• Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.

    Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.

    Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.

    Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.

    Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.

    Вы всегда можете связаться со мной.

    Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

     

Курсовая на тему психологических особенностей младшего школьника: материал для диплома и магистерской по психологии

Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о том, что именно в дошкольном и младшем школьном возрасте в основном оформляется характер ребенка, складываются основные черты его личности, которые в дальнейшем оказывают существенное влияние и на практическую деятельность, и на общение с окружающими людьми.

Рассмотрим специфику развития младшего школьника с учетом таких основных определяющих развития, как характер периода развития (стабильный или критический), ведущая деятельность, а также детерминация личностного развития включением индивида в тот или иной институт социализации. Далее определим черты личностного развития, характерные для возрастного периода младшего школьного возраста с учетом влияния перечисленных детерминант личностного развития.

Младший школьный возраст (7-10 лет) - это возраст детей, обучающихся в современной начальной школе. Изучаемый возрастной период выделился сравнительно недавно и является своеобразным переходом, когда дошкольник, становясь школьником, соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.

Эти качества уживаются в его поведении и сознании в виде сложных и противоречивых сочетаний. Как и любое переходное состояние, рассматриваемый возраст богат не только скрытыми возможностями развития, но и определенной проблематикой. Данный возрастной период принято считать стабильным возрастом, когда развитие идет за счет малозаметных изменений личности ребенка. Исследования Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Л.И.Божович и других исследователей показали, что основой преобразований, происходящих в детской психике в этом возрасте, является "не только усвоение известной совокупности знаний и умений, но и кардинальное изменение жизненной позиции ребенка, установление новых взаимоотношений, с окружающими людьми, переориентация на новое содержание, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок". Эти же изменения определяют специфику и проблемы личностного развития, сопутствующие данному этапу развития. В изучении возрастной проблематики личностного развития следует также учитывать и то, что личностное развитие детерминируется включением индивида в тот или иной институт социализации. Для младшего школьника социальная ситуация развития определяется прежде всего тем, что жизнь ребенка становится тесно связанной со школой, являющейся для него фактически первым социальным институтом общества, с которым он учится взаимодействовать осознанно и целенаправленно.

Поскольку социальная ситуация определяется прежде всего отношением ребенка к социальной действительности, рассматривать личностное развитие ребенка необходимо неотрывно от ситуации, складывающейся в школе, в освоении ребенком основного вида деятельности - учения. Теперь речь идет не просто об осознании своего Я, но об осознании своего места в системе общественных отношений. Говоря о взаимоотношениях ребенка с социумом в рассматриваемом возрастном периоде, Д.И.Фельдштейн характеризует позицию Я в возрастном промежутке с 6 до 10 лет как "Я в обществе". При этом с 6 до 9 лет происходит осознание своего места в системе общественных отношений, а с 9 до 10 осуществляются первые попытки выйти за рамки детского образа жизни и занять важное и общественно оцениваемое место в новых связях и отношениях.

Отличительной чертой данного периода И.С.Кон считает дифференциацию "наличного" и "идеального" Я, выражающуюся в большем отличии притязаний и достижений. Особенно это проявляется у мальчиков "за счет некоторого снижения и большей реалистичности самооценок, с одной стороны, и повышения уровня притязаний и идеальных представлений о себе с другой". Среди многообразных отношений, устанавливаемых в этот период между ребенком и окружающими его сверстниками и взрослыми, большое значение имеют взаимосвязи со взрослым окружением и личностная позиция, занимаемая ребенком по отношению ним.

Особенностями личностного развития в указанный период является и то, что к началу обучения в школе у детей, как правило, уже имеются довольно отчетливые представления о себе как субъекте действительности, о своих возможностях и своей значимости в окружающем его мире взрослых и сверстников, что вызывает у ребенка определенные ожидания, связанные с освоением нового вида деятельности. К этому моменту большинство детей достигает такого уровня развития, когда они уже способны к сотрудничеству с другими людьми, благодаря разделению и координации своей точки зрения и точек зрения других людей. Л.С.Выготский считал, что отношение ребенка к миру - зависимая и производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. В этот период школа, одноклассники и учителя играют определяющую роль в процессе самоидентификации. Младший школьник неосознанно, но прочно усваивает взгляды, оценки и даже манеру поведения окружающих его людей, то есть можно говорить о действии механизма идентификации. Посредством этого механизма у ребенка формируются многие черты личности, поведенческие стереотипы и ценностные ориентации. Дети также осваивают приемлемые способы удовлетворения своих физических и духовных потребностей для них самих и для тех, с кем они общаются.

Как уже отмечалось, каждая стадия психического развития характеризуется определенным, ведущим на данном этапе отношением ребенка к действительности, определенным, ведущим типом деятельности, в которой и реализуется взаимодействие ребенка с социальным окружением. Таковой в младшем школьном возрасте является учебная деятельность. Ведущее значение учебной деятельности определяется тем, что в процессе ее осуществления происходит интенсивное формирование интеллектуальных и познавательных сил ребенка, а также и тем, что через нее опосредствуется вся система отношений ребенка- с окружающими взрослыми, вплоть до личностного общения в семье. Изменения в отношении к окружающему миру сказываются и на отношении ребенка к самому себе.

Суть этих изменений заключается в появлении у ребенка нового отношения к себе, характеризующееся обобщенностью, опосредованностью, и большей объективностью. Такое отношение опирается на умение ребенка принять особую роль или позицию, в которой одновременно совмещены несколько позиций, способность видеть себя и свои поступки со стороны. Отношения, в которые вступает ребенок с окружающими определяют во многом его личностное развитие. Изменяющаяся при этом коренным образом социальная ситуация развития влечет определенные изменения и в личностном развитии ребенка.

Специфика учебной деятельности заключается и в том, что предметом изменения становится сам ребенок, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "чем был" и "чем стал". Оценка собственных изменений, социальная и личностная рефлексия - собственный предмет учебной деятельности.

Эти же изменения развития дают предпосылки для наиболее благоприятного развития структурных компонентов системы Я ребенка, развитие которых непосредственно связано с развитием описанных выше психических функций.

Такое новообразование старшего дошкольного возраста, как самопринятие, дает толчок к качественным преобразованиям в системе Я. Осознавание себя как субъекта взаимодействия с окружающим миром, самопринятие являются начальным основанием того, что называют Я-идентичностью. Значительная роль в данный период отводится значимым взрослым, среди которых зачастую наибольшим влиянием пользуется педагог, первый учитель. Отношения ребенок-учитель определяют отношение ребенка с родителями и детьми. В учителе для ребенка воплощены требования общества, поэтому в обучении учителю следует выступать не только как источник информации, но обеспечивать ученику необходимую помощь в личностном развитии. Учитель должен входить в круг значимых для учащихся лиц и стремиться к выявлению основного содержания внутреннего диалога учащегося, особое внимание направлять на выявление резервов развития детей в указанный период, так как рассматриваемый возраст богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Важно отметить и то, что ценность школьного урока должна заключается не столько в приобретении определенных знаний и умений, сколько в том, что получает ребенок для личностного роста и саморазвития от самого педагога. Учителю начальных классов особо следует помнить о том, что задача обучения - это не только овладение необходимыми знаниями, это скорее выявление в каждом ребенке его природных задатков и дарований, создание условий полноценного и творческого развития личности ребенка. Ситуация ребенок - учитель определяет во многом жизнь ребенка в рассматриваемый период, что подтверждается рядом современных исследований (Н.П.Морянова, А.Л.Волкова, Л.Т.Сочень, Л.А.Скрипченко, О.Ю.Осадько).

Как отмечает большинство исследователей, младшие школьники - это дети с недостаточно реализованным потенциалом активности и самостоятельности. Такое положение обусловлено с одной стороны возрастными особенностями, а с другой - отсутствием квалифицированного психолого-педагогического воздействия. К примеру, Н.Л.Росина в своей исследовательской работе отмечает, для полноценной реализации и развития личностного потенциала младшего школьника необходим переход к личностно-ориентированной модели взаимодействия в диаде учитель-ребенок. Осознание детьми своих возможностей, представления ребенка о самом себе оказывают непосредственное влияние на учебную деятельность, так как участвуют в формировании саморегуляции ребенка и в интеллектуальном, и в личностном плане. Эта проблема предполагает разработку особых методических подходов, используемых в работе педагога. А.И.Волкова указывает, что элементы психологической поддержки, применяемые в актах общения и педагогического взаимодействия являются средством развития составляющих системы Я младшего школьника (самооценка, притязание на признание, притязания на успех, мотивации к обучению и установленною контактов со взрослым окружением). В работах Н.П.Моряновой, Л.Т.Сочень, Л.А.Скрипченко указывается, что складывающиеся взаимоотношения ребенка и учителя оказывают влияние не только на отношение детей к процессу учения, но и на уровень самостоятельности ребенка, на особенности эмоционального фона его жизни (негативные эмоции, связанные с пребыванием в школе, страхи во взаимоотношениях с учителями, повышенный уровень тревожности).

Взрослый, работающий с детьми, должен иметь представление об уровне и качестве развития представлений ребенка о себе, своих способностях и возможностях, сформировавшихся под влиянием уже имеющегося у него определенного жизненного опыта, чтобы суметь обеспечить ему полноценную помощь, поддержку, своевременно и правильно скорректировать недостатки развития, подсказать ребенку не только его недостатки, но и пути их преодоления. Однако, чаще всего педагог не придерживается этих принципов. Как отмечает Н.А.Петрова, основными болезнями педагогики является разлад с природой ребенка, с окружающей его средой и потребностями общества. Процесс воспитания зачастую идет безотносительно к изменениям в развитии личности ребенка, что и объясняет его низкую эффективность. Принудительность учения ломает личность и угнетающе действует на авторитет педагога. Как отмечает И.В.Дубровина, педагог в своей работе должен использовать обратную связь в работе с детьми, когда учащийся не только знает оценку своих действий, но и получает подкрепление своего успеха и поддержку в проблемных ситуациях со стороны учителя. Если в школе складывается благоприятная -ситуация, то и отношения дома и со сверстниками выстраиваются без особых проблем.

Следует учитывать, что развитие не всегда подконтрольно образовательной системе. Специфика условий современной школы, обусловливает такое положение дел, когда основное внимание уделяется объему и качеству научной информации, а не проблемам личностного развития. В большинстве случаев эти проблемы привлекают к себе внимание лишь в моменты видимого обострения. Педагогу, работающему с младшими школьниками следует помнить, что необходимо придерживаться такого направления в работе с детьми, когда ребенок не просто записывается в число трудных и к нему применяются строгость и наказания, а когда педагог анализирует конкретную ситуацию и причины, побудившие то или иное действие, поступок, отношение. Для полноценной реализации требований, описанных выше, в своей работе разработки учителям следует придерживаться образовательных технологий, ориентированных на развитие рефлексии (Г.И.Цукерман), коммуникации (В.В.Рубцова), познавательной мотивации (В.В.Давыдова).

В младшем школьном возрасте родители продолжают оказывать значительное влияние на личностное развитие своего ребенка. Родители служат моделью подражания, и своими собственными поступками оказывают влияние на детей, сохраняющееся на протяжении их дальнейшей жизни. Они в данный период продолжают оставаться для ребенка важной частью его жизни, при этом ребенку, особенно в начале его обучения в школе, как никогда требуется их помощь и поддержка. Именно отношение родителей к ребенку будет определяющим в том, чем станет для него овладение учебной деятельностью - шагом на новую ступень личностного развития или непреодолимым препятствием в этом деле. Родителям часто свойственно, выражая свое неудовольствие достижениями ребенка, попытаться воспитывать его с помощью примеров хороших соседских детей и жалоб на те недостатки, которые и так известны ребенку и из-за которых он ощущает в определенной степени неблагополучие. Такая ситуация приводит к тому, что ребенок не только не стремиться к достижению успеха, но, напротив, и не пытается приложить усилия к исправлению ситуации. Тогда он останавливается на позиции: "Да, я такой неумелый, несмышленыш" и т.п.

Проводимые исследования, направленные на изучение различных аспектов детско-родительских отношений (Н.В. Афанасьева, Е.Ю,Брель, Н.Г.Щербатова, О.Г.Филимонова) подтверждают, что особенности родительского влияния сказываются на многих сторонах личностного развития детей. Родительские установки на восприятие своего ребенка, стиль взаимоотношений в семье и стиль поведения родителей влияют на уровень боязни неудач ребенком, их социальных последствий, определяют уровень притязаний и надежду на успех в младшем школьном возрасте (Н.В.Афанасьева). Эти же факторы родительского отношения оказывают действие на аффективные представления ребенка о себе, о происходящих и будущих изменениях, что в какой-то мере определяет поведение ребенка (О.Г.Филимонова). Не менее зависимыми в данном случае оказывается становление моитвации учения (Н.Г.Щербатова) и уровень тревожности детей младшего школьного возраста (Брель Е.Ю.)

Под родительским влиянием ребенок усваивает и способы разрешения различных жизненных ситуаций (особенно это важно при решении ежедневно возникающих травмирующих ситуаций будь то в школе, дома или в среде сверстников). Усвоение конструктивных и неконструктивных способов разрешения ситуации (когда проблема отодвигается, причины ее не устраняются) оказывает существенное влияние на дальнейшее развитие личности ребенка. В силу определенных причин (индивидуальный опыт ребенка, особенностям его личности, темперамента), имеющих различные индивидуальные сочетания, приобретаемые детьми способы поведения в трудных ситуациях могут обладать разной конструктивностью. При этом усилия могут направляться либо на изменение условий ситуации (если по оценке субъекта они не поддаются изменению), либо на активизацию и развитие собственных возможностей и способностей (если условия ситуации изменить нельзя).

Рассмотрим особенности указанных способов разрешения конфликтных ситуаций, так как они во многом определяют благополучность устанавливаемых индивидом взаимоотношений с социальным окружением. Конструктивные способы повышают положительный потенциал личности, способствует формированию уверенности в своих силах, развитию чувства компетентности и собственной ценности. В широком смысле - обеспечивает жизненную стойкость человека, способность преодолевать трудности, сохраняя себя как целостную личность. Неконструктивные - могут вызвать отклонения и деформации в личностном развитии и выступить таким образом в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья.

Учет этих особенностей потребуется при проведении соответствующей работы с родителями как основными помощниками своим детям в их развитии. Ребенок нуждается в помощи со стороны взрослого и в овладении способами разрешения конфликтных ситуаций окружения. Зачастую причиной низкой успеваемости, невнимательности, плохого поведения является то, что у ребенка слишком много времени уходит на попытки ужиться со своим неблагополучием. Школа - это такое место, где недостатки ребенка могут лишь стать еще ощутимее, так как ребенок сразу же погружается в атмосферу соперничества. Круг взрослых, способных оказывать влияние на детей достаточно широк, но, наверное родители, учителя, воспитатели и другие взрослые, имеющие отношение к детям, не задумываются о том, что оно непременно должно быть созидающим. Не всегда получается у взрослого оказать ребенку необходимую психологическую помощь: иногда не хватает времени, чтобы понять ребенка, иногда определенных знаний, умений, иногда умения понять и почувствовать его проблемы, которых у детей ничуть не меньше, чем у взрослых. Они различны по своему характеру и степени сложности, но они есть практически у каждого ребенка.

То, что называет чувством или комплексом неполноценности А.Адлер, испытывают на определенном этапе развития практически все дети, когда начинают сравнивать себя со старшими братьями и сестрами, когда начинают испытывать первые неудачи в учебе или становятся объектами насмешек сверстников. Однако, А.Адлер говорил о том, что это вполне нормальное человеческое чувство. "Быть человеком — значит ощущать свою недостаточность". Все заключается лишь в том, как человек справляется с этими ощущениями. Это чувство может быть не только источником неприятных переживаний, но и стимулом к развитию и самоизменениям. У большинства детей появление этого чувства связано с отношением его окружения, особенно семьи к его школьным успехам.

Ошибки родителей и учителей заключающиеся в попытках сравнивать одаренных и малоодаренных детей, детей с разными способностями, особенностями темперамента нередко приводят не только к возникновению чувства неполноценности, но и к тяжелым неврозам, психическим травмам.

Жизнь ребенка протекает не только в непосредственном общении ребенок-взрослый, но и в общении детей со сверстниками.

Учебный процесс должен рассматриваться не только как взаимодействие учителя и ученика, но и как общение и взаимодействие учеников между собой. Данные экспериментальной работы Е.Е.Кравцовой, исследовавшей эту проблему, говорят о том, что развитие общения "безоговорочно обуславливающим образом сказывается на успешности школьного обучения", в тоже время являясь компонентами, создающими, как говорил Л.С.Выготский "социальную ситуацию развития", в которой развивается и изменяется сам ребенок. Поэтому следует остановиться еще и на особенностях взаимоотношениях ребенка со сверстниками. При этом следует учитывать и тот факт, что на взаимодействие ребенка со сверстниками большое влияние в это время оказывают специфика взаимоотношений со взрослым окружением. Для ребенка в рассматриваемый период важным становится признание детского коллектива. Именно в это время интерес ребенка переключается на коллектив сверстников. Это период групповых игр и различных соревнований. Ребенок, отличающийся по каким-либо качествам от сверстников (физический недостаток, неловкость, неумелость или просто слабый), становится объектом насмешек и отвергается коллективом, что может в свою очередь привести к отклонениям в развитии личности.

Изучая специфику детских взаимоотношений, Г.А.Цукерман выдвинула гипотезу о том, что сотрудничество со сверстниками качественно отличается от сотрудничества со взрослыми, но является таким же необходимым условием развития ребенка. При этом экспериментально было установлено, что, к примеру, учебный материал дети лучше осваивают в совместной работе со сверстниками, чем с учителем. Следует отметить, что кооперация со сверстниками также лучше воздействует и на процессы интериоризании, непосредственно связанные с особенностями механизма Я-идентичности.

Таким образом, значимыми аспектами в личностном развитии младшего школьника являются устанавливаемые им в этот период взаимоотношения с ближайшим окружением, успешность освоения ведущего вида деятельности, особенности развития таких структурных элементов системы Я как самопринятие, самосознание, самопонимание, самоощущение, саморегуляция. Во многом определяют их развитие особенности освоения ребенком основного вида деятельности этого возраста и устанавливаемых взаимоотношений с социальным окружением В тоже время эти аспекты личностного развития являются своеобразным индикатором успешности работы Я-идентичности в младшем школьном возрасте.

 

Источник: Богданова Н.А. Психологические трудности развития Я-идентичности младших школьников: дис. ... канд. психол. наук: Тула, 2000 172 c.

Теги младший школьник