• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Сущность и особенности социально-психологического обеспечения профилактики конфликтности в условиях военной службы

Сущность и особенности социально-психологического обеспечения профилактики конфликтности в условиях военной службы

В отечественной психологии понятие обеспечение в конечном итоге направлено на решение задач не только повышения эффективности любой профессиональной деятельности человека, всестороннего обеспечения готовности личного состава, но и оптимизацию межличностных отношений в коллективе (группе). Социально-психологическое обеспечение профилактики негативных элементов конфликтности среди военнослужащих срочной службы служит этой цели и реализуется специфическими психолого-педагогическими средствами.

Несмотря на то, что в доступной нам психологической литературе в прямой постановке проблема социально-психологического обеспечения профилактики конфликтов не рассматривалась, тем не менее, она базируется на солидной научной базе, что требует глубокого анализа и обобщения того, что уже сделано в теории и практике психологического обеспечения различных видов воинской деятельности.

 

27 Такой подход позволит сохранить должную преемственность в исследовании, и на

этой основе разработать и обосновать направления дальнейшей работы с учетом

изменившихся условий.

Психологическое обеспечение различных видов профессиональной и воинской деятельности было подготовлено всем ходом развития психологической науки. Анализ психологической литературы показывает, что создание первых практических элементов психологического обеспечения связано с внедрением научно обоснованных социально-психологических методов управления персоналом. Одним из предшественников применения таких методов в условиях производства был американский фабрикант Чарльз Т.Сэмпсон, реорганизовавший на своей обувной фабрике производственный процесс таким образом, что это позволило набирать впоследствии персонал даже, на первый взгляд, из неквалифицированных работников-китайцев . С именем другого ученого Г.Мюнстерберга, прежде всего, связывают создание первой школы практических психологов на производстве, разработку тестов для изучения способностей испытуемых к различным профессиям и обобщение основных принципов отбора людей на руководящие должности.

Исследования возможностей применения психологии в целях совершенствования профессиональной деятельности активно начались в 20-е годы XX века. Так, в это время в нашей стране были организованы Центральный институт труда, Лаборатория промышленной психотехники, Центральная психофизиологическая лаборатория ГВФ, Психофизиологическая лаборатория на железнодорожном транспорте и на автомобильном заводе. Практическая психология стала уделять внимание проблемам согласования рабочего места с психологическими и физиологическими возможностями человека, совершенствованию методов психологического отбора, анализу ошибочных действий.

В 30-е годы, к сожалению, негативное отношение к психологической науке в нашей стране привело к тому, что научные исследования по использованию рекомендаций психологии при организации различных видов человеческой деятельности были практически свернуты.

25 Бархаев Б.П. Введение в профессию психолога. - М: МГЭИ, 1999. - С.5-6

 

28 Наиболее интенсивная теоретическая и практическая разработка проблемы

психологического обеспечения различных видов деятельности начала

осуществляться в 70-е годы XX столетия. Включение психологической науки

непосредственно в решение практических задач, использование достижений

психологии в общественной практике, становились важнейшим условием роста

Гфоизводительности и улучшения качества труда, повышения эффективности

производства, совершенствования общественных отношений . Отмечалось важное

место психологического обеспечения в деятельности психологических учреждений

и организаций, усилия которых в этой области объединял и объединяет Институт

психологии РАН27.

Психологическая наука разрабатывает проблемы психологического

обеспечения в таких областях общественной практики, как среднее и высшее

образование28, производство29, медицина, сфера обслуживания, спорт30 и др.

26 Ломов Б.Ф. Психологическая служба страны//Вестник АН СССР. - 1980. - № 1. - С.20-30 2J Актуальные задачи психологической науки//Психологический журнал. - 1981. - Т. 2. - № 2. - С.5-6 :8 Бабанский Ю.К. О разработке теоретических основ организации психологической службы в советской школе/ЯІсихол. служба в шк: Тез. Всесоюз. симп. - Таллин, 1983. - Ч. 1-2; Гандер Д.В. Психологическое обеспечение летного обучения. Теория и практика: Дис. докт. психол. наук. - М.: ГНИИИ МО РФ (А и КМ), 1997; Дубовская Е.М., Тихомандрицкая О.А. О стратегиях работы психолога в школе//Введение в практическую социальную психологию. - М.: Наука, 1994. - С. 137-146; Дубровина И.В. Предмет и задачи школьной психологической службы/ЛЗопр. психол. - 1988. - № 5; Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. - М.: Педагогика, 1991; Лидере А.Г. Кому и как готовить школьных психологов/ЯІсихологичєская служба в школе: Тез. Всесоюз. симп. - Таллин, 1983. - С.52-53; Лийметс Х.И. Школьная психологическая служба в советской педагогической системе/ЯІсихологическая служба в школе: Тез. Всесоюз. симп. - Таллин, 1983. - С.56-60; Бодалев А.А., Ломов Б.Ф., Матюшкин А.М. Психологическая наука - реформе школы//Вопр. психол. - 1984. - № 3. - С. 12-24; Положение о психологической службе в системе народного образования/ЯЗопр. психол. - 1991. - № 1. - С. 182-185; Кабаченко Т.С, Осипова Г.Ф., Филиппов А.В., Рыбина Г.Ф. Психологическая служба вуза/ЯІсихол. журнал. - 1982. - Т. 3. - № 3; Пейсахов A.M. Проблемы психологической службы высших учебных заведений/ЯТсихологическая служба в вузе. -Казань: Изд. Казан, ун-та, 1981. - С.3-43; Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе.-Л., 1985.

Забродин Ю.М. Основные проблемы организации психологической службы/ЯТсихологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. - Курган, 1981; Забродин Ю.М. Теоретические и практические проблемы психологии производственной организацииЯІроблемьі и задачи психологической службы на промышленном предприятии//Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. - Курган, 1983. - С. 137-147; Саксакум Т.И. Психолог на предприятии. - М.: Эргономика, 1982; Таранов Е.В. Методологические и организационные основы социально-психологической службы производственной организации//Социально-психологическая служба промышленного предприятия: теория, опыт, практика. - Курган, 1983. - С. 12-26; Абрамова В.Н. О психологической службе в атомной энергетике. Отбор и расстановка кадров/ЯІсихол. журнал. - 1987. - Т. 8. -№ 1. - С.71-80; Величко А., Подмарков В. Социолог на предприятии. - М.: Моск. рабочий, 1976; Сафронов Б. А. Опыт работы социально-психологической службы/ЯТсихол. журнал. - 1985. - Т. 6. - № 4. - С.44-51; Ткаченко В.Д. Психология в практике рыболовного промысла/ЯТсихол. журнал. - 1980. - Т. 1. - № 5; Муканов М.М. Психологическая служба в КазахстанеШсихол. журнал. - 1981. - Т. 2. - № 1; Войтко В.И. Проблемы психологической службы (на примере УССР)/ЯТсихол. журнал. - 1980. - Т. 1. - № 6; Суходольский Г.В. Инженерно-психологическое обеспечение социального развития человека в условиях производства/ЯТсихологическое обеспечение социального развития человека. - Л., 1987. - С.9І-96 30 Григолова А.В. Методологические вопросы системного подхода в психологическом обеспечении высококвалифицированных спортсменов. - М., 1986. - С. 10-11; Сопов В.Ф. Модель системной организации психологического обеспечения подготовки спортсменов/ЯІсихологическое обеспечение подготовки спортсменов. - Л., 1987. - С.5-14; Стамбулова Н.Б. О формировании спортивно важных психологических

 

29 В докторском исследовании Л.М.Королев, обобщая и систематизируя

исследования по проблемам психологического обеспечения, выделяет следующие

основные научные направления и элементы практического применения

психологической науки в различных сферах и видах деятельности31: школьная

учебно-воспитательная деятельность, учебно-воспитательная деятельность вуза,

спортивная деятельность.

Отдельным видом деятельности в социально-психологических исследованиях отечественных и зарубежных психологов выступало изучение общения и, в частности, конфликтности в коммуникативном, социально-перцептивном и интерактивном процессах. Предпринимаются попытки со стороны психологов и психологических служб создать особую сферу психологических услуг. В качестве объекта их деятельности выступают конкретные люди, коллективы и организации, предметом ее деятельности - психическая реальность людей (конкретного человека, коллектива), а также факторы, воздействующие на нее32.

Система социально-психологического обеспечения войсковой практики функционирует в настоящее время на трех иерархических уровнях: высший (разработка и уточнение задач социально-психологического обеспечения и их документальное оформление, подбор, совершенствование и апробация методов); средний (оперативное решение вновь возникших вопросов); нижний, или основной (психологически грамотное решение повседневных задач). Решение вопросов первых двух уровней - прерогатива командиров, органов воспитательных структур при непосредственном участии профессиональных высококвалифицированных войсковых психологов, а на третьем уровне действуют психологи полков, батальонов, офицеры и служащие Пунктов (Центров) психологической помощи и реабилитации, а также практики, имеющие специальные психологические,

свойств спортсмена//Психологическое обеспечение спортивной деятельности. - Л., 1988. - С.20-29; Психологическое обеспечение спортивной деятельности. -Л.: ГДБИФК, 1988.

31 Королев Л.М. Теория и практика психологического обеспечения военно-авиационной деятельности. - М:
ВУ, 2002. - 221 с; Психологическое обеспечение профессионального становления летного состава. -
Монино: ВВА, 2000. - 196 с.

32 Андреева Г.М., Гозман Л.Я., Дергачева Л.А. Актуальные проблемы деятельности психологической
службы предприятия//Вестн. МГУ. - Сер. 14, Психология. - 1987. - № 1. - С.3-12; Сыромятников И.В.
Становление профессиональной деятельности психолога воинской части Сухопутных войск: Дис. канд.
психол. наук. - М, 1997. - 40 с.

 

зо

психофизиологические, социальные и педагогические знания33.

На протяжении всей истории развития средств вооруженной борьбы основополагающей целью проникновения социально-психологического знания в военную теорию и практику становилось повышение надежности человеческого фактора, пронизывающего все сферы деятельности войск. Большое значение формированию слаженности и сплоченности коллектива придавали выдающиеся военачальники АВ.Суворов, М.Д.Скобелев, Наполеон, Ф.Ф.Ушаков, П.С.Нахимов, ВАКорнилов, Г.КЖуков. Фельдмаршал М.И.Кутузов писал: "Не численность войск, а именно храбрость, рвение, дух по большей части решают успех"34.

Оформление системы социально-психологического обеспечения воинской деятельности происходило постепенно, в зависимости от уровня развития психологической науки и изменений в практике военного дела (появление коллективных видов оружия, экипажей, расчетов и массовых армий). Становление военной психологии отражает движение науки и практики от первых попыток исследовать боевую деятельность и определить социально-психологические факторы ее эффективности (на рубеже ХГХ-ХХ вв.) к организационно-структурному оформлению психологической службы35, позволяющей решать различные проблемы социально-психологического обеспечения деятельности воинских коллективов.

На основе исследования Л.М.Королева и учитывая историю формирования теоретических подходов к социально-психологическому обеспечению воинской деятельности, позволило выделить некоторые важные, исторически закрепленные в сознании исследователей, составляющие элементы его содержания. В начале XX века исследовалась оценка роли психологических возможностей людей в борьбе, практическое использование психологических средств повышения эффективности воинской деятельности, выделение ее индивидуально-психологических и психофизиологических факторов, обоснование социально-психологических факторов активности воинов в служебно-боевой деятельности, раскрытие факторов, влияющих на психологическую сторону военных действий, изучение морально-психологического состояния личного состава, психологическое воздействие на

33 Гандер ДВ. Психологическое обеспечение летного обучения. Теория и практика: Дис. докт. психол. наук.
- М: ГНИИИ МО РФ (А и КМ), 1997.

34 Кутузов М.И. Сборник документов. - М, 1952. - T.2. - 37 с.

35 Бархаев Б.П., Сыромятников И.В. Введение в профессию: Учебное пособие. - М.: ВУ, 2003. - С.99-100

 

31 противника разработка тестов, тестирование и отбор военнослужащих. В 30-40-х

годах исследовалась психологическая подготовка военнослужащих, как источник

активности и мотивации, социально-психологическое обоснование принимаемых

решений, психологическая помощь в преодолении психотравмирующих факторов

боевой деятельности, система мероприятий целенаправленного психологического

воздействия на военнослужащих в боевой обстановке, исследование

психофизиологических функциональных реакций организма человека, воспитание

военнослужащих как средство формирования у них морально-боевых качеств,

изучение психологических приемов ведения боевых действий, влияние

человеческого фактора на использование различных видов боевой техники,

психофизиологическое, патопсихологическое и войсковое направление

психологической поддержки личного состава в боевой обстановке, изучение

взаимоотношений военнослужащих в воинских подразделениях и их оптимизации

в интересах укрепления морального духа и сплочения коллективов, реабилитация

военнослужащих после ранений и контузий.

В 50-е годы интенсивно исследовались различные направления психологии воинской деятельности: психологические основы формирования высокой сознательности и дисциплины, психологические факторы в военном деле, психология смелости, социальная психология паники, психология формирования волевого действия, процесс мышления при решении задач воинской деятельности, психологический анализ подвигов воинов, сплочение воинских коллективов, самоуправление психикой, учет психологии противника, психология процессов формирования умений и навыков, профилактика психогенных состояний и др.

В 60-70-е годы - психологическая подготовка личного состава и готовность к своей профессиональной деятельности в различных условиях, функционирование человеческой психики и психологии воинских коллективов в условиях боевой деятельности, психологические проблемы обеспечения высокой боевой готовности ВС и ВМФ, лечение психологических и посттравматических стрессов. В 80-е годы - организационные основы формирования положений о морально-психологическом обеспечении и разработка многочисленных направлений психологического обеспечения различных видов воинской деятельности, включающих комплекс проблем: психологического отбора и расстановки личного состава;

 

32 психологической подготовки военнослужащих и воинских коллективов; морально-психологической поддержки; социально-психологической реабилитации; повышения профессиональной надежности.

Следует отметить, что в каждом исследовании в той или иной мере поднимались вопросы взаимодействия личного состава, формирования совместимости и сплоченности. Особый акцент на выделение социально-психологического компонента был сделан Н.Ф.Феденко и Л.Ф.Железняком. Исследуя сущность и содержание морально-психологического обеспечения боевых действий войск, они показали, как влияют взаимоотношения и взаимодействие, социальное окружение на духовный мир людей36. В данном виде деятельности они выделяют следующие содержательные элементы социально-психологического обеспечения боевых действий: уяснение социально-психологических особенностей боевой задачи и условий предстоящей деятельности; изучение и оценка морально-психологического состояния своих войск и противника; планирование и проведение, мероприятий по психологической подготовке воинов и воинских коллективов к выполнению конкретной боевой задачи; предупреждение и предотвращение возможных отрицательных психологических явлений в боевой обстановке, в том числе связанных с проявлением нарушений уставных правил поведения и др.3

Ценным и актуальным является подход В.Т.Юсова, который раскрывает исходные принципы и составные части концепции психологического обеспечения безопасности полетов, дает характеристику элементов этой концепции и определяет основные пути ее применения в процессе повседневной жизнедеятельности частей ВВС. При раскрытии и обосновании сущности психологического обеспечения безопасности полетов В.Т.Юсов объединяет следующие системные элементы: деятельность должностных лиц и служебных инстанций; упорядоченную систему мер, проводимых на всех уровнях летной деятельности . Значимым в таком подходе является рассмотрение психологического обеспечения как единой системы мероприятий, пронизывающей всю военно-авиационную деятельность личного

36  Феденко Н.Ф., Железяк Л.Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в
современных условиях. - М: ВПА, 1986.

37  Железняк Л.Ф. Психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях//Пути
повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в
подразделении, части. - М.: ВПА, 1989. - С. 140-142

38    Юсов В.Т. Концепция психологического обеспечения безаварийности полетов в Советских
ВВС//Материалы 3-й науч. конф. по сов. воен. психол. - М.: ВПА, 1991. - 42 с.

 

33 состава авиационных частей ВВС. Такой подход, на наш взгляд, является

обоснованным и конструктивным и его надо учитывать при формировании

концепции          социально-психологического обеспечения профилактики

конфликтности военнослужащих.

С первой половины 90-х годов начинает складываться теория и структура морально-психологического обеспечения (МПО) боевой деятельности личного состава Вооруженных сил Российской Федерации, выходят приказы и директивы Министра обороны РФ и начальника Генерального штаба ВС, в которых определен порядок организации и осуществления этого самостоятельного вида обеспечения; проводятся военно-психологические исследования, в которых методологически и теоретически обосновывается также и система социально-психологического обеспечения наиболее важных аспектов жизнедеятельности личного состава Вооруженных сил, что нашло свое отражение в соответствующих нормативных документах.

В последнее время осуществлены исследования и опубликованы научные работы, в которых раскрываются сущность и основные компоненты морально-психологического обеспечения. Особо значимо, на наш взгляд, выделение авторами тесно связанных и взаимообусловленных духовно-нравственных и социально-психологических элементов в структуре морально-психологического обеспечения

39

деятельности войск .

 

Современные условия осуществления воспитания и боевой подготовки личного состава ВС характеризуются тем, что в нормативные документы и в оборот вводятся близкие по содержанию понятия "психологическая помощь", "психологическая работа" и "психологическое обеспечение". Проблемой нашего исследования является "социально-психологическое обеспечение". Это требует уточнения их соотношения между собой. В отечественной военной психологии термин "психологическая работа" рассматривается как более широкий и должен применяться к деятельности соответствующих специалистов в мирное и военное время. Он должен фиксировать направленность на деятельность, задачу (обеспечение) и на человека, его психическое здоровье (психологическая

Арз&маскин Ю.Н., Бублик Л.А. Мор&тьно-психологическое обеспечение в Вооруженных Силах России: Учебное пособие. - М.: ВУ, 2002. - С. 113-114

 

34

помощь)40. При этом целесообразно исходить из того, что социально-психологическое обеспечение является составной частью психологического обеспечения, а психологическое обеспечение в свою очередь - входит в качестве самостоятельного компонента морально-психологического обеспечения. Изучение, теоретическое обобщение и сравнение многочисленных подходов к пониманию практического применения психологической науки в указанных сферах и видах деятельности, позволяет использовать накопленный опыт для разработки и решения вопросов психологического обеспечения и в других областях деятельности военнослужащих, в том числе и по проблемам профилактики конфликтного и девиантного поведения.

Девиантное поведение определяется как действия, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данной группе (обществе) нормам и ожиданиям, и, приводящие нарушителя к изоляции, исправлению или наказанию. Воинская служба основана на принципе единоначалия, предусматривающего беспрекословное подчинение и исполнение приказов вышестоящего начальника. Реализация данного принципа в современных условиях реализуется болезненно, сопровождается с попытками несвоевременного выполнения приказов и распоряжений. В данном процессе командиры все чаще сталкиваются с явно выраженным проявлением конфликтности, что постоянно актуализирует вопрос о практических способах преодоления конфликтных ситуаций и выяснения причин конфликтов.

Опыт военных психологов в создании социально-психического обеспечения различных видов воинской деятельности и наколенный объем знаний о конфликте и его профилактики, позволяет рассмотреть вопрос о разработке социально-психологического обеспечения профилактики конфликтности как результат синтеза этих направлений психологической работы. Благодаря этому синтезу можно оптимизировать профилактическую деятельность военных психологов по преодолению проблем связанных с конфликтом.

Анализ исследований, проведенных военными психологами по проблеме конфликта и его профилактики, показал, что в основном их работы были посвящены конфликтам, возникающим во взаимоотношениях подчиненного и

40 Сыромятников И.В. Организация психологической работы в войсковой части в мирное время. - М.: ВУ, 2000. - С.5-6

 

35 начальника, межличностным конфликтам офицеров и курсантов. Изучалась

специфика конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности, их воздействие на взаимоотношения в коллективе и качество выполнения служебных задач, а так же влияние экстремальных ситуаций на конфликтное взаимодействие. Подход к профилактике конфликтов отличается тем, что в основу профилактических мер входят, как правило, не психологические средства, а административные санкции. Например, проблему социально-психологических аспектов предупреждения межличностных конфликтов в первичных военно-строительных коллективах рассмотрел МЛ.Крапивин41, который показал обусловленность возникновения межличностных конфликтов совокупностью совпадающих по месту и времени внешних по отношению к личности (в ряду которых значительную роль играют факторы социально-психологические) и внутриличностных факторов. Разработана и проверена в формирующем эксперименте система комплексного воздействия на личный состав, специально направленная на профилактику межличностных конфликтов. Она основана на соблюдении ряда социально-психологических условий, в частности: формирование установки неотвратимости, строгой ответственности за провоцирование или развязывание конфликта или принятие мер по его предотвращению и установки нетерпимости, презрения к инициаторам деструктивных конфликтов.

В других исследованиях, в качестве профилактических методов предлагается привлекать в качестве посредников вышестоящих командиров с целью урегулирования конфликта. Разрешение конфликта в такой ситуации зависит от психологической компетенции командира, но как правило, проблема решается при помощи дисциплинарных взысканий. Так же предлагается перемещение "конфликтных" курсантов в другие учебные группы уменьшает их конфликтность и

42

снижает вероятность отчисления из вуза .

Для предупреждения внутриколлективных конфликтов в особых условиях службы наиболее эффективными формами социально-психологического воздействия считается: организованный ввод в строй вновь прибывающих военнослужащих; работа с командирами и активом по совершенствованию

41   Крапивин М.П. Социально-психологические аспекты предупреждения межличностных конфликтов в
первичных военно-строительных кохіективах: Автореф.дис. канд. психол. наук. - М.: ВПА, 1987.

42 Синеок В.В. Межличностные конфликты у курсантов и пути их разрешения: Автореф. дис. канд. психол.
наук. - М.: ВУМО, 1997. - 23 с.

 

36 взаимодействия; освоение командирами методов социально-психологического

воздействия на подчиненных; информационное обеспечение деятельности подразделений по решению специальных задач; формирование общественного мнения по основным вопросам жизнедеятельности коллектива; непрерывное управление коллективными настроениями. Основными психологическими условиями конструктивного разрешения межличностных инновационных конфликтов во взаимоотношениях офицеров являются: прекращение конфликтного противоборства; поиск общего в интересах целях и позициях оппонентов; участие в разрешении конфликта вышестоящего руководства; открытая и однозначная поддержка сослуживцами правого оппонента. Неясным остается по какому критерию определяется правота данного оппонента, кроме того, конфликтность второго участника конфликта, при таком подходе, может не снизится, а наоборот возрасти и перерасти в более сильный внутриличностный конфликт, который, в свою очередь, провоцирует конфликт межличностный43.

Наиболее эффективными методами профилактики являются такие, которые рассматриваются как создание объективных предпосылок, уменьшающих вероятность возникновения противоречий в процессе взаимодействия, а также умение и готовность разрешать проблемные и предконфликтные ситуации неконфликтными способами. Используются методы обучения, тренинги в виде групповой дискуссии позволяющие выработать у офицеров навыки и умения формирования алгоритмов конструктивного поведения и разрешения конфликта, повысить вероятность использования способов разрешения конфликта как компромисс и сотрудничество. Типичными субъективными условиями предупреждения межличностных конфликтов являются объективная оценка результатов деятельности сослуживцев, ориентация военнослужащего на решение возникшей проблемы, а не на противодействие оппоненту, поддержание в процессе взаимодействия баланса взаимозависимости в решениях и действиях, баланса статусов, баланса взаимной помощи и др. Основными организационно-управленческими условиями профилактики межличностных конфликтов являются

43 Мягков Ю.И. Межличностные инновационные конфликты во взаимоотношениях офицеров и психологические условия их конструктивного разрешения: Автореф. дис. канд. психолог, наук. - М.: Г ABC, 1994. - 22 е.; Канатаев Ю.А. Сощтально-психологические условия возникновения и предупреждения внутриколлективных конфликтов в подразделениях войск радиационной, химической и биологической защиты: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1995. - 23 с.

 

37 структурно-организационное, функционально-организационное, личностно-

функциональное и ситуативно-управленческое соответствие возможностей воинского коллектива и каждого военнослужащего нормативно и ситуативно-решаемым задачам.

Оптимальная стратегия воздействия на развивающийся межличностный конфликт заключается в таком разрешении лежащего в основе конфликта противоречия, которое способствовало бы улучшению совместной деятельности военнослужащих, положительно влияло на их взаимоотношения, устраивало бы обоих оппонентов44.

Таким образом, социально-психологическое обеспечение воинской деятельности имеет длинное прошлое, но короткую историю. В своем становлении данная проблема прошла ряд этапов: этап эмпирического психологического обеспечения, накопления фактического материала и первое применение психологической науки в практике; этап накопления боевого опыта, разработки требований к бойцу, выявления основных боевых качеств; этап организационного оформления психологического обеспечения профессионального отбора, прогноза и подготовки кадров; этап практического применения достижений психологической науки в организации боевой деятельности, обобщения боевого опыта способствующих дальнейшему развитию системы психологического обеспечения; этап дальнейшего развития социально-психологического обеспечения, становление психологической подготовки, создание правовой базы способствующей дальнейшему формированию целостной концепции социально-психологического обеспечения.

Обобщая сказанное, можно утверждать, что в процессе развития Вооруженных сил развивались и проблемы психологического обеспечения различных видов профессиональной деятельности военных специалистов. До настоящего времени наиболее разработанными являлись: психологическое обеспечение летного обучения; психологическое обеспечение профессионального становления летного состава, безопасности полетов; психологическое обеспечение подготовки летного состава к боевым действиям и подготовки летчиков к

44 Анцупов А.Я. Социально-психологические основы предупреждения и разрешения межличностных конфликтов во взаимоотношениях офицеров: Автореф. дис. докт. психол. наук. - М.: ГАВС, 1993. - 48 с; Шипилов А.И. Социально-психологические особенности конфликтов между начальниками и подчиненными в подразделении: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М.: ГАВС, 1993. - 22 с.

 

38 действиям в особых ситуациях; психологическое обеспечение переучивания летных

экипажей, готовности молодых авиаинженеров к военно-профессиональной

деятельности.

В научной литературе косвенно, а следовательно, частично исследованы вопросы социально-психологического обеспечения с точки зрения применения средств и способов профилактики и разрешения конфликтов. В качестве метода профилактики конфликтов рассматриваются развитие навыков формирования алгоритмов конструктивного поведения, повышения вероятности использования таких стратегий поведения как компромисс и сотрудничество. Уровень ролевого конфликта может быть снижен проведением социально-психологического тренинга в соответствии с разработанной для этих целей программой.

Несмотря на нерешенность в психологической науке ряда проблем психологического обеспечения различных видов профессиональной и воинской деятельности, в настоящее время сложились предпосылки разработки целостной концепции социально-психологического обеспечения профилактики конфликтности военнослужащих срочной службы. В этих целях мало дать определение социально-психологического обеспечения профилактики конфликтности, необходима разработка исследовательской модели, в которой необходимо выделить как сущностные явления, так и критерии, показатели и индикаторы исследуемого явления.

 

Источник: Шевчук М.Ю. Социально-психологическое обеспечение профилактики конфликтности военнослужащих срочной службы [Текст]: Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / М.Ю. Шевчук - Москва, 2015 - 228 с. 


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!