• Пишу на заказ дипломные, курсовые, магистерские работы по психологии, а также рефераты и эссе; делаю контрольные, отчеты по практике и статистические расчеты.

    Я профессиональный психолог и автор работ по психологии с многолетним стажем. Выступаю как индивидуальный предприниматель (ИП): заключаю договор, выдаю чеки об оплате.

    Помогаю студентам-психологам более 12 лет (этот сайт существует с 2007). Делаю качественно и быстро. Помогу даже с очень трудными темами.

    Вы всегда можете узнать у меня, как идут дела с дипломной; оперативно передать пожелания руководителя; спросить то, что не понятно. Я всегда на связи.

    Опишите ситуацию, и я скажу стоимость написания вашей работы.

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Особенности межличностных взаимоотношений в юношеском возрасте

Особенности межличностных взаимоотношений в юношеском возрасте

Согласно           определению            Б.Г. Ананьева,                           межличностные

взаимоотношения - это субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, которые объективно проявляются в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения [7].

Межличностные отношения юношества оказывают сильнейшее воздействие на жизнь каждого отдельно взятого молодого человека. В коллективе сверстников каждый юноша и девушка занимает определённое место (имеет определенный статус). Такие отношения (их можно назвать объективными) никем специально не устанавливаются, они складываются стихийно и проявляются в двух вариантах:

1.  Положение молодого человека может быть благополучным. При
этом он чувствует себя принятым в группе, чувствует симпатию со стороны
своих одноклассников и сам им симпатизирует. Такая психологическая
ситуация переживается как чувство единства с группой, которое, в свою
очередь, придаёт уверенность в себе и защищённость.

2.     Неблагополучие во взаимоотношениях с одноклассниками,
переживание своей отверженности от группы может служить барьером для
успешной совместной деятельности, оказывает отрицательное влияние на
успеваемость, толкает на асоциальные поступки.

Согласно представлениям А.В. Петровского, положение человека в группе зависит, во-первых, от его личностных качеств и, во-вторых, от характерных особенностей той группы, относительно которой измеряется его положение. В зависимости от стандартов и требований, сложившихся в конкретной группе, одно и то же сочетание личных качеств может обусловить совершенно разный статус [105]. Нередки случаи, когда ученик, привыкший занимать высокое положение в классе, при переходе в другую школу или даже параллельный класс оказывается практически в

37

 

противоположной ситуации. Те качества, которые в одном коллективе оценивались как положительные, в новом контексте могут быть восприняты как стремление выслужиться перед учителем и т. д.

В ходе специально проведенного исследования белорусский психолог А.Б. Широкова1 выделила особенности личности и поведения, которые могли оказать влияние на положение в системе взаимоотношений со сверстниками: внешний вид и физическая сила; успехи в учении и отношение к учению; взаимоотношения со сверстниками и> взрослыми людьми; общественная активность и отношение к труду; особенности интеллектуальной сферы; индивидуальные особенности характера, способности и навыки. Согласно данным этого» автора* для молодых людей, которые занимают высокое положение в системе личных взаимоотношений, ведущими являются качества, связанные с хорошей учебой. При этом отношения' к товарищам и такой показатель, как «всегда готов помочь товарищам в учении», - на одном из первых мест. Кроме того, не меньшее, если не решающее, влияние на положение учащегося в системе личных взаимоотношений оказывает мнение учителя [104].

Поскольку взаимоотношения формируются и поддерживаются в процессе общения, важно рассмотреть его особенности в юношеском возрасте. По мнению некоторых отечественных психологов, в частности, Л.И. Божович, именно в этот период общение является основным видом деятельности [111]. Соответственно, именно в этот период особую актуальность приобретает удовлетворение потребности в общении: в первую очередь, со сверстниками и во вторую — со значимыми взрослыми людьми.

Актуальность потребности в общении со сверстниками обусловлена тремя причинами:

1. Это очень важный канал получения информации, с помощью которого старшеклассники узнают многие необходимые сведения, по разным причинам не сообщаемые им взрослыми.

38

 
  1. Это специфический вид деятельности и межличностных отношений. Совместная деятельность вырабатывает у старшеклассников необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
  2. Это специфический вид эмоционального контакта. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи не только облегчает старшеклассникам автономизацию от взрослых, но и дает важное для них чувство эмоционального благополучия всоциуме.

Необходимо также отметить, что в юношеском возрасте потребность в общении становится более глубокой' по своему содержанию, так как расширяется область духовного и интеллектуального общения старших школьников, появляются новые эмоциональные формы проявления этой потребности, например, любовь.

Исследования показали, что общение с ровесниками дает старшеклассникам необходимую психологическую поддержку. В то же время, такое общение может вызывать негативные переживания, особенно в раннем юношеском возрасте: молодые люди равняются на своих товарищей, отношение которых влияет на формирующуюся и пока еще крайне неустойчивую самооценку. Возможно, что именно по этой причине в юношеском возрасте проявляется особый интерес к общению со значимыми взрослыми, в первую очередь — с родителями. Старшеклассник относится к близкому взрослому в какой-то мере как к идеалу. Во взрослых людях он ценит те качества, которые выступают для него как эталоны в области человеческих отношений, моральных норм и в различных видах деятельности.

Как показало исследование И.Ю.Кулагиной (1999), при своем стремлении к самостоятельности подростки и юноши нуждаются в жизненном опыте и помощи старших; семья остается тем местом, где они чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно. Отвечая на вопрос: «Чье

39

 

понимание для Вас важнее всего,, независимо от того,, как фактически понимает Вас: этот человек?», большинство мальчиков на первое место поставили родителей. Ответы, девочек более противоречивы, но и для них родительское понимание крайне важно. При ответе на вопрос: «Є кем бы ты стал советоваться в сложной ситуации?» имальчики, и девочки поставили на первое место мать, на втором-месте у мальчиков оказался отец, а у девочек — друг (подруга) [62, с. 101].

Несмотря на важность общения со значимыми взрослыми, следует еще раз подчеркнуть,.что общение со сверстниками является;одной из основных потребностей; актуализированных в юношеском- возрасте. Общение с взрослыми, хотя и становится доверительным, сохраняет определенную дистанцию; Содержание такого общения личностно значимо для»юношей; но это» не интимная информация; Кроме того; в общении с взрослыми; им необязательно; достигать глубокого- самораскрытия; чувствовать реальную психологическую близость. Те мнения; и ценности, которые они получают отл взрослых, фильтруются и проверяются в общении со сверстниками — общении «на равных». Если к доверительному общению со взрослыми молодой человек прибегает в основном;в.проблемных ситуациях, когда сам затрудняется принять решение, связанное с планами на будущее, то общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Юноша приближает собеседника к своему внутреннему миру - к своим чувствам, мыслям^ интересам, увлечениям. С близким другом или подругой обсуждаются случаи небольших разочарований; переживаемых в настоящее время; отношения со сверстниками — представителями, противоположного пола. Содержание такого общения^ — реальная жизнь, а не жизненные перспективы: передаваемая другом информация; достаточно? секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому, как к самому себе, в, нем раскрывается собственное реальное «Я». Оно поддерживает самопринятие, самоуважение.

40

 

Таким образом, в юности на первый» план выходят дружеские отношения, в которых особенно ценным является уровень интимности, доверительности, глубины. Отсутствие или недостаток таких отношений, даже при широком круге социальных контактов, вызывает чувство одиночества. Если же круг контактов сведен к минимуму, что характерно для старшеклассников с низким статусом в группе, находящихся в ситуации изоляции, то одиночество переживается особенно болезненно. При этом со стороны такие молодые люди воспринимаются как малообщительные, замкнутые.

Данная проблема особенно актуальна в связи с тем, что состояние изоляции, переживаемой как одиночество, отрицательно сказывается не только на успешности деятельности молодого человека, но и на дальнейшем формировании его личности. В частности, могут сформироваться черты характера, препятствующие эффективной коммуникации, а также негативное отношение к себе, и, как следствие — неадекватная самооценка.

Последний вывод сделан на основании представлений Б.Г. Ананьева об основных этапах развития личности, связанных с формированием трех видов отношений, выделенных в трудах В.Н. Мясищева: 1) отношение к другим людям, которое формируется в направлении от ближнего окружения (мать, отец) к дальнему окружению; 2) отношение к миру предметов и явлений; 3) отношение к себе [88].

С точки зрения Б.Г. Ананьева, существует определенная последовательность в переходе трех уровней отношений в свойства характера. В первую очередь в устойчивые образования характера превращается отношение к людям, отражением которого являются коммуникативные черты. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием, оно возникает из отношения к другим и является основой для формирования рефлексивных черт характера.

Как утверждает Б.Г. Ананьев, именно на уровне отношения к себе обеспечивается целостность всей системы отношений, которая имеет

41

 

иерархическую структуру и играет определяющую роль в социальном функционировании личности. На уровне отношения к миру предметов и явлений осуществляется связь человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с их существом, с их смыслом и формируется основа положительного или отрицательного активного избирательного отношения человека [7]. Итак:

1.    Существует два типа межличностных отношений в юношеском
возрасте: а) относительно благополучный, сопровождающийся принятием со
стороны группы сверстников и переживанием чувства единства с ней; б)
относительно неблагополучный, когда человек оказывается изолированным
от группы и болезненно переживает своё положение.

  1. Второй тип отношений приводит к фрустрации потребности в общении со сверстниками и значимыми взрослыми (учителями, родителями), которая является одной из ведущих в юношеском возрасте.
  2. Ситуация изоляции, переживаемой как одиночество, отрицательно сказывается не только на успешности деятельности молодого человека, но и на дальнейшем формировании его личности. В частности, могут сформироваться черты характера, препятствующие эффективной коммуникации, а также негативное отношение к себе, и, как следствие -неадекватная самооценка.

 

Источник: Чулкова Мария Александровна. Преодоление межличностной изоляции старшеклассников на основе формирования смысложизненных ориентаций : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Чулкова Мария Александровна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Курган, 2007.- 184 с.


Надеюсь, этот материал поможет вам написать работу по психологии самостоятельно. Если понадобится помощь, обращайтесь (дипломные, курсовые, магистерские и др. работы по психологии; статистические расчеты).

Узнать стоимость написания работы по психологии
Вид работы по психологии: *
Наличие плана работы: *
Рекомендации ВУЗа, требования руководителя, план работы и пр.:
не более: 5
Не удалять!