• Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.

    Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.

    Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.

    Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.

    Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.

    Вы всегда можете связаться со мной.

    Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

     

Перфекционизм в работах классиков психоанализа

Одним из первых, кто отошел от идей биологизма и начал изучать влияние социальных процессов на личность, был A.Adler. Невроз рассматривался им как естественное развитие индивида, обладающего такими характеристиками как пассивность, задержка развития социального интереса, стремление к достижению превосходства (A.Adler, 1956, 1995). Именно стремление к превосходству - основной мотив адлеровской «индивидуальной психологии».

В работах A.Adler (1912, 1920, 1927) не встречается описания перфекционизма как такового, он не пользуется этим термином. Однако один из основных концептов его теории - «стремление к превосходству», на наш взгляд, имеет много общего с перфекционизмом.

Это стремление берет свое начало в «чувстве неполноценности», зарождающемся у человека в детстве. Ребенок окружен компетентными взрослыми, много знающими и умеющими, на которых он вынужден опираться вследствие своей незрелости и беспомощности. Сравнение себя с умными, сильными взрослыми может стать благоприятной почвой для ощущения собственной слабости, ущербности, для появления болезненных переживаний, названных A.Adler «чувством неполноценности». Власть, которой обладают взрослые над ребенком, может усиливать это чувство.

Ощущение собственной неполноценности порождает непереносимые переживания, естественной компенсацией которых становится стремление повысить самооценку. Способы повышения самооценки могут быть разнообразными - избегание ситуаций, в которых может проявиться слабость, различные защитные маневры, попытки утвердиться, подчинив других своей власти.

Движущей силой человеческого поведения, по мнению A.Adler, является именно это стремление к власти, стремление к превосходству. Превосходство достигается разными путями: это может быть и стремление к успеху, к первенству в деле, которым занимается человек, развитие своих умений и способностей, но это может быть и борьба за превосходство. Для победы в этой борьбе можно не только самосовершенствоваться, но и унижать других людей, преуменьшать их заслуги и достижения.

С одной стороны, цель превосходства, осознается она или нет, заставляет людей развиваться, совершенствоваться, с другой, - отдаляет их от реальности. Недосягаемость цели проявляется в нереалистичных требованиях, претензиях и ожиданиях, предъявляемых как себе, так и другим людям.

Для оценки собственного превосходства необходимо не только наблюдать за другими людьми, но и постоянно сравнивать себя с ними. A.Adler обращает особое внимание на это стремление невротиков сравнивать себя с окружающими.

Таким образом, стремление к идеалу, к превосходству над другими людьми является, по A.Adler, неотъемлемой частью жизни. И это стремление к достижению превосходства, к совершенству A.Adler считал невротическим способом компенсации чувства собственной неполноценности.

В дальнейшем идею социокультурного влияния на личность развивала К.Ноrnеу. Так же как A.Adler она отвергала фрейдовский биодетерминизм, связывая развитие личности с социальными отношениями, нарушение которых приводит к развитию неврозов. Идеи К.Ногпеу отражены в ее работах «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и развитие личности» (1950); все они опубликованы на русском языке (1993,1997).

В работе К.Ноrnеу «Новые пути в психоанализе» (1939) отражены ее разногласия с S.Freud, касающиеся многих концептуальных положений классического психоанализа. В том числе она вступает в полемику по вопросу стремления людей к моральному совершенству (концепция сверх-Я).

К.Ногпеу считает, что потребность в совершенстве и сдерживание агрессии не есть лишь угода требованиям супер-эго. Движущей силой невротика является не потребность в возрастающем совершенстве, как полагал S.Freud, а потребность в видимости совершенства. Под потребностью в совершенстве К.Ногпеу подразумевает именно потребность казаться совершенным. Это не совершенство само по себе, а лишь «претензия» на совершенство. При этом мысли, чувства, поведение определяются предполагаемыми ожиданиями других людей. Супер-эго у К.Ногпеу перестает быть особой инстанцией, проводником морали. Оно становится потребностью невротика казаться совершенным самому себе и другим людям. Единственное, что имеет значение в жизни - соответствие стандартам и ожиданиям.

Потребность в совершенстве берет начало в детстве. Авторитарные родители, уверенные в своей правоте, устанавливающие стандарты, лишают ребенка инициативы. Он не высказывает своих желаний, взглядов, у него нет собственного мнения, отсутствуют цели - он строит свою жизнь в соответствии с ожиданиями родителей. Ребенок вынужден приспосабливаться и взрослеет, не имея уверенности в собственной пригодности, но хорошо усваивая навязанные извне стандарты. В такой ситуации могут развиваться перфекционистские наклонности: стремление соответствовать требованиям и ожиданиям других людей, определенным стандартам помогает скрыть внутреннюю слабость, неустойчивость.

К.Ногпеу (1950) дает яркое описание личности, движущейся в направлении перфекционизма. Стремясь к достижению высоких моральных и интеллектуальных стандартов, человек постепенно идентифицирует себя с ними. Позиция праведника, который не только знает, что и как должно быть, но и стремится воплотить это знание в жизнь, позволяет ему смотреть на других людей сверху вниз. Ощущение собственной непогрешимости подпитывает чувство превосходства, которое необходимо скрывать, т.к. высокие стандарты запрещают испытывать «неправильные» чувства.

Особо К.Ногпеу отмечает, что перфекционизм проявляется не только в пунктуальности, в стремлении поддерживать порядок, добиваться успехов в работе, тщательно подбирать одежду и т.п. Важны не столько проявления перфекционизма, встречающиеся в повседневной жизни, сколько сама «философия» перфекционизма - совершенство всего образа жизни, отсутствие изъянов во всех ее областях.

По мнению К.Ногпеу (1950), человек, стремящийся к совершенству, несвободен, он находится в «тисках». Это стремление настолько навязчиво, что в достижении совершенства можно потерять чувство меры и относиться с пренебрежением к реальным жизненным запросам, к своим подлинным интересам и возможностям.

При совершении какой-либо ошибки человек, стремящийся к совершенству, впадает в панику. Он будет отстраняться от любой деятельности, выполнение которой может обнаружить его несовершенство, поставить под сомнение его способности. Вся деятельность может быть парализована, т.к. обычно путь к достижениям усеян ошибками, а именно их-то и нельзя допустить.

Отсюда вытекает еще одна важная особенность - невозможность проявления любого непосредственного действия, чувства, мысли. При этом отступить от высоких стандартов невозможно, т.к. совершенство должно помочь справиться с тревогой, обеспечить безопасность.

Из вышесказанного следует, что, являясь способом разрешения исходных проблем, стремление к совершенству порождает новые. К ним можно отнести: отсутствие собственного мнения; чрезмерный конформизм по отношению к стандартам и требованиям; неудовлетворенность интерперсональными отношениями (в силу высоких требований, предъявляемых людям); ориентация на ожидания других людей, а не на собственные мотивы; отсутствие спонтанности в проявлении чувств; эмоциональный дискомфорт.

В своей классификации невротических наклонностей К.Ногпеу (1942), описывая потребность в любви и привязанности, потребность в партнере, потребность в ограничении жизни тесными рамками, стремление к власти, потребность в эксплуатации других, потребность в восхищении, самодостаточности и независимости, выделяет и невротическую потребность в достижении совершенства. Уже само название определяет ее сходство с понятием перфекционизма.

Потребность в достижении совершенства и неуязвимости характеризуется навязчивыми раздумьями и самообвинениями в связи с возможными недостатками, боязнью обнаружить в себе недостатки, страхом совершения ошибки, боязнью критики или упреков, чувством превосходства над другими, постоянным стремлением к совершенству.

Отметим, что характеристики всех выделенных К.Ногпеу невротических потребностей включают параметры, сходные с перфекционизмом. Например, потребность в эксплуатации других включает в себя оценку других людей, а потребность в любви - стремление оправдывать ожидания других. Во всех случаях можно проследить характерные для перфекционизма высокие стандарты, завышенные требования и притязания, полярность восприятия и оценок.

В ходе развития своей теории неврозов К.Ногпеу (1950) пришла к выводу, что невроз - это не только нарушение человеческих взаимоотношений, но и нарушение отношения человека к самому себе. Одним из основных концептов ее теории становится «идеализированный образ Я» - представление человека о том, каким он должен или может быть, какими качествами может или должен обладать.

Идеализированное Я выполняет определенные функции. Идеализированный образ Я подменяет Я реальное. Невротик, не проявляя активности в построении собственной жизни, легко подпадает под влияние других людей. Эта зависимость может проявляться в форме бунтарства, или отгороженности от людей, или в стремлении превзойти других. У человека не развивается уверенности в себе, в собственных силах, он не ставит реальных собственных целей, не стремится их реализовать. Я реальное не дает ощущения собственной значимости, в котором нуждается каждый человек. Его может дать только вера в свое «могущество», в то прекрасное идеальное Я, к которому и стремится невротик.

Стремление к достижению идеала придает осмысленность жизни невротика. В противном случае жизнь такого человека казалась бы ему бесцельной и лишенной смысла.

Невротик постоянно сравнивает себя с другими. Идеализированный образ Я настолько хорош, что помогает выходить победителем из конкурентной борьбы с другими людьми, которые видятся невротику враждебными недоброжелателями. И хотя в душе он ощущает себя слабым и презренным, но он должен быть лучше, достойнее! Здесь приходит на помощь идеализированный образ Я.

Идеальное Я «помогает» невротику видеть себя гармоничным, не замечать свои недостатки, не контактировать со своими внутренними проблемами и конфликтами.

Фактически, идеализированный образ Я отрицает наличие внутренних конфликтов, само существование которых для невротика неприемлемо. Так невротическая потребность в одобрении, привязанности и любви предстает в идеализированном образе Я как необыкновенная способность любить, потребность в отстраненности - как независимость, а стремление к превосходству над другими - как одаренность.

Невротику тяжело быть тем, кто он есть на самом деле, поэтому бессознательно он стремится к своему идеалу. Но идеал недостижим и с течением времени реальное Я становится все более ненавистным. Пропасть между двумя Я углубляется.

Конфликт между реальным Я и идеализированным, межу стремлением к переделыванию себя, к совершенству и ненавистью к себе за невозможность, неспособность достичь этого совершенства преодолевается разными способами. Невротик-нарцисс отождествляется с идеализированным образом, считая себя самим совершенством. Если же человек во что бы то ни стало старается соответствовать требованиям внутреннего диктатора - мы имеем дело с перфекционистом. Но в любом случае одним из тяжелейших последствий идеализированного образа становится отчуждение Я реального.

Таким образом, в трудах классиков интерперсонального психоанализа встречаются концепты, близкие к перфекционизму (например, «стремление к превосходству» A.Adler, «потребность в совершенстве» К.Ногпеу).

 

Источник: Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: диссертация ... кандидата психологических наук: Москва, 2007. – 275 с.

Теги перфекционизм психоанализ