Курсовая на тему готовности курсантов к профессиональной деятельности: материалы для дипломной и магистерской работы по психологии

Формирования готовности курсантов к профессиональной самостоятельной деятельности определяется целями и задачами будущей профессиональной деятельности курсантов, которая в свою очередь связана с профилем военного вуза.

Остановимся на особенностях профессионально важных личностных качеств и способностей, необходимых офицеру РЗВ (ракетно-зенитных войск) для успешного выполнения профессиональной деятельности и на формирование которых должно быть направлено обучение курсантов ввуза.

Содержание деятельности воинов-ракетчиков, способы ее организации и осуществления находятся в прямой зависимости от особенностей их деятельности, характера боевых задач. Важнейшей особенностью боевой деятельности личного состава РЗВ является, прежде всего, исключительная важность выполняемых задач, которая заключается в поддержании высокой боевой готовности ракет, средств связи, всех технических и технологических Систем к проведению пусков в любых условиях обстановки, в строго назначенное время и с высокой надежностью поражения противника.

После окончания училища молодой офицер приходит в боевые части на первичные должности, которые связаны с эксплуатацией ракетн-зенитного вооружения и несением боевого дежурства на постах, оборудованных средствами боевого управления этим оружием, что требует в первую очередь операторских и технических способностей. Проявив себя на этих должностях, офицеры через 1-3 года назначаются на должности командиров подразделений, где их служебные обязанности расширяются и от них требуются дополнительные способности к обучению, воспитанию подчинённых. Они обязаны также показать себя умелыми организаторами и руководителями воинских коллективов. Начиная с этих должностей служебная деятельность офицера-ракетчика становится полимодальной.

Одну из ведущих ролей в профессиональной деятельности офицеров РЗВ играют управленческие способности, которые следует понимать как совокупность индивидуальных психологических качеств офицера, позволяющих ему успешно и надежно выполнять управленческие функции и обеспечивать выполнение поставленных задач подчиненными в любых условиях обстановки.

Берем за основу для изучения управленческих способностей совокупность психологических качеств, выделенных Л.Г. Лаптевым в управленческой деятельности офицера. Условно они делятся на три блока качеств:

А) общие социально-психологические качества, куда входят:

•         развитый интеллект и культура;

•         способность руководить;

•         социально-ценностное мотивирование себя и подчиненных;

•         эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.

Б) деятельностно - коммуникативные качества, которые включают:

•         доминантность (стремление влиять на подчиненных);

•         креативность (способность к творческому решению задач);

•         уверенность в себе и стремление к достижениям;

•         постоянный личный рост и владение современными управленческими технологиями;

•         общительность и коммуникабельность.

В) собственно, управленческие качества:

•         требовательность;

•         умение выделить главное и четко формулировать цели и установки;

•         решительность, риск и энергичная инициативность.

 

Одной из важнейших должностных обязанностей командира любого уровня является обучение и воспитание подчиненных, поэтому в значительной степени профессиональный успех любого офицера тесно связан с наличием и степенью развитости у него педагогических способностей.

Общепедагогические способности включают в себя:

•         способность видеть недостатки в действиях и поступках других людей;

•         критичность;

•         психологический такт - способность установить контакт с другими людьми;

•         общий уровень развития как показатель сообразительности и общих умственных способностей;

•         инициативность;

•         требовательность к другим людям;

•         склонность к организаторской деятельности;

•         практичность;

•         самостоятельность в отличий от внушаемости и слепой подражательности;

•         наблюдательность;

•         самообладание;

•         общительность;

•         настойчивость;

•         активность;

•         работоспособность;

•         организованность.

Основной вид боевой деятельности РЗВ - несение боевого дежурства, которое осуществляется номерами расчетов на специально оборудованных боевых постах. По своей психологической сути, эта деятельность носит вид сложной операторской деятельности в системе «человек – машина». Поэтому одним из важнейших видов способностей, которые должны быть развиты у офицера РЗВ являются операторские способности.

Основными психологическими составляющими операторской деятельности являются восприятие и обработка информации, составление образа - цели, составление оперативного образа, прогнозирование хода событий, принятие решения, составления программы (плана) действий, восприятие информации об их результатах.

Успешность этого вида деятельности определяется набором следующих способностей.

В когнитивная сфере:

1. Ощущение и восприятие:

•         зрительные: нормальная острота зрения (с коррекцией или без нее), нормальное поле восприятия, нормальное цветоощущение;

•         слуховые: нормальная острота слуха, способность к различению звуков (потембру и по локализации источника звука);

2. Память;

•         хорошая зрительная память, в особенности на пространственные характеристики объектов;

•         достаточно хорошая слуховая память;

•         хорошо развитая оперативная память;

•         развитая долговременная память,

3.       Воображение:

•         хорошо развитое пространственное и техническое воображение.

4.       Мышление:

•         высокоразвитое оперативное мышление, широта, гибкость, точность, скорость мышления.

5.       Внимание:

•         очень хорошая распределяемость внимания;

•         высокоразвитая способность к быстрому переключению внимания, связанная с готовностью к сложному экстремальному действию по текущей деятельности как сложной и разнообразной, так и простой и монотонной;

•         способность к сохранению достаточно высокой напряженности и концентрации внимания при усыпляющем действии монотонной работы.

6. Эмоционально - волевая сфера:

1.       Эмоциональная устойчивость;

2.       Самообладание и выдержка;

3.       Решительность.

Все три характеристики связаны со способностью точно, быстро и без суеты действовать в сложной и ответственной ситуации.

В мотивационной сфере:

1. Интерес к профессиональной деятельности, профессиональная гордость.

2. Высокоразвитые чувства ответственности, дисциплинированности.

Не смотря на то, что современные вооруженные силы любого государства не мыслимы без сложной передовой техники, мало какой из видов или родов вооруженных сил может похвастаться такой укомплектованностью боевой техникой и современным вооружением как РКЗ войска. Трудно найти в боевых частях должность даже рядового, которая не предусматривала бы эксплуатацию современной техники. Поэтому профессиональные способности ракетчика обязательно предусматривают в своем составе технические способности.

Под техническими способностями следует понимать, прежде всего, индивидуально-психологические свойства личности, которые определяют профессиональную пригодность к технической деятельности, а также влияют на эффективность решения конкретных технических задач. Проанализировав взгляды этих авторов, к техническим способностям офицеров РЗВ следует отнести:

  • научную и техническую эрудицию;
  • логическое мышление;
  • способности к анализу, синтезу, обобщению и умозаключениям,
  • математические способности;
  • оперативность мышления;
  • ручную ловкость;
  • развитое пространственное воображение, позволяющее успешно работать с чертежами и схемами;
  • наблюдательность;
  • сочетание практического и теоретического интеллекта.

Таким образом, рассмотрев особенности профессиональной деятельности офицера зенитно-ракетных войск, можно сделать следующие выводы:

1.       Профессиональная деятельность офицера РЗВ является специфической и сложной с психологической точки зрения. Сложность ее заключается в полифункциональности, так как офицер-ракетчик одновременно выполняет управленческие, педагогические, операторские и технические функции.

2.       Профессиональная деятельность офицера РЗВ предъявляет высокие и жесткие требования к психике и личности, то есть наличие определенного вида способностей.

Формирование перечисленных выше способностей и является задачей профессионального обучения в вузе. В то же время, не все из перечисленных способностей в равной мере определяют готовность курсантов к профессиональной самостоятельной деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы и, исходя из понимания формирования готовности будущих офицеров к профессиональной самостоятельной деятельности, характеризующегося наличием знаний о профессиональной деятельности, мотивационно-ценностных ориентации, мы выделили следующую систему критериев: мотивационные, когнитивные деятельностные (таблица 2).

Уровень готовности будущих офицеров к профессиональной самостоятельной деятельности (как обобщающий показатель) оценивался с точки зрения сформированности в совокупности всех критериев (мотивационного, когнитивного и деятельностного).

Таблица 2.

Критерии и показатели готовности курсантов к профессиональной самостоятельной деятельности

 

Критерии

Показатели

Когнитивный

Совокупность общих и специальных: знаний основ военного мастерства, знания системы принципов и средств профессиональной деятельности, глубокое знание военной техники, правил ее эксплуатации и применения, современных военных и информационных технологий, знание методов, средств и форм организации профессиональной военно-педагогической деятельности и управления жизнью воинского коллектива.

Мотивационный компонент

Отношение будущего офицера к профессиональной деятельности, проявляющееся в глубоком стремлении освоить профессиональную деятельность, в наполненности чувством долга, патриотизма, ответственности подчиненных и за судьбу Родины.

Деятельностный компонент

 

Формирование у будущих офицеров организаторских и коммуникативных умений, выражающихся в умении организовать жизнедеятельность вверенного воинского структурного подразделения на основе современных социально-педагогических технологий, военную деятельность подчиненных, установление педагогически целесообразных взаимоотношений будущего офицера с подчиненными, с другими офицерами, а также с членами семей военнослужащих.

 

Так как процесс воинской деятельности невозможно представить в окончательном «заснятом» виде, то генетический аспект анализа этого процесса предполагает исследование развития системы (воинская деятельность имеет системный характер) во времени.

Исследователи В.И. Гуляев, И.В. Засидкевич, С.П. Желтобрюх отмечают, что система проходит процессы становления, совершенствования и развития. Важным требованием, предъявляемым к системам, является обеспечение их динамичности. Динамичность любой системы отражается в ее многоуровневом характере. Уровневый подход позволяет рассматривать любой процесс развития как переход от одного уровня к другому, более сложному и качественно отличному. В научной литературе уровень определяется как «дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем», как отношение «высших» и «низших» ступеней развития структур каких - либо объектов или процессов [1].

Проблему уровней развития педагогической деятельности исследовали Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Н.П. Тимошенко, Н.М. .Яковлева и др.

В классификации В.А. Сластенина выделены пять уровней: интуитивный, репродуктивный, репродуктивно-творческий, творчески-репродуктивный и творческий уровень [2]. Н.М. Яковлева выделяет профессионально-ознакомительный, профессионально-исследовательский и профессионально-творческий уровни [3]. В основу данных классификаций уровней развития профессиональной деятельности педагога ученые положили решение педагогических задач с учетом творческого подхода к их решению.

Опираясь на классификации уровней, предложенные В.А. Сластениным и Н.М. Яковлевой, и опыт работы в высшем военно-учебном заведении мы определили следующие уровни готовности будущего офицера к профессиональной самостоятельной деятельности: высокий (профессионально-творческий), средний (профессионально-репродуктивный), низкий (профессионально- ознакомительный).

При высоком (профессионально-творческом) уровне формирования готовности будущих офицеров к профессиональной самостоятельной предполагается успешное усвоение требований общевоинских уставов, приказов и наставлений; проявление высокого уровня профессиональной самостоятельности, активности при решении самого широкого круга творческих, междисциплинарных военно-профессиональных задач профессиональноориентированного характера, как в образовательном процессе, так и в различных видах военно-профессиональной деятельности; умения грамотно ставить цель, предвидеть затруднения (барьеры), определять способы преодоления затруднений, вносить необходимые коррективы в свою военно-профессиональную деятельность.

При среднем (профессионально-репродуктивном) уровне формирования готовности будущих офицеров к профессиональной самостоятельной деятельности предполагается усвоение требований общевоинских уставов, приказов и наставлений; проявление профессиональной самостоятельности, активности при решении, междисциплинарных военно-профессиональных задач, как в образовательном процессе, так и в различных видах военно-профессиональной деятельности; целостное представление процесса решения инновационных военно-профессиональных задач с возможными затруднениями (барьерами), способами их разрешения и необходимой коррекцией;

При низком (профессионально-ознакомительном) уровне формирования готовности будущих офицеров к профессиональной самостоятельной деятельности предполагается отсутствие установки на самостоятельную, активную военно-профессиональную деятельность.



[1] Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М: Магистр, 1997. - 223 с.

[2] Сластенин, В.А. Педагогика: Инновационная деятельность / В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. - М: Магистр, 1997. - 223 с.

[3] Яковлева, Н.М. Теория и практика подготовки будущего учителя к творческому решению воспитательных задач: автореф. дис. ... д-ра пед.наук. - Челябинск, 1992.-403с.

Теги самостоятельность профессиональная деятельность курсанты