• Здравствуйте! Вы на сайте автора работ по психологии.

    Здесь много моих статей, которые помогут написать ВКР.

    Имею психологическое образование и большой опыт написания работ.

    Быстро и качественно пишу на заказ любые работы по психологии.

    Правки руководителя и разъяснения включены в стоимость.

    Вы всегда можете связаться со мной.

    Пишите, звоните, оставляйте заявку на сайте. Буду рад помочь.

     

Главная / Курсовые и дипломы по психологии: материалы для написания / Гендерная психология / Антропологический и социологический подходы к теории половых различий

Антропологический и социологический подходы к теории половых различий

Антропологи и социологи вникают в проблемы пола, исследуя, и исторически, и в современных обществах, виды ролей, которые принимает и использует каждый пол. Еще Эмиль Дюркгейм в своих работах "О разделении общественного труда" и "Самоубийство", опубликованных в начале XX в., касался социальных проблем пола и половых ролей. Именно он впервые обратил внимание на тот факт, что количество самоубийств и психических заболеваний различно среди мужчин и женщин того или иного брачного статуса. Так число самоубийств среди неженатых или разведенных мужчин выше, чем среди незамужних или разведенных.

Некоторые идеи оказали всестороннее воздействие на исследователей развития общества. Например, идея универсальности культур, то есть подобия в половых ролях всех культур, подразумевает следующее: в разных культурах, мужчины и женщины имеют тенденцию принимать одинаковые роли, которые могли бы рассматриваться культурной универсальностью, определенными биологическими факторами. Наиболее подробно социологические теории половых различий представлены в работе "Теория и методология гендерных исследований".

Многие ранние исследования половых ролей были интерпретированы как поддерживающие две культурные универсальности:

1)      мужчины имеют более высокий статус в обществе, чем женщины;

2)      распределение обязанностей в обществе происходит на основе половой принадлежности.

Чтобы объяснить эти культурные универсальности, социологи развили гипотезу общественных / частных сфер, по которой, женщины были ответственны за частные / внутренние сферы, включая заботу о ребенке и сельское хозяйство, из-за своей репродуктивной роли. Мужчины были ответственны за общественную сферу, включая охоту и политику. Так же преобладающим антропологическим представлением была развиваемая теория "мужчина-охотник", в которой предполагалось, что мужчины объединялись вместе, чтобы охотиться на больших животных, в то время как женщины заботились о детях в домашней обстановке. Более того, женщины развивали и расширяли сферу домашнего хозяйствования и воспитания, что еще сильнее закрепляло их внутренние роли, а мужчины, развивая мастерство, конкурентоспособность, закрепляли за собой общественные роли.

За последние 20 лет, хотя некоторые подтверждения выдвигаемой гипотезы были найдены и в современных культурах, культурные универсальности все же были подвергнуты сомнению из-за этнографических данных, которые убедительно доказали сложность и непостоянство гендерных ролей. В настоящее время, многие антропологи обнаружили существование этнографического и материального свидетельства того, что предки людей были главным образом вегетарианцами, которые кушали то, на что набредут, не становясь при этом охотниками. Более того, было найдено подтверждение важности роли женщины в культурной эволюции. В результате, традиционные эволюционные споры не могли соответствовать объяснению гендерных различий в труде и обязанностях на основе пола.

Другая связанная и распространенная идея касается семейных ролей на половой основе. В 1950-х годах был предложен функционалистский подход, который направил усилия исследователей на изучение семейных ролей и гендерно окрасил общественный взгляд на семью. Данный подход выявил, что семья выполняет функцию социализации детей лучше всего, когда роли распределены в семье, то есть мужчины выполняют экономическую, обеспечивающую и содействующую роль, а женщины - экспрессивную роль, в которой они обеспечивают эмоциональные нужды семьи (об этом речь шла выше в контексте концепции Т. Парсонса). Этот подход поддерживает фундаментальную очевидность существующих гендерных стереотипов: мужчины - содействующие, а женщины - экспрессивные, рассматривая, таким образом, половые роли как основу семейного функционирования. Наиболее значимым для психологов явилось изучение определения пола у детей и подростков, появившееся вследствие некоторого числа проблем и конверсии о том, как релевантные гендерные конструкции процесса социализации личности должны быть осмыслены и измерены.

В конечном итоге, на психологов повлияли аргументы о важности культуры, особенно в процессах первичной социализации личности. Более того, в 1980-х годах появилась гипотеза о социальной конструкции пола, согласно которой индивидуумы "формируют пол" используя для этого внешние атрибуты, такие как, телосложение, прическу и другие. Таким образом, пол постоянно формируется через взаимодействие, преломляясь в призме культуры дифференцируя общество на два пола.

 

Источник: Грошев И.В. Психология половых различий: Дис. ... д-ра психол. наук: Москва, 2002. - 523 c.

Теги пол гендер