• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Понятие и структура феномена межличностной изоляции

Понятие и структура феномена межличностной изоляции

Проблему межличностной изоляции исследовали представители различных направлений зарубежной персонологии. Так, представители психоаналитического направления (3. Фрейд, X. Ремшмидт) рассматривали ее через феномены дереализации и деперсонализации. Под дереализацией понимается утрата связи с реальностью, окружением, которая объясняется как возникновение какого-либо барьера между человеком и миром. Рассматривая деперсонализацию в рамках взросления, авторы данной школы подчеркивали утрату собственного «Я» и вытекающие в связи с этим проблемы, которые негативно влияют на взаимоотношения, а также на саму жизнь.

Для неофрейдистского направления (Г. Салливан, Э. Фромм) характерно изучение проблемы межличностной изоляции через культуральные и межличностные факторы. С точки зрения Г. Салливана, межличностная изоляция - это неспособность человека строить взаимоотношения с другими людьми, с природой, с самим собой. Аналогичную мысль высказывает Э. Фромм, указывая на значимость связи с другими людьми.

Представители феноменологического подхода рассматривают проблему межличностной изоляции через феномен одиночества. В их представлениях, одиночество означает слабую приспособляемость индивида к внешним условиям. Согласно К. Роджерсу, на личность оказывают влияние не ранние детские впечатления, а содержание опыта одиночества. Это существенным образом отличает его взгляды от взглядов сторонников психодинамической теории.

В экзистенциальном направлении понятиям изоляции и одиночества присваивается особый смысл. Считается, что сам характер человеческого

13

 

существования подразумевает драматизм' отчуждения- и одиночества, изначально присущий человеку. Следовательно, было бы бессмысленным ставить задачу «снять» у человека одиночество, скорее, необходимо дать ему возможность осознать свое одиночество, пережить его. Изоляция и переживаемое при этом чувство одиночества является условием для развития и становления личности (К. Ясперс, В. Франкл, И. Ялом и др.).

В отличие от западных философских и психологических научных школ, которые вели интенсивное системное и полиаспектное исследование феномена межличностной*изоляции, отечественные психологические школы, опиравшиеся на деятельностный подход, не могли в принципе рассматривать изоляцию, так как данное явление не свойственно общественно-историческому пониманию природы психического. Интерес к данной проблеме со стороны отечественных исследователей появился лишь в последние несколько десятилетий.

Изучение феномена изоляции в отечественной психологии проводилось по двум направлениям: 1) проблема психического состояния в экстремальных ситуациях (О.А. Кузнецов, В.И. Лебедев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Н.Ю. Хрящева, С.Г. Юрских и др.); 2) исследование изоляции в психолого-педагогическом аспекте (В.В. Абраменкова, Я.Л. Коломенский, И.С. Кон, Н.А. Николаева С.Г. Малышева, B.C. Мухина, А.Б. Орлов и др.). В рамках исследований второго направления были получены эмпирические факты, подтверждающие, что межличностная изоляция как одиночество наиболее остро переживается в юношеском возрасте и оказывает существенное влияние на формирующуюся самооценку.

Число отечественных ученых, обративших внимание на исследование
проблемы одиночества у подростков и, юношества, с каждым годом
увеличивается          (Л.И. Бел Озерова,           Е.Н. Власова,          О.Б. Долгинова,

СВ. Кривцова, А.В. Мудрик, И.А. Петрушина, Н.А. Рождественская и др.). В частности, Н.А. Николаева изучала понимание и переживание

изолированности в юношеском возрасте [91], И.С. Кон исследовал причины

«і

14

 

одиночества и реакции на данное состояние у подростков [56, 58], И.А. Петрушина и СВ. Кривцова провели исследование, исходя из предпосылок мотивационного подхода, разрабатываемого в- трудах М. Эмипова, Дж. Эйсендорфа [104]. Н.А. Рождественская изучала возможности оказания практической помощи детям, испытавшим одиночество [113, 114]. В контексте проблем общения одиночество рассматривается в работах К.А. Альбухановой-Славской, А.Г. Амбраумовой, А.А. Леонтьева и др.

В.В. Абраменкова, B.C. Мухина, А.Б. Орлов и др. выделяют проблему взаимосвязи обособления и способности к идентификации. Посредством идентификации в этот период происходит активное усвоение ценностных ориентации общества, формируется мировоззрение, посредством же обособления подросток защищает свое «Я» [1, 85, 100].

Несмотря на существенные достижения отечественных и зарубежных исследователей, необходимо отметить, что феномен межличностной изоляции изучен к настоящему времени недостаточно. Во-первых, существуют разногласия в определении самого понятия межличностной изоляции. Во-вторых, недостаточно изучены ее причины, факторы и условия проявления в юношеском возрасте.

Определение понятия межличностной изоляции. В Словаре русского языка СИ. Ожегова слово «изолироваться» объясняется^ как «отдалиться от окружающей среды», то есть имеется в виду физическая отдаленность человека от общества (иногда и принудительная), не отражающая внутреннего состояния человека [96; с. 218]. В психологической, литературе ряд авторовv (И.С. Кон; 1987; Ю.М. Швабл, О.В. Данчева, 1990) выделяют несколько близких по смыслу понятий: «изоляция», «уединение», «одиночество», «обособление», «отчужденность», которые характеризуют не только физический аспект изоляции, но и аспект, связанный с переживаниями субъекта по этому поводу.

15

 

Анализ работ, содержащих ту или иную трактовку перечисленных понятий, показывает, что многие из них не следует рассматривать как взаимозаменяемые. Так, согласно С.И.Ожегову, «уединенность» — это добровольная отдаленность (непродолжительная или долговременная) от общества, в то время как «изолированность» — это отдаленность вынужденная.

Понятия «уединенность» («уединение») и «одиночество» долгое время* использовались как синонимы. Впервые их развели представители трансцендентного направления в психологии, которые объясняли уединенность «необходимой для творческой личности концентрацией на ее внутренних духовных потенциях» [67]. Разведение данных понятий было обусловлено следующими причинами: уединение предполагает добровольный уход от контактов с окружающими; уединение не обязательно связано с негативной эмоциональной оценкой состояния; уединение всегда оставляет субъекту возможность выхода из данной ситуации; уединение как ситуация добровольного «ухода» является необходимым условием нормального развития и существования личности. В частности, Д.Г. Оди отмечал, что здоровое развитие психики требует чередования периодов интенсивного получения ощущений и информации с периодом погруженности в уединение в целях переработки, поскольку большая часть процесса мышления происходит в глубинах сознания человека, а не на уровне линейного мышления, привязанного к внешнему миру. М. Мицели, Б. Мораш, Э. Пепло указывали: «Уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть, счастливы в затворничестве». Г. Зилбург также различал одиночество и уединенность. Он рассматривал уединенность как «нормальное» и «переходящее умонастроение», возникающее в результате отсутствия конкретного «кого-то»; одиночество же — как «непреодолимое постоянное ощущение» [67].

По мнению Т. Джонсон, В. Сандлер (1967), одиночество не может быть приравнено к уединению (изоляции): уединение — это состояние, которое

16

 

поддается наблюдению, регулируется и контролируется человеком, т.е. это объективное, внешне обусловленное состояние. А одиночество - состояние субъективное, вызванное внутренними переживаниями, это погруженность во внутренний мир. Таузенд (1968) определяет изоляцию как объективное явление, а одиночество - как неприятную эмоциональную реакцию, вызванную социальной ситуацией.

Судя по- работам ряда авторов, сходными по смыслу можно считать такие понятия как «отчуждение» и «обособление». В то же время, каждое из них часто приравнивается к понятию межличностной изоляции, что противоречит приведенным выше цитатам.

Для того чтобы определить собственную позицию в существующем пересечении понятий, рассмотрим содержание каждого-из них в отдельности.

Понятие «отчуждение» впервые было использовано 3. Фрейдом для объяснения патологического развития личности в чуждой и враждебной его естественной природе культуре. Феноменологически оно выражалось в невротической потере субъектом чувства реальности происходящего (дереализации) или в утрате своей индивидуальности (деперсонализации). На сегодняшний день отчуждение в психологии понимается- как» проявление таких жизненных отношений субъекта с миром, при которых продукт его деятельности он сам, а также другие индивиды и социальные группы, являясь носителями определенных норм, установок и ценностей, осознаются- как противоположные ему самому (от несходства до неприятия и враждебности). Это выражается в соответствующих переживаниях субъекта: чувствах обособленности, одиночества, отвержения, потери Я и прочее [105].

Через феномены дереализации и деперсонализации рассматривают проблему отчужденияИ.С. Кон и X. Ремшмидт. Под дереализацией в данном случае понимается утрата связи с реальностью, окружением, возникновение барьера между человеком и миром, утрата смысла вещей [112]. По И. Кону, дереализация и деперсонализация являются следствием того, что личность пытается сделать психотравмирующее отношение эмоционально

17

 

незначимым и направляет свои защитные усилия либо на среду, либо на себя. Как видно, данные феномены, представляют собой особым образом дисгармонизированные отношения с другими, миром, собой. Так и для С.Л. Рубинштейна: «Отчужденный человек - это человек, не способный соотнести себя с тем, от чего он отчужден. Это может быть природа, другой человек, а также он сам. Отчужденный человек» — это человек вне контекста бытия, не способный соотнести себя- с ним, не способный «двигаться» в нем (бытии), определять перспективу собственной жизненной судьбы. Это нецеленаправленный, слабый, неустойчивый, «маленький человек». Это человек без «траектории», без жизненного пути, неспособный развернуть себя, найти дело, сделать его своим и обрести через это дело свою человеческую сущность, это человек «впечатанный» в реальность, а не владеющий ею и поэтому не защищенный от нее» [116, с. 378]. «Познаваемое бытие, — пишет Рубинштейн, — надо- брать в соответствии с познающим человеком, но сам познающий человек располагается не перед бытием, а. находится внутри его» [116, с. 262]. Основные проблемы человека, человеческой жизни рассматриваются С.Л. Рубинштейном через обращение к глубинным, в том числе и нравственным основаниям, через самореализацию личности, как предмет отношения к ним человека.

Понятие «обособленность» («обособление») часто используется в трудах отечественных психологов — Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и их многочисленных учеников. Эти ученые рассматривали личность с позиции присвоения материальной и духовной культуры, накопленной человечеством в ходе исторического развития (уподобление одного индивида другому), а также с позиции сохранения, отстаивания присвоенной духовной культуры (обособление индивида от других людей). В то же время уподобление рассматривается как механизм подражания, заражения (Б.Ф. Поршнев) или идентификации (B.C. Мухина). Посредством идентификации в этот период происходит активное усвоение ценностных ориентации общества, формируется мировоззрение, посредством

18

 

обособления молодой человек отстаивает — защищает — свое «Я» [86]. В.В. Абраменкова считает, что механизм становления развивающейся личности также является двуединым процессом, суть которого заключается в ассимиляции социального опыта (идентификации) и его последующей селекции (обособлении) [1].

Трактовку понятия «одиночество» можно встретить в работах В. Садлера и Т. Джонсона, которые определяли его как переживание, вызывающее комплексное и острое чувство, которое отражает определенную форму самосознания, и показывает раскол основной, реальной сети отношений и связей внутреннего мира личности [67]. Л. Пепло дает следующее определение: «Одиночество - это сложное ощущение, тяжелое эмоциональное переживание, овладевающее личностью в целом - ее чувствами, мыслями, поступками» [67, с. 191]. Одиночество как проблему межличностного характера в категориях: отношение к другому, доверие -недоверие, открытость - закрытость рассматривают Jones, Freemon, Goswik, (1981).

Э. Фромм выделяет два вида одиночества - физическое и моральное. «Моральное одиночество так же невыносимо, как и физическое, более того, физическое одиночество становится невыносимым лишь в том случае, если оно влечет за собой одиночество моральное» [141, с. 312]. В юности нередко встречается обостренное чувство одиночества, которое, как считает Э. Фромм, если оно длится долго и не исчезает с переходом в новый возраст, может привести к психическому разрушению.

На основании всех рассмотренных трактовок можно сделать промежуточный вывод о том, что -межличностная изоляция представляет собой серьезную проблему в том случае, когда вынужденное отчуждение (обособление) сопровождается болезненным переживанием одиночества.

Феноменологию межличностной изоляции, переживаемой как одиночество, дополнили взгляды Flanders (1982), включившего в анализ состояния одиночества процессы приспособления, а также сопутствующие

19

 

им негативные эмоциональные реакции и состояния. С точки зрения» этого
'„                      автора, феномен одиночества предполагает отсутствие человеческих

V

отношений. В таких ситуациях человек переживает различного рода чувства, которые меняются от робости, вины до злости и агрессии. Агрессия может выступать как оборонительное чувство, которое вызвано подозрительностью, недоверием к окружающим.

Более подробное рассмотрение эмоциональных реакций и состояний,

сопутствующих переживанию одиночества, содержится- в работах

I                      Мустакаса, Янга, а также Рубинстайна и Шейвера. Мустакас (1959) к

]                     эмоциям, вызванным состоянием одиночества, относит: страх, чувство вины,

депрессию, раздражение. Рубинстайн и Шейвер добавили к ним отчаяние,

гнев, самоуничижение. Янг (1982) выделяет следующие признаки у людей,

»                     переживающих одиночество:

  • неспособность к уединению вызывает ощущение скуки и пустоты;
  • из-за низкого самоуважения, неудовлетворительного прошлого опыта появляется печаль и чувство безнадежности;

»                               - коммуникативная неуклюжесть в сочетании с низкой эмпатией и

jf                       неопределенностью в оценке собственных чувств ведет к разочарованию,

обманутым ожиданиям;

- недоверие к другим людям ведет к озлобленности;

-    неспособность завязывать глубинные личностные отношения
£ переживается в виде бессилия и боязни эмоциональной близости.

|                                 Из предшествующего анализа следует, что для определения

Г                     межличностной изоляции требуется еще раз уточнить, как соответствующий

I

^                      феномен соотносится с феноменами уединения и одиночества. В решение

данного вопроса существенный вклад внесли работы отечественных
.к                       психологов О.Б. Долгиновой (2000), а также СВ. Малышевой и

\                      Н.А. Рождественской (2001).

О.Б. Долгинова разводит понятия «одиночество», «изоляция»,

«уединение» следующим образом: «Отличие изоляции от одиночества

 

связано с тем, что изоляция — это ситуация, а не психическое состояние, причем та ситуация, при которой эмоциональная оценка необязательно негативная. Примером изоляции могут служить описания жизни монахов-отшельников. Психическое состояние при отшельничестве и социальная замкнутость (внутренняя или внешняя) как форма выражения личной убежденности в ее необходимости не могут быть оценены как состояние одиночества. Также нельзя-называть одиночеством добровольное вхождение в ситуацию изоляции [уединения], из которой испытуемый может при желании выйти в любой момент (например, испытание в сурдокамерах, которые в ряде исследований связываются с одиночеством)» [41, с. 31].

СВ. Малышева и Н.А. Рождественская трактуют одиночество как негативное переживание, возникающее в результате неудовлетворения потребностей в разделении чувств, общении* и понимании, человека" значимыми людьми [77]. Таким образом, об одиночестве можно говорить лишь тогда, когда сам человек осознает неполноценность своих отношений в і каком-либо важном аспекте. Человек не может быть одинок «вообще», одиночество обязательным образом связано с переживаниями, возникшими в результате неудовлетворенности связями с внешним миром [67].

С учетом всех рассмотренных точек зрения, можно дать определение межличностной изоляции и сопутствующих ей явлений.

Межличностная изоляция — это физическая отстраненность от других людей (добровольная либо вынужденная), сопровождающаяся переживанием одиночества.

Добровольная физическая отдаленность соответствует понятию «уединение». Под «одиночеством» следует понимать переживания человека (психическое состояние), вызванные его отделенностью, оторванностью от значимого окружения, сообщества людей, исторической реальности.

Таким образом, межличностная изоляция — это феномен, который включает два аспекта: 1) объективный — физическая отдаленность человека от общества (вынужденная либо добровольная); 2) субъективный - переживание одиночества

21

 

(негативное либо позитивное). Межличностная изоляция, как проблема, связана с негативной формой переживания одиночества, которая сопровождается неспособностью быть с другими в отношениях.

Исходя- из сформулированного определения межличностной изоляции, очевидно, что для дальнейшего изучения содержания данного феномена необходимо определить структуру и виды межличностной изоляции. Для этого, в первую очередь, обратимся к работам двух авторов (Р. Вейса и И. Ялома), которые предприняли попытки классифицировать проявления межличностной изоляции.

Р. Вейс, представитель психоаналитического направления в психологии личности, выделяет социальную и эмоциональную изоляцию. Социальная- изоляция - отсутствие доступного круга общения, людей, способных удовлетворить потребность в общении как таковом, в межличностных контактах; необязательно глубоких и близких (именно результат этой изоляции люди в основном и склонны называть одиночеством). Такого рода «голод» можно утолить или, по крайней мере, смягчить, просто выйдя на улицу и побыв среди людей. Эмоциональная изоляция наступает из-за отсутствия привязанности к конкретному человеку, либо тогда, когда человек отделяет свои эмоции от воспоминаний о событии и становится неспособным к близким отношениям с другими людьми. Особым признаком эмоциональной изоляции бывает тревога, беспокойство, а при социальной изоляции — ощущение намеренного отторжения [67].

И. Ялом выделяет три вида изоляции: 1) межличностную; 2) внутриличностную; 3) экзистенциальную. Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, — это изоляция от других индивидуумов. Внутриличностная изоляция — это процесс, посредством которого человек отделяет друг от друга части самого себя. Как утверждает И. Ялом, в современной психологии и психотерапии понятие «изоляции» используется не только по отношению к формальным защитным механизмам, но и при случайном упоминании любой формы фрагментации «я». Таким образом, внутриличностная

99

 

(

 

изоляция имеет место тогда, когда человек душит собственные чувства или стремления, не доверяет собственным суждениям и сам от себя блокирует собственный потенциал. Экзистенциальная изоляция, которая «сохраняется при самом удовлетворенном общении с окружающими, при великолепном знании себя и интегрированности; связана с пропастью между собой и другими, через которую нет мостов. Она также обозначает еще более фундаментальную изоляцию — отделенность между индивидом и миром» [155, с. 400].

Приведенные классификации не только не противоречат сформулированному нами определению межличностной изоляции, но и подтверждают правомерность схемы, разработанной автором и приведенной на рисунке 1.

Исходя из представленной схемы, очевидно, что добровольная изоляция способствует саморазвитию, процессам переосмысления и выбору жизненных ориентиров. Последствия вынужденной изоляции могут быть разными, в зависимости от субъективного отношения человека к сложившейся ситуации — отсутствия, либо наличия переживания одиночества.

В первом случае активизируется механизм психологической защиты личности, который проявляется в форме ухода от реальности. Во втором -имеют место деструктивные процессы, связанные с проявлением агрессивных реакций, как в отношении себя, так и в отношении окружающих; либо процессы конструктивные, во многом сходные с процессами, происходящими в случае добровольной изоляции (уединения).

23

 

МЕЖЛИЧНОСТНАЯИЗОЛЯЦИЯ

 

 

                                   
   
     
 
 
     
   
 
 
   
     
 
 
 
 

изоляция как вынужденная отдаленность от общества

I

 
 

Отсутствие переживания одиночества

 
 

Наличие переживания одиночества

 
 

Деструктивное переживание одиночества

 
 

изоляция как добровольная отдаленность от общества

/уединение/ ______

Уход как психологическая защита

 

Конструктивное переживание

одиночества (переосмысление

своей жизни, самоосознание)

 

Саморазвитие, переосмысление своей жизни, осмысление себя, выбор ориентиров; творческая

самореализация*

 

Принятие ситуации и

осознанный выбор одиночества,

т.е. «переход в уединение»

Ї

Способность строить отношения

с другими на более высоком

уровне (через изменение себя)

 

Агрессия на себя (самоуничижение, суицид, наркомания, алкоголизм и т.п.)

Агрессия на других

(хулиганство, воровство,

драчливость и др.)

 

Рис. 1. Структура и виды межличностной изоляции

Таким образом, несмотря на существенные достижения отечественных и зарубежных исследователей, феномен межличностной изоляции изучен к настоящему времени недостаточно. Во-первых, существуют разногласия в определении самого понятия межличностной изоляции. Во-вторых, недостаточно изучены ее причины, факторы и условия проявления в юношеском возрасте.

Итак:

  1. С учетом всех рассмотренных точек зрения, можно дать следующее определение межличностной изоляции. Межличностная изоляция — это внешняя отдаленность (физическое отстранение) от других людей (добровольная либо вынужденная), сопровождающаяся переживанием одиночества.
  2. С точки зрения структуры, межличностная изоляция — это феномен, который включает два аспекта: 1) объективный - физическая отдаленность

24

 

человека от общества (вынужденная либо добровольная); 2) субъективный — переживание одиночества (негативное либо позитивное). Межличностная изоляция, как проблема, связана с негативной формой переживания одиночества, которая сопровождается неспособностью быть с другими в отношениях.

3. Изучение структуры межличностной изоляции позволяет расширить представления о содержании данного феномена. Добровольная изоляция способствует саморазвитию, процессам переосмысления и выбору жизненных ориентиров. Последствия вынужденной изоляции могут быть разными, в зависимости от субъективного отношения человека к сложившейся ситуации - отсутствия либо наличия переживания одиночества. В первом случае активизируется механизм психологической защиты личности, который проявляется в форме ухода от реальности. Во втором -имеют место деструктивные процессы, связанные с проявлением агрессивных реакций, как в отношении себя, так и в отношении окружающих; либо процессы конструктивные, во многом сходные с процессами, происходящими в случае добровольной изоляции.

Источник: Чулкова Мария Александровна. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Чулкова Мария Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Курган, 2007.- 184 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!