Благодаря способности детей группировать и перерабатывать информацию, и осуществляется половая типизация.

В рамках теории гендерной схемы половой сегрегации предполагается, что половая дифференциация и типизация являются результатом гендерно-схематизированной переработки информации, связанной с понятиями "мужское" и "женское", то есть готовности усваивать информацию о себе в контексте понятий "маскулинности-фемининности". Источником гендерно-схематизированных представлений служат существующие в обществе полодифференцирующие практики. Полотипизация как процесс приобретения соответствующих полу предпочтений, навыков, установок, поведения происходит в результате процесса гендерной схематизации. Последняя, представляется в виде обобщенной и натренированной когнитивной готовности детей кодировать и организовывать информацию о себе и других соответственно культурным определениям маскулинности-фемининности.

Гендерная схема - это когнитивная структура, сеть ассоциаций, которая функционирует как антиципирующая (предвосхищающая) структура. Иными словами, она заранее настроена на то, чтобы искать и группировать информацию. Поведение, характеристики, культурные символы спонтанно сортируются на категории "мужское" — "женское". Процессы схематизации информации высоко избирательны и способны навязывать индивиду структуру и значение огромного множества входящих стимулов. Теория гендерной схемы рассматривает восприятие как конструктивный процесс, то есть созидательный, творческий, а не просто копирующий. При этом процессе происходит взаимодействие между входящей информацией и существующей у индивида схемой. В конце концов это взаимодействие и определяет то, что воспринимает индивид.

Следующий этап усвоения половой роли связан с внедрением гендерной схемы в структуру Я-концепции ребенка. Дети учатся применять схему не только для селекции поступающей извне информации, но и в отношении к самому себе. Ориентируясь на взрослых, дети научаются выбирать из всего множества возможных определений "Я" и человеческих характеристик только те, которые определены в данной культуре, как приемлемые для его или ее собственного пола, и поэтому подходящие для организации разнообразного содержания Я-концепции.

Таким образом, разнообразные содержания концепции Я начинают организовываться строго определенным образом, и Я-концепция ребенка становится типизированной по полу (полотипизированной), и два пола воспринимаются различными не столько по степени выраженности свойств, сколько по личностным качествам. Одновременно с этим, дети обучаются оценивать свою личность на соответствие гендерной схеме (так их дисциплинируют родители и посторонние люди), противопоставляя другому полу собственные предпочтения, отношения, поведение, свойства. Воспринимая новую информацию (включая и новое знание о себе), ребенок кодирует и организует эту информацию в соответствии с доминирующими культурными представлениями о женственности и мужественности и традиционными представлениями о мужских и женских ролях в обществе, т.е. в рамках заданной извне гендерной схемы полового поведения. Следовательно, и самооценка ребенка, и выбираемые им варианты поведения в существенной мере определяются содержательным компонентом гендерной схемы, которая становится предписывающей, диктующей стандарт поведения. При этом, как подчеркивает С. Бем, теория гендерной схемы является теорией процесса, а не содержания. Полотипизированные индивиды отличаются от других индивидов не степенью фемининности или маскулинности, а по тому, в какой степени их Я-концепция и поведение организованы на основе гендерной схемы.

Какие условия способствуют утверждению в сознании Я-концепции гендерной схемы? Первое, - это те условия, при которых категория "пол" становится приоритетной над другими социальными категориями в процессе познания окружающей действительности. Социальный контекст делает категорию "пол" значимой частью большой ассоциативной схемы, то есть идеология и практика культуры создают ассоциации между этой категорией и широким спектром, других категорий, поведения, характеристик. Второе. Условия, при которых социальный контекст определяет данную категорию, как имеющую широкое функциональное значение. Иными словами, создает множество институтов, норм, табу, разделяющих людей, и организует поведение и отношения на этой основе.

Родителям, которые хотят воспрепятствовать формированию гендерно-схематизированных представлений у детей, С. Бем предлагает следующие стратегии. Первая состоит в том, чтобы объяснить детям различия между полами не на основе внешних признаков (одежда, стиль поведения), а на основе биологических факторов. Объясняя детям, что мужчины и женщины имеют анатомические и репродуктивные различия, родители ограничивают функциональную значимость пола и тем самым тормозят процессы гендерной схематизации. Иными словами, они могут всячески отводить внимание ребенка от культурных коррелят пола, акцентируя биологические корреляты. Вторая стратегия состоит в том, что родители могут предложить детям альтернативную схему, с помощью которой ребенок будет перерабатывать социальную информацию и интерпретировать культурные ассоциации, когда культура им их предложит. Альтернативная схема помогает человеку выстроить сопротивление против уроков доминантной культуры и позволяет оставаться асхематинным, даже живя в гендерно-схематизированном мире. В качестве вариантов альтернативных схем могут быть использованы следующие:

1)      акцентирование индивидуальных, а не половых различий;

2)      сравнение во временном аспекте ситуаций, отражающих наличие дискриминации по признаку пола; акцент на уменьшении явлений сексизма в западных странах в последние годы;

3)      анализ проявления культурного релятивизма — информирование о полоролевых предпочтениях, существующих в разных культурах и отличающихся от традиционных западных стандартов.

 

Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. ... д-ра психол. наук: Москва, 2002. - 523 c.

Теги пол гендер