• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Психология профессиональной деятельности / ПОМОЩЬ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ И СИНДРОМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПОМОЩЬ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТРЕССЕ И СИНДРОМЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

Документально известно о тяжелых последствиях воздействия длительного хронического стресса и СЭВ на здоровье и жизнь врача. Показано, что СЭВ является одной из форм проявления воздействия профессии на личность [297]. Разработка путей профилактики профессионального стресса и синдрома эмоционального выгорания врачей -стоматологов становится жизненно необходимым мероприятием большой практической целесообразности.

Профилактические меры должны складываться из нескольких подгрупп (таблица 54) и начинаться с учебных заведений. Связанных с подготовкой будущих врачей. Прежде всего следует проводить, наряду с проверкой общесоматического состояния здоровья по форме 86, при поступлении в ВУЗ профессиональный набор студентов для обучения по специальности. Необходимо давать оценку их психологической оправданности и мотивации выбора их данной профессии, а также давать оценку общему уровню интеллектуального развития абитуриентов, круга их интересов.

На следующем этапе профилактические мероприятия можно рассматривать в контексте непосредственной профессиональной деятельности врача.

С целью снижения уровня профессионального стресса и степени выраженности синдрома эмоционального выгорания может быть предложен комплекс мероприятий на трех уровнях организации такой помощи.

1. Индивидуальная помощь. Профессионал, научившийся лично эффективно бороться со стрессом, может избежать его негативных

136

 

последствий и сохранить эффективную адаптацию. Мероприятия этого вида фокусируются на адекватности восприятия человеком стрессогенных факторов (независимо от их характера) и выработке адаптивных форм преодолевающего поведения.

  1. Межличностные отношения               в коллективе. Повышение сопротивляемости к специфическим факторам профессионального стресса можно осуществлять через соответствующие межличностные контакты. Мероприятия фокусируются на оптимизации взаимодействий в коллективе.
  2. Организационная помощь. При помощи своевременного контроля источников возникновения проблем и изменения обстановки в благоприятную для профессионала сторону можно добиться повышения качества, производительности труда и общего самочувствия врача. Мероприятия этого вида фокусируются на организационных вопросах связанных прежде всего с оптимизацией производственного процесса.

На первом уровне помощь направляется на расширение возможностей человека в его противостоянии стрессу и в профилактике СЭВ. Виды этой помощи достаточно хорошо известны в клинической психологии:

  • повышение уровня индивидуального осознания факторов профессионального стресса, могущих привести к развитию СЭВ,
  • повышение самоконтроля, самооценки и научения управления стрессом. Фокусируя внимание на своих переживаниях и факторах, их вызывающих (через самонаблюдение, самопознание), профессионал осознает свои личные проблемы и обретает тем самым возможность пытаться их купировать. Высокий уровень самоконтроля способствует правильному выбору наиболее целесообразных образцов поведения.

Для повышения эффективности самоконтроля можно рекомендовать ведение дневника записи стрессоров и обстоятельств с ними связанных. В этой связи полезно проведение обследования изучения профессионального стресса, показателей СЭВ с помощью анкет и опросников.

137

 

Повысить уровень самосознания, знать, как эффективно заботиться о самом себе, как использовать свои внутренние ресурсы могут помочь сведения о стрессе и СЭВ из средств массовой информации.

Как показали исследования, надежным противодействием стрессу является спорт (бег трусцой, аэробика, плавание, велосипед), которому следует уделять не менее 30-40 минут 3-4 раза в неделю. Кроме того, полезными представляются увлечения, интересы, хобби, не касающиеся работы, которые помогают отвлекаться от неприятных переживаний и испытывать положительные эмоции.

Уменьшение круга негативных воздействий на профессионала складывается также из познания бихевиорально-когнитивных (познавательно-поведенческих) технологий, которые направлены на переориентацию человека с непосредственных реакций на окружение, ситуацию на изменения отношения к окружению и ситуациям. Предполагается, познание (мысли), эмоции (чувства) и поведение (действия), которые тесно взаимосвязаны и развиваются в определенной последовательности: эмоциональная реакция на ситуацию (чувства) — мысли - действия. Оценка ситуации не как, безусловно отрицательной, изменение представлений о ней меняют эмоциональное восприятие и устраняют нежелательное поведение. Таким образом, вместо воздействия на стрессор человек производит оценку реальных характеристик стрессогенной ситуации и изменяет отношение к ней. Методы такого подхода (метод когнитивной репетиции, метод когнитивной реконструкции) хорошо закрепляются социально-психологическими тренингами, разбором примеров из практики (метод перспективы).

Для иллюстрации этого раздела приводим данные опроса студентов и врачей стоматологов по их увлечениям. Опрос проведен среди 215 (134 жен., 81 муж.) студентов третьего и четвертого курсов МГМСУ в возрасте от 18 до 40 лет (средний возраст 20 лет) с целью узнать есть ли увлечения (хобби) у студентов МГМСУ. Установлено, что 25,6%: студентов не имеют

138

 

определенных хобби. Среди тех, кто дал положительный ответ, мы выделили две группы. Первая группа включает лиц, которые имеют хобби в традиционном понимания этого слова (увлечение живописью, музыкой, спортом, танцами, коллекционированием и др.). Студенты второй группы в качестве среды своих интересов обозначали такие как хождение по магазинам, решение кроссвордов, просмотр телесериалов, хождение в гости.

На основании этого ограниченного опроса, можно сделать вывод, что увлечения 2 группы студентов вряд ли помогут им справиться с большими эмоциональными нагрузками, ожидающими их как в период учебы так и во врачебной практике.

Таким образом, хотя формально о своих увлечениях заявляют 74,4% опрошенных студентов, мы считаем, что лишь около 47,4% действительно квалифицировать как имеющих серьезные увлечения. Причем у мужчин этот процент выше -51,8. У женщин он составляет 44,8 процента опрошенных.

В "Бланке опроса" врачей в начале нашего исследования содержался вопрос о наличии хобби врачей- стоматологов. Данные были рассмотрены в соответствии с уровнем стресса (от 1 к 4-ой), на который вышел врач при тестировании. Результат показан на гистограмме (рисунок 48), из которой видно, что наибольшее количество увлечений было у врачей первой группе стресса, что составило 52% и определяется явный спад наличия увлечений у профессионалов к четвертой группе стресса.

Освоение трудных профессий, как известно, требует достаточно высокого интеллекта, психической устойчивости, коммуникативной компетентности и способности к саморазвитию.

Выявление психических наклонностей, поощрение увлечений будет способствовать развитию индивидуальных личностных особенностей у абитуриентов, студентов стоматологических факультетов, врачей. Может быть, и формирование положительного образа врача-стоматолога в телепередачах и фильмах поможет врачам сохранять свое физическое и

139

 

психическое здоровье в их нелегкой стрессовой профессии, а пациентам —

меньше бояться встречи со стоматологом.

Оптимизация взаимодействий в коллективе достигается несколькими

путями.

улучшение осознания своего статуса в коллективе - может осуществляться с помощью личностного анализа, метода экранирования ситуации, т.е. выработки взгляда на свою ситуацию со стороны. развитие стратегий индивидуального адекватного поведения - отработка стратегий управления временем (менеджмент времени), обучение межличностным взаимоотношениям, отработка умения правильно сбалансировать работу и личную жизнь. Способы выхода из конфликтных ситуаций. Выделяются

следующие черты характера и особенности поведения, которые часто

способствуют возникновению конфликтов:

  • Стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым.
  • Излишняя принципиальность и категоричность в высказываниях и суждениях (все ради "принципа", а не для дела).
  • Критика,           особенно          необоснованная,                    недостаточно аргументированная или высказываемая в грубой форме.
  • Консерватизм мышления, взглядов, убеждений, излишний формализм, нежелание преодолеть устаревшие традиции, мешающие развитию коллектива, дела.
  • Бесцеремонность в проявлении инициативы. Нетактичное вмешательство в личную жизнь "из лучших побуждений", настойчивость, граничащая с навязчивостью.
  • Несправедливо заниженная оценка поступков других, умаление роли и значительности другого человека.

Конструктивно разрешать конфликты мешает часто эмоциональное и подсознательно переживание недопустимости противоречий, когда одни стремятся решить конфликт силовыми методами в свою пользу, другие

140

 

подавляют конфликт, закрывая глаза на корни противоречий и избегая конструктивного решения проблемы. Однако наиболее адекватной для решения конфликтных ситуаций представляется стратегия, при которой на первое место выходит стремление обеспечить удовлетворение не только своих интересов, но и интересов коллег и пациентов. Сотрудничество осуществляется через поиск обоюдовыгодного решения на основе максимального учета интересов сторон, прямо или косвенно связанных с конфликтом.

Такая стратегия решения конфликтов требует больших усилий и времени, так как необходимо скрупулезно и объективно уточнить интересы и нужды взаимодействующих сторон. Необходимо внимательно выслушать доводы друг друга, отобрать из них несколько возможных вариантов решения конфликта и выбрать оптимальный, максимально устраивающей обе стороны. Цель такого активного общения должна сводиться к нахождению долгосрочного, взаимовыгодного решения конфликта, а также к созданию условий для дальнейшего плодотворного взаимодействия сторон, исключая возможности возникновения рецидива конфликтов между ними.

Для разрешения конфликтной ситуации путем взаимоотношения требуется следующее:

  1. Установить, какая потребность стоит за желаниями (претензиями) обоих сторон.
  2. Определить суть разногласий сторон и то, в чем они согласны друг с другом.
  3. Способствовать совместному решению проблемы (не противники, а партнеры).
  4. Разработать новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждой стороны.

Для профилактики объективных причин конфликтов могут быть эффективно использованы различные управленческие методы такие как: а)

141

 

совершенствование качества общего руководства профессиональной
структурой (медицинским учреждением); б) совершенствование
организации             труда сотрудников (путем повышения квалификации

сотрудников, более эффективной организации их труда); в) создание в коллективе нормального морально-психологического микроклимата и оптимальной мотивации к труду (обеспечение сотрудникам адекватного их возможностям профессионального и служебного роста, материальное и моральное стимулирование профессиональной деятельности сотрудников).

Для устранения субъективных конфликтогенных причин могут использоваться такие личностные методы и приемы как: а) умелое общение с окружающими, особенно с "трудными" в общежитии, снижающее до минимума риск спровоцировать их на конфликт; б) преодоление собственного негативного отношения к людям, вызывающим конфликтные эмоции. Эти методы требуют от врача-стоматолога психологической компетентности и соответствующей подготовки.

Для ее совершенствования можно, в частности, использовать правила бесконфликтного поведения.

Адекватно оценивать собственные действия и действия оппонента, избегая ложного восприятия своих и его поступков в виде "иллюзии собственного благородства", "поиска соломинки в чужом глазу", "двойного стандарта оценки".

□       Необходимо пытаться взглянуть на ситуацию глазами оппонента,
чтобы понять (не обязательно принять) его точку зрения.

а Не следует выносить оценочные суждения по поводу действий и высказываний оппонента, чтобы не вызывать его агрессивной реакции.

□       Вовлекать даже малокомпетентного оппонента в обсуждение
спорных вопросов, чтобы дать понять: его позиция уважаема, он на равных
участвует в поиске решения и отвечает за него.

142

 

а Лично следует информировать оппонента о своей позиции и интересах, не вынуждать его пользоваться искаженными или ложными сведениями и избегать связанных с этим недоразумений.

Не допускать в общении с оппонентом проявления негативных эмоций,

при потере контроля над эмоциями прекращать обсуждение до

восстановления контроля, чтобы не вызвать со стороны оппонента

симметричных эмоциональных реакций.

Организационные аспекты помощи. Направлены на улучшение условий труда и созданию благоприятного эмоционального климата в организации. Несмотря на то, что КТОЗ не предусматривает перерывы на отдых при рабочем дне в 5,5 часов, наблюдения показывают, что врачу необходим перерыв хотя бы на 15 минут в полтора часа.

Обеспечение эмоциональной и организационной поддержки на работе -

создание групп взаимной поддержки.

Повышение квалификации профессионала (курсы усовершенствования,

участие в периодических семинарах, конференциях).

Планирование служебного роста специалиста.

При необходимости - организация необходимой помощи врача,

психолога, психотерапевта.

Смена рабочего места, улучшение условий труда (в определенных

случаях).

Смена места работы (в порядке исключения). Работники коммуникативных профессий, как правило, имеют ряд заблуждений, благодаря которым они становятся в большей степени подвержены СЭВ. Наиболее характермыми можно считать следующие ложные представления:

  1. Необходимо, чтобы профессионал пользовался любовью и уважением каждого своего клиента.
  2. Профессионалу необходима благосклонность его руководства.

143

 
  1. Профессионал должен быть равно компетентен во всех аспектах своей деятельности.
  2. Все, кто не согласен с мнениями профессионала и с используемыми им методиками, являются плохими и некомпетентными специалистами, заслуживают презрения и должны рассматриваться как противники.
  3. Хотя бы кто-то должен принимать близко к сердцу проблемы профессионала и расстраиваться из-за его неудач.
  4. Ужасно, если ситуация складывается не так, как хотел бы профессионал или его организация.
  5. Все несчастья являются результатом направленных действий каких-либо лиц или организаций, а сам субъект не несет ответственности за контроль над своими эмоциями.
  6. До тех пор, пока другие лица или организации не внесут коррективы в свою деятельность и не будут все делать правильно, человек сам по себе не имеет возможности поступать так, как он считает нужным и правильным.
  7. Любые человеческие проблемы имеют единственно правильное, четкое, совершенное решение и, если оно не найдено, то это катастрофа.
  8. С профессионалом могут происходить не приятные и даже опасные события, вероятность которых служит источником выраженной озабоченности и о которых постоянно следует говорить.

Источник: Фокина Татьяна Юрьевна. Личностно-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания у врачей-стоматологов : диссертация ... кандидата медицинских наук : 19.00.04 / Фокина Татьяна Юрьевна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет"].- Москва, 2009.- 188 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!