• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология профессиональной деятельности / Симптомы и причины профессионального выгорания у медицинских работников

Симптомы профессионального выгорания, характерные для медицинских работников

В настоящее время исследователями выделено свыше 130 симптомов профессионального выгорания.

Schaufeli W.B., Enzmann D. (1998) выделяет симптомокомплекс выгорания, характерный и для медицинских работников [190]. К ним относятся:

1. Изменения в поведении. Выгоревший врач обладает повышенной активностью (все время в движении, не способен сконцентрироваться на чем-то определенном). Такие лица действуют прямолинейно и импульсивно, не рассматривая альтернативные варианты. С другой стороны может быть и обратное — замедленные реакции, сомнение и нерешительность. Сюда же относится поведение, связанное с перееданием или с недоеданием. К этой

55

 

категории относится поведение, связанное с повышенными рисками. Существует тенденция к агрессивному и вспыльчивому поведению, изоляция, уход в себя. Происходит снижение эффективности и качества труда. Увеличивается употребление изменяющих настроение ПАВ (включая кофеин, никотин и алкоголь), утрачивается способность к восстановлению здоровья, возрастает риск несчастных случаев.

2.   Изменения в чувствах. Утрачивается чувство юмора, возникают
постоянное чувство неудачи, вины и самообвинения, повышенная
раздражительность на работе и дома. Типично мрачное настроение,
депрессивное состояние. В общении врач может быть раздражительным,
излишне чувствительным, холодным. Врач чувствует себя не комфортно на
рабочем месте и не получает удовольствия от работы.

  1. Изменения в мышлении. Врач чувствует себя безнадежным, беспомощным, обессиленным. Возникают всё более упорные мысли о том, чтобы оставить эту работу. Снижается способность к длительной концентрации внимания, возникает ригидность мышления, усиливаются подозрительность и недоверчивость. Появляется циничное, негативное отношение к больным, озабоченность собственными потребностями с личным выживанием.
  2. Изменения в состоянии здоровья. Нарушается сон, повышается восприимчивость к инфекционным заболеваниям, часто возникают длительно текущие незначительные недуги, появляется утомляемость — усталость и чувство истощения на протяжении всего рабочего дня, одышка. Появляется расстройство пищеварения, язва желудка, кардиологические нарушения, рецидивы хронических заболеваний (астмы, диабета, ревматического артрита), травмы и другие.

5.  Мотивационные симптомы. Пропадает усердие, энтузиазм, интерес и
идеализм теряются. На их место приходит разочарование, потеря иллюзий и
смирение. В межличностных отношениях это глубоко зашедший

56

 

мативационный кризис (безразличие к пациентам и потеря интереса к пациентам).

При этом некоторые из признаков и симптомов являются для врача бессознательной попыткой получить облегчение без осознания проблемы.

5. Причины возникновения СЭВ у врачей.

Помимо общеизвестных причин развития СПВ, ряд исследователей выделяет несколько специфичных именно для врачебной деятельности. І.Влияиие образования. По словам многих зарубежных и отечественных исследователей, система медицинского образования во всём мире плохо готовит студентов к реальности врачебной практики и не в состоянии поддерживать их преданность специальности, моральное состояние, здоровье и энтузиазм [86].

Grainger (1994) говорит: «Нас много учат теории и практике медицины, но почти не учат тому, как заботиться о себе и справляться со стрессами. Субъективному переживанию болезни не учат в институте. Для многих врачей собственная болезнь - это то, что необходимо преодолевать...» [цит. по 86]. Практикующие врачи разрешают многочисленные трудовые, финансовые, специальные терапевтические и социальные вопросы, к которым они оказываются зачастую неготовыми. Для некоторых стоматологов эти проблемы могут иметь существенные неблагоприятные последствия в их личной жизни, трудовых отношениях, здоровье и благополучии врача.

Профессиональное образование оказывает формирующее воздействие на личность. «Медицинское образование подчёркивает в основном мужские аспекты роли врача, придавая особое значение навыкам работы и недооценивая «женские» качества (способность выслушивать и понимать)» (Zigmond,1984) [цит. по 196].

Bennett (1987) сделал вывод, что достигшие успеха медицинские специалисты отличаются авторитарным и односторонним мышлением. Он

57

 

считал, что это негативно сказывается и на эффективности работы, и на здоровье врача [91].

2. Причины выбора профессии врача.

Lief (1971) считал, что, по меньшей мере, треть студентов, избравших медицину в качестве профессии, руководствовались бессознательными невротическими побуждениями неразрешёнными конфликтами детского возраста. Многие авторы полагают, что выбор медицинской профессии может служить формой защиты против чувства тревоги и бессилия, которые возникают вследствие переживаний, связанных с болезнью или смертью членов семьи [156], [197], [123], [184], [127].

3.Влияние культуры на особенности врачебной деятельности.

Нравственность и культура врача формируются не только на врождённых способностях человека, они воспитываются социальной средой.

Врачи склонны отрицать нарушения собственного здоровья, что часто приводит к необратимым последствиям. Отношение медиков к роли больного амбивалентно, им трудно признать собственную психологическую неустойчивость, что часто проявляется замещающими симптомами (соматизация, злоупотребление ПАВ). Для медиков характерно и отрицание болезни коллег.

Таким образом, становится очевидным, что развитие профессионального выгорания у врачей обусловлено рядом факторов, таких как условия деятельности, влияние образования и социальных стереотипов.

Длительное общение с больными людьми, необходимость вникать в их повседневные проблемы, успокаивать и устанавливать доверительные отношения часто приводят к возникновению механизмов психологической защиты, которые с одной стороны предохраняют личность врача, с другой стороны искажают восприятие реальности, становясь помехой в формировании адекватных отношений с окружающими.

 

Существующие в медицинской культуре стереотипы побуждают врачей отрицать имеющиеся у них проблемы, внутренний дискомфорт, что в ряде случаев приводит к возникновению профессионального выгорания.

Знание закономерностей формирования психического выгорания, его симптомов может помочь выявлению синдрома на ранних стадиях и выработке способов психологической коррекции.

 

Источник: Фокина Т. Ю. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов / Дис. канд. мед. наук. - Москва, 2009.


Надеюсь, эта статья поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!