• Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.

    Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.

    Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.

    Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.

    Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.

    Вы всегда можете связаться со мной.

    Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

     

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология профессиональной деятельности / Профессиональная деятельность военнослужащих: особенности и специфика

Дипломная работа на тему профессиональной деятельности военнослужащих: материал для курсовой и магистерской работы по психологии

В.А. Мижериков характеризует деятельность как специфическую форму общественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной и социальной действительности.

«Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. К деятельности человек побуждается различными потребностями, отражающимися в его сознании в виде соответствующих объектов и действий, ведущих к удовлетворению этих потребностей. От характера мотивации деятельности в большей мере зависит настойчивость в ее выполнении и тем самым успех в достижении цели»[1].

Деятельность человека - необходимое условие его развития, в процессе которого приобретается жизненный опыт, познается окружающая действительность, усваиваются знания, вырабатываются умения и навыки, благодаря чему развивается и сама деятельность. Исследования А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна[2],  показали, что в деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер.

А.Н. Леонтьев, исследуя роль деятельности в развитии личности, подчеркивает, «благодаря деятельности человек включен многочисленными связями в исторически сложившуюся культуру цивилизационного процесса. Определенная среда, ее интересы обуславливают социальную направленность деятельности личности и задают для нее содержательную и системообразующую «конструкторную архитектонику». Кроме того, «деятельность как целостный процесс тесно связана с общением. В своей сути она и есть социально-преемственная активность, адресующая себя другим людям и поколениям. Она всегда протекает на базе созданных ранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений. Поэтому она носит конкретно-исторический характер, представляя собой способ существования данной социальной реальности»[3].

В ряде философских и педагогических исследований отмечается, что в многообразных действиях и деятельностях личности проявляются ее специфические оценочные отношения к предметному и социальному миру, а также к самой себе. Деятельность – фактор развития личности. А.В Петровский пишет, «что если среда создает образ мира и образ жизни, окружая человека «материалом» для развития, служит, скорее предпосылкой социального развития, то деятельность – само тело развития личности, субстанция процесса развития личности, его материализованный путь: ходя – научаются ходить, рисуя – приобретают умение рисовать, проявляя нежность – становятся нежными, сопротивляясь – приобретают мужество. Развитие – нравственное, эстетическое, политическое, гигиеническое, трудовое, интеллектуальное, психическое – это всегда новообразования в личностной структуре, которые родились в процессе деятельности, целенаправленной активности личности. Деятельность выступает как активная форма отношения субъекта к объекту: в познавательной – постигается, открывается, изучается истина; в трудовой – созидаются, сохраняются материальные ценности; в художественной – воспринимается, интерпретируется, созидается, воссоздается, транслируется художественный образ; в физкультурной – укрепляется, совершенствуется человеческое тело; в общественной – декларируются, пропагандируются, распространяются социально-ценностные идеи»[4].

Социально-педагогическими исследованиями С.Б. Баязитова, А.С. Гаязова, М.А. Галагузовой, Б.С Гершунского[5] определены основные виды деятельности, которыми являются труд, учение, игра. Другие виды деятельности – общественно-политическая, педагогическая, спортивная, воинская и т.д. – возникли благодаря труду, который всегда носил общественный характер. Трудовая деятельность – «это целенаправленная деятельность человека, подчиненная созданию материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения личных потребностей»[6]. Трудовая деятельность выступает средством существования человека и развития его духовных и физических сил. В философском понимании, по убеждению исследователей, «трудовая деятельность – это, прежде всего, процесс, в котором человек своей деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой»[7]. В самом общем виде трудовую деятельность исследователи определяют как объективно присущую человеку сферу целенаправленной полезной деятельности по превращению природных, материальных и интеллектуальных ресурсов в продукт, необходимый для личного и общественного потребления. Трудовая деятельность, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудовой деятельности составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила трудовой деятельности служит источником человеческого достоинства, вместе с тем и нравственности и счастья. При этом подчеркивается, что труд может быть общим, частным и единичным.

Исследователи выявили, что процесс трудовой деятельности включает в себя следующие характеристики: целесообразную деятельность, или сам труд; предмет трудовой деятельности; средства трудовой деятельности; результаты трудовой деятельности.

В.И. Варваров, В.И. Вдовюк особое место в трудовой деятельности отводят воинской деятельности. По их мнению, «труд воинов содержит в себе основные черты, присущие труду рабочего, колхозника, служащего и т.д.»[8] Это труд во имя общества, на благо общества. Обосновывается положение о том, что воинская деятельность представляет одну из разновидностей труда, которая выполняется в специфических условиях. Воинская деятельность – деятельность, осуществляемая в Российских Вооруженных Силах отдельными военнослужащими и воинскими коллективами на материальной основе, создаваемой усилиями всего общества. Воинская деятельность подразделяется на профессиональную и не профессиональную, т.е. военную службу. Военная служба - исполнение гражданами установленных законом воинской обязанности (повинности). Воинская служба является почетной обязанностью граждан и наиболее активной формой выполнения ими своего долга по защите Отечества»[9]. Согласно Закону РФ «Об обороне»[10] «воинская служба имеет две основные формы прохождения: воинская служба по призыву; воинская служба по контракту. Появилась еще одна форма прохождения военной службы – альтернативная. Воинская служба включает в себя сложный комплекс самых разных видов; несение внутренней, караульной и гарнизонной служб, боевое дежурство, напряженную боевую учебу, обслуживание сложной военной техники и оружия. Все виды воинской службы подчинены поддержанию постоянной высокой боевой готовности Вооруженных Сил в мирное время и нанесению поражения и разгром агрессора в военное время».

В исследованиях В.В. Городничевой, В.Н. Гуляева определено, «профессиональная деятельность - это вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы, при этом главное отличие одного вида деятельности от другого заключается в различии их предметов, придающих каждому виду деятельности определенную направленность»[11].

Исследователем В.М. Коровиным обосновано, что «профессиональная деятельность офицеров – это вид трудовой деятельности человека, который владеет комплексом военных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки в военном учебном заведении и опыта работы в Вооруженных силах. Профессиональная воинская деятельность – это деятельность по обеспечению военной безопасности государства, осуществляемая кадровыми офицерами»[12].

Реальности военной службы таковы, что они предъявляют высокие требования к формированию у военнослужащих необходимых боевых и морально-психологических качеств. Защитник Отечества должен быть беспредельно мужественным воином, обладающим разносторонними знаниями, готовым к преодолению любых трудностей и отлично владеющий оружием, боевой и другой техникой.

А.А. Червова, исследуя проблемы раннего профессионального самоопределения, утверждает, что «вопрос подготовки и готовности будущих офицеров к профессиональной деятельности всегда был и остается актуальным в Вооруженных Силах. Армия – неотъемлемая часть общества, является его продуктом, особым звеном в системе формирования и развития личности. Принимая эстафету формирования человека от семьи, школы и трудовых коллективов, она призвана решать триединую задачу: завершить физическое, социально-психологическое и моральное становление личности (согласно последним исследованиям это происходит до 19-21 года); сформировать у личности черты и качества, необходимые ей как воину, выявлять и укреплять эти черты личности, придать социально-значимую направленность их дальнейшему развитию. Формирование и развитие личности в Вооруженных Силах, как и в обществе, осуществляется под воздействием общественных отношений, конкретных социальных условий ее жизни и деятельности, а также целенаправленных воспитательных усилий, процессе общения и взаимодействия с другими людьми, практической деятельности»[13].

Рассматривая профессиональную деятельность будущих офицеров как социально-педагогическую категорию исследователь А.Н. Янюк отмечает, что «она обладает характером, содержанием, технологией, спецификой, имеет цель, социальную значимость и различные формы, и с точки зрения военно-педагогической науки, она имеет в своей структуре те же составляющие, что и «характер труда». Понятие «характер труда» выражает различные уровни или стороны социально-экономической сущности трудовой деятельности, специфику его общественной организации, общественную форму, в которой осуществляется труд, проявляется его качество, социально-экономические связи человека со средствами производства и его отношение к труду»[14].

Исследователи становления и развития воинской деятельности А.В. Барабанщиков, П.А. Корчемный, В.Г. Михайловский констатируют, что «по своему содержанию современная воинская деятельность сложна, связана с применением многих достижений науки и техники. Воины управляют сложнейшими боевыми машинами, ракетными комплексами и радиоэлектронными системами, водят атомные подводные лодки и сверхзвуковые воздушные корабли, осваивают способы применения другой военной техники. Научиться в совершенстве владеть этой техникой, добиться высокой слаженности в действиях – непростая задача, высокое мастерство не приходит само собой, без кропотливого труда командиров и самого военнослужащего. Особенности воинской деятельности солдата, сержанта, прапорщика или офицера во многом определяются не только реальными условиями, но и системой регламентации. Среди них важное место занимают профессиональные принципы и нормы. Они базируются на гуманистических общечеловеческих ценностях, нормативных государственных требованиях, целях и задачах военной службы, личностных потребностях и интересах конкретного военнослужащего. Современный защитник Отечества руководствуется не только социально обусловленными требованиями, но и принципами профессиональной компетентности: нравственной ответственности; самоотверженности; самостоятельности; беспристрастности отношения; творчества, инициативы и инвариантности при реализации должностных функций»[15].

А.В. Барабанщиков обосновывает положение о том, «что с точки зрения военной психологии подготовка военного специалиста должна основываться на целостном подходе, который предполагает изучение воина с его макрохарактеристиками (индивид, личность, субъект воинской деятельности, индивидуальность). При этом учитывается все многообразие его включенности в коллектив подразделения и социально-значимую деятельность по защите Родины, единство всех условий и факторов духовной сферы, социальной и природной среды».

В целостном феномене профессиональной деятельности исследователи различают также следующие ее стороны: военно-профессиональную (военно-педагогическую) деятельность, повседневные отношения, личностное развитие, совокупные результаты труда. Следовательно, по мнению исследователей, воинская деятельность предстает как целостный многоплановый процесс достижения результатов в различных видах воинской деятельности, повседневных отношений и личностном развитии каждого его субъекта.

Для военнослужащего такая деятельность представляет собой активное целенаправленное исполнение воинского долга, в котором он, используя результаты военно-профессиональной деятельности, повседневных отношений и собственного развития, обеспечивает получение требуемых результатов в военной службе. Офицеры, составляющие костяк Вооруженных Сил, являются носителями боевых традиций, выступают главным проводником их в массы и передают эстафету славных дел от одного поколения воинов к другому.

A.M. Мамчур, исследуя проблемы содержания современной воинской деятельности, отмечает, что «развитие новых видов оружия тесно связанно с компьютеризацией, применением сверхскоростных переключателей схем, искусственного интеллекта, лазеров, микроволн, элементарных частиц. Создается новое, не имеющее аналогов оружие, которое изменяет характер вооруженной борьбы. В силу указанных изменений в техническом оснащении армии и флота воинская деятельность по своему содержанию стала более сложной, квалифицированной, требующей серьезной технической и общеобразовательной подготовки»[16]. Необходимо подчеркнуть, что на современном этапе развития Вооруженных Сил усилился творческий характер многих видов воинских профессий, повысилось в целом интеллектуальное содержание профессиональной деятельности, ее воздействие на развитие умственных способностей личного состава армии и флота. Главным содержанием воинской деятельности будущего офицера в современных условиях становится управление сложной боевой техникой. Проведенные Министерством обороны исследования показывают, что в воинской деятельности в значительной мере возрос удельный вес умственного труда. Многие физические операции передаются технике. Это особенно характерно для воинов специалистов ракетных войск, войск ПВО, авиации и других. Так оператор радиолокационной станции затрачивает на выполнение функций управления, контроля и наладки свыше 90% времени. При подготовке зенитно-ракетного комплекса к стрельбе в течение 10-15 минут офицер начальник станции выполняет свыше 180 операций, при этом о и обязан не только управлять боевым расчетом и принимать правильные решения в зависимости от складывающейся обстановки. Доказательством тому служит сравнительный анализ труда офицера и солдата мотострелковой части. Так хронометраж рабочего дня красноармейцев одной из стрелковых частей в 1929 году показал, что умственный труд в их деятельности занимал около 12%. В настоящее время удельный вес умственного труда в деятельности солдата мотострелковой части увеличился и составляет 65-70%. В исследованиях М.С. Полянского, Ф.Д. Рассказова выявлено, что «профессиональная деятельность будущего офицера представляет собой целенаправленную активность, процесс реализации им конкретных функций и должностных обязанностей. Совпадение выдвигаемых целей и задач с его личностными позициями и качествами выступает принципом и условием продуктивности действий по их реализации»[17]. Исходя из этого мы можем утверждать, что для успеха необходимы высоко сформированные знания, навыки, умения и психологические качества, зрелые личностные позиции. В ходе военно-профессионального обучения, в различных ее проявлениях и видах, курсанты включаются в систему социальных связей в воинских коллективах, в общественные отношения, усваивают господствующие в армии и обществе ценности, познают законы и противоречия жизни, изменяют окружающую среду. Профессиональная деятельность вырабатывает у будущего офицера навыки и умения жить в коллективе, подчинять личные интересы и желания общественным.

В психолого-педагогической литературе понятия «деятельность» «работа», «труд» понимаются как синонимичные. В частности Н.В. Гришина отмечает, что «деятельность - это работа, занятие в какой-либо области»[18]. Толковый словарь русского языка С.И. Ожегова трактует деятельность как «занятие, труд в определенной области», а работу как «нахождение в действии, деятельность чего-нибудь»[19]. Учитывая сказанное, понятия «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа» мы будем рассматривать как синонимичные.

Изучение и анализ педагогической литературы свидетельствует, что в настоящее время существует многообразие взглядов, мнений о самостоятельной работе, даются различные определения ее сущности. Многие авторы видят в самостоятельной работе деятельность обучаемых по выполнению учебного задания без посторонней помощи.  Так, по определению В.М. Куликова, А.П. Порохина самостоятельная работа есть «деятельность слушателя (курсанта) как по заданию, так и по собственному желанию, направленная на закрепление, расширение и углубление получаемых знаний, умений и навыков, а также на усвоение нового материала без посторонней помощи»[20].

С.И. Зиновьев указывает на такую характерную черту самостоятельной работы, как «индивидуальный поиск знаний обучаемыми. В этом и заключается, по его мнению, самостоятельная работа, органически связанная со всем учебным процессом, в одних случаях по установленным программам и учебникам, в других – с отходом от них, с самостоятельным решением задач и привлечением дополнительного теоретического и практического материала в зависимости от возникших научных и профессиональных интересов, склонностей и способностей, от предварительной подготовки, понимания своих задач и обязанностей, наконец, от умения работать самостоятельно»[21].

П.И. Пидкасистый в своих работах расширяет и углубляет понятие «самостоятельная работа». «С одной стороны – это объект деятельности обучаемого, т.е. учебное задание, предлагаемое ему преподавателем, с другой стороны, самостоятельная работа – форма проявления учащимися определенного способа деятельности по выполнению задания, которое в конечном счете приводит его либо к получению совершенно нового знания, либо к углублению и упорядочиванию уже полученных знаний»[22].

А.М. Воробьев, раскрывая дидактический аспект самостоятельной работы, отмечает, «что она представляет собой один из основных методов обучения, а также – одну из форм учебного процесса, обладающую большими возможностями для интеллектуального развития обучаемых»[23].

А.И. Каменев, показывая многогранность понятия «самостоятельная работа», считает, что «самостоятельная работа, является индивидуальной познавательной деятельностью слушателей, ведущейся, в основном, по заданиям кафедр в специально отведенное для этого время, как правило, без непосредственного контакта с преподавателем»[24].

Б.Ц. Бадмаев, С.И. Съедин, А.Д. Иванов характеризуют «самостоятельную работу» прежде всего как мыслительную деятельность курсантов по самостоятельной переработке и логическому переосмыслению всего прочитанного в сочетании с тем, что услышано в лекции»[25]. Определяя самостоятельную работу, в первую очередь, как работу внеаудиторную, они уточняют, что самостоятельная работа происходит без непосредственного участия преподавателя. Далее, развивая эту мысль, поясняют, что это лишь формальный, а не существенный признак, ее внешняя сторона. Сущность самостоятельности заключается не во внешней, формальной свободе от организации, контроля и опеки преподавателя, а в самостоятельности мышления. Иначе говоря, самостоятельная работа - творческий процесс, протекающий во всех формах и методах обучения, и в этом смысле она составляет «внутреннюю», психологическую сторону всех методов преподавания. Подобный взгляд на сущность самостоятельной работы как средство формирования творческой самостоятельности, активности встречается и у других ученых-педагогов.

Изучая специфику организации учебной деятельности высшего военного учебного заведения мы видим, что учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности высшего военного учебного заведения, а к основному виду учебных занятий относится самостоятельная работа слушателей курсантов, в ходе которой «происходитзакрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении слушателей и курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.»[26].

Проблема самостоятельной работы или самостоятельной деятельности тесно связана с проблемой самостоятельности как личностного свойства, которое выступает одновременно как условие и как результат самостоятельной деятельности.

Б.Н. Бим-Бад рассматривает «самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности»[27].

Л.В. Мардахаев отмечает, что «самостоятельность – это обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение»[28]. Мы согласны и с подходом К.К. Платонова о том, что «самостоятельность – это способность осуществлять работу без посторонней помощи, независимо от того, выполняется ли она по заданию преподавателя или по собственной инициативе. Вместе с тем он рассматривает самостоятельность как способность систематизировать, планировать и регулировать свою деятельность без непосредственного постоянного руководства и практической помощи со стороны руководителя»[29].

С.Л. Рубинштейн под самостоятельностью понимает «независимость человека от чужих влияний, сознательную мотивированность действий и их обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе»[30].

Мы согласны с И.К. Кондауровой, что «самостоятельность – это многоаспектное личностно-деятельное образование, проявляющееся в потребностях, умениях, способностях человека самому, независимо, инициативно выдвигать цели, формулировать значимые для себя проблемы, выбирать средства, проявлять настойчивость и доводить разрешение указанных проблем до положительных результатов, давать оценку своей деятельности»[31].

Отметим характерные особенности содержания понятия «самостоятельность»:

  • то способность личности, т.е. психическое свойство индивида, регулирующее его поведение и служащее условием его жизнедеятельности;
  • все действия осуществляются без непосредственного руководства и помощи со стороны руководителя; следовательно, в процессе самостоятельной деятельности допускается опосредованное руководство и помощь;
  • все действия осуществляются без постоянного руководства и помощи со стороны руководителя и, следовательно, возможна эпизодическая, разовая помощь;
  • самостоятельность характеризуется такими действиями, как умение систематизировать, планировать, принимать решения, нести ответственность за свои действия, регулировать эти действия.

Анализ особенностей содержания этого понятия позволяет сделать вывод о том, что сущность самостоятельности – это деятельность личности при отсутствии непосредственного и постоянного руководства.

Педагогический аспект самостоятельности проявляется в возможности ее формирования под руководством преподавателя: то, что учащийся сегодня может сделать с помощью педагога, завтра он сможет сделать самостоятельно. Сформированность самостоятельности обеспечивает скоординированность внешних требований и интересов самого учащегося, обеспечивая вариативность выбора целей, средств, условий достижения целей.

В качестве критериев оценки сформированности самостоятельности как свойства личности обучающихся выделяются:

  • степень согласованности его отношений с ценностными ориентирами;
  • степень согласованности внутренних мотивов и внешних причин, вызвавших целенаправленную активность личности;
  • степень согласованности внешних регуляторов (руководства со стороны других людей, общества) и саморегуляции[32].

Свой подход к трактовке и описанию феномена самостоятельности предлагает А.К. Осницкий. Он подчеркивает, «проблема самостоятельности неотделима от субъективности человека, которая связана с тем, что человек действует исходя из своего жизненного опыта. Обратившись к анализу опыта самостоятельного человека, опыта, благодаря которому человек сам имеет возможность ставить себе задачи, выбирать необходимые для себя из числа задач, навязываемых ему окружением, последовательно добиваться их успешного решения, автор устанавливает пять взаимосвязанных и взаимодействующих слагаемых этого опыта»[33].

Опыт ценностей – это, говоря другими словами, ценности: и те, которые стали в жизни самыми главными для нас, и те, о которых мы часто не задумываемся, но без которых немыслимо земное существование. На основе этого опыта формируются те критерии, нравственные оценки и понятия, которыми человек руководствуется в своих действиях и поступках. «Разве не важно знать, в какой степени он «сам дошел до них»? – задается вопросом А.К. Осницкий. А если принял из окружающей жизни (и это естественно...), то каким образом: «примерив к себе», испытав или приняв слепо без критики, без раздумий?»[34]

Опыт привычной активизации – он определяет, сколь широка наша самостоятельность, какими «наработанными» действиями мы располагаем, чтобы эту самостоятельность воплотить в жизнь. Благодаря этому опыту, нам не приходится всякий раз, «не зная броду, соваться в воду». Благодаря этому опыту, наше тело, наши мышцы, наши органы восприятия, наши мысли оказываются наготове в нужный момент, в нужном месте. Мы часто даже не замечаем, насколько мы бываем подготовлены всякий раз к очередному действию, помимо всех тех усилий, что мы предпринимаем на сознательном уровне подготовки.

Близок к этому опыту операциональный опыт – опыт конкретных умений, четко сформированных способов действия. Опыт привычной активизации больше соотносится с нашей привычной подготовленностью к самым различным ситуациям, не требующей раздумий и специальных усилий, а операциональный опыт связан с осознаваемыми преобразованиями в ситуации, со «здесь и сейчас» продумываемыми и предпринимаемыми действиями.

Опыт рефлексии связан с определением, осознанием наших возможностей. Способность «поглядеть на себя со стороны», оценить проанализировать свои действия и с точки зрения их обоснованности, и с точки зрения успешности – необходимейшее звено самостоятельности. «Иначе слишком часто мы будем действовать вслепую и то и дело попадать впросак»[35]. Опыт сотрудничества. Без него невелика цена нашей самостоятельности, считает А.К. Осницкий, - ведь большую часть наших рабочих, учебных, житейских дел приходится выполнять коллективно, сообща, соразмеряя свои усилия и намерения с усилиями других.

Мы считаем, что по этим пяти «измерениям», привлекая к этому еще и анализ регуляторного опыта (умений саморегуляции), можно содержательно оценить широту и развитость самостоятельности.

Как показывает анализ литературы, самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Данное качество предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.

Таким образом, самостоятельность играет решающую роль в формировании личности будущего специалиста, являясь необходимым условием развития его потенциальных возможностей. В настоящее время можно говорить об актуализации этой проблемы для высшей военной школы в связи с поставленными перед ней задачами и необходимостью решения этой проблемы на новом уровне, так как курс на самостоятельность курсантов ввузов ставится основой подготовки современных офицеров.

Подходы к анализу самостоятельной деятельности были нами рассмотрены выше, сейчас же отметим, что в истории педагогики существовали диаметрально противоположные концепции, которые могли бы быть положены в основу анализа условий формирования самостоятельности в процессе учебной деятельности. Одна (Дж. Локк, И.Ф. Гербарт) рассматривала обучаемого как пассивный объект воздействия, в которого закладывалась определенная сумма знаний, умений и навыков.

Центральная идея противоположной концепции (Ж.Ж. Руссо, Дж. Дьюи) – не мешать спонтанному проявлению заложенных природных свойств личности. Обучение же может либо затруднять, либо способствовать саморазвитию.

Отечественные психологи и педагоги Л.С. Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.А. Половникова, Т.И. Шамова[36] исходят из того, что развитие самостоятельности является одной из конечных целей образования и происходит не спонтанно, а в результате педагогического управления со стороны обучающего, эффективной организации самостоятельной работы.

Самостоятельность представляет собой форму проявления свободы, а свобода по своей сути означает способность принимать решения, выбирая цели и средства их достижения на основе знания объективных законов и конкретных условий. В самостоятельности как в форме проявления свободы можно выделить такие стороны, как осознание необходимости осуществления деятельности, обладание необходимым уровнем знаний о конкретных условиях ее осуществления, понимание целесообразности действий, нахождение способов достижения цели, самоконтроль.

Определенный вид самостоятельности формируется в зависимости от вида деятельности, в которую включена личность. В процессе профессиональной подготовки студенты овладевают способами будущей профессиональной деятельности. В частности, разные виды деятельности, в которых участвуют курсанты военных вузов, определяют и разные виды самостоятельной работы, самостоятельности.

В.Г. Михайловский подчеркивает, что «для будущих офицеров в процессе получения военного профессионального образования основными видами профессиональной деятельности для формирования самостоятельности являются: учебно-теоретическая; учебно-практическая; военно-служебная; самообслуживание; социально-ориентированная деятельность»[37].

Учебно-теоретическая деятельность: овладение знаниями занимает основное место в деятельности будущих офицеров. Поскольку в основном это труд умственный, то руководство им возлагается на преподавателей. При правильной организации учебной деятельности у обучаемых формируется интерес к познавательной деятельности, потребность следить за развитием науки, новыми изданиями, развивается систематичность, последовательность, организованность и усидчивость в работе, самостоятельность и дисциплинированность, способность аргументировано защищать свои убеждения, быть выдержанным и тактичным в спорах и диспутах.

Учебно-практическая деятельность включает деятельность будущих офицеров по практическому освоению техники и оружия, овладению навыками и умениями, связанными с их уходом, ремонтом, обслуживанием в процессе различных видов занятий в лабораториях, учебном центре, на полигоне, в полевых условия, в период войсковой стажировки. Этот вид деятельности имеет огромное значение в воспитании морально-боевых и командирских качеств, профессиональной самостоятельности. Очень важно максимально включать курсантов в различные виды деятельности, связанной с практической подготовкой, больше доверять им, предоставлять самостоятельность.

Военно-служебная деятельность связанна с несением будущими офицерами службы суточного наряда, караульной и гарнизонной служб, выполнением обязанностей командиров отделений, заместителей командиров взводов, исполнением должностных обязанностей офицеров в период войсковой стажировки.

Самообслуживание. В военных вузах будущие офицеры привлекаются к труду по самообслуживанию - это уборка жилых и учебных помещений, территории учебного заведения, созданию уюта и благоустройству быта, разнообразным хозяйственным работам. Если этот вид занятий разумно организован, то он воспитывает у будущих офицеров уважительное отношение к воинской деятельности солдата, к так называемой «черной» работе, неизбежной в воинской службе.

Социально-ориентированная деятельность. Значительное место в жизнедеятельности будущих офицеров занимает выполнение общественных поручении, участие в агитационно-пропагандистской, культурно-массовой работе, в различных кружках, в военно-патриотическом воспитании учащихся общеобразовательных учреждений. Этот вид деятельности призван формировать и совершенствовать у курсантов качества офицера-общественника, способного организовывать общественную и культурную жизнь подчиненных, направлять ее и руководить ею.

Во всех пяти вышеперечисленных видах деятельности курсантов военных вузов можно выделить самостоятельный компонент. При этом выделение самостоятельной деятельности курсантов происходит не по внешнему критерию – отсутствие внешней организации, контроля, опеки и пр., а по внутреннему – осознанность курсантов своих действий, ощущение себя субъектом деятельности.

На основе анализа теоретических исследований сущности и содержания понятий «деятельность», «профессиональная деятельность», «профессиональная военная деятельность», «самостоятельная деятельность» было выявлено, что профессиональная деятельность будущих офицеров представляет собой совокупность блоков: военно-профессиональная деятельность, повседневные отношения, личностное развитие, каждый блок может быть оценен на основе критериального модуля. Его показателями являются объективно необходимые знания, умения, а также военно-профессиональные позиции, психологические качества (особенности). Оцениваемый с помощью критериального модуля профессионализм военнослужащего выражает уровень его профессиональной культуры, или уровень профессионализма. Этот показатель является определяющим при анализе готовности курсантов военных вузов к профессиональной самостоятельной деятельности.



[1] Мижериков, В.А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений [Текст]. / В.А. Мижериков. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С.48.

[2] Леонтьев, А.Н и др., Проблемы развития психики [Текст]. / А.Н. Леонтьев. – М., 1965. – С.572.

 

[3] Леонтьев, А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст]. / А.Н. Леонтьев. – М.: Политиздат, 1975. – С.32.

[4] Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив [Текст]. / А.В. Петровский. – М: Политиздат, 1982. – С.25.

[5] Гаязов, А.С, Баязитова, С.Б., Амиров, А.Ф. Социализация личности гражданина в пространстве муниципального образования: Монография. [Текст]. – Уфа: Башк. гос. ун-т, 2000. – С.97 , Герщунский, Б.С. Образование как религия третьего тысячелетия. Гармония знания и веры  [Текст]. / Б.С. Гершунский. – М.: Пед. об-во России, 2001. – C.28 .

[6]  Словарь по социальной педагогике: Учеб пособие для студентов высших учеб. Заведений [Текст]. / Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С.68.

[7] Там же. С.36

[8] Варваров, В.И., Вдовюк, В.И.  Активное обучение в высшей школе: контекстный подход [Текст]. / В.И. Варваров. – М., 1991. – С.114.

[9] Варваров, В.И. Психология и педагогика в Высшей Военной Школе: учебное пособие [Текст]. / В.И. Варваров, В.И. Вдовюк, В.П. Давыдов и др. / Под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: 1989. - С36.

[10]  Федеральный закон от 31 мая 1996 г. №61-ФЗ «Об обороне».

[11] Городничева, В.В. Теоретические основы интенсивной подготовки дипломированного педагога в высшей школе: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. [Текст]. – Майкоп, 2000. – 80 с.; Гуляев, В.Н. Развитие теории и практики проблемно-деятельностного обучения в высшей военной школе: автореф. дис. ... д-ра пед.наук [Текст]. – М.: ВУ, 2003. – С.38.

[12] Коровин, В.М. Система профессионального становления офицеров в военных вузах: автореф. дис. ... д-ра пед.наук [Текст]. – Воронеж: ВГУ, 2002. – С.38.

[13] Червова, А.А. Теория и практика раннего профессионального самоопределения будущих офицеров [Текст]. – Нижний Новгород: ВГИПИ, 2001. – С.111.

[14] Там же С.43.

[15] Основы военной психологии и педагогики [Текст]. / Под ред. А.В. Барабанщикова. – М: Просвещение, 1988. – С.71.

[16] Мамчур, A.M. Теоретическое и технологическое обеспечение гуманитаризации военного образования курсантов (слушателей) вузов: автореф. дис. ... д-ра пед. наук [Текст]. – Тольятти: ТГУ, 2002. – С.36.

 

[17] Полянский, М.С. Теоретические основы психолого-педагогического сопровождения воинской деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед.наук [Текст]. – СПб.: РГПУ, 2001. – С.36; Рассказов, Ф.Д. Теория и практика формирования морально-психологических качеств курсантов военного вуза: - автореф. дис. ... д-ра пед.наук [Текст]. – Челябинск: ЧТУ, 2000. – С.38.

[18] Гришина, Н.В. Психология межличностного конфликта: Дис. …д-ра психол. наук [Текст].  М., 1995. – С.38

[19] Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]. / С.И. Ожегов – М.: «Азбуковник», 2003. – С.48.

[20] Куликов, В.М, Порохин, А.П. Самостоятельная работа слушателей (курсантов) [Текст]. / В.М. Куликов. – М.: Воениздат, 1973. – С.57.

[21] Зиновьев, С.И. Учебный процесс в советской высшей школе [Текст]. / С.И. Зиновьев. – М.: Высшая школа, 1975. – С.31.

[22] Пидкасистый, П.И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации. – В кн.: Проблемы активизации самостоятельной работы студентов, материалы Всесоюзного совещания-семинара [Текст]. – Пермь, 1979. – С.29.

[23] Воробьев, А.М. Развитие интеллектуальных качеств у слушателей в процессе обучения в ввузе. – В кн.: Актуальные проблемы педагогики и психологии высшей военной школы [Текст]. – М.: 1980. – С.69.

[24] Каменев, А.И. Активизация самостоятельной работы первокурсников: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Новосибирск, 16-17 мая 1978 г. [Текст]. – М., 1979. – С.55-62.

[25] Бадмаев, Б.Ц., Съедин, С.И., Иванов, А.Д. Психолого-педагогические проблемы повышения эффективности обучения воинов-специалистов [Текст]. / Б.Ц. Бадмаев, С.И. Съедин. – М. 1974. – С.78.

[26] Приказ Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 г. № 80 г. Москва. Зарегистрирован в Минюсте РФ 8 апреля 2003 г. Регистрационный № 4388. – С.17-18.

[27] Педагогический энциклопедический словарь [Текст]. / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – С.62 .

[28] Словарь по социальной педагогике: Учеб пособие для студентов высших учеб. Заведений [Текст]. / Л.В. Мардахаев. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – С.38 .

[29] Платонов, К.К. Краткий психологический словарь системы психологических понятий [Текст]. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. школа, 1984. – С.174.

[30] Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст]. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. –С.261.

[31] Кондаурова, И.К. Теоретическое и технологическое обеспечение развития познавательной самостоятельности студентов в условиях вуза (на материале физико-математических дисциплин): Дисс... канд. пед. наук [Текст]. – Саратов, 1994. – С.74.

[32] Бочкина, Н.В. Педагогические основы формирования самостоятельности школьника: Дисс... док. пед. наук [Текст].– СПб., 1991. – С.25

[33] Осницкий, А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики [Текст]. / А.К. Осницкий. –  Москва-Нальчик, 1996. – 72 с.

[34] Там же. – С.121.

[35] Осницкий, А.К. Указ. соч. [Текст]. – С.122 .

[36] Рубинштейн, С.Л. и др. Проблемы общей психологии [Текст]. / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1973. – С.143.

[37] Военная психология и педагогика: Учебное пособие [Текст]. / П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: «Совершенство», 1998. – С.84.

Теги профессиональная деятельность военнослужащие