• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Социальные подходы к выгоранию

Распространенность СЭВ среди работников организаций социальных служб дает основание считать, что он может также быть симптомом более широкого общественного беспокойства, которое выходит за рамки субъективного опыта профессионала, также как и рамок конкретной организационной среды.

Синдром выгорания как модель отчуждения

По Каргеру (1981), существует сходство между «бернаутом» и индустриальным отчуждением, как это было описано Карлом Марксом

свыше ста лет тому назад: «.............. работу, которую он выполняет, чужда

рабочему, то есть она не является персональной для него, не

представляет часть его природы................... (он) чувствует себя скорее

несчастным, чем удовлетворенным, не может свободно развивать свои физические и умственные способности, но вместо этого становится

35

 

физически истощенным и умственно униженным....на работе он

чувствует себя чужаком... и.т.д.» [152]. Действительно, такое описание

отчуждения выглядит удивительно похожим на современную

характеристику СЭВ, включая истощение и деперсонализацию. По

марксистской терминологии, выгорание происходит от «овеществления»

способов производства профессионала. То есть, общественные и

межличностные навыки профессионала становятся рыночным товаром.

Превращение в капиталистическом обществе этих навыков в чистые

средства производства в конечном результате отстраняет профессионала

от «получающего». В противоположность этому, в организациях,

работающих в социальных службах, овеществление имеет место между

личностью и личностью и, таким образом, способствует

деперсонализации. Другими словами, их работа теряет личностное

значение, когда она становится просто товаром для рынка. В свою

очередь, овеществление ведет к другим негативным последствиям,

которые могут способствовать возникновению процесса СЭВ, таким как

фрагментация работы, конкуренция среди коллег и потери автономности.

Действительно, специализация, нездоровая рабочая обстановка и

бюрократические вмешательства, ассоциируются с СЭВ. В заключение

можно сказать, что овеществление и его последствия считаются

объективными социальными условиями, которые существуют независимо

от их объективного восприятия профессионалом.

Синдром выгорания как модель несоответствия между поверхностными и скрытыми функциями организации

Хэнди (1988) [141] критиковала научную литературу о профессиональном стрессе и СЭВ за слишком упрощенное понятие взаимодействия личности с окружающей средой: ощутимое нарушение баланса между организационными требованиями и способностями индивидуального ответа. Хэнди полагает, что поскольку такая точка зрения является чисто психологической, она опускает социальную

36

 

динамику, которая лежит в основе сложных взаимоотношений между служащим и организацией. Помимо этого, это взаимодействие происходит в рамках более широкого социального, культурного и исторического контекста. По Хэнди модели СЭВ с психологическим обоснованием могут быть усовершенствованны при помощи включения в них социологического понятия явных/скрытых функций организации и соответствующих поверхностных и глубинных их структур. Более того, по Хэнди, превалирующая упрощенная точка зрения на взаимодействие служащий — организация фокусируется в большинстве случаев на структуре и функциях организации и поэтому серьезно недооценивает достаточно активную роль служащих. Уместность этих теоретических понятий для СЭВ иллюстрируется двумя экспериментальными работами. В своем исследовании о стрессе при психиатрическом лечении Хэнди [139] утверждает, что «двойной мандат» психиатрии контролировать и обслуживать душевнобольных приводит к фундаментальному противоречию в повседневной работе медицинских сестер в психиатрических клиниках. В таком двойном мандате выражается как явная функция психиатрии (т.е. лечить пациентов), так и её скрытая составляющая (т.е. контролировать социально неполноценных людей). Хэнди (1991) [139] обнаружила, что каждодневная деятельность сестер, сфокусированная на социальный контроль и поддержку порядка в палатах, часто оказывалась несовместимой с терапевтическими планами лечения. В заключение можно сказать, что СЭВ может быть вызван противоречиями между явными и скрытыми функциями и поверхностными и глубинными структурами организации, которые сильно влияют на действия и взаимопонимание индивидуального служащего [192].

Синдром выгорания как модель продукта культуры Цель подхода Мейерсона (1994) заключалась в том, чтобы оценить социальную конструкцию СЭВ. Она изучала две учрежденческие

37

 

системы или культуры, которые встречаются среди социальных работников в госпиталях: медицинскую модель и психосоциальную модель. Для первой характерна конструкция того, что не статистически не подпадает под понятие статистически нормального «заболевания»; убежденность, что личность является причиной заболевания; убежденность в порядок, ясность и контроль. В противоположность этому, психосоциальная модель характеризуется много векторным понятием «нормальности»; убеждением, что состояния клиентов имеют социальные (больше, чем индивидуальные) корни; убеждением в само определение клиентов. Она обнаружила, что в четырех их пяти госпиталей, которых она обследовала, медицинская модель выступала явной доминирующей учрежденческой системой или культурой, которая определяла, как социальные работники ведут себя и объясняют поведение свое и других. В оставшейся реабилитационной клинике для хронических больных превалировала, как доминирующая учрежденческая система, альтернативная психосоциальная модель здоровья и болезни. В медицинской модели СЭВ рассматривался как патологическое состояние здоровья, которое нужно было держать под контролем, как болезнь, которой кто-то заразился и пытался вылечиться. Профессионалы и высший медперсонал в этих условиях весьма неохотно признавали, что СЭВ представлял проблему для социальных работников. В противоположность этому там, где преобладала психосоциальная модель, СЭВ считался социальной проблемой и нормальной частью работы. В этой психосоциальной культуре СЭВ выступал не как личный или профессиональный недостаток, а неизбежный случай и нормальная часть работы. Интересно, что СЭВ встречался гораздо чаще в клиниках для хронических больных с психосоциальной культурой, чем в других больницах, в которых медицинская модель была явно доминирующей. Это иллюстрирует само воспроизводимый характер процесса: присутствие (или отсутствие) СЭВ усиливает ту самую культуру, которая его

38

 

порождает (или не порождает). Таким образом, различия в объемах поражения синдромом выгорания в различных организациях может быть вызван различными предположениями в отношении его природы и различиями в отношении узаконенности, выражать симптомы СЭВ. Другой общей чертой является переходная или диалектическая природа; служащие считаются не пассивными жертвами, а активными участниками процесса, которые индивидуально и коллективно формируют свое рабочее и жилое пространство, которое может содействовать (или не содействовать) возникновению синдрома выгорания [171].

Интегративная (совокупная) модель синдрома выгорания В.Шауфели и Д.Ензманна (1998)

После ознакомления с 19 подходами к проблеме СЭВ, можно придти в замешательство от сложившегося впечатления. Этому не нужно удивляться. Нет всеохватывающей теории СЭВ и, вероятно, никогда не будет. Чтобы объяснить сложные взаимодействия комплекса СЭВ с многочисленными аспектами, следует принимать во внимание четыре различные уровня (индивидуальный, межличностный, организационный и социальный. Вполне очевидно, что ни один теоретический подход не в состоянии выполнить этого и объяснить всю его сложность. Таким образом, каждое теоретическое объяснение СЭВ остается фрагментарным, «частичным». Тем ни менее, вышеупомянутые авторы предпринимают попытку идентифицировать общие моменты, которые встречаются в нескольких подходах. Исходя из этих общих положений, они предлагают интегративную (состоящую из нескольких частей) и описательную модель СЭВ. Это довольно абстрактная модель не представляет из себя психологическую теорию, модель, которая схематически суммирует общие моменты, присутствовавшие в предыдущих подходах [189].

39

 

Три повторяющиеся темы проходят через многие подходы: сильная начальная мотивация является необходимым условием для развития СЭВ; СЭВ ассоциируется с неблагоприятным рабочим окружением (средой); процесс развития СЭВ само воспроизводимый, поскольку используются неадекватные техники купирования. СЭВ является само воспроизводящим процессом не только из-за того, что он затрудняет профессионалу достижения его целей, но также и потому что он опустошает ресурсы купирования - «петля потери». Таким же образом, но с позитивной точки зрения, эффективность работы профессионала увеличивается, когда цели достигнуты и ресурсы купирования пополнены - «петля достижений».

Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация ... кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2009.- 188 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!